Культурология

Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с.
Глава 7. ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в земд/о Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе... И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Бытие История Междуречья Междуречье, или Месопотамия (от греч. mesos — средний, potamos — река), находится между двумя великими реками Ближнего Востока — Тигром и Евфратом. Именно на Ближнем Востоке скорее всего произошла неолитическая революция, так как здесь встречаются дикие виды животных и растений, которые были одомашнены и окультурены. К началу 3 тыс. до н. э. в Южной Месопотамии существовала цивилизация шумеров, представлявшая собой города-государства Ур, У рук и т. д. Шумеры, племена неизвестного этнического происхождения, освоили плодородную долину рек Тигра и Евфрата, осушили болота и, создав систему искусственной ирригации, справились с нерегулярными, порой катастрофическими разливами Евфрата. «Дикие орды семитов, нахлынувшие за несколько тысячелетий до нашей эры из Аравийской пустыни в плодородную долину Нижнего Евфрата, застали там уже сложившуюся цивилизацию. Потомки первобытных бедуинов постепенно переняли искусство и нравы покоренной страны точно так же, как гораздо позднее северные варвары позаимствовали известный культурный лоск от покоренного ими населения Римской империи» (Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 74). С фактом заимствования культуры побежденных народов победителями мы будем встречаться неоднократно. — 99 Цивилизации Ближнего Востока КУЛЬТУРОЛОГИЯ Период с 2316 г. по 2176 г. до н. э. называется аккадским — по названию столицы Аккад, которую построил вождь новых завоевателей Саргон после объединения всего Шумера. Он же, по-видимому, учредил первое регулярное войско и ввел практику поголовного порабощения населения покоренных городов. Впослед-ствие шумерская культу fa победила поработителей, хотя сами шумеры исчезли. Из слияния шумеров и аккадцев появился народ, говоривший по-аккадски — вавилоняне. Язык шумеров к тому времени стал мертвым языком науки и искусства. Расцвет города Вавилон (от Баб-Или — врата бога) относится к XIX в, до н.э., когда его цари объединили под своей властью Междуречье. Объединение завершилось в середине XVIII в. до н. э.' во времена царствования Хаммурапи (1792—1750гг. до н.э.). Созданное государство получило название от своей столицы — Вавилонии (по нынешней терминологии Старовавилонское царство). При Хаммурапи был издан и введен в действие свод законов, известный как законы Хаммурапи. Основная цель законов — «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове» (Хрестоматия по истории древнего мира. С. 57). В начале XIV в. до н. э. в северной Месопотамии образуется Ассирийское, государство (по названию столицы Ашшур), которое в XII—XI в. до н. э. становится самым могущественным государством Передней Азии: ему подчинялись не только Вавилон, но и Египет. Ассирийцы были на редкость жестокими и заслужили эпитет «сеющие разрушения». Чего стоит один Сарданапал! «Я их (врагов — А.Г.) отводил в свою столицу Ниневию и повелевал сдирать с них живых кожу... непокорный народ по моему повелению отводили к великим каменным быкам, воздвигнутым дедом моим Сенна-херимом, бросали их там в ров, отрубали им члены, бросали на растерзание собакам, лисицам и хищным птицам, для того, чтобы обрадовать сердце моих повелителей, великих богов» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 402). Ассирийцы отличались высоким уровнем военной техники. Победоносные ассирийские войска были первыми в мире, полностью экипированными железным оружием. По мнению Дж. Фейбл-мана, это — пример военного типа культуры, который отличается от религиозного и цивилизационного: «С Другими культурами они поступали просто: все, что не могли забрать или увести с собой, уничтожали... На военную культуру, как правило, оказывает влияние лишь самое худшее, сохранившееся от культур, в контакт с юо которыми она вступает... Военная культура в конце концов оказывается побежденной тем, против чего она воевала» (Типы культуры //Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 212). «Историческая миссия ассирийских царей выражалась в распространении по всем странам, прилегающим к бассейну Евфрата и Тигра, завоеваний халдейской цивилизации. А для исполнения этой своей миссии в эту эпоху у них не было никаких других средств, кроме абсолютного деспотизма, кроме угнетения, доведенного до крайности», — великодушно оправдывает извергов Л.И. Мечников (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 403). Наш век не удивишь жестокостью. Невероятным кажется феномен, с которым мы будем не раз сталкиваться дальше: победители не могут уничтожить культуру народа, если она более развита, и в конечном счете, несмотря на физическую победу, воспринимают эту культуру и подчиняются ей. Культура Вавилона не только устояла перед ассирийцами — этими хищниками в человеческом облике, ставшими олицетворением злодейства, — она победила их. В конце VII в. до н. э. вавилоняне наносят Ассирии поражение, после которого Нововавилонское царство существует до 538 г. до н. э., после чего становится частью Персидского государства. МИФОЛОГИЯ И ИСКУССТВО Сравнивая мифологию перво- Шумера бытных народов и развитую мифологию Ближнего Востока, следует отметить, что за последней чувствуются серьезные теологические и космогонические размышления, которые остаются на заднем плане, постепенно накапливаясь, чтобы в свое время и в своем месте прорвать мифологическую оболочку. Наиболее важным божеством шумерского пантеона был отец богов, «царь неба и земли» Энлиль. Он отделил небо от земли, произвел на свет «все полезное», изобрел для возделывания земли мотыгу, сотворил все деревья и злаки, установил изобилие и процветание, т. е. имел все черты культурного героя, который знаком нам по мифам первобытных народов. Энлиль способен принимать облик других богов — пример божественных метаморфоз, наводящий на мысль, что египетская неоднозначность богов может иметь такую же причину. Недаром Э. Кассирер в качестве характерной черты мифологического мира предлагает закон метаморфоз, в соответствии с которым каждая вещь может превратиться в любую другую. Д. Вико рассматривал метаморфозы как способ различения _____________________________________ 101 Цивилизации Ближнего Востока КУЛЬТУРОЛОГИЯ формы и субъекта на пути овладения абстрагированием формы и свойств от субъекта, т. е. как шаг рационализации. Культурным героем был и бог воды Энки, который Создавал дождь, болота, тростниковые заросли и наделял их рыбой. Он же составлял божественные законы, управляющие вселенной, и следил за их действием. Соотношение между шумерскими богами, как и между египетскими, не очень понятно, но постепенно оно проясняется: трансформация культуры дает возможность проследить ее рационализацию.
В Шумере было развито представление о рае как о божественном саде, которое затем перешло к вавилонянам и в Библию (это же относится к древу познания добра и зла, сотворению Евы из ребра Адама, Всемирному потопу и др.). Прототипом рая (эдема), возможно, явился остров Бахрейн, а миф о потопе возник после действительного наводнения в Южной Месопотамии в 3-м тыс. дон. э. В мифологии Шумера, как и в египетской, главным является мотив жертвы, изложенный в тексте «С Великих небес к Великим недрам». Тут еще не ясно, почему богиня плодородия Инанна должна спуститься в подземный мир, чтобы воскурить погребальные травы супругу ее сестры Эрешкигаль, хозяйке подземного царства, «взгляд которой смерть». Если провести аналогию с египетским мифом, речь идет об одной из основных структур мифологического мышления — трансформации древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы. Представление об умирающем и воскресающем боге характерно для всех сельскохозяйственных культур. Покинуть «страну без возврата» можно, но «Кто из спускавшихся в мир подземный Выходил невредимо из мира подземного? Если Инанна покинет «Страну без возврата», За голову голову пусть оставит!»* Так говорят злобные духи подземного мира, осуществляющие его законы, — демоны «галла», которые: «Не ведают голода, не ведают жажды, Муки просеянной не едят, Воды проточной они не пьют. ' Цитируется по: «Поэзия и проза Древнего Востока». 102 Из объятий человека вырывают жену, От-груди кормилицы отрывают дитя». У шумерского мифа есть параллели и с греческими мифами об Орфее и Эвридике, о Деметре и Персефоне. Разница при сохранении структуры в том, что Инанна сама убивает своего супруга Думузи, который заменяет ее в подземном мире. Почему Инанна отдает демонам не своего слугу, а возлюбленного, можно лишь гадать, так как объяснения нет, да и напрасно было бы на данной стадии развития мифологии его ожидать. Думузи удается бежать с помощью бога, который «в лапы ящерицы руки его превратил, в лапы ящерицы ноги его превратил», и демоны снова подступили к Инанне, упрекая ее, что она ушла из подземного мира, не обеспечив замены. Тогда Инанна в страхе вцепилась в руку Думузи: «О юноша! Ноги свои в кандалы продень! О юноша! В ловушку бросься! Шею в ярмо продень!». Вторично бог спасает Думузи, превратив в горную змею. Демоны снова нашли его у сестры Гешти-нанны, которая готова на жертву ради брата: «Твой срок — половина года, Твоей сестры — половина года! День твой да придет, И в день тот вернешься. День твоей сестры придет, И в день тот она вернется». Так решается проблема замены, а шире — проблема жизни и смерти. Противоречивое поведение Инанны — она оставляет в подземном мире своего возлюбленного вместо себя и сама же плачет о нем -- не смущало современников. Шумерская письменность к началу 3-го тыс. до н. э. была пиктографической и состояла из более чем 1,5 тыс. знаков-рисунков, которые возникли на основе системы «учетных фишек» (6—4-е тыс. до н. э.), регистрировавших передачу тех или иных продуктов. Каждый рисунок означал слово или несколько слов. Постепенно количество значков сокращалось, и в результате схематизации появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки. Они означали не только слова, но и отдельные слоги. Такая форма письменности была более совершенной, чем египетские иероглифы. 103 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Цивилизации Ближнего Востока С середины 3-го тыс. до н. э. шумер .кая клинопись использовалась аккадцами, завоевавшими Шумер. В начале 2-го тыс. до н. э. ее заимствовали хетты. Около 1500г. дон. э. жители Угарита (город-государство в Финикии) на ее основе создают свою упрощенную слоговую кли:,опись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского алфавита. Другим ранним письмом было протобиблское (Библ — город в Финикии), в котором насчитывалось 30 знаков. Финикийцы изобрели алфавит примерно 3 тыс. лет тому назад. В финикийском алфавите, состоящем из 22 простых по написанию букв, не было гласных звуков. Они появились позже в созданных на его основе греческом и фригийском (народ Малой Азии) алфавитах. Отношение к писцам напоминает египетское. В стихе «Труд писцов, собратьев моих» отец говорит сыну: «С тех пор как Энки всему название дал, столь искусной'работы, как дело писца, что я избрал, не могу назвать!» (Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 141). Здесь же говорится о важности традиций: «Сын да наследует дело отца! А не то — ни почета ему, ни привета!». Письму обучали в специальных школах — «эдуббах» или «домах табличек». МИФОЛОГИЯ И ИСКУССТВО Основные сюжеты ближневос- Вавилона точной литературы берут свое начало в шумерских мифах. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них — «Сошествие Иштар в Подземное царство» и рассказ о потопе — почти идентичны шумерским. Структура мифов и содержания остались неизменными, только богам дали иные имена. Богиня любви, плодородия и восхода Инанна превратилась в Иштар, Энлиль в Эллиля (бог воздуха, ветров и обитаемой земли, царь богов), Энки в Эйя (водный бог и бог мудрости). 'Главным богом вавилонского-пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. Он записан на 7 глиняных табличках, найденных во время раскопок в Ашшуре. Каждая табличка соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней он создал небо со звездами, из нижней — землю с растени- ями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию. Для мифологии Ближнего Востока характерно «творческое слово», о котором писал Н. Гумилев и которое в качестве «главного начала» присутствует в Библии. Достаточно что-то сказать в мифе, как слово немедленно превращается в деяние. Здесь мифология продолжает то, что характерно для искусства. Культурные герои находятся во взаимодействии с богами, их судьбы тесно переплетены. Сравнивая шумерские песни-сказы о Гильгамеше с самым известным на аккадском языке вавилонским эпосом о Гильгамеше, видим как отдельные волшебные сказки-былины соединяются в единое целое. Сохраняя все шумерские сюжеты, вавилонская литература более последовательна и логична. Появляется единый авторский замысел, компоновка материала становится более продуманной, мысль более глубокой. Здесь видна та же тенденция рационализации — меньше повторов, больше логической связанности, но пока еще не все четко и понятно. Эпос способствует синтезу мифов и становлению мифологии как целостной системы. Э. Кассирер интерпретирует культуру как плод платонической любви, которая в свою очередь определяется'как желание бессмертия. Эпос о Гильгамеше иллюстрирует этот вывод. Гильгамеш, по-видимому, исторический персонаж, скорее всего царь, который жаждет славы и бессмертия: «В моем городе умирают люди, горюет сердце! Люди уходят, сердце сжимается! Через стену городскую свесился я, Трупы в реке увидел я, Разве не так уйду и я? Воистину так, воистину так!»* Гильгамеш является типичным культурным героем, встречаемым на всех этапах развития культуры. Таким образом, цивилизация фиксирует и запоминает созданное до ее возникновения. Гильгамеш защищает свой народ от захватчиков, хотя все в руках бога: * Цитируется по: «Поэзия и проза Древнего Востока». «Без Энлиля, Могучего Утеса, Не выстроен город, не заложен поселок, Не выстроен хлев, не заложен загон, Вