Культурология

Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001.
- 400 с.
Глава 19. ИДЕОЛОГИЯ: КРИЗИС КУЛЬТУРЫ
Не говори: «Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!..' Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Н. Некрасов Только те жертвы принимает жизнь, что идут от сердца чистого и печального, плодоносно взрыхленного тяжелым плугом страдания. Л. Андреев Что такое ИДеоЛОГИЯ? Новое время — время океанических цивилизаций и объединения людей новыми мощными средствами коммуникации в единое человечество. Это время действия масс, вышедших на историческую арену*. Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, получившего название идеологии, и особого способа культурного обслуживания масс — массовой культуры. Восстание масс стало источником и движущей силой идеологии и массовой культуры, которые переплелись между собой. Идеология сама является культурой масс и культурой для масс, она стимулирует развитие массовой культуры, которая не может не быть идеологизированной, поскольку идеология ближе всех отраслей культуры к материальным потребностям, а массы живут в основном ими. Управлять массами удобнее путем воздействия на них идеологией, чем элитарной по сути наукой, которую массы не способны понять. С выходом на историческую арену масс идеология получает преиму- * Данный феномен X. Ортега-и-Гассет проанализировал в своей книге «Восстание масс». 318 — щество перед наукой в борьбе за власть.
Идеология имеет дело с массами, подлаживается под их интересы и запросы, что принижает культуру и ведет ее к кризису. Идеология означает переход от разума и религиозной веры к материальным интересам толпы. Идеология не миф, хотя в ней много от мифологии, более того, мистическое начало скрывается под рациональной оболочкой, проступая в бальзамировании вождей. Идеология не религия. Хотя в ней есть приземленная вера, в которой на место Бога ставят идеолога, правителя или материальный идол (скажем, золотого тельца). У идеологии имеются философские корни и ее предшественником можно считать Платона. Само название идеологии пришло из философии — термин «идея» у Демокрита и Платона. Она стремится подчинить себе искусство, заявляет о своей научности. Она пытается соединить науку с высшими идеалами человека — его стремлением к благополучию и счастью. Она объединяет людей, но ценой их превращения в «одномерных» (по Г. Мар-кузе). Объединяет и наука, но идеология действует более жестко, не останавливаясь перед насилием. Отличие идеологии от науки наиболее точно определил А.А. Зиновьев: «Наука предполагает осмысленность, точность и однозначность терминологии. Идеология предполагает бессмысленные, расплывчатые и многосмысленные языковые образования. Терминология науки не нуждается в осмыслении и интерпретации. Фразеология идеологии нуждается в истолковании, в ассоциациях и примысливании. Утверждения науки предполагают возможность их подтверждения или опровержения или, в крайнем случае, установления их неразрешимости. Предложения идеологии нельзя опровергнуть или подтвердить» (Коммунизм как реальность. М., 1994. С. 252). Борьба идеологии с наукой проявилась в феномене Лысенко и отрицании в СССР значения передовых научных разработок, в увлечении мистицизмом в фашистской Германии и др. В эпоху господства идеологии все отрасли культуры становятся ее служанками, в том числе и наука. Не наука, а скорее идеология, ответственна за изобретение атомной бомбы. Разум мешает внушению, доверчивости и потому к нему так строги идеологи и колдуны.
Разум начинается с сомнения в правоте того, во что все верят. Хитрость идеологии заключается в ее мимикрии — она подстроилась под научность и оказалась осо- — 319 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Идеология: кризис культуры бой качественно новой отраслью, которая стоит на границе культуры. Идеология соединила материальный интерес с наукообразным прогнозированием будущего, которое является предметом веры. Как система взглядов, выражающих интересы больших общественных групп (классов, наций), идеология стремится поставить все предыдущее знание на службу материальным интересам. Идеологи — пророки материального. Они пришли, когда люди захотели счастья здесь и немедленно. В настоящее время идеология — самая мощная сила. Она постоянно стремится что-то преувеличить или затушевать — то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например двух противоположных классов — капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека — демократического и тоталитарного и т. п. Идеология разъединяет людей, хотя, казалось бы, печется об их объединении. Ее интересы частные и стало быть могут объединить часть людей на определенное время. Как писал Д. Вико, разделение идей удостоверяет разграничение собственности. Торжество идеологии привело к господству формальных принципов, наподобие историзма с его многообещающими схемами и пренебрежением к конкретному человеку. Идеология уводит человека из культуры и делает его духовно бездомным, хотя он и обитает в роскошных апартаментах. Казалось бы, если массы участвуют в политической жизни, это хорошо. Однако возрастание роли масс лишь тогда позитивно, когда возрастает количество культурных людей. В противном случае массы могут затоптать» культуру. Как инертное бездуховное образование масса представляет опасность для культуры. Важно помнить различие между массой и народом,,который живет культурными традициями. Есть две параллели: творческая элита — народ и правитель — массы. Творческая элита ведет за собой народ, просвещая его; правитель использует массу для осуществления воли к власти.
