Культурология

Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с.
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО
Мы еще не люди, а только становимся людьми. Начало материальной культуры И. Гердер Современная антропология в качестве первого представителя рода Homo называет Человека Умелого. В 1959 г. в Восточной Африке английский ученый Л. Лики обнаружил останки, которые принадлежали древшейшим людям — австралопитекам, т. е. «южным обезьянам», ростом 120 см и объемом мозга не более, чем у других человекообразных обезьян. В тех же слоях была найдена и речная галька, заостренная при помощи сколов. Эти существа, изготовившие, по-видимому, первые орудия труда, и были названы Человеком Умелым, поскольку использование одних естественных предметов (например, камней) для обработки других считается созданием орудий труда, присущим только человеку. С изготовления орудий труда начинается материальная культура — производство человеком специфических материальных продуктов. Человек Умелый начал активное преобразование природы. Использование ОГНЯ За 2 миллиона лет, прошедших после начала изготовления орудий, Человек Умелый выпрямился и стал Человеком Прямоходящим. Он «подрос» до 150 см, объем его мозга также увеличился. Относящийся к Человеку Прямоходящему синантроп применял ножи, сверла, скребки, ручные рубила, питался мясом, использовал сосуды и огонь. Человек Прямоходящий, как и Человек Умелый, был погружен в природу и жил в мире с ней, что получило название един-—-- 21 Становление Человека Духовного КУЛЬТУРОЛОГИЯ I ства человека с окружающей средой. Впрочем, любая форма взаимодействия частей является их единством. Единение человека и природы прекрасно описал Р. Киплинг в своей знаменитой сказке. Первобытный человек был больше похож на Маугли, чем на охотника с дубиной. Прямохождение называют одним из решающих отличий человека от животных, поскольку оно освободило руки людей для выполнения других операций. Человек Прямоходящий создавал достаточно сложные орудия и постепенно изменял окружающую среду. Появление культа Неандерталец известен нам по скульптурным воссозданиям. Это — широкоплечий, крепкий человек со свирепым из-за нависающих надбровных дуг и выступающей вперед челюстью лицом. С неандертальцев начинается усиленное общественное развитие: они жили большими группами в пещерах, пользовались огнем, их главным занятием была совместная охота. Именно у неандертальцев возникает обычай захоронения трупов и стало быть отсюда начинается духовная культура. Без разума и речи, но с верой в сверхъестественное? Можно ли говорить о возникновении подобных представлений у бессловесного существа? Изготовление орудий опередило речь на несколько миллионов лет. Почему же захоронение трупов должно начаться только после ее появления? Безусловно, развитые обряды требуют наличия членораздельной человеческой речи, но, вообще говоря, представления о высшем духовном начале совсем не нуждаются в ней. Итак, 350—200 тыс. лет назад произошел важный сдвиг в становлении человека — возникли зачатки духовной культуры. Здесь уместно заметить, что термин «культ» служит основой понятия «культура».. М. Элиаде отмечал, что в архаических обществах доступ к духовному выражается через символизм смерти. С осознания смертности и захоронения трупов начинается духовная культура. Манипулирование предметами, не имеющее практических целей, становится самоценным для человека. Стало быть самоценной становится и духовная культура, в которой проявляется впервые данный феномен. Захоронения трупов отсутствуют у животных — это граница, которую они не могут перейти. Духовная культура выполняет 22 ту же, но, по большей части, невидимую работу, что и материальная культура. Человек Умелый оббивает гальку, превращая ее в некое подобие орудия труда. Неандерталец заменяет животное восприятие на нечто, способное создавать произведения духовной культуры. Духовная культура оказывает влияние на материальную, материальная культура — на преобразование среды, преобразование среды — на человека, и получается контур обратной связи, ускоряющий развитие. Отказ от обязательной непосредственной полезности действия ведет к повышению эффективности практической деятельности. Данный контур обратной связи, по-видимому, ответственен за ускорение исторического процесса и эволюции человека. Духовная культура — главный фактор человеческого прогресса, а движущей силой его становится творец. Нет ничего удивительного в том, что сначала развивается материальная культура. На определенном ее этапе складываются предпосылки для появления духовной культуры, и с этого момента развитие человека резко ускоряется. Несколько миллионов лет понадобилось для перехода от материальной к духовной культуре. Затем еще 150 тыс. лет — и появляются разум и речь. Формирование языка Наступает решающий этап