Культурология

Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001.
- 400 с.
Заключение
Истина есть то, за что человек может умереть. Г. Марсель Люди склонны верить тем, кто не жалеет своей жизни для торжества идеи. Если вам не за что умереть, вы не знаете истины. Если вы не способны за что-либо умереть, оно перестает существовать. Если вы не способны умереть за Родину, вы теряете ее. Если не способны умереть за близких, теряете их. Если не способны умереть за себя, становитесь рабом и перестаете существовать как самостоятельная личность. Понимание жизни как ценности, которая выше самой жизни, заставляет жертвовать ею. Знание смысла жизни дает понимание ее ценности. А находится смысл жизни в человеческой культуре. Появляется человек, а вслед за ним культура, сообщающая смысл его существованию. Культура — это творение смысла жизни, а человек, создающий смысл, может быть назван Человеком Духовным. «Только забывая о себе, находим себя. Только умирая, воскресаем к жизни вечной», говорил Фома Аквинский. «Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека. И тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя. Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Поэтому жертва есть путь реализации личности» (Н.А. Бердяев). На творческом усилии и жертве развивается культура как древо духовной жизни. Корни его — мистика и мифология, ствол — философия и религия, цветы — искусство, плоды — наука и техника.
«Есть две жизни, — жизнь в природе и жизнь в духе, и мы должны умереть для первой, чтобы стать причастными ко второй» (У. Джемс). Человек выходит из мира природы и если он не доходит до мира духовной культуры, то оказывается в мире материальной жизни. Он может быть лучше животных или хуже их, но никогда не будет таким, как они. Что дает духовная культура? Преодоление страха смерти и опасности самоуничтожения, смысл жизни и смерти. Ее основная задача — обеспечить человеку полноценную жизнь, направить его волю к творчеству, созидая душевно-духовный синтез. Становле- 374—-— ние Человека Духовного — идеал, в осуществление которого вносят вклад все нации. Проблема нахождения закономерностей духовной эволюции человечества встала в полный рост в Новое время, когда наука с ее поисками всеобщих причинных связей поднялась на высшую ступень пьедестала культуры, и особенно в XIX в., когда вступил в свои права историзм. Именно на пересечении этих двух тенденций в середине XIX в. появилась концепция О. Конта, который выделил три отрасли культуры, последовательно сменяющие, по его мнению, друг друга — мифологию, метафизику (в широком плане — сюда можно включить и религию, и философию) и науку (позитивное знание). Высшая фаза культуры дала название самой концепции — позитивизм. Это было время, когда философия абсолютного идеализма Г.
Гегеля, хотя и теряла сторонников, все же была достаточно сильна, чтобы оправдывать уверенность в том, что все народы развиваются по единому предначертанному Абсолютной Идеей плану. Когда этот постулат историзма был подвергнут критике, О. Шпенглер сформулировал концепцию, в соответствии с которой культуры похожи между собой только структурными особенностями, выражающимися в переходе от культуры к цивилизации. Что касается содержания, то каждая культура развивается в соответствии со своей собственной душой, совершая цикл, кончающийся закатом культуры и I народа, ее создавшего.
С точки зрения О. Шпенглера, наука есть феномен исключительно западной культуры, и в том виде, в каком она существует, ее бесполезно искать у народов с другой душой. Рационалист К. Ясперс вернул культурологию к поиску общекультурных закономерностей. Правда, он был достаточно скромен в своих выводах, и лишь сформулировал представление об осевом периоде истории от 800 до 200 тыс. лет до н. э., в течение которого возникли основные религиозные представления и философия. Прослеживая развитие культуры на протяжении последних 100 лет, К. Ясперс сделал вывод об одновременном сосуществовании отраслей культуры, которые у О. Конта исторически сменяли друг друга — религии, философии, науки. Принципу последовательной смены видов культур (О. Конт) и типов культур (О. Шпенглер) К. Ясперс противопоставил принцип одновременности их появления и развития. — 375 Заключение КУЛЬТУРОЛОГИЯ В XX в. историзм оказался на грани краха, и К. Поппер в «Нищете историзма» отмечал, что история в отличие от других наук занимается только единичными событиями и неспособна улавливать закономерности; к тому же будущее вообще невозможно предвидеть, поскольку оно включает в себя принципиально новые факторы, предсказать появление которых нельзя. Вопрос о закономерностях духовной эволюции человечества стал методологически проблематичным. Но даже если согласиться с выводом К. Поппера о невозможности предвидения будущего, остается тем не менее возможность использования метода аналогии для вывода об альтернативах будущего, которые имеют шанс осуществиться, если никаких принципиально новых факторов не возникнет. Именно этот метод аналогии можно использовать не для предвидения (это прерогатива ясновидящих), а для продумывания возможных .