Культурология

Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с.
Глава 4. ИСКУССТВО КАК СТАНОВЛЕНИЕ ВИДИМОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Искусство требует жертв. Что такое ИСКУССТВО? Искусство — отрасль культуры, выражающая эстетическое отношение к действительности. Предпосылкой возникновения искусства выступает мистическое воображение, направленное на достижение определенных культурных целей. «Вряд ли можно сомневаться в том, что все человеческое искусство первоначально развивалось на службе ритуала и что автономное искусство — «искусство для искусства» — появилось лишь на следующем этапе культурного развития» (Лоренц К. Агрессия. М., 1994, с. 83). По мере отрыва воображения от мистических корней и приобретения им самоценности искусство становится главенствующей отраслью культуры. Искусство — синтез мистики и языка (в том числе языка живописи, пластики и иных форм), и чем большее значение приобретали речь и мышление, тем выше становилась роль искусства. Когда появилось слово, оно должно было рассматриваться как нечто сверхъестественное, хотя бы потому, что имело огромное социальное значение, и это отразилось на значении искусства. В условиях, когда логические связи еще отсутствуют, искусство создает эмоциональные связи.В этом смысле искусство названо «мышлением в образах». В начале так и было. На следующем этапе эмоциональные связи стали заменяться логическими, приближая искусство к мифологии и философии. Танцы и наскальные рисунки, являющиеся неотъемлемой частью мистики (а точнее магии, которая вдохновлялась мистическими представлениями) — это не только видимая, но и рационализированная мистика, поскольку в самой дифференцированности произведений искусства, их построении, композиции и содержании должны присутствовать элементы рациональности. В своем 53 КУЛЬТУРОЛОГИЯ развитом виде искусство —г целостное мышление-чувствование, в котором слиты отражательный, воображательный и смысловой моменты. Этим искусство отличается от науки, религии и философии, поскольку в первой преобладает отвлеченно-рациональный отражательный момент, во второй — отвлеченно-чувственный воображательный, а в третьей — смысловой, определяемый главным для философии поиском смысла жизни как высшей цели. Л.Н. Толстой отмечал, что «искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» (Толстой Л.Н. Что такое искусство? //Собр. соч. Т. XV. М., 1983. С. 80). Данное определение хорошо согласуется с высокой ролью подражания и внушения в жизни первобытного человека. Чувство сопереживания, общее для всей культуры, роднит искусство с мистикой. Как и мистика, искусство основано на отождествлении. «Настоящее произведение искусства делает то, что сознанием воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства» (Там же. С. 165). Цель искусства, по Толстому, — единение всех людей, вдохновляемое любовью, которая помогает передавать свои чувства другим. Этот вывод справедлив и по отношению к культуре в целом. Вся культура является способом единения людей, различные ее отрасли отличаются лишь тем, как именно оно осуществляется. Искусство объединяет людей на уровне воображения, как религия — на уровне веры, философия — на уровне понятий и т. д. Искусство в социальном смысле отличается от других отраслей культуры формой, но не сутью. Подлинное произведение искусства способно перевернуть и душу человека, и его жизнь. Искусство самоценно само по себе и не должно подчиняться какой-либо внешней идее. Но как отрасль культуры оно отвечает высшим потребностям людей и превалирует, когда составляет сердцевину их поисков и переживаний. Вершиной искусства остается время появления обря- 54 —-—:—'•— ________Искусство как становление видимой духовной культуры дов и ритуалов, игравших основную духовную роль в жизни людей и объединяющих их чувства. Происхождение Духовную культуру можно разделить на искусства видимую и невидимую. К последней от носится мистика. Искусство — начало видимой духовной культуры. В своем происхождении это ни что иное, как объективизация мистики. При зарождении искусство интенсивно мистично, потом все дальше отходит от мистики, но ни-' когда окончательно. Для того, чтобы сформировалась новая отрасль культуры, необходимы три условия. Первое — соответствие ее стадии развития человека. Это условие оформилось на этапе перехода от неандертальца к Человеку Разумному, когда стали возникать образы, мышление и речь. Мы уже отмечали, что искусство появляется, когда вычленяются образы, но нет еще понятийного мышления. В соответствии со вторым условием каждая предыдущая отрасль создает почву для следующей, что соблюдается в виде закона мистической всесвязанности. И наконец, третье условие — социальное: в обществе должны произойти изменения, которые дают стимул развитию данной отрасли культуры. По мнению Б.Ф. Пор-шнева, таким событием стало появление частной собственности. Причина возникновения искусства в ранние времена видится многими исследователями в том, что искусство"— это подражание природе, которое было сильно развито в первобытном человеке. Как отмечал Д. Вико, «люди детского мира были по природе возвышенными Поэтами» (Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М: Киев, 1994. С. 84). И чуть ниже: «детский мир состоял из поэтических наций, так как поэзия — не что иное, как Подражание» (Там же. С. 88). Здесь искусство возводится к начальным этапам культуры на том основании, что для него имеет большое значение подражание.