в ста-И наскальные рисунки новлении человека — появляется кроманьонец, Человек Разумный, похожий на нас внешним обликом и ростом. Закончилась в целом телесная эволюция, начинается эволюция социальной жизни — род, племя... Дальше пойдет эволюция хозяйственной жизни, определяемая развитием техники. Появляются разум и язык, существование которых невозможно друг без друга, а вместе дающие то, чего лишена «дочеловечес-кая» жизнь — социальное наследование приобретенных признаков. Если и нельзя до конца согласиться с изречением: «в начале было слово», то совершенно очевидно, что именно речь играет клю-, чевую роль в формировании сознания. С появлением языка начинается видимая духовная культура, выражающаяся в создании качественно нового, не относящегося к практической материальной деятельности, абстрагированного от непосредственных задач. Главное отличие человека от животных не в материальном бытии, оно у человека также специфично, а в бытии духовном, — 23 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Становление Человека Духовного которое у животных полностью отсутствует, т. е. в духовной культуре, сотворившей речь и разум. Именно духовная культура порождает человека в полном смысле слова. С речью и мышлением появляется идеальное и берет начало культурное время (но не со-циокультурное). Возникновение языка несомненно связано со словесным творчеством и ведет к становлению новых форм искусства в дополнение к наскальным рисункам.
Отметим идею Б.Ф. Поршнева, что исходный психофизиологический механизм развития искусства тот же, что и возникновения речи — преодоление внушения со стороны других индивидов. ОхОТНИЧЬе-СОбиратеЛЬНОе Чем ближе к началу соб- ХОЗЯЙСТВО ственно человеческой ис тории, тем больше сведе ний о важной роли охоты в жизни общества. Единство человека и природы было разрушено, когда человек стал создавать орудия убийства. Те дубины, с которыми одетый в звериную шкуру перво бытный человек преследует мамонта, были первой подменой жер твы Маугли на благо единства с природой. По мнению М.М. Будыко, экономической основой жизни человеческого общества в верхнем палеолите (40—IjS тыс. лет назад) была охота на крупных животных. Став охотником, человек вступил на путь разрыва своих отношений с природой. Именно это предопределило не только локальные и региональные кризисы, приведшие к гибели отдельных культур, но и глобальный экологический кризис, свидетелями чему мы являемся в настоящее время. Социализированный и производящий орудия человек мог активно воздействовать на природу, противопоставляя себя ей и перестраивая ее. И когда технический прогресс средств охоты привел к уничтожению крупных животных, разразился первый экологический кризис, а над самим человеком сгустились тучи. Используя метод математического моделирования, М.М. Будыко пришел к выводу, что «окончание культуры палеолита в Европе, возможно, было в известной мере результатом неразрешимого противоречия между созданной человеком верхнего палеолита техникой массовой охоты на крупных животных и ограниченностью природных ресурсов для этой охоты, которые 24 —: через некоторый период времени оказались исчерпанными» (Глобальная экология. М., 1977, с. 252). Некоторые исследователи считают в какой-то степени антропогенно обусловленным исчезновение мамонтов и других крупных млекопитающих. Главная причина данного экологического кризиса, по мнению М.М. Будыко, в более высокой скорости эволюции человека по сравнению с скоростью эволюции преследуемых им животных. Кризис охотника был не кризисом слабости, а кризисом силы, как и современный экологический кризис (справедливости ради следует заметить, что древний охотник не кажется таким уж сильным, но с другой стороны и мы наверное не покажемся сильными нашим потомкам через 30—40 тыс. лет). Дело не только в скорости эволюции, но и в направленности применения человеческих сил, разрушающего прежнее единство человека и природы. Данный промежуток человеческой истории был назван дикостью и это верно, поскольку речь идет об агрессивно-потребительском стиле жизни. Исследования М.М. Будыко доказывают опасность агрессивно-потребительского поведения. Конечно, это в определенной мере требуется для существования в «сфере необходимости», но должно преодолеваться культурным прогрессом, который в описываемый период выразился в переходе к производительному хозяйству, к земледелию и скотоводству. Возможности для этого были; вызов превратил их в реальность. Земледельческо-скотоводческое хозяйство Если экологический кризис верхнего палеолита действительно имел место, то он в той или иной степени оказал влияние на эволюцию человека, способствовал развитию новых форм и способов хозяйствования. Одомашнивание животных, переход от охоты к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни (строительство свайных