Для массы нужна примитивная массовая культура, а народ вынужден подчиниться правителям. Массы составляют часть политической системы — электорат. Они нужны потому, что большинство современных армий создано на основе всеобщей воинской повинности. Отсюда, по мнению А. Тойнби, «правящее меньшинство не просто загрязнилось, а оказалось целиком поглощенным массой внутреннего пролетариата» (Тойнби А. Постиже- 320 ние истории. М., 1991. С. 382). В результате заигрывания с массой и удовлетворения ее требований «зрелищ» массовой культурой «внутренний пролетариат, становится развязным, правящее меньшинство вульгаризируется» (Там же. С. 384). Масса — удобный объект идеологических манипуляций, поэтому идеология заинтересована в том, чтобы народ превратился в массу, которая легко подчиняется. Об этом писали Ленин и Степняк-Кравчинский. Но «массы — это конец, радикальное ничто» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 377). Воздействие на массы с помощью массовой культуры делает их более цивилизованными, но менее культурными, понижает общий уровень культуры. При «массовизации» облегчаются процессы имитации, стадности, известные в животном мире как образование анонимной стаи. Массовизация ведет к разрушению семьи, неформальных общественных связей, способствует тому (особенно при развитии средств массовой информации), что какая-либо идея как вирус при эпидемии овладевает широкими слоями, становясь материальной силой. Вся культура становится массовой, тогда как каждый человек уникален, и не идеология должна внедряться в сознание, а люди должны самостоятельно формировать свое мировоззрение на основе культуры. Три этапа Идеология проходит три этапа: диалектический, идеологии демагогический, догматический. Первый этап развития идеологии — диалектический — можно также назвать философским, поскольку при формировании идеологии философская составляющая играет важную роль.
На этом этапе идеология проявляет непримиримость ко всем остальным идеологическим направлениям, но сохраняет тесную связь с наукой, искусством и другими отраслями культуры.
Борьба с иными идеологическими течениями способствует четкому оформлению идеологии, но может ее и погубить. На этом этапе проводниками идеологии выступают только ее создатели да некоторые группирующиеся вокруг них фанатики. Но идеология создана и вулкан готов к взрыву. Если идеологическая система оказывается достаточно жизнестойкой и ей удается подавить конкурентов, особенно из числа смежных идеологий, она стремится обрести господствующее положение. -321 JJLKyju Идеология: кризис культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ Второй этап демагогический — это распространение идеологии. Стремление к подчинению масс данной идеологией делает важнейшей ее демагогическую составляющую. Идеология может распространяться подобно эпидемиологическим заболеваниям — как некая идеологическая «инфекция», действующая на духовно и душевно ослабленный организм, не имеющий стойких убеждений в качестве иммунитета. «Инфекция» от одного может перейти сразу к нескольким и так далее. Идеологическая система как лава вы-плес-кивается на поверхность, занимая огромные площади. Третий этап догматический — от господства идеологии до упадка. Идеологическая лава, выйдя на поверхность, начинает застывать, отрываясь от действительной жизни и интересов людей. Идеи превращаются в непререкаемые догмы и теряют жизненную силу. Если на втором этапе идеология еще пользуется философскими (преимущественно диалектическими) приемами, обеспечивающими ее проникновение в массы, то на третьем этапе она перестанет впитывать какие-либо философские положения и превращается в самого страшного врага философии. К культуре относится только первый этап формирования идеологии. Затем идеология утверждается и пытается подчинить культуру. Ныне это самая большая опасность, грозящая культуре - вообще. В идеологии культура достигает своего самоотрицания, переходя, говоря гегелевским языком, «в свое другое». Ничто так не навязывается людям, никакая другая отрасль культуры не внедряется столь насильственно, и никогда кризис культуры не становится столь всеобъемлющим. Словесным проявлением культуры наоборот выступает идеологический термин «культурная революция», а стремление избавиться от культуры, превращаемой в антикультуру, выражается в направлении контркультуры. Идеология появляется изнутри культуры как ее отрасль и поэтому она опаснее всего для культуры (наподобие раковой опухоли).