Люди способны на подражание в высшей степени. Но почему эта способность именно в данное время привела к искусству? Чтобы иметь то, что запрещено после введения частной собственности, отвечает Б.Ф. Поршнев. За отождествление же образа и вещи ответственна мистика. Таким образом, каждая последующая отрасль вырастает из предыдущей и потребностей среды. Искусство навсегда останется юностью человечества. «Как в старости человек вспоминает свою юность и справляет праз- _-— 55 КУЛЬТУРОЛОГИЯ дники воспоминания, так и отношение человечества к искусству будет скоро трогательным воспоминанием о радостях юности», — писал Ф. Ницше в своей работе «Человеческое, слишком человеческое». Противопоставляя Диониса Аполлону, хаос красоте, он считал, что искусство как аполлоновское рождается из первоначального хаоса дионисийства. Этот первобытный хаос мистичен. Красота появляется из хаоса и создает произведение искусства. Говоря о двух мирах искусства, различных в их глубочайшем существе, Ницше нащупывает историческое место искусства между мистикой Диониса и мифологией Аполлона. Для того, чтобы мистическое начало искусства не разрушило индивида, требуется гармония, называемая им предустановленной гармонией. В мистике образ тождественен предмету. Наскальные рисунки пронзенных стрелами диких животных появились потому, что первобытные охотники верили — эти изображения воплотятся в жизнь на охоте. Связь данных изображений с местами захоронений позволяет также предполагать, что доисторические рисунки в пещерах должны были активизировать магические силы, обеспечивающие удачную охоту покойника. Данная гипотеза под-твреждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим. Психологическую неудовлетворенность человека в качестве предпосылки развития искусства называет 3. Фрейд. «Художник — это первоначально человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии. Однако из этого мира фантазий он находит обратный путь в реальность, преобразуя, благодаря своим особым дарованиям, свои фантазии в новый виддействительности, который принимается человечеством как ценное отображение реальности» (Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М.: Пг. 1923. С. 87—88). В какой мере здесь можно говорить о жертве? В человеке формируется образ предмета как психологическая компенсация за невозможность владеть им. Через какое-то время он осознает, что образ вопреки мистическому закону сопричастности не дает реального владения предметом: нарисованное блюдо не насыщает и в нарисованном доме не укрыться от холода. Если человек отказы-рается от своих притязаний и продолжает творить, наслаждаясь ________Искусство как становление видимой духовной культуры образами, то этот момент и есть точка перехода от главенства мистики к лидирующей роли искусства. Искусство с присущей ему образностью противопоставляет себя потребительскому отношению к действительности и материальному вообще в пользу непрактического, созерцательного наслаждения красотой. «Красота спасет мир», потому что заставляет отказаться от эгоизма собственности, силы вещизма, разделяющей людей. В этом смысле можно сказать, что отказ от собственности после возникновения института частного владения ею — главная жертва художника. В искусстве кристаллизуются образы, возникшие из мистической ориентации первобытного человека. В процессе развития языка и мышления они превращаются в мифы, связывающие более или менее логично мир повседневного опыта с миром сверхъестественных сил. Этот мир в мифах не менее реален, чем чувственный мир. В мифологическом искусстве много сокрытого специально: «Женщины и непосвященные знают только их букву, тогда как их глубокий смысл и мистическая сила, на которой основана вся действенность их мифов, открыты лишь мужчинам, которые считаются достаточно квалифицированными для того, чтобы быть в них посвященными, чтобы их сохранять и передавать, чтобы выполнить те тайные церемонии, которые с ними связаны» (Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. М., 1930. С. 265). Постепенно обряды и мифы усложняются и источник их, придававший искусству объективное значение, забывается. С утратой мистических основ искусство субъективируется. Тяготение великих художников к мистике представляет собой стремление вернуться к корням и обрести объективное содержание. Искусство было господствующим, когда еще недостаточно развилось понятийное мышление и не возникла потребность в систематизации всего культурного наследия. Когда эти предпосылки проявились, из синтеза мистики и искусства сформировалась мифология. Должно было накопиться большое количество произведений, чтобы наступил следующий этап культуры — мифологический, являющийся по существу систематизацией первобытного искусства. Древнее ИСКУССТВО Точка зрения, в соответствии с которой искусство является как бы переходной ступенью от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть 56 57 I КУЛЬТУРОЛОГИЯ сомнению представление о том, что и ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали. Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое. Одно из объяснений верхнепалеолитических рисунков, с которых начинается наше знакомство с древним искусством, заключается в веровании, что тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом. Л. Леви-Брюль обвиняет защитников данной гипотезы, что они приписывают авторам этих рисунков и скульптур чисто утилитарные замыслы. Действительно, в искусстве утилитарное отходит на второй план, но в качестве предпосылки развития искусства имеет место. Б.Ф. Поршнев объясняет эти изображения запретом на пользование оригиналов. Продолжая мысль, можно сделать вывод, что тяга к добру порождает сказки, в которых оно побеждает. В этом смысле прав Ф. Ницше, который утверждал, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления» (Ницше Ф.Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. М., 1966. С. 153). Таким образом, искусство выполняет роль восполнения в сфере чувств человека того, чего он оказывается лишен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры. Первобытное искусство было, по сути, средством общения и единения людей. Ритуалы выходят из искусства и, будучи соприча-стны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры.. В мифах запечатлен бессознательный архетип данного племени, и потому он так оберегается «стариками» — хранителями мудрости. Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, которые считаются предками и творцами всех обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила. То, что первоначально все виды искусства связаны с мистикой (литература, живопись, музыка, танцы), очевидно, так какмис-тика была предшествующей отраслью культуры. Вот что говорит Л. Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные ин- 58 - _______Искусство как становление видимой духовной культуры дейцы Северной Америки перед охотой на бизонов: «В этих плясках индейцы представляли, «разыгрывали» отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме. Это — лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов: действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя» (Сверхъестественное в первобытном мышлении. С. 114—115). Следует согласиться, что первобытные мифы и церемонии — не «элементарные формы религиозной жизни» (как полагал Э. Дюркгейм), а скорее «до-религия». Сам термин «до-религия», хоть он и не включает идеи необходимости эволюции, указывает, что дело идет о стадии, на смену которой может явиться религия в полном смысле слова. Сказания древних народов — элементы, из которых складывается целостная мифология. Сюда же следует добавить развитие искусства в процессе слово- и мифотворчества. Отдельные виды искусства также связаны между собой. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и из подражания музыке, а трагедия — из дифирамба и хора. Перманентность Гипотеза до-логичности первобытного искусства мышления хорошо объясняет первич ность мистики и искусства по сравнению с мифологией, философией и другими отраслями культуры. Но по мере того, как мышление становится все более логичным, лидирующую позицию занимает мифология. С появлением логики жизнь, конечно, не становится всецело логичной. Соответственно, мистика и искусство остаются «перманентно действующими», но теперь уже в условиях наличия конкурента, развитие которого они сами подготовили. Искусство, имея культовую основу, постепенно уходит все дальше от практики, пока не забирается в «башню из слоновой .— 59 КУЛЬТУРОЛОГИЯ кости», где можно заниматься «искусством ради искусства». Однако полностью уйти в себя искусству не удастся никогда. Художников называли пророками, потому что их предназначение было одинаковым. Любое культурное творчество — будь оно художественным, религиозным или каким-либо еще — есть пророчество. В отдельные моменты поэт не принадлежит самому себе (вспомним пушкинское «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей»). Особое состояние «бросает» его в иной мир, где все сходится воедино и где творец чувствует себя, как дома. Неприкаянность в реальном мире порождает стремление художников к жертвенной смерти. Всякое истинное произведение искусства противопоставлено материальному миру и таким образом обречено на борьбу со средой. Коллизия «поэт и царь» проходит через всю историю человечества. Творец сталкивается не только с властью, но и с массой, которая не понимает его. Эта борьба фундаментальна и выражает противоречие между культурой и материальной жизнью. Положение художника в обществе обобщил Ф. Ницше: «Если же мы перенесем в область искусства обычай всенародного голосования и преобладание численного большинства и заставим художника защищать свое дело как бы перед трибуналом эстетических бездельников, то можно заранее поклясться, что он будет осужден». Развитие искусства шло также в борьбе со всеми другими отраслями культуры. Порой казалось, что искусство может снова занять лидирующую позицию, но