жилищ) получило название неолитической революции (неолит — новокаменный век). А. Тойнби выделяет два этапа создания земледельческо-ско-товодческого хозяйства. В первый приход засухи доземледельчес-кие предки кочевников от охоты перешли к земледелию, превратив охоту в дополнительный и вспомогательный промысел. А в период второго критического наступления засухи патриархи но- 25 Становление Человека Духовного КУЛЬТУРОЛОГИЯ мадической цивилизации смело вернулись в степь и приспособились к жизни в условиях, в каких прежде не могли бы существовать ни земледельцы, ни охотники (Постижение истории. М., 1994. С. 185). Земледельческие культуры существовали 8 тыс. лет назад в Средней Азии, Малой Азии, Палестине и Северной Месопотамии. Более поздние и значительные зародились в Египте и Шумере 6 тыс. лет назад. Первоначально земледелие дополнялось охотой, позднее появилось скотоводство. Мотыжное земледелие возникло 10 тыс. лет назад, пахотное — 5 тыс. лет назад на Ближнем Востоке. Рассматривая неолитическую революцию с точки зрения исследований, о которых говорилось выше, можно сказать, что мамонты своей жизнью оплатили прогресс человека и культуры. От неолита идет само слово «культура», означающее в переводе с латинского «возделывание», и определение растений как сельскохозяйственных культур. Это, конечно, материальная культура, но на ее развитие влияла культура духовная. Интересно, что одомашнивание диких животных — один из главных результатов неолитической революции — некоторые исследователи, объясняют религиозными причинами. «Население Юго-Западной Азии, особенно Месопотамии, поклонялось лунному божеству. Из-за формы рогов, похожей на полумесяц, тура использовали как жертвенное животное. Для того, чтобы иметь запас жертвенных животных, их держали как пленников. Мясо животных и их шкуры употреблялись человеком как побочные продукты их использования в религиозных целях» (Смит Р. Наш дом планета Земля. М., 1982. С. 103). Переход к оседлому образу жизни привел к появлению постоянных поселений — деревень, мест наиболее интенсивного воздействия человека на окружающую среду. Хозяйство в какой-то степени гуманизировало отношение человека к природе, так как о животных нужно было заботиться. Однако конечной целью оставалось их разведение на чисто утилитарные нужды. Природа продолжала быть жертвой, а агрессивно-потребительский стиль жизни в целом не подвергался сомнению. Название охотничье-собирательной эпохи дикостью, земле-дельческо-скотоводческой — варварством не противоречит тому, что их создателем является Человек Разумный. Он отличается от других существ разумом, т. е. способностью к абстрактному, 26 обобщающему, понятийному мышлению, но это не значит, что он всегда и во всем поступает разумно. Разумность в нем сочетается и с дикостью, и с варварством. Она — предпосылка культуры, но не культурность в ее полноценном проявлении. Таков путь человека: от единства с природой к охоте, затем к земледельческо-скотоводческому способу хозяйствования и позже к промышленному производству. Цивилизация: Аналогично этапам хозяйство- ГОрОДЭ И письменность вания выделяют этапы матери альной эволюции человечества, исходя из материалов, которые оно применяло для изготовления орудий: каменный век, бронзовый и железный (иногда добавляют медный). Причем если каменный век может иметь абсолютную датировку, то следующие два имеют специфичную для каждой культуры дату. Бронзовым веком можно считать промежуток 5 тыс. лет тому назад — начало 1 тыс. до н. э., когда бронзовые орудия сменились железными. Это период цивилизации или третий этап общественного развития после дикости и варварства. Двумя основными характеристиками цивилизации являются города и письменность. По мнению Л. Мэмфорда, город от деревни отличается в основном по двум показателям. Первый из них состоит в существовании организованного социального ядра, вокруг которого увязывается вся структура общины. Наряду с этой смелой эстетической трансформацией окружающей среды существует и другая тенденция, отличающая город от деревни, — тенденция к утере связей, объединяющих жителей с природой, и изменению, уничтожению или замене естественных условий местности условиями искусственными, которые усиливают господство человека и создают иллюзию ее полной независимости. Каждое из сооружений общественного пользования, характеризующих новую городскую форму, — стена, прочное укрытие, сводчатая галерея, мощеная дорога, водохранилище, акведук, канализация — уменьшало влияние природы и увеличивало господство человека. Город — это огороженное поселение, в котором имеется рынок для обмена продуктами. Древнейший из известных городов — Иерихон возник в конце 7-го тыс. до н. э. в Палестине. Письменность появилась 6 тыс. лет назад сначала как пиктография, где каждый знак обозначал понятие, потом в виде