Противостояние идеологии и культуры откровенно и четко выразил Геринг, сказав: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Материальный результат противостояния вроде бы предопределен, потому что у культуры нет оружия, но идеология проигрывает в любом случае, потому что она или подрубит сук, на котором сидит, или на древе культуры вместо нее вырастет другой плод. Торжество идеологии блестяще, но временно. Три источника Идеология имеет три источника, заключен- ИДеОЛОГИИ ные в тРех прекрасных словах из лозунга Великой французской революции: свобода, равенство, братство. Именно из этих понятий образовались три мировые идеологии. Само понятие «идеология» появилось в XVIII в. и первоначально обозначало по самой этимологии слова учение об идеях — понятии, возвращающем нас к Платону, который, кстати, в своих поздних произведениях «Государство» и «Законы» создал прообраз идеологической системы, которую так неудачно пытал ся воплотить в жизнь. Породила идеологию — эту духовную атомную бомбу по той разрушительной силе, которой она обладает — эпоха Просвещения. У ее истоков стоял Ж.-Ж. Руссо, считавший, что науки и искусства не делают человека нравственным и счастливым. Руссо восхищались деятели французской революции (особенно Робеспьер), провозгласившие свободу и ограничившие ее. «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому», — так было записано в Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием Франции 26 августа 1789 г. Но вскоре началось преследование врагов свободы и их головы полетели одна за другой. Во времена Великой французской революции было в ходу и понятие враг народа. Декрет Конвента от 26 февраля 1794 г. объявлял врагами народа всех, кто выступал против Конвента или пы-.. тался унизить его. В соответствии с этим декретом врагом народа можно было объявить кого угодно, например, тех, кто препятство- • вал народному просвещению «путем всяких махинаций» (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 239). Наказание — смертная казнь. Улик достаточно устных. Сначала деятели революции победили в своей стране, а затем начали войны, чтобы, как заявил Камбон, «ничто, существовавшее прежде, не могло устоять перед осуществляемой нами властью» (Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. -Т. 4. М., 1981. С. 152). Задача революционных войн заключалась в том, чтобы способствовать возникновению революций в других странах. Аналогичную задачу ставили большевики, придя к власти в России: разжечь пожар мировой революции. Тут же возникает знаменитое «кто кого?» Аргумент: если мы первые не начнем войну, то революция будет раздавлена уси- 322 -323 И' Идеология: кризис культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ лиями всего мира. Начавшаяся война, отмечал Ж. Жорес, «не была борьбой одной нации против другой нации, а борьбой одной системы институтов — против другой системы институтов. Теперь институты, созданные свободой, должны были уничтожить, пусть даже силой, институты, созданные рабством. Но как опасна такая попытка! Какие диктаторские привычки привьет она Франции! И как рискует она отождествить в глазах других народов национальную свободу с былым порабощением!» То же было и в России в XX в. Обе революции были борьбой идеологии за власть, и в этом они похожи. Не важно, что идеологии различны: одна — идеология свободы, другая — идеология равенства. Они превратились в тоталитарное потребительство и потребительский тоталитаризм. А как же с теми, кто не подчинится завоевателям, несшим свободу? «Тогда и отношение будет к ним, как к врагам, раз они не хотят ни свободы, ни равенства» (Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции.-С. 158). Это было названо революционной диктатурой Франции и революционным протекторатом Франции над народами (доктрина Камбона, объявленная 15 декабря 1792 г. и утвержденная Конвентом). Великая французская революция была образцом идеологической революции и стала прототипом октябрьского переворота в России. Есть такое выражение: «революция пожирает своих детей». Французская революция закончилась гибелью тех, кто ее организовал. Но идеология победила. Аналогичная ситуация сложилась и в России. Большинство активных сторонников коммунистической идеологии погибли или до революции, или во время ее, или в сталинских лагерях. Они оказались жертвами, на крови которых «взошла» идеология. Идеология вступила в борьбу за власть в конце XVIII в., но окончательно укрепилась после первой мировой войны, в которой победили идеологические державы — Англия, Франция и США, а побежденные взяли на вооружение другие идеологии — Россия в 1917 г., Италия в 1922 г., Германия в 1933г. Те, кто отдавал свои жизни за свободу, равенство и братство, подпитывали своей энергией идеологию до того момента, когда она, победив с помощью жертв, сама не отвечала репрессиями против своих противников. Классическим примером является французская революция, но это свойственно всем идеологи- 324'- ям. Гибли тысячи борцов за угнетенный народ и свободу, и жертвы не пропали даром. Из них родилось господство идеологии в трех формах—либерально-капиталистической, националистической и коммунистической. Каждая обещала счастье, и большинство людей верило в это, но ни одна не оправдала