подмены ослабляли его творческие возможности. И. Тэн, анализируя ситуацию в Италии после великого полустолетия конца XV — начала XVI в. отмечал, что «когда живописец, дотоле наивный ремесленник, превратился в вежливого кавалера, когда лавка и работники-ученики уступили место «Академии», когда смелый, вольный художник... сделался дипломатом-царедворцем, убежденным в своей важности, блюстителем этикета, сторонником мелочных правил, тщеславным льстецом прелатов и вельмож» (Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С. 118). В истории мы встречаем такие подмены неоднократно. В работе «Умирание искусства», посвященной современному искусству, В. Вейдле пишет, что «подмена искусства утилитарно-рассудочным производством, сдобренным эстетикой, привела к чему-то, в принципе общепонятному и потому сплачивающему, пригодному 60 _______Искусство как становление видимой духовной культуры для массы, и не так-то легко бороться с тем, чью пользу и удобство докажет любая газетная статья, что одобрит на основании присущего ему здравого смысла всякий лавочник. Эстетические потребности убить нельзя, но искусство убить можно. У человека нельзя отнять зачатков «хорошего вкуса» или вообще вкуса, но его можно отучить от творчества». Современное искусство Искусство каждой эпохи несет на себе отпечаток времени. Искусство начала XIX в. романтично, искусство середины XIX в. реалистично: оно проникнуто верой в грядущее торжество разума; искусство конца XIX — начала XX в. символистично или дека-дентно и находится в напряженном предчувствии страшного. Искусство XX в. формалистично или документально. Оно трагично потому, что трагичен век. Настоящий художник не может не чувствовать отчаяния, связанного с тем, что его значение ничтожно в век идеологий и научного прогресса, и это отчаяние переносит в звуки, на бумагу, полотно. Всякая умильность кажется ложной перед лицом духовного бессилия человека. В идеологизированный век с искусством борется и часто его побеждает идеологизированное массовое псевдоискусство — оружие борьбы идеологии с подлинным искусством. Пропагандируемое средствами массовой информации оно формирует ложное, идеологизированное представление о мире. В период кризиса возникает теория возврата искусства к мифотворчеству — тоска по «золотому веку» искусства. Это вызвано не только стремлением вернуться к первоистокам, но и тем, что первобытное искусство выполняло важную практически магическую функцию, которую утеряло. В начале XX в. Вяч. Ива-но& выдвинул идею, что искусство — это мифотворчество, и даже попытался ее реализовать. В широком смысле слова искусство всегда выполняло данную миссию. Художники вновь начинают осознавать мифологичность искусства. Современный миф — феномен культурного синтеза. В свою очередь, синтетическая культура зачастую мифологична. Через миф идет связь искусства с другими отраслями культуры. Есть произведения, в которых миф — подспорье: Таковы «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Иосиф и его братья» Т. Манна. В первом миф используется для реализации психологически-ин- 61 КУЛЬТУРОЛОГИЯ дивидуалистической идеи, во втором — для эмпирико-реалисти-ческой.
Но есть произведения, в которых миф самоценен. Таков роман столпа современного мифотворчества Вяч. Иванова «Сказание о Светозаре Царевиче». Настоящий художник не бесстрастно копирует действительность, создавая бледное подобие жизни. Он ищет и накапливает материал, стремясь к победе, заключающейся в шлифовании и перераспределении нового художественного мира. Художник вкладывает в произведение свое "знание мира, свои дух и душу, но погружаясь в стихию творчества, остается земным человеком. Искусство принципиально отличается от всех иных отраслей культуры, например, от науки: искусство направлено на синтез субъекта и объекта, наука — на объект; основной метод искусства — понимание, науки — анализ; источник искусства — интуиция, в науке главную роль играет дискурсивное* мышление. Основной нерв искусства — любовь, человечность; наука равнодушна. Искусство имеет личностное отношение к бытию, наука безлична. Поэтому ни одно научное открытие само по себе не страшно власть имущим, в отличие от истинного произведения искусства. Искусство менее рационалистично и потому более понятно, оно всегда отталкивается от реальных конкретных событий, которые не менее важны и интересны, чем мысли, и составляют основу мышления. Сила произведения искусства в том, что оно поднимается к вершинам обобщений. Искусство — способ творческой деятельности, в максимальной степени соответствующий целостной природе человека, и потому искусству принадлежит великая роль преодоления расщепления. Современные попытки синтеза искусства с наукой, как и попытки синтеза искусства с религией в средние века, весьма полезны, поскольку с их помощью до уровня искусства поднимается все творческое, что есть в науке и религии. Синтез искусства и философии присутствует во всех выдающихся произведениях. Специфичность произведения искусства как особого духовного мира осложняет его связи с жизнью. Выдающиеся художники всегда чувствовали это. В свое время итальянский кинорежиссер * Дискурсивный — рассудочный, в логике, основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. 62 — ________Искусство как становление видимой духовной культуры М. Антониони заявил, что искусство не может влиять на общественную жизнь, по-видимому, хорошо понимая, что у культуры своя внутренняя жизнь, она развивается по своим законам, и влияние, например, искусства на политику невелико. .Утилитарное направление в искусстве никогда не поднимется выше схемы, тогда как сторонники «искусства для искусства», если верны подлинному призванию — творению живого духовного мира, — создадут нечто выходящее по значению за рамки «чистого искусства». Искусство отличается от эмпирической жизни — оно способно проникать в тайники души, изображать нереализованные возможности. Оно отражает жизнь в диалектическом сочетании действительного и возможного. Чтобы что-то создать, надо на время отрешиться от себя. Чтобы копить впечатления, надо быть собой, чувствовать, думать, мечтать. Что же касается творческого настроения, переходящего в горение и перевоплощение, то оно бывает, по-видимому, у каждого, но не каждый способен использовать его в полной мере. Значение искусства Уже в индийской культуре искусство считалось божественным. Как подчеркивал Л.И. Мечников, «арийцы верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом», а следовательно, существуют лишь постольку, поскольку существует вдохновенное настроение их почитателя». В Ведах утверждается, что мир и существующее в нем возникло из песнопений богов. Искусство прокладывает новые пути для человечества, обеспечивая посредством воображения поиск альтернатив будущего; творит прекрасное и открывает гармонию в мире; «примиряет с жизнью» (Н.В. Гоголь); дополняет и завершает бытие, «соблазняя на дальнейшую жизнь» (Ф. Ницше). Искусство — способ внутренней гармонизации личности, вид магического воздействия на мир, имитация действительности с целью ее изменения. Искусство выполняет компенсаторную роль при запрете прикосновения к предмету, создавая его двойники. Искусство делает вечным слово, и человек — носитель слова — присоединяется к вечному. Это — способ художника преодолеть смерть. И трагедия, и музыка ведут к вечному. «Мы верим в вечную жизнь!» —так восклицает трагедия, между тем как музыка есть непосредственная идея этой жизни» (Ницше Ф. Рождение траге- — 63 КУЛЬТУРОЛОГИЯ дни, или эллинство и пессимизм. С. 121). Героическая смерть в трагедии, вынужденная или добровольная, вызывает катарсис у зрителя — чувство очищения, подъема и воодушевления. Искусство ведет к вечности, .преодолевая страх смерти, т. е. осуществляет высшую цель культуры. Значение искусства определяется и тем, что слово понимается тождественно обозначаемому им предмету. Таким образом, искусство раскрывает сущность мира. Оно выполняет и игровые, развлекательные функции, и будет существовать столько, сколько соответствующая потребность. Искусство является способом передачи культуры в древ1 нем обществе, в котором оно может быть столь же тайным, как и мистика, но скрыть которое гораздо труднее. Видимый характер культуры способствует ее самосохранению, облегчает передачу следующим поколениям, но одновременно затрудняет ее сокрытие. В этом диалектика древнего искусства. Значение искусства и в том, что оно уравнивает две разновидности духовной жизни — нерациональную мистико-ре-лигиозную и рациональную научно-философскую. Их видимая противоположность рождает представление о том, что только нерациональное мистико-религиозное мышление духовно. Это объясняется тем, что появившаяся рациональность противопоставила себя прежней духовности, но это не значит, что она не была духовной изначально. В искусстве гармонично сочетается и та и другая духовность.. Обе нужны для полноценного существования и создания полнокровного произведения. Исходя из функций искусства, можно понять формулу Достоевского «красота спасет мир», дополненную Рерихом — «осознание красоты спасет мир» (вариант «творение красоты спасет мир»). Понимание и открытие мира в аспекте прекрасного есть выражение непрактического, неэгоистического отношения к действительности, причем культура не нечто добавляемое к миру с целью его раскрашивания, а, как указывал Гете, важнейшая онтологическая характеристика бытия. Жертвенность искусства Афоризм «искусство требует жертв» настолько самоочевиден, что, кажется, никогда не оспаривался. В искусстве жертва играет такую же роль, как в мистике, подтверждая, что в культуре в 64 —. ________Искусство как становление видимой духовной культуры целом жертва — есть двигатель жизни. В отличие от мистических обрядов в искусстве жертвой является сам творец. Идея жертвы близка художникам, и сами они очень часто становились жертвами власти, толпы, своего искусства. Причина конфликта в том, что