вариантов будущего. Изучение истории.культуры показывает, что мы не наблюдаем простой смены одних видов культуры другими. Нельзя также сказать, что все виды культуры всегда находились в одинаково развитом состоянии. Общая картина сложнее. Несомненно, что на протяжении 5—2,5 тыс. лет тому назад господствующей отраслью культуры была мифология. 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции возникла философия, оттеснившая мифологию. Затем престиж философии начал постепенно снижаться и через несколько веков возникло христианство. Борьба философии и религии продолжалась пять веков — от распятия Христа до закрытия Академии Платона. Господство религии, которая получила новый импульс в VII в. с созданием ислама, продолжалось до эпохи Возрождения, когда на небосклоне культуры зажглась звезда науки. В Новое время на науку возлагались такие же надежды, как в античности на философию ив средние века на религию — дать человечеству счастье. XVII—XVIII вв. — период расцвета науки. В конце XIX в. с кризисом наиболее передовой ее области — физики авторитет науки стал падать. Ее репутация была сильно подмочена экологическим кризисом, а создание атомной бомбы и перспектива уничтожения человечества испугала людей. XX в. стал веком идеологий — либеральной, коммунистической и националистической. К концу века идеологии потеряли свое обаяние, также не оправдав возлагавшихся на них надежд. Таким образом,, можно выделить следующую последовательность отраслей культуры, которые 376 — занимали главенствующее положение в обществе: мифология «* философия '«•» религия «* наука •-* идеология. Нельзя сказать, что они заменяли одна другую, но та или иная отрасль выходила на первый план, заставляя другие отрасли служить себе. Так, философия из независимой высшей сферы культуры превратилась сначала в служанку богословия, затем в служанку науки, а в XX в. — в служанку идеологии. Причиной смены господствующих отраслей культуры является обещание претендента на лидерство дать людям то, что находящийся «впереди» не смог сделать. Однако обещания не выполняются, а духовное давление, связанное с насилием, порой не только психологическим, но и физическим, начинает раздражать. Тут появляется следующий лидер, и все повторяется. Путь к новой духовной парадигме всегда проходил через трагедию. На переломе от мифологии к философии Сократа обвинили в непочтительности к старым богам и развращении молодежи и приговорили к смерти. Христа распяли за неуважение к традициям и мудрости его времени. Вопрос Пилата: «Что есть истина?» — ответ философии в эпоху ее погрузившегося в скептицизм заката на изрекаемое устами пророка: «Я есмь путь и истина». Бруно сожгли, когда религия была готова на все, чтобы защитить свои догмы от напора новых истин. Три имени стали символами отраслей культуры: Сократ — олицетворением философии, Христос — богочеловеком, Джордано Бруно — энтузиастом науки. Что мы имеем в эпоху кризиса идеологии? На роль властителя дум претендуют, с одной стороны, различные мистические, порой наукообразные направления, связанные с изучением человека (парапсихология), космоса (уфология), бога (теософия), а с другой стороны, — новая экологическая нравственность как ответ на кризис во взаимоотношениях человека и природы. Какова судьба традиционных отраслей культуры? В качестве повторяющегося элемента, претендующего на закономерность, можно выделить следующее обстоятельство. Возникнув один раз в качестве главенствующей, та или иная отрасль культуры может затем увеличивать свое значение под влиянием различных причин, но никогда не достигает прежней высоты, хотя и не исчезает. Религия, даже испытывая со стороны нечто похожее на ренессанс, далека от своего средневекового величия. Философия, 377 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Заключение хотя и воспряла духом в Новое время, все же не достигла престижа, каковым обладала в античном времени. Исходя из этого, можно предположить, что и наука с идеологией не поднимутся в будущем на прежние высоты. Процесс развития культуры не заключается в смене одних ее видов другими, как предполагал О. Конт, но при этом не наблюдается и их одновременного гармонического сосуществования. Развитие идет, скорее, по принципу затухающих колебаний. Каждый тип культуры имеет свою специфику вплоть до того, что в отдельных типах культур не все отрасли получают свое наивысшее развитие. Так, например, в русской культуре, не столь рациональной, как западная, такие отрасли как философия и наука не достигли своего пика, и славянская мифология сменилась религией, последняя же впоследствии была потеснена идеологией. С учетом двух выпавших стадий схема развития русской культуры имеет следующий вид: мифология »•* религия •«* идеология (см.