иероглифов, клинопи- 27 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Становление Человека Духовного си, слогов и, наконец, алфавита. Изобретение письменности существенно расширило возможности приобщения к культуре и передачи «культурного кода». Это новое средство передвижения культуры в пространстве и времени, необходимое для становления цивилизации. Для цивилизации характерна пространственная экспансия, стремление к расширению вовне. Она несет свою культуру, потребителем которой является, и взаимодействует с другими культурами. Что такое Человек Духовный? Периодизация трех веков — каменного, бронзового и железного — рождает вопрос: откуда появилось представление о золотом веке и что было его основой? Кто знает, возможно, это отголоски воспоминаний о длительном (более 9/10 человеческой истории) периоде единства человека с природой. С изготовления орудий труда начинается материальная культура, но это не дает оснований говорить о появлении Человека Духовного. Даже в настоящее время, зная, что все люди могут изготовлять орудия, мы далеко не каждого назовем духовным — духовность выше простой способности делать что-либо по определенному шаблону. Становление Человека Умелого — необходимое, но не достаточное условия появления Человека Духовного, поскольку это предполагает определенную степень духовного развития, а культура является не только средством общения, но и обмена чувствами, мыслями, представлениями. Нет данных, что Человек Умелый имел какое-то отношение к духовной культуре: его становление началось с создания материальной культуры. Духовная культура — следующий этап его эволюции. Человек Прямоходящий чуть ближе к Человеку Духовному, но опять-таки только в материальном плане. Неандертальца можно назвать Человеком Общественным, но не более. Однако, существование религиозных представлений у неандертальцев — это еще один шаг к становлению Человека Духовного. С появлением слова ускоряется прогресс человека, так как облегчается возможность передачи культурных навыков. УЧе-ловека Разумного возрастает способность к восприятию и насле- 28 дованию культуры, но реализуется она не у всех одинаково. Разум и речь не могут сделать человека духовным «автоматически». Несмотря на все достижения, цивилизованный человек так же далек от Человека Духовного, как дикарь и варвар. Главные особенности цивилизации — это, во-первых, преимущественное развитие материальной культуры и, во-вторых, ориентация на потребление, а не на производство культуры. Дикость, варварство, цивилизация — лишь ступени в становлении Человека Духовного, который формируется только при условии, что основным законом жизни становится закон развития культуры. «Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще многого недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными. В самом деле, идея моральности относится к культуре; однако применение этой идеи, которое сводится только к подобию нравственного в любви к чести и во внешней пристойности, составляет лишь цивилизацию» (Кант И. Философия истории. Антология. М., 1995. С. 65). Б.Ф. Поршнев различал три этапа в становлении человека: неандертальцев, у которых развилась интердикция I — ее можно обозначить словом «нельзя»; дивергенцию неандертальцев и кроманьонцев, в процессе развития интердикции II, обозначенную словом «можно»; и кроманьонцев, у которых развилась интердикция III, с доминирующим словом «должно». Если перенести данную конструкцию в сферу культуры, то последний этап полностью проявляется лишь тогда, когда на первый план вместо «нельзя» и «можно» выходит «должно», т. е. когда человек начинает понимать, что он должен. Рассматривая мысль Б.Ф. Поршнева как аналогию, можно, сказать, что люди делятся на исповедующих установки «нельзя», «можно» и «должно». Из последних и формируются духовные люди. Как посетовал недавно В.Г. Распутин, от человека разумного до человека ответственного, как выяснилось, дистанция не меньшего размера, чем от прежнего видового «класса» до настоящего. Культура постепенно накапливается, но чтобы она победила, необходимо преодоление цивилизации как способа приобщения к внешним формам культуры и выход в царство творчества, свободы и любви. Этапы эволюции человека предстают в следующей последовательности: Человек Умелый "•* Человек Прямоходящий «* Неандерталец •-» Человек Разумный <•* Дикость '-* Варварство «* Цивилизация « Человек Духовный. - 29 Становление Человека Духовного КУЛЬТУРОЛОГИЯ Наиболее принципиальное отличие человека от животных — не труд, не речь, не разум, а способность творить в любви к миру, аналогом чему в животном мире служит триумфальная песнь, о которой пишет К. Лоренц. Одного разума для создания культуры недостаточно. Нужны еще чувства и не наряду, а в единстве с ним. Более того, нужна разумно-чувственная целостность, или духов-'но-душевное