Награда Феникса — возрождение из пепла.
А.Тойнби
В изложении характерных особенностей отдельных культур сначала представлена их история, затем основные отрасли. В истории нас интересуют моменты, оказавшие влияние на развитие культуры, в частности последствия завоевания одной цивилизацией другой.
История Египта Aegiptos — так древнегреческие писатели называли резиденцию фараонов Мемфиса —жилище богов. Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую из полноценных цивилизаций, т. е. обладающих городами и письменностью. В том, что она находится здесь, нет ничего странного, если, как считают антропологи, родина человека — Восточная Африка. «За 4 тыс. лет до начала нашей эры, т. е. почти б тыс. лет тому назад, Египет обладал памятниками, бывшими уже древними для современников, основателей Мемфиса; в эпоху первых, фараонов эти памятники приходилось уже реставрировать» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки, с. 345).
Из всех древних культур, как считает О. Шпенглер, только египетская обладала исключительной предрасположенностью к истории; все другие, включая греческую и римскую, антиисторичны. Историк подтверждает эту заботу о прошлом и будущем распространенностью мумифицирования (сюда же относятся пирамиды). По значению, которое придавалось в египетской цивилизации захоронениям, ее можно назвать цивилизацией смерти. Это не удивительно, если вспомним, что духовная культура как таковая началась с захоронений сородичей. Н.А. Бердяев писал, что египетская культура была основана на жажде вечности, жажде воскресения, вся была борьбой со смертью. И египетские пирамиды пережили долгие тысячелетия и сохранились до наших дней. Это подтверждает мысль, что культура возникла как способ борьбы со смертью и преодоления страха смерти. 85
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Речные цивилизации: Древний Египет
Историю Египта делят на несколько периодов:
* Додинастический период — до 3200 г. до н. э.;
* Период ранних династий после объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое царство под властью Менеса (3200—2620 гг. до н.э.);
» Древнее царство (2620—2280 гг. до н. э.);
« Первый переходный период (2280—2131 гг. до н. э.);
* Среднее царство после объединения Египта фиванской династией (2131 — 1786 гг. до н. э.);
* Второй переходный период: вторжение гиксосов из Азии и установление их власти над Египтом (1786— 1575 гг. до н. э.);
* Новое царство (1575—1087 гг. до н. э.).
* Поздний период (1087—332 гг. до н.э.).
* Период Птолемеев, потомков сподвижников Александра Македонского, завоевавшего Египет в 332 г. (332—30 гг. до н. э.)
* Римский период: Египет — провинция Римской империи
(30 г. до н. э. — 364 г.).
Египтяне называли свою страну «Двумя землями», подразумевая под этим Верхний и Нижний Египет. Это примерно соответствует долине и дельте Нила. Египетское государство появилось тогда, когда Верхний и Нижний Египет соединились в результате покорения севера югом. Первой столицей объединенного Египта стал находящийся на границе город Мемфис. Другой знаменитый египетский город, ставший столицей позднее, — стоврат-ные Фивы с массивными храмами Карнак и Луксор.
Египтяне называли также свое государство «Черной землей», потому что с обеих сторон Нила находится полоса плодородной почвы, ежегодно удобряемой разливами реки. Окружающую пустыню называли «Красной землей». Длина долины Нила примерно 1000 км, ширина — 16 км. С востока и запада «Черная земля» ограничивается Ливийской и Аравийской пустынями, с юга — Нубийской пустыней. «Красная земля» была очень полезной для Египта, поскольку давала золото и драгоценные камни, медь для изготовления инструментов, известняк, мрамор и т. д. Египет демонстрирует большое значение природных условий для становления цивилизации. Тут и великая река, и то, что она, в отличие от других рек, приносит на поля удобряющий их ил.
Вот как описывал разливы Нила греческий историк Дио-дор Сицилийский (1 в. до н. э.): «Тем, кто видит наводнение Нила, оно кажется удивительным... Ибо в то время, как все другие реки
86
начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще больше мелеют, только он один тогда, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. Таким же самым образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию» (Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 28).
Все природные факторы соединились, чтобы возникла великая цивилизация: Но ее бы не было без тяжкого труда земледельца. «Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болеет он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти» (Там же. С. 30). Крестьянин подчинялся своему господину и государству, но не был рабом (рабства, по-видимому, не существовало до конца Нового царства).
Правитель почитался в Египте божеством. По утверждению «Текстов пирамид» фараон существовал еще до того, как возникли небеса и земля. Фараону «принадлежали земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога» (Мерц Б. Крар-ная земля, Черная земля: Мир древних египтян, М., 1998. С. 146).
Помимо фараонов и крестьян в Египте известны сапожники, пекари, столяры, пчеловоды, кузнецы, рыбаки и т. д., включая профессию писца. Особенностью государственного устройства страны было то, что чиновник одновременно мог быть жрецом. «То обстоятельство, что ранняя царская власть и ранняя мифология были фактически одним и тем же, было причиной того, что в Египте управление страной и религия оставались нераздельными на практике до 525г. дон. э.» (Мифологии древнего мира, М., 1977. С. 82). Верховный судья наделялся титулом «жрец Маат». Высшим чиновником был министр, заместитель фараона во всех государственных делах. Этот поет часто занимал принц и он мог переходить по наследству.
В Египте существовала моногамная семья. Вот какой совет мужу давал мудрец эпохи Древнего царства Птахотеп, оставивший книгу наставлений: «Наполни живот ее, одень спину ее, умащение требуется ее телу. Делай сердце ее довольным, покуда ты живешь: она плодородное поле господина своего. Ты не должен состязаться с ней перед законом, держи ее вдали от управления... Да будет сердце ее утешено тем, что тебе достанется» (Мерц Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян. С. 66—67). Самая известная египетская семья — фараон Эхнатон, знамени-—- 87
Речные цивилизации: Древний Египет
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
тый еретик, заменивший всех богов одним — Атоном, и его жена прекрасная Нефертити, родившая ему семь дочерей.
В Египте был широко распространен культ животных, о чем свидетельствует изображение богов в виде животных или с головами животных. «А кто убьет ибиса или ястреба, должен во всяком случае умереть», — писал Геродот (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. С. 38). Символами единства человека и природы были сфинкс и кентавр, что говорит о том, что в египетской мифологии воплотились представления о существовании полулюдей-полуживотных и даже полурастений, широко распространенные в первобытных обществах. Следствием единства человека с природой было одомашнивание многих животных, в том числе кошки, которая выполняла важную роль у народов, занимающихся сельским хозяйством, спасая их зернохранилища от грызунов. Одна из почитаемых египетских богинь имела кошачью голову. Найдено много изваяний кошек и даже их мумии — судя по всему эти животные либо почитались священными, либо их .очень любили.
МИФОЛОГИЯ Мифология египтян неоднородна по срав-
Древнего Египта нению, скажем, с греческой, что не уди
вительно, так как она более древняя.
Обычным было несколько представлений об объекте. Так, небо изображалось в виде крыльев коршуна, поддерживаемых двумя столпами, в виде коровы и т. д. «Нет сомнения, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. э. египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяснить ее в категориях, понятных людям их времени. Но поскольку никакой символ не может схватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение» (Мифологии древнего мира. С. 59—60).
В египетской мифологии отсутствует логическая последовательность, что также указывает на древность мифов. Каждый бог выполняет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотемические корни египетской мифологии. Такие боги — модификации тотемов отдельных поселений.
В доисторических мифологических представлениях фигурирует первобытный океан, из которого поднялся земляной холм «в виде пламени и породил первое живое существо. Это была либо 88 —
змея, которую рассматривали как первое «тело» любого местного божества в исторические времена, либо жук, впоследствии ставший скарабеем египетской религии» (Там же, с. 67). Представления перекликаются с реальным ежегодно повторяющимся освобождением земли, когда нильское половодье идет на убыль. Позднее появляется представление о боге Солнца Ра, который создал все на Земле и из слез которого появились люди.
В мифе о сотворении мира верховный Бог утверждает, что все создано из первоначального хаоса, который является его отцом. Из водхаоса выступил бугорок сырой земли. На нем появился Атум, создатель. Он породил бога Шу и богиню Тефнут, воздух и влагу. Шу и Тефнут породили богов земли и неба Геба и Нут, родивших Изи-ду, Осириса, Сета и Нефтис. Эта группа составила «гелеопольскую девятку»; Атум слился с богом Солнца Ра и стал называться Ра-Атум.
Согласно другой версии творцом мира является Птах, главный бог Мемфиса, а мир создается материализацией слов, являющихся следствием мыслей сердца.
Наиболее значительный в египетской мифологии и популярный не только в Египте миф об Осирисе известен 5000 лет. Согласно «Текстам пирамид» Осирис был древним царем Египта. Все любили его за исключением брата Сета, который, завидуя, убил его. Жена Осириса Изида долго искала тело мужа и, наконец, найдя его, воскресила и зачала от него ребенка — Гора. Сет, не успокоясь и во второй раз убив Осириса, разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Изида собирала эти части и хоронила каждую там, где находила. Воскрешенный богами Осирис стал правителем царства мертвых, а сын его Гор, одолев дядю, возвратил отцовский трон. Смерть Осириса — символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего Бога. Погибший бог растительности воскресает в виде новых растений. Предполагают, что находимое в пирамидах зерно может олицетворять Осириса. Так или иначе, параллель между мифом об убийстве Осириса* и основополагающей для Древнего Египта сельскохозяйственной реальностью очевидна.
* Данный миф повторяется в русской сказке о двух братьях Правде и Кривде. Кривда ослепляет Правду, сын которого борется с Кривдой на суде, чтобы отомстить за отца.
Связь умирающего и воскресающего Осириса с воскресением мертвых позволяет вспомнить и представление о Фениксе — священной птице древних египтян, сжигающей себя и возрождающейся из пепла. —- 89
Речные цивилизации: Древний Египет
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
В последний месяц сезона наводнения, когда вода начинала спадать, в Древнем Египте совершался обряд прорастания зерна и праздновалось воскрешение Осириса. «Ликующий крик «мы нашли его, мы радуемся» громко звучал по всей стране, когда нильской водой смачивали землю и помещали ее с зерном в глиняную форму» (Мифологии древнего мира, с. 106).
Миф об Осирисе важен для египтян еще и потому, что человек мог надеяться на воскрешение после смерти. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повторял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.
Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно трактовать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с богом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реальности, наоборот, юг завоевал север.
- Поскольку в основе мифов лежат мистические представления, некоторые исследователи и комментируют их мистически. Так, Р. Штайнер интерпретирует миф об Осирисе как миф о рождении мира путем разрывания тела Осириса. Это первое рождение через жертву. Ставший жертвой бог возрождается, чтобы умереть вновь. Осирис — бог-отец, а Изида — великая мать, не только дающая людям пропитание, но и приобщающая их к божественному.
Идея вечного и вселенского бога, засвидетельствованная в самом начале египетской истории, возникла в результате политического объединения страны. На звание высшего божества претендовали также бог Фив Амон и бог Атон, которого приказал почитать в качестве высшего и единственного фараон Эхнатон, названный «первой личностью в истории». Попытка ввести монотеизм, предпринятая во II тыс. до н. э., погибла вместе с Эхнатоном, который правил с 1419 г. по 1402 г. до н. э.
Одним из важнейших мифов для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание древнейших текстов, было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд — один из высших культурных принципов человечества, наравне с концепцией происхождения и развития мира. На загробном суде, возглавляемом Осирисом, обвинителем был бог мудрости и божественный писец Тот с головой ибиса — очень важный бог, изобретший весьма ценимое египтянами письмо, — а Анубис, бог с головой шакала, взвешивал сердце покойного на весах, причем оно должно было уравновесить страу-90
совое перо, символ богини истины, закона и справедливости Маат. Рядом находился Пожиратель Теней, зверь с головой крокодила, передней частью туловища льва и задней — гиппопотама. Тот заставлял свидетельствовать душу покойного. Вот один из ответов. «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому. Никогда не делал я ничего дурного против какого-либо человека. Я защищал слабого от того, кто был сильнее его. Я судил между двумя людьми так, что они были удовлетворены. Я был почтителен к моему отцу и добр к моей матери. Никогда не брал я вещи, принадлежащие другому. Никогда не говорил я ничего дурного ни против кого. Я говорил правду, я поступал по справедливости» (Мерц Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян, С. 392—393).
Тот объявлял заключение суду, основываясь на показаниях весов. Суд принимал доводы Тота и выносил приговор. Если умерший был оправдан, он получал земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Удовлетворения. В потустороннем дайре праведник тоже работал, только злаки там вырастали выше человеческого роста. Но если человек на Земле грешил и его сердце перевешивало перо, то приговором была «смерть во второй раз». Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем добрые дела, они отдавали его во власть Пожирателя Теней, который разрывал на части душу и тело грешника, и дыхание жизни к тому уже не возвращалось никогда.
Египетская цивилизация имела самый сложный из известных на Земле ритуал погребения, в основе которого лежала надежда на достижение вечной жизни при надлежащем погребении. Погребальные обряды основывались на двух представлениях. «Первое — это вера в то, что умершие вели некое призрачное существование и могли быть враждебны по отношению к оставшимся в живых... Второе.., естественное человеческое побуждение снабдить покойного тем, что ему принадлежало, в чем он нуждался и что любил на земле, чтобы он мог радоваться этому и пользоваться этим так долго и таким образом, как только возможно» (Мифологии древнего мира. С. 86).
Древние египтяне заботились о богах и мертвых больше, чем о живых. Если говорить о поклонении богам, то в этом на них похожи некоторые другие нации, но что касается мертвых, то здесь египтяне уникальны. Для них смерть была самым главным врагом, которого нужно победить во что бы то ни стало. Именно для этого они строили пирамиды и бальзамировали умерших. Египтяне очень бо-— 91
I
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ялись духов умерших и особенно того вреда, который они могут причинить оставшимся в живых (это характерно также для китайской культуры). В «Письмах к мертвым» муж спрашивает у своей покойной жены: «Что дурного сделал я тебе, за что должен.был я придти к такому жалкому состоянию, в котором я нахожусь?» (Мерц Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян. С. 327).
Египтяне считали, что без надлежащего погребения на подобающее существавание после смерти надеяться нельзя. Это относилось ко всем людям, но особенно к правителям. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Таким образом, Гор представлялся троицей из небесного царя, земного царя и сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Вот отрывок диалога, который происходит после смерти царя с его сыном, становящимся царем и богом.
«Вопрос: Ты человек; Это твой отец Гор. Ответ: Я бог Гор, потому что мой отец — Гор, умер. Он стал Осирисом, потому что его тело погребено в земле, как зерно, а его дух поднялся к небу в виде растительности.
Вопрос: Как случилось, что Гор, бог, умер? Ответ: Смерть бога не может произойти иначе, как посредством убийства. Только равный Гору, его брат Сет, имел достаточно силы, чтобы убить его»*.
Боги давали царям новую жизнь. Как зерно, прорастая в земле, возрождается, так и фараон, обретя вновь душу, возрождается. Тело его должно сохраняться и быть готовым, чтобы в него снова вошла душа. В сохранении тела и есть суть мумификации.
Смысл строительства пирамид понятен из следующих слов: «Умерший царь становится Осирисом в своей гробнице, где должен теперь начаться цикл трансформации: мертвый бог будет рожден вновь» (Мифологии древнего мира. С. 84).
Египтяне верили в то, что умершие продолжают существовать. Пирамида — это местопребывание тела бога, обожествленного и преображенного царя. Все излишки средств шли на строительство пирамид для фараонов, саркофагов — для элиты, что счита-
* Цитируется по: «Мифолог-ии древнего мира».
92
Речные цивилизации: Древний Египет
лось важнейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символами египетской цивилизации.
Божественность фараона можно интерпретировать как его приобщение к вечному, находящемуся в человеке. После ознакомления с мистикой понятны слова Р. Штайнера, что «Осирис, как мировое существо, есть Единый, и однако он пребывает неделимо в каждой человеческой душе. Каждый человек — Осирис, но тем не менее должен быть представлен и Единый Осирис, как некое определенное существо. Человек подлежит развитию, и в конце пути его ожидает божественное бытие... Живя, как Осирис, и проделав все, что проделал он, человек становится совершенным. Миф об Осирисе приобретает, так сказать, более глубокое значение. Он становится прообразом того, кто хочет пробудить в себе вечное» (Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991. С. 79—80).
Древний Египет — это классическая цивилизация мистерий. Мистерии в духовном плане столь же характерны для египетской культуры, как в материальном плане пирамиды и мумии. Их основу составляет борьба между низшей (животной) и духовной природой. Мистерия является формой приобщения к высшему знанию. «Человек, стремящийся к высшему бытию, должен микро-космически повторить в себе макрокосмический мировой процесс Осириса. Таков смысл египетского «посвящения»... Все, что мы знаем об обрядах посвящения, получает свое объяснение отсюда. Человек подвергался таинственным процедурам. Этим убивалась его земная природа и пробуждалась высшая» (Там же. С. 80—81).
Вера в загробный мир не была безусловной и разбавлялась скептицизмом. «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там», — гласит один из текстов.
Искусство Египетская письменность, изобретен-
ДревнегО Египта ная более 5 тыс. лет назад, представляла
собой употребление рисунков в виде знаков. «Некоторые знаки обозначали звуки, другие — идеограммы и целые слова, третьи — целые классы объектов, к которым принадлежало слово» (Мерц Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян. С. 136). А. Кребер упоминает о трех стадиях развития письменности: изобразительное письмо: стадия ребуса, когда рисунки используются для обозначения звуков, смыслов и вещей (скажем, рисунок медведя может изображать само животное, идею силы или звук «медведь»); фонетическая, когда знак изображает — 93
Речные цивилизации: Древний Египет
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
только звук. Египтяне дошли до второй стадии. Нет ничего удивительного в том, что самая древняя письменность менее абстрактна и ближе к рисунку. Это говорит о генезисе письменности.
Египтяне писали иероглифами (в буквальном переводе «иероглиф» означает «священные письмена», поскольку в начале письменность воспринималась как нечто священное и использовалась исключительно в религиозных целях). Из иероглифического письма образовалась скорописная форма — иератическое письмо. Изобретение письменности создало основу для политического объединения Египта в единое государство, что, в свою очередь, привело к развитию целостной мифологической системы и единого стиля в архитектуре и изобразительном искусстве.
Письменность возникла и ценилась помимо ее практического значения еще и потому, что сохранение имени даже в чьей-то памяти означало сохранение личности после смерти, а это желание было главным в египетской культуре. «Человек угасает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли. Но писания заставляют- вспоминать его устами тех, кто передает это в уста других» (Хрестоматия по истории древнего мира. С. 53).
В эйфории сам факт владения письмом окружался ореолом. Писцы пользовались почетом, какого эта профессия никогда позже не имела, и принадлежали к высшему слою общества:
«Их пирамиды — книги поучений, Их дитя — тростниковое перо, Их супруга — поверхность камня»
«Прославление писцов»*.
В одном из рассказов отец говорит сыну, поощряя его учиться: «Писец в Египте... поважнее фараона... Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник» (Там же. С. 30). Безусловно, такое значение эта профессия могла иметь исключительно в централизованном бюрократическом государственно с другой стороны подобное отношение к слову свидетельствует и о культуре.
В XIX в. Т. Карлейль отмечал: «Выражать незримую мысль, существующую в человеке посредством написанных букв, — это величайшее изобретение, какое только сделал когда-либо человек. Это в некотором роде вторая речь» (Теперь и прежде. М., 1994. С. 26).
1 Цитируется по: «Поэзия и проза Древнего Востока».
94
Писали египтяне на папирусе, керамике и камне тонкими тростинками, расплющенными или разжеванными с одного конца и похожими на кисточки, обычно черной твердой краской, сделанной из сажи, которую разводили водой. Использовались красивые иероглифы-рисунки и иератическая скоропись.
К древнейшим относятся тексты, которые высекали на стенах пирамид. Эти тексты представляли собой магические заговоры, призванные помочь преодолеть опасности, подстерегающие душу на ее пути к Земле Вечности, и обеспечить благоприятную жизнь в ней.
Тексты пирамид сменились текстами саркофагов. Знатные люди в своих гробницах описывали и изображали свои деяния. Это обязывало заранее думать о том, что будут читать о тебе после смерти. Около 3600 лет назад на основе текстов пирамид и текстов саркофагов была составлена и записана на папирусных свитках известная ныне «Книга мертвых». Египтянам принадлежат древнейшие в мире сказки. Многие сюжеты, хорошо известные по сказаниям разных народов, первоначально встречаются в Древнем Египте.
В Египте существовали такие жанры, как любовная лирика, молитвы и заклинания, но не было драмы, эпоса и исторических сочинений. «Поскольку он, царь, был единственным посредником и связующим звеном между людьми и богами, мотив героя, вторгающегося в мир богов, чужд египетской мифологии» (Мифологии древнего мира. С. 70).
Египтяне очень любили музыку: флейта, арфа и гобой появились в эпоху пирамид.
Искусство Древнего Египта строго подчинялось канонам, что нравилось Платону, оставившему в своем идеальном государстве только египетское искусство. Недаром египтянам принадлежит слово «манерос», обозначающее соблюдение умеренности во всем. Постоянство канонов египетской культуры, ее неизменность на протяжении долгого времени объясняется относительной изоляцией, отдаленностью от других культурных центров.
Самые знаменитые архитекторы Древнего Египта: Имхо-теп, которому принадлежит первая в истории пирамида царя Джосера из третьей династии (Древнейший период), послужившая образцом для подобных сооружений (он был также врачом, за что древние греки отождествили его со своим богом Асклепием); Аменхотеп, живший на 1000 лет позже и создавший Луксорский храм и обелиски Мемнона; и Сейму т — автор погребального храма царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахри. — 95
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Речные цивилизации: Древний Египет
Ранние пирамиды были ступенчатыми, на более поздних ступени заполнялись и стены стали гладкими. Почему пирамиды имели такую форму и высоту? Одно из объяснений заключается в том, что пирамиды были символами восхождения в область Ра, куда надеялся попасть умерший царь. Ступенчатая пирамида напоминает лестницу, а гладкие склоны — наклонные лучи солнца.
Помимо пирамид строились гробницы в скалах и в виде обычных домов, порой с подземными погребальными камерами и отдельно поминальными храмами (не путать с храмами, в которых почитались боги, хотя иногда царские поминальные храмы также служили домами богов). Во времена Второго переходного периода сформировалась классическая форма гроба — деревянный со множеством надписей и рядами сценок или фигурок богов. Во времена Тутанхамона у царей было три гроба, вставленные один в другой они помещались в каменный саркофаг.
Большая часть произведений искусства Древнего Египта имела утилитарную функцию и служила тому, чтобы мертвый имел в загробном мире все вещи и удовольствия, которые изображались в росписях гробниц. Это еще одно подтверждение того, что искусство обязано своим происхождением магии: древнеегипетское искусство служило в основном «потусторонним» целям.
Канон искусства был выработан в середине 2-го тыс. до н. э. В египетском рисунке отсутствует перспектива. Лицо и ноги изображались в профиль, а глаза и плечи — в анфас. Такие изображения полнее, что требуется для магических целей.
Египетские статуи также следуют канону. Они фронтальны и квадратны, т. е. почти все линии параллельны или находятся под прямым углом (особенно квадратно-сидящая скульптура, одна из наиболее распространенных). Вторая черта египетской скульптуры — отсутствие узнаваемости, индивидуальности изображенного человека.
Одно из самых знаменитых произведений искусства Древнего Египта — бюст Нефертити — найден при раскопках в Амар-не (город, куда на недолгий срок своего царствования перенес столицу Эхнатон) в мастерской скульптора Тутмоса. Следует сказать, что в правление Эхнатона искусство отходит от жестких канонов и следует так называемому принципу «маат», что значит «правда», а специалистами по египетскому искусству трактуется как «искренность» (сейчас бы сказали «реализм»). Этот периоде развитии искусства называется амарнским. После смерти Эхнатона, при
96
Тутанхамоне (знаменитом сокровищами своей гробницы, обнаруженными в начале XX в.) столицей опять стали Фивы.
Научные И практические Научные знания в Древнем
Знания Египте неотделимы от мифоло
гических и магических. Науки
как таковой не было, равно как и не зависимых от магии знаний. Но постепенно наука и техника отпочковывались от магии и мифологии. Так, бальзамирование, всецело определявшееся желанием вечной жизни и подкрепленное египетской мифологией, тем не менее способствовало накоплению медицинских знаний. Египтяне открыли пульс. Медицинские папирусы, найденные в Египте, являются самыми древними научными сочинениями мира.
Технология в Древнем Египте, хотя и использовала научные законы, но не формулировала их. «Не имея железа, не имея машин, обладая одной лишь мускульной силой человека и человеческой волей, они вырубали в карьерах эти монументальные камни и раскладывали их по своим местам» (Мерц Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян. С. 247). Для самой большой пирамиды царя четвертой династии Хеопса (примерно 2600 лет до н. э.) понадобилось более 2 млн блоков известняка, самый большой из которых весил 15 т, а каждый в среднем 2 т. Стены почти точно ориентированы по странам света. Каждая из сторон имеет длину более 200 м, а высота около 150 м. «Каменные блоки изготовлялись с помощью каменных и медных орудий и для подъема их на высоту 150 м использовались только насыпи и рычаги» (Мифологии древнего мира. С. 66).
Строительство пирамид по своей организации было таким же сложным делом, как и работа современных машин, только составными частями ее были люди, а не материальные объекты.
Около 2800 г. до н. э. засвидетельствованы первые юридические документы.
В Древнем Египте развивалась математика. Египтяне пользовались десятичной системой, в которой одна черта обозначала 1, две — 2 и так до 9. Особые знаки обозначали 10, 100, 10 000 и 1 000 000. Более громоздкая, чем римская и арабская, египетская математика не выходила за рамки арифметики, построенной, в основном, на сложении.
Египтянам принадлежат и самые древние географические карты. Египетский календарь включал 12 месяцев по 30 дней
-— 97
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
плюс 5 дополнительных (не совсем точно, но лучше лунного календаря, который применяли другие).
Египтяне делили день и ночь на 12 частей, но их длина зависела от времени года. Имелись солнечные и водяные часы.
Около 3000 г. до н. э. был изобретен гончарный круг. Египтяне умели обрабатывать металл, изготавливать папирус, вино и пиво, фаянс, стекло и керамику. Из папируса делались древнейшие египетские лодки. В эпоху Нового царства появился колодец «журавль».
По мере усиления контактов с другими народами шел прогресс в военной области. Когда из Азии вторглись гиксосы, вместе с ними пришли кони и колесницы, ставшие элитной частью египетского войска. В Новом царстве стали применяться шлем и латы из полотняной или кожаной рубашки, покрытой металлическими пластинами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Что такое мистерии?
Расскажите о египетской письменности и роли писцов в Древнем Египте.
Каковы стадии развития письменности?
Какая книга самая древняя?
Какие жанры литературы существовали в Древнем Египте?
Каковы особенности египетского изобразительного искусства?
Какие научные и практические знания существовали в Древнем Египте?
Каковы главные особенности египетской цивилизации?
Почему египетскую цивилизацию называют «цивилизацией смерти»?
Каковы причины становления египетской цивилизации?
Какие основные мифы существовали в Египте?
В чем суть мифа о Осирисе?
Каково содержание мифа о загробном суде?
Каков смысл погребальных обрядов Древнего Египта?
Для чего строились пирамиды и применялось бальзамирование?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Древнеегипетская проза. М., 1978.
2. Мерц Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян. М., 1998.
3. Монтэ П. Египет Рамзесов. М., 1989.
4. Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973.
5. Сказки и повести Древнего Египта. М., 1956.
6. Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991.
|