надежд. Почему? Объяснение может быть дано с нескольких точек зрения: исторической рациональной, исторической нерациональной и метаисторической. Если ограничиться первым, то ни одна из идеологий не выполнила обещаний в силу расщепленности единого идеала и из-за подмены в попытке насильственного приведения людей к счастью. Выводы о государстве как политической форме угнетения большинства меньшинством на диалектическом этапе идеологии сопровождались демагогией о скором преодолении всякого угнетения в результате буржуазной или социалистической революции. Либерально-капиталистическая идеология Все социальные утопии хороши, поскольку не воплощены в жизнь и относятся к духовной культуре. Попытки их реализации всегда антикультурны. Слова Геринга весьма показательны, а отсутствие таковых у представителей других идеологий свидетельствуют отнюдь не об ином отношении к культуре, а о большем лицемерии. В целом все идеологии антикультурны и тоталитарны. Для либерально-капиталистической идеологии главное слово «свобода», первое из лозунгов Великой французской революции. За ним скрывалось стремление третьего сословия ликвидировать привилегии аристократии и духовенства и достичь одинаковых с ними юридических прав. Когда это произошло, был брошен лозунг: «Обогащайтесь!» и возникла новая форма неравенства, основанная на богатстве одних и бедности других. «Ахиллесова пята» идеологии — насилие. Чем больше насилия в теории и практике идеологии, тем быстрее приходит она к гибели. Порой она еще находится у власти, но ей уже никто не верит. Наиболее хитрая идеология — либерально-капиталистическая, насилие которой не прямое, а косвенное, денежное, что ей удается скрывать. Недаром в обширном труде «Открытое общество и его враги» апологет капитализма К. Поппер лишь один раз употребляет слово «деньги», да и то в примечании. Поистине геге- -325 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Идеология: кризис культуры левская «хитрость разума» — управлять не путем грубого насилия, а посредством денег. Деньги хороши как средство самореализации, когда не отняты у других. Но именно это происходит в капиталистическом обществе, построенном на эксплуатации людей, идей и природы, где высший стимул — прибыль. К. Поппер решил вдохнуть жизнь в либерально-капиталистическую идеологию, но идеологичность его «Открытого общества» очевидна. Капиталистическое общество открыто для имеющего деньги. Без денег оно недоступно. Данную идеологию можно назвать либерально-капиталистической, поскольку начинается она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а заканчивается проповедью потребительства. Эта идеология господствует в большинстве развитых европейских стран, которые прошли через две подмены, превратившие христианство из религии рабов в религию господ и науку из познания мира в инструмент господства над природой. Права человека — звучит привлекательно. Но во имя этих прав могут уничтожаться целые нации. Получается, что ради одного человека и его прав позволительно уничтожать целую культуру. Либерально-капиталистическая идеология взяла на вооружение тезис, что люди должны быть равны (но формально или люди твоего класса и нации?) и за счет этого синтеза вырвалась вперед. Сейчас она занимает лидирующие позиции, но обвинять ее в коварстве бесполезно, так как это — ее суть. Националистическая идеология Либерально-капиталистическая идеология анонимна. Она пытается скрыть даже свое имя. По мнению Р. Барта, «отречение буржуазии от своего имени не является иллюзорным, случайным, побочным, естественным или ничего не значащим фактом; оно составляет сущность буржуазной идеологии, акт, при помощи которого буржуазия трансформирует реальный мир в его образ, Историю в Природу» (Барт Р. Избранные работы. М., 1994. С. 110). Миф помогает идеологии. 326- Данный тип идеологии вдохновлен другим лозунгом Великой французской революции, известным со вре- мен Конфуция, — братство (имеется в виду близость людей одной нации). Борясь за национальное государство, многие становились героями и жертвовали собой. От этого так далеко до стремления к мировому господству, как от Гарибальди до Муссолини. Личный шофер Гитлера писал, что по-человечески фюрер был оди-' нок. То же говорили о Сталине. Мао называл себя одиноким путником, бредущим с дырявым зонтиком. Как ни парадоксально, но чем большей властью обладает политик, тем более одиноким он себя чувствует, да и является им на самом деле. Причина в разъединяющем людей насилии, тогда как настоящая культура объединяет их. Для идеологов живой человек — ничто по сравнению с нацией, классом или даже его правами. Апофеозом насилия является националистическая идеология, которая начинается с провозглашения прав одной нации на самоопределение, а заканчивается откровенно агрессивным стремлением к покорению и уничтожению других наций. Это в наибольшей степени было присуще немецкому фашизму, развязавшему мировую войну и провозгласившему своей целью завоевание жизненного пространства и уничтожение целых народов. Коммунистическая Коммунистическая идеология, осно- ИД6ОЛОГИЯ ванная на равенстве, является зем ной религией угнетенных масс. Идео логия равенства возникла во времена Великой французской рево люции (Бабеф, Марешаль, Сильвен), но обоснована в полной мере К. Марксом в XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс пытались затушевать идеологичность своей концепции и выступили с острой критикой идеологии как таковой, назвав ее ложным сознанием. Однако процесс развития идеологии дает основания считать ее не только ложным, но и лживым сознанием. Близость марксистской идеологии к религии подтверждается тем, что придя к власти марксисты стали уничтожать церкви — они, образно говоря, заняли ту же экологическую нишу, и борьба была неизбежна. Антирелигиозность коммунистической идеологии позволила ей победить религию, но выявила ее ущербность. Идеологию, объявившую религию опиумом для народа, можно назвать ядом. Впрочем, религия в свое время быля призвана для борьбы с другой идеологией. 