единство, которое присуще Человеку Духовному. Культура может быть не только продуктивной (творческой) — это высший тип, при котором создается новое, — но и подражательной, перенимающей культурные достижения. Духовная культура составляет ядро цивилизации (как есть ядро у атома, клетки, галактики), и процессы, протекающие в ней, взаимозависимы. Духовные силы, по-видимому, во много раз превышают физические, хотя действуют в иной сфере. Они — производное духа человека. Человек, творящий духовную культуру или находящийся в поле ее притяжения, и есть Человек Духовный. Духовный человек способен создавать культуру и жить в ее мире. У него две руки и две ноги, но он отличается от большинства людей. Если принять, что большинство формирует понятие нормы, то можно сказать: он ненормален. Но если понимать норму как соответствие идеалу — он нормален в высшем смысле слова. Огромное большинство людей лишь потребляют культуру, а не живут в ней, проявляя творческую самоотдачу. Оазисы культуры есть в лице отдельных творцов, но нет вида Человек Духовный. Творческое меньшинство противостоит массе, и каждый выбирает, к какой группе присоединиться. Рост цивилизаций, по А. Тойнби, дело рук «...духовно озаренных личностей», в то время как подавляющее большинство представителей любой цивилизации ничем не отличается от человека примитивного общества. К. Маркс говорил о предыстории человечества и переносил начало истории к моменту построения коммунистического общества. Можно говорить и о предкультуре, перенося начало культуры к тому моменту, когда все люди будут ее творцами, раскрывая свой внутренний потенциал. Это и есть становление Человека Духовного, осуществление мечты, представляющейся утопической. Некогда были культурные герои, теперь — творческое меньшинство.
Каковы движущие силы создания творческого большинства? Если культура — механизм, противостоящий опасности самоистребления в ходе роста технического могущества человека, 30 :— то в самом Человеке Разумном имеется постоянно воспроизводимое тенденцией рационализации противоречие между Человеком Умелым и Человеком Духовным, и совершенствование человека есть способ его преодоления. Повышение интеллекта не обязательно ведет к духовности. Г. Зиммель, например, считает, что «от того, что мы многое умеем или знаем, мы еще не культивируемся. Специализация не станет культурой, каких бы высот она ни достигала в разработке объективных содержаний. Культура появляется только там, где эти односторонние совершенства упорядочиваются в целостности души... когда эти совершенства способствуют реализации единого целого» (Зиммель Г. Конфликт современной культуры: Избр. Т. 1. М., 1996. С. 480). Отсюда следует вывод, что прогрессирующее разделение труда, увеличивающее количество производимых вещей, препятствует становлению Человека Духовного. Человек Разумный — арена борьбы его технического и этического начал, и когда преобладает техническая составляющая (как сейчас), кризис уходит вглубь культуры. Приобщение к культуре связано с понятием селекции. «Выведение отборных сортов винограда, фруктов и цветов, выведение чистокровных лошадей — это и есть культура, и именно в этом смысле — как выражение существования, которое привело само себя к великой форме, — возникает отборная человеческая культура» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 345). Современный человек — переходный этап от творца-одиночки до личностного творчества каждого (не «массового», потому что масса творить не способна). Становление Человека Духовного или, используя популярный термин, сверхчеловека зависит от среды, от того, насколько общество понимает необходимость его существования; осознает, что писатели, ученые, философы обеспечивают подлинный социальный прогресс. Далеко не всем это очевидно. По мнению О. Шпенглера, народы не творцы, а произведения культуры. Вокруг возникающей культуры и идей, продуцируемых ею, формируется нация как культурный феномен и человек как продукт цивилизации. Невозможно, чтобы весь народ был в равной мере культурным. Каждая цивилизация, по А. Тойнби, представляет собой попытку подняться над примитивной человеческой природой к более высокому уровню духовной жизни. Но хотя отдельным людям это — 31 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Становление Человека Духовного и удавалось, цивилизованного общества никогда не было. Сколько недоумений было по поводу того, что нация Бетховена и Гете отдала себя в руки фашистов. А дело в том, что Бетховен и Гете, как Толстой и Достоевский, принадлежат к меньшинству нации. В человеке есть жажда бессмертия, счастья, знания — этим целям служит культура. Но в нем есть и потребности, которые могут удовлетворяться без и вне культуры. Человек может быть и культурным, и бескультурным. Эти слова, сказанные И. Гердером в XVIII в., справедливы на пороге