творец, уходя в сферу культуры от мирских практических взаимоотношений, всегда оказывается в одиночестве. И, как правило, он хорошо себе представляет, на что идет, и таким образом его жертва добровольна. Тот огонь, который он чувствует в своей груди, и призвание, которое в себе ощущает, не дают ему права свернуть с пути. «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружен». Здесь слово «жертва» можно понимать буквально, и сам Пушкин тому пример. Деятель культуры в столкновении с жизнью выполняет роль жертвы, но это не значит, что он проигрывает. Благодаря телесной жертве он побеждает как творец, культура же тем семым одерживает победу. Наступает момент, когда Аполлон требует поэта к священной жертве, и поэт сознательно кладет свое сердце на алтарь культуры. В основе искусства лежит жертвенная любовь к миру. Творец живет в двух мирах — мире духовной культуры и мире материальной жизни, и имеет две природы — творческую и потребительскую, противоречие между которыми разрешает жертвенная смерть. Искусство «понимает» значение жертвы. «Мать, мать! На крови твоего сына созидается храм будущего — раскрой же мне сердце твоей чудесной властью и благослови на смерть, — восклицает герой Л.Н. Андреева. Строки: «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других» принадлежат Н.А. Некрасову, воспевшему жертвенность. Так мы приходим к глубинному пониманию: художник жертвует, чтобы жило искусство. Стихи и романы — содержание искусства, жертва — ее энергия. Это та «энергия сожжения», из которой созидается пламя духа «Поэтому Достоевский хвалил свою каторгу, а Толстой просил Леонтьева поскорее написать на него донос. И в XX в., когда из всех искусств важнейшим стало кино, гениальный режиссер А.Тарковский назвал свой лучший фильм «Жертвоприношение». С обывательской точки зрения поступок героя, сжегшего собственный дом, — сумасшествие. С точки зрения изначальной жертвенности искусства — это жертва в чистом виде, возвращение к той жертве, с которой началось искусство. 65 ГЬТУППЛПГНЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Каково значение искусства в наше время? Как искусство.ломогает становлению целостной 'гармонично развитой личности? Как понимать изречение «красота спасет мир»? Как понимать афоризм «искусство требует жертв»? О требовании какой священной жертвы Аполлоном писал Пушкин? В чем смысл фильма Тарковского «Жертвоприношение»? Что такое искусство? Под влиянием каких причин оно возникает? Чем отличается искусство от других отраслей культуры? Какие условия необходимы для возникновения новой отрасли культуры? Каковы функции искусства? Какие виды искусства вы знаете? Какие направления искусства существуют? В чем смысл искусства? Что можно сказать об искусстве XX века? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.ВикоД. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Киев, 1994. Ч.Лееи-БрюльЛ. Первобытная мифология. М., 1930. 3. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. М., 1966. 4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.' 5. Толстой Л.Н. Что такое искусство? //Собр. соч. Т. XV. М., 1983. 6. Тэн И. Философия искусства. М., 1996. 7. ФрейдЗ. Основные психологические теории в психоанализе. М.: Пг, 1923.
вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  2. Глава 1. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ - Культурология
  3. Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО - Культурология
  4. Глава 3 МИСТИКА - НЕЗРИМАЯ КУЛЬТУРА - Культурология
  5. Глава 4. ИСКУССТВО КАК СТАНОВЛЕНИЕ ВИДИМОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  6. Глава 5. МИФОЛОГИЯ - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  7. Глава 6. РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - Культурология
  8. Глава 8 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - Культурология
  9. Глава 10. СТАНОВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  10. Глава 11. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И МОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  11. Глава 12. ДРЕВНИЙ РИМ - Культурология
  12. Глава 14. ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА - Культурология
  13. Глава 16. НАУКА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - Культурология
  14. Глава 19. ИДЕОЛОГИЯ: КРИЗИС КУЛЬТУРЫ - Культурология
  15. тема IIСтруктура современных религий - Религоведение
  16. Культурология Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  17. 14.2. Сущность воспитания и его особенности - Педагогика
  18. 15.1. Характеристика закономерностей воспитания - Педагогика
  19. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  20. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология

Другие научные источники направления Культурология:

    1. Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А.. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти.. 2000
    2. Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 2002