327 I Идеология: кризис культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ На алтарь идеологии положено много жертв. Коммунистическая идеология совершала триумфальное шествие в СССР, подминая под себя остальные отрасли культуры. Наука, религия и философия в определенной степени воздействовали на идеологию, однако поведение людей определяла именно она. Провал попыток идеологии применить науку и технику в социальной жизни объясняется тем, что идеология пытается насильственно внедрить свои схемы, вступая в столкновение с жизнью, которую она хочет преобразовать. Столкновение с жизнью — научно-техническое или идеологическое — чревато опасностью, причем идеологическое не меньшей, чем научно-техническое. Создавалось впечатление, что коммунисты решили провести с населением России своеобразный эксперимент. Выработанные функционерами КПСС у советских людей условные рефлексы -неестественны. Они закреплялись, но вызывали и те действия, которые в конце концов положили предел коммунистическому эксперименту. Дискредитация коммунизма в СССР — яркий пример того, как насилие губит1 идею. Сейчас в России дискредитируется идея демократии, в частности, из-за насилия денег. Действует ли механизм торжества зла вследствие непротивления ему? В определенных пределах — да, пока в действие не вступает механизм самоистребления зла, приводящий к гибели его носителей. Об этом стихотворение 3. Гиппиус «Грех»: Змея сама, свернувши звенья, В свой собственный вопьется хвост. И мы простим, и Бог простит. Но грех прощения не знает, Он для себя себя хранит, Своею кровью кровь смывает... Коммунистический режим победил царя, чиновников, белую армию, буржуев, крестьян, рабочих, своих же сторонников. Он рухнул не от «масонского заговора», «происков ЦРУ», романов Солженицына и деятельности диссидентов. Истребив здоровые творческие.силы, зло не может существовать. Оно становится все сильнее... и вдруг на вершине торжества рассыпается, как карточный домик. Тут нет ничего мистического: с победой зла иссякают творческие силы, без которых невозможна жизнь. Зло не имеет в себе созидательного начала и, без притока творческих сил, за счет которых оно существует, уничтожает само себя. Нужно ли с ним в таком случае бороться? Нужно, но не его способами, а посредством культуры. Крах идеологии не обязательно разрушает цивилизацию, а тем более культуру. Гибель коммунистической идеологии не обязательно должна разрушить русскую цивилизацию. Господство идеологии представляет собой величайшую опасность для культуры. Но идеология — пустоцвет на древе культуры и без нее сама гибнет. Яркий пример: борьба коммунистических властителей с теми деятелями культуры, которые отнюдь не хотели вступать в конфликт с идеологией, а отстаивали свою самостоятельность, без которой невозможно творчество, и все же подвергались репрессиям, как, например, философ А.А. Зиновьев, на произведения которого часто ссылаются нынешние коммунистические функционеры. Массовая культура В период, когда появляется и растекается по общественному телу масса, идеология становится главной формой культуры, а остальные ее виды объединяются под названием массовой культуры — некоего суррогата, призванного развлекать и отвлекать массы от настоящего дела. Зрелища были в моде еще в Древнем Риме, но там не было идеологии. Понятие массовой культуры внутренне противоречиво, поскольку масса не обладает творческим потенциалом, а стало быть и не может иметь культуры в ее истинном понимании. Однако вряд ли следует удивляться противоречию названия того, что само по себе противоречиво. Особенности массовой культуры зависят от того, какой форме идеологии она служит. Массовая культура идеологии власти обычно строга и однообразна, пропагандирует послушание и долг, и олицетворением ее являются марши и газеты. Массовая культура идеологии потребительства более легка и разнообразна, пропагандируя секс и беззаботную обеспеченную жизнь. Ее олицетворение — комиксы и иллюстрированные журналы. Произведения массовой культуры подлаживаются под интерес масс, испытывающих нездоровую тягу к насилию, жестокости и власти, в форме детективов и откровений разведчиков, причем идеология власти хочет втиснуть в эти произведения идею верности государству, а идеология потребительства — представление о силе и независимости. •329 328 Идеология: кризис культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ С другой стороны, массовая культура есть то, что способно спасти массы от идиотизма монотонной повседневной жизни.