схему). МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ ИДЕОЛОГИЯ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ 2 ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Схема развития русской культуры Последние две стадии стали двумя модификациями так называемой русской идеи. Содержательно они не повторяли западные, а соответствовали русскому национальному характеру, что проявилось в форме русского православия и коммунизма. Высшей точкой русского православия было время создания школы Сергия Радонежского, а апогеем русского коммунизма — середина XX в., ознаменовавшаяся выходом в космос. Сначала церковный, выделивший старообрядцев, а затем светский раскол на западников и славянофилов, произошедший в XIX в., подорвал господство русского православия. Распад идеи шел через разделение сторонников традиций русской жизни и за- 378—; падного пути. Точно так же русский коммунизм распался ныне на демократов и патриотов. Можно предположить, что русская идея в дальнейшем опять объединит оба пути. Нынешние духовные тенденции в России те же, что на Западе. Это экологическая нравственность в виде русского экологизма. Можно предположить, что она послужит основанием для третьей модификации русской идеи. Суммируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: ^ 1. Культура развивается по своим законам, отличным от законов природы и материальной жизни людей. 2. Механизм развития культуры: жертва * синтез »*• подмена приводит к смене главенствующей роли отраслей культуры — от мистики до идеологии. Потерявшая господствующее положение отрасль остается на вторых ролях. 3. Появление и господствующее положение той или иной отрасли зависит: а) от того, на каком уровне развития находится человек; б) от общественных давлений и потребностей; в) от специфики предыдущей отрасли культуры. 4. Культура развивается поддействием тенденции рационализации, дополненной реакцией иррациональности. В результате их борьбы смена отраслей культуры определяется принципом маятника. Степень рациональности отраслей культуры постепенно растет, но не линейно, а по спирали. 5. Каждая новая отрасль занимает господствующее положение в результате жертвы, энергия которой рассеивается от подмен, присущих лидирующей отрасли. 6. В процессе развития культурной системы и создания новых отраслей действуют естественные силы дифференциации, усложняющие культурную пирамиду, где формируются условия для подмен. Под их действием культурная пирамида становится неустойчивой, в ней растет тенденция к синтезу. Последний готовит почву для развития новых отраслей, которые появляются с помощью жертвы. 7. В целом культурная система усложняется, становится более разнообразной, что указывает на эволюционный путь ее развития. Истинный прогресс человечества — это прогресс культуры, а так как он происходит благодаря жертве, то можно сказать, что жертва — двигатель прогресса. 379 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 8. Основные человеческие ценности — истина, добро, красота и др. — получают свое оправдание, поскольку способствуют не только прогрессу культуры, но прогрессу человека. 9. Культура более слабая физически часто побеждает своих завоевателей духовно (завоевание семитами шумеров, арийцами дравидов, дорийцами ахейцев, римлянами греков, персов и евреев). 10. Субъектом культуры является Человек Духовный, живущий по законам развития культуры. Его задача как культурного существа — способствовать развитию культуры. Социум можно назвать переходным состоянием от Человека Разумного к Человеку Духовному, который существует в мире культуры. 11. Высшие культурные принципы человечества: а) принцип жертвы, связанный с происхождением мира и развитием культуры; б) принцип синтеза, связанный с творением нового; в) принцип загробного суда, связанный с существованием нравственности и предохраняющей от самоистребления, — имеют смысловое значение. Эти принципы раскрывают соответственно смысл смерти, жизни и смысл посмертного существования. 12. Кризис культуры в эпоху господства идеологии требует культурной революции для обеспечения способности культуры к развитию и становления Человека Духовного. Можно предположить, что в будущем лидирующую позицию займет новая отрасль культуры — экология. В данной книге сделана попытка систематизации материала по духовной культуре человечества. С появлением новых данных о прошлом и развитием самой культуры будут создаваться новые, более обоснованные модели. Тем не менее автор предлагает модель, которая может, как представляется, иметь дидактическое оправдание. «От тебя зависит, чтобы все, что ты переживаешь, — твои искания, ложные пути, ошибки, разочарования, страсти, твоя любовь и твоя надежда — без остатка растворилось в твоей цели. Эта цель состоит в том, чтобы самому стать необходимой цепью звеньев культуры и от этой необходимости заключать к необходимости в ходе всеобщей культуры... Тогда наступает пора, чтобы приблизился туман смерти, и нет повода гневаться на это. Навстречу свету — твое последнее движение, восторг познания — твой последний возглас», — так заканчивает главу о культуре в своей книге «Человеческое, слишком человеческое» Ф. Ницше.
вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. Космическое оружие: дилемма безопасности. Автора- А.Г.Арбатов, А.А.Васильев, Е.П.Велихов... Москва, Мир, 1986 - Технические науки
  2. Основы экологии и природопользования. Учебное пособие / Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Позднякова Л.А., Михайлов И.Д., Каграманян А.А. — Харьков: ООО «Олант», 2002.- 384 с. - Экология и природопользование
  3. Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Междунар. отношения, 1994.— 416 с. - Международное частное право
  4. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с. - Культурология
  5. 5.4. Позднее Средневековье (XVI - нач. XVO вв.) - Исторические науки
  6. 6.1 Киевская Русь (IX - ХИ вв.) - Исторические науки
  7. 6.2. Становление цивилизации в Русских землях (XI - XV вв.) - Исторические науки
  8. 8.4. Франция - Исторические науки
  9. 8.5. Германия - Исторические науки
  10. 9.2. XVII век в истории России - Исторические науки
  11. 10.2 Великая французская революция - Исторические науки
  12. 12.3. Война за независимость в английских колониях Северной Америки - Исторические науки
  13. 13.1. Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке - Исторические науки
  14. 13.3. Формирование индустриальной цивилизации - Исторические науки
  15. 14.1. Политическое и социально -экономическое развитие России в начале XIX в. - Исторические науки
  16. 15.1 Первая мировая война - Исторические науки
  17. 20.1. Интернационализация экономики - Исторические науки
  18. 21.2. Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. - VI. 1941 г.). - Исторические науки
  19. Введение - Технические науки
  20. 1.1.3. Рентгеновские лазеры с накачкой от ядерного взрыва - Технические науки

Другие научные источники направления Культурология:

    1. Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А.. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти.. 2000

    2. Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 2002