третьего тысячелетия. В рамках Человека Разумного существует два типа личности — агрессивно-потребительский и любовно-творческий. Они отличаются друг от друга больше, чем представители разных наций. К Человеку Духовному относится любовно-творческий тип личности, погруженный в культуру как в среду, где он создает себя по ее законам. Массовый человек потребляет культуру и агрессивен по отношению к несогласным. Он лишь прикрыт культурой, как одеждой. Пока будет преобладать агрессивно-потребительский тип личности, человек не станет духовным. Первой стадией Человека Духовного можно считать человека интеллигентного. Чувство интеллигентности — культурное достояние человечества, поскольку интеллигенция является носителем национального самосознания. Ю.М. Лотман отмечает, что интеллигент обладает такими свойствами, как независимость, стыдливость, чувство справедливости, собственного достоинства, уважение к себе и другим, самостояние, высокая требовательность к себе, сознательность, отказ от эгоизма, презрение к богатству, жажда служения, жертвенность (не как самоцель и бравада, а как готовность заплатить за свои идеалы самую высокую цену). Мир духовной культуры и его составляющие Человек Духовный — носитель принципиально иных ценностей, чем те, которые господствуют в мире. Он не потребляет культуру, а сопереживает ей, и, обладая интеллигентностью как психологическим свойством, подчас может и не иметь высшего образования и особых знаний. Культура — это новое явление на Земле, качественно особое образование. Вот как объясняет генезис мира культуры Б.Ф. Поршнев: «Это обход неприкосновенности окружающего мира посредством создания отраженно- 32 го прикосновенного мира, ибо само создание есть приложение рук и телесных сил, а также имеет целью чужое восприятие. Люди заменяют естественную среду искусственной, не естественной — сферой культуры: производством звуков и телодвижений, зрительских, вкусовых и обонятельных воплощений мнимого, т. е. представляемого» (О начале человеческой истории. М., 1974). Человек создает собственный символический универсум. В своей работе «Опыт о человеке» Э. Кассирер подчеркивал, что в виде языка, искусства и всех форм своей культуры человечество в известном смысле создало новое тело, которое принадлежит всем вместе. Отдельный человек, конечно, не может передать по наследству те индивидуальные умения, которые он усвоил в течение своей жизни, но то, что он высказывает в своем произведении, что выражает при помощи языка, что изображает образно или пластично, «сращивается» с языком или искусством и продолжает жить через них. В этом процессе проявляется то, что отличает простое преобразование, совершающееся в кругу органического становления, от образования человечества. «Мир идей» Платона, «Град Божий» Августина, «Третий мир» интерсубъективного научного знания К. Поппера — части мира духовной культуры, включающего символические формы, атмосферу (или экологию духа), духовных творцов и всех, кто попадает в поле притяжения духовной энергии. В этом поле происходит становление человека как творца. «Можно считать доказанным, что гениальные способности даются от рождения, но реализуются они или нет — зависит только от культурного окружения, в котором потенциальные гении оказываются уже после рождения» (Кребер Д. Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 228). Человек Духовный находит в культуре смысл жизни и действует в соответствии с ним. Мир духовной культуры отличается и от мира культуры, и от мира материальной жизни человека: Как соотносятся мир духовной культуры и мир материальной жизни человека? Бытие не определяет дух (хотя порой определяет сознание), скорее дух определяет бытие. Связующей нитью между миром духовной культуры и миром материальной жизни человека является материальная культура, с которой началось выделение человека из мира природы, но есть иные, не материальные формы воздействия духа на бытие (например, воздействие словом). — 33 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Становление Человека Духовного I В человеке действует воля к власти, но нет основания переносить ее на мир культуры, который развивается по своим законам. Культура противостоит инстинктам агрессии и потребительства и борется с ними. Поэтому столь большое значение в духовной культуре приобретали принципы непротивления злу, ахимсы и т. п. Это не удивительно, если вспомнить, что духовная культура возникла из потребности создать механизм преодоления опасности самоуничтожения. Внутривидовое столкновение в животном мире обычно заканчивается признанием побежденным более слабого. Более того, инстинкт запрещает хищнику убивать представителя своего вида. У человека подобного инстинкта нет. Именно культура выполняет роль «социального» инстинкта, препятствующего доведению внутривидовой борьбы до убийства и компенсирующего основной инстинкт живой природы — инстинкт агрессии, присутствующий и в человеке. Культура — специальное завоевание человека, необходимое ему, чтобы выжить и реализовать себя, и поэтому должна тщательно оберегаться. Если этого не происходит, Человек Разумный доводит себя и планету до глобального кризиса, который мы имеем в настоящее время. Прогресс человеческого рода прекращается, если гибнут культурные люди. В данной работе мир духовной культуры рассматривается в виде семи составляющих — мистики, искусства, мифологии, философии, религии, науки, идеологии, а также ее идеальных и реальных типов. Идеальные типы выделяются в основном по преобладающим в них отраслям культур. Модифицировав схему Дж. Фейблмана, можно говорить о следующих идеальных типах культур: доперво-бытном, в котором преобладает материальная культура; первобытном, где превалируют мистика и искусство; военном, характеризующимся техническими средствами уничтожения; мифологическом, философском, религиозном, научном и идеологическом, отличающиеся господством соответствующей мифологии, философии, религии, науки, идеологии. Всего таких типов восемь. Среди реальных типов, согласно классификации А.Тойнби, в качестве основных выделяются египетский, крито-минойский (или эгейский), шумерский, вавилонский, хеттский, ассирийский, персидский, иудейский, индийский, китайский, греческий, римский, европейский средневековой, византийский, мусульманский, мезоамериканскии, андскии, западный, американский, южнославянский, русский (всего 21 основной тип). 'ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Уогда появились города и письменность? Что такое Человек Духовный и какими чертами он обладает? Каковы черты интеллигентного человека? Каковы составляющие мира духовной культуры? Чем он отличается от мира природы и мира материальной жизни человека? Какие отрасли культуры вы знаете? Чем отличаются идеальные и реальные типы культур? Что такое Человек Умелый и почему он так называется? Чем отличается Человек Прямоходящий от неандертальца? Когда появились материальная и духовная культура и чем они отличаются друг от друга? Что такое Человек Раз умный? Чем отличаются присваивающее и производящее хозяйство? В чем суть неолитической революции? Какова связь между разумностью и культурностью? Каковы основные особенности цивилизации? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .1. Бердяев НА. О культуре//Антология культурологической мысли М.,1996. 2. БудыкоМ.М. Глобальная экология. М., 1977. 3. Лоренц К. Обратная сторона зеркала. М., 1998. 4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. 5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. 6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 7. Уайт Л. Наука о культуре//Антология культурологической мысли М., 1996. 8. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Т. 2, М.,1998.
вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. 6.2. Становление цивилизации в Русских землях (XI - XV вв.) - Исторические науки
  2. Глава 15. Мировые войны XX века. Причины и последствия - Исторические науки
  3. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  4. Глава 17. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. - Исторические науки
  5. Глава 36.СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В 1917-1940 гг. - Исторические науки
  6. Глава 41.ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (1985-1991) - Исторические науки
  7. Глава 43.ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. - Исторические науки
  8. ВВЕДЕНИЕ - Педагогика
  9. Глава 1. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ - Культурология
  10. Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО - Культурология
  11. Глава 3 МИСТИКА - НЕЗРИМАЯ КУЛЬТУРА - Культурология
  12. Глава 4. ИСКУССТВО КАК СТАНОВЛЕНИЕ ВИДИМОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  13. Глава 5. МИФОЛОГИЯ - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  14. Глава 6. РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - Культурология
  15. Глава 8 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - Культурология
  16. Глава 10. СТАНОВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  17. Глава 11. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И МОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  18. Глава 12. ДРЕВНИЙ РИМ - Культурология
  19. Глава 13. РЕЛИГИЯ КАК МИРОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - Культурология
  20. Глава 14. ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА - Культурология

Другие научные источники направления Культурология:

    1. Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А.. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти.. 2000
    2. Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 2002