Это как бы защитная реакция, но такая, которая духовно разрушает человека. Этим она отличается от настоящей культуры, которая будит истинно человеческое. Культура отражает систему общественных отношений и характеризует самого человека. Засилие массовой культуры с ее проповедью силы, обеспеченной жизни и порнографии отражает отвлеченно-чувственную тягу современного человека к власти, потребительству и сексу. Если народная культура призвана приобщать людей к народным традициям и жизни, то массовая культура выполняет в условиях всеобщей грамотности функцию отвлечения от народных основ. Народная культура создается для народа и творит ее народ. Как человек нормален, когда помнит свое прошлое, так и народ нормально существует, если сохраняет свои традиции, размышляет о смысле жизни и смысле истории. Народ помнит все хорошее и плохое в своей истории. Как только мы отказываемся от этого, да еще повторяем модную ныне фразу «я никому ничего не должен», мы сами выключаем себя из народа как целостного организма, становимся обособленным атомом массы, песчинкой, которая не хочет ни за что отвечать, и ей идут навстречу — она действительно ни за что не отвечает, но делает, что велят, и не в силах отказаться, потому что у нее отсутствует внутреннее нравственное ядро. Промежуточное положение между народом и массой занимает так называемая публика, т.е. образованная, начитанная часть массы, которая утеряла непосредственную связь с народными корнями — образование ее поверхностно и не достигло стадии творческой душевно-духовной переработки полученной информации. ««Публика» сама не мыслит, так же как она сама не шьет себе сапоги и не печет хлебов. И в умственном, и в материальном отношении она живет на всем готовом, и ее готовые мысли только способствуют ее чувству довольства, именно потому, что они не возбуждают в ней двух беспокойных вопросов: «да так ли это?» и «что же дальше?» (Соловьев B.C. Россия через сто лет //Собр.соч. Т. 10. М., 1913. С. 139—140). Публика — та же масса, но приобретшая поверхностный лоск. Народная культура национальна, массовая культура не имеет отечества. Выделение слова «отечество» не случайно, по- тому что именно через историю и философию своего народа идет наиболее полноценное приобщение к мировой культуре. Как изучение литературы начинается с русских сказок и со стихов Пушкина, который в свою очередь начал приобщаться к культуре через русские сказки, рассказанные няней Ариной Родионовной, так и изучение истории и философии должно начинаться с истории и философии национальной. Через душу, которая содержит в себе национальную компоненту, и через дух, включающий архетип народа, идет подлинное понимание культуры, которую легче воспринять человеку той же нации. Ф.М. Достоевский говорил о всемирной отзывчивости русской души, но начинать надо со своей культуры, а потом осознавать и другие, иначе отзывчивость останется, а культурности не возникнет. Изучение собственной культуры — ступень, благодаря которой можно подняться до вершин мировой культуры и овладеть «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Современное положение можно считать переходным к двум возможным состояниям. Первое из них — окончательное вырождение народа в массу, которая отупляется тяжелым трудом или, наоборот, теряя связь с трудом, разлагается в бессмысленном времяпрепровождении. Однако можно надеяться, что получившие грамотность, материальное обеспечение и возможность досуга обыватели смогут подняться к вершинам культуры и творческого труда. В конечном счете все зависит от силы и направленного желания людей, от того, как они будут жить и по" какому пути пойдут. Ясно одно: пока существует масса, будет и потребность в идеологии как системе идей, приноравливаемых к массовому сознанию и управляющих им. А пока такая потребность сохраняется, не может быть отказа от идеологии. Идеология, понимая или нет, что своим триумфом обязана массе, стремится охватить всех людей. Это круг, выход из которого заключается в индивидуальном усилии каждого стать личностью. Эволюция и апофеоз подмен Сейчас время господства идеологии и кризиса культуры. Эти вещи взаимосвязаны. Кризис духовной культуры не в том, что она что-то не создала (новые религии т. п.), а в порожденной ею идеологии. 331 330 Идеология: кризис культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ Идеология защищает интересы определенных групп общества, но не каждого и всех в целом. Поэтому все хорошие слова остаются невыполнимыми. На этапе становления идеологии (как любой отрасли культуры, претендующей на господство) используется весь интеллектуальный и нравственный багаж для создания привлекательного образа. В дальнейшем демагогическая шелуха отбрасывается под причитания ортодоксов. Кризис культуры в лице идеологии заключается в том, что слова остаются словами, более того, их значение искажается и извращается. Сначала происходит подмена смыслов, а потом — реальности. Подавляющее в буквальном смысле большинство старается для себя. Общие интересы подменяются частными. Причина кризиса культуры в том, что все три идеологии дис-кредитировали.себя. В эпоху выхода масс на мировую арену требуется организующая культурная сила. Идеология порождает подлинный энтузиазм (порой за счет обмана), приводящий к свершению реальных дел. Но растворение культуры в массе Понижает ее уровень. Массовая культура подчиняется идеологии и материальным запросам. В моменты кризиса культуры происходит ее расщепление и внутренняя борьба. Иногда говорят о культуре творческой и культуре потребительской. Последняя и есть массовая культура, так как масса может лишь потреблять, а не производить культуру. В противоположность понятию массовой культуры уместно говорить об элитарной, или высокой', культуре, которая отличается своей подлинностью. Либо массы поднимутся на вершины культуры, либо культура падет в пропасть. Будущее культуры и человека зависит от ответа на вызов идеологии. Из всех отраслей культуры идеология наиболее демагогична. С ней же связаны самые тяжелые подмены. Очевидно, так и должно быть, поскольку идеология намеренно снижает свой духовный уровень, чтобы быть понятной всем, и, добиваясь этого, . больше всего связана с материальной действительностью, являющейся главным источником подмен. Основная причина нынешнего кризиса культуры заключается в том, что произошел опасный перекос от духовной культуры в сторону материальной жизни, от любовно-творческого стиля жизни к агрессивно-потребительскому стилю. Движущей силой этого процесса является идеология как главная ныне отрасль 332- культуры, которая сама по себе сдвинута в сторону материальной жизни. Идеология возникает тогда, когда определенные слои общества готовы жертвовать собой во имя народа, и переживает кризис, когда носители ее, придя к власти, начинают уничтожать несогласных. В конце концов сами проводники идеологии перестают верить в идеалы (если они у них были), и их уверения становятся ложью, видимой всем. Материальные средства искажают духовные цели. Сколько революционеров гибло за свободу и счастье людей! Но как только идеология приходит к власти, сразу начинается насилие и подмена. Идеология прикрывается гуманизмом — правами человека, класса, нации. На самом деле она — подмена гуманизма: не может быть по-настоящему гуманного отношения к одним при геноциде по отношению к другим. Результат идеологической борьбы — две мировые войны и экологическая катастрофа. Война становится перманентной, переходя из «горячей» в «холодную». Такой же постоянной становится война с природой. Идеология неразрывно связана с тоталитаризмом, если . не в виде подчинения человеку, то в виде подчинения материальному объекту. Формы тоталитарности разные: от жесткого физического принуждения до мягкого денежного насилия. Тоталитаризм национализма и социализма вытекает из того, что эти идеологии открыто называют слои общества, которые противостоят им, и нацеливают своих сторонников на борьбу. Буржуазная идеология вроде бы не признает открытых противников, но пронизана скрытым, денежным тоталитаризмом. Все идеологии, настоенные на ненависти к тому, что им противостоит, одинаково враждебны природе. Идеологии жертвуют людьми и природой в массовом масштабе, возводя насилие в культ. Появляется культ личности, а точнее культ против личности, из которого не может вырасти культура. Идеология убивает не отдельных ученых, писателей, религиозных деятелей, а целые слои и классы, используя ссылки на волю Бога, объективные законы развития природы, общества и т. п. Почему не осуществились величайшие чаяния человечества? Религия отвечает: из-за изначальной греховной природы человека. Идеология говорит: не созрели производительные силы общества или оно было слишком традиционным и закрытым и т. д. — 333 Идеология: кризис культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ Метаисторическое объяснение: людей ведут по лабиринту высшие силы и наблюдают, как они попадают в тупик. Л.Н. Толстой склонен был видеть нравственные причины: люди должны стать лучше, но этого не происходит, потому что духовные искания превращаются в материальную власть, а самопожертвование сменяется насилием. Неестественная для духа и культуры агрессивность вредит природе и самому человеку. Подмены объясняются не только трудностью достижения результата, но и тем, что люди живут по приказу властей, власть же приобретают стремящиеся к ней ради нее самой. Это обстоятельство затрудняет прогресс человечества и грозит новыми подменами. Подмена философских исканий в Древнем Риме, когда он пошел по пути завоеваний и гонений на христиан; подмена христианских чаяний инквизицией и индульгенциями во втором Риме; подмена целей православия задачами построения централизованной империи в третьем Риме; подмена социалистических утопий становлением тоталитарного государства; подмена развития национального самосознания построением фашистского государства; подмена демократического устройства потребительским обществом — сплошная цепь подмен, основа которых власть, опирающаяся на насилие. Духовная эволюция зовет в рай. Но подмены ведут в ад. Это и есть та самая дорога, вымощенная благими намерениями. Подмены существовали и до идеологии, но именно в идеологическую эпоху они достигли грандиозных масштабов геополитического «землетрясения». Идеология загнала себя в тупик самоистребления тремя противоборствующими частями: идеологией национального государства, превратившейся в фашизм; идеологией свободы, превратившейся в капитализм; идеологией равенства, превратившейся в тоталитарный социализм. Кризис будет продолжаться, пока от подмен не вернуться к добровольной жертве. Над идеологией поднялся свет, обещающий превзойти ее на ее же поле битвы; свет, зажженный Махатмой Ганди, сумевшим вдохновить культурой ненасилия массовое движение. Это — свет в конце идеологического тоннеля. Что придет на смену? Экологический кризис свидетельствует — должны прийти экологическая мудрость и культура. Это не значит, что все опасности исчезнут. Дискредитировать демократию могут демократы, пришедшие 334-—. к власти. Дискредитировать экологию может достигшая власти экологическая партия. Пока за идеи умирают люди, они побеждают; когда они начинают убивать, то духовно деградируют. Любая отрасль культуры грозит подменой, если приходит к власти. Когда вся культура идеологизируется, наступает глобальный кризис, от которого нет иных путей спасения, кроме нравственного совершенствования. Иначе череда жертв и подмен неизбежна. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Что такое идеология? Что такое массовая культура и как она связана с идеологией? Каковы разли чия между массой, публикой и народом? Каковы особенности массовой культуры в отличие от народной? Чем отличается культурная реальность от житейской факто-логичности? Почему именно народная культура ведет к приобщению к культуре мировой? Как связана идеология с кризисом культуры? Чем она отличается от мифологии, религии, философии., науки? Почему в наше время господствует идеология? Какие этапы проходит идеология и в чем их различие? Каковы три основных источника идеологии? В чем сходство и различия между тремя основными идеологиями? Каковы главные особенности либерально-капиталистической идеологии? Каковы главные особенности националистической идеологии? Каковы главные особенности коммунистической идеологий? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Барт Р. Избранные работы. М., 1994. 2. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. 1991. 3. Манхейм К. Идеология и утопия. 4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. 5. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. 6. Платон. Государство. Законы. 7. Руссо Ж.-Ж. Общественный договор.
вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. 7.4. Япония (Ш - XIX вв.) - Исторические науки
  2. 7.5. Арабский халифат (V - XI вв. н.э.) - Исторические науки
  3. Глава 17. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии - Исторические науки
  4. Тоффлер Э. ТРЕТЬЯ ВОЛНА - Философия
  5. Глава 33.СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х ГОДОВ XX в. - Исторические науки
  6. Глава 34.СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х - 30-е ГОДЫ XX в. - Исторические науки
  7. Глава 40.ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1965-1984 гг. - Исторические науки
  8. Глава 41.ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (1985-1991) - Исторические науки
  9. 20. СОВЕТСКАЯ УКРАИНА: НОВАТОРСКИЕ 20-е - Исторические науки
  10. 21. СОВЕТСКАЯ УКРАИНА: ДРАМАТИЧНЫЕ 30-е - Исторические науки
  11. 22. ЗАПАДНАЯ УКРАИНА МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ - Исторические науки
  12. Глава 1. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ - Культурология
  13. Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО - Культурология
  14. Глава 4. ИСКУССТВО КАК СТАНОВЛЕНИЕ ВИДИМОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  15. Глава 14. ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА - Культурология
  16. Глава 16. НАУКА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - Культурология
  17. Глава 17. ОКЕАНИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ - Культурология
  18. Глава 18. РОССИЯ И АМЕРИКА: КОСМИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  19. Глава 19. ИДЕОЛОГИЯ: КРИЗИС КУЛЬТУРЫ - Культурология
  20. Глава 21 БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ - Культурология

Другие научные источники направления Культурология:

    1. Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А.. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти.. 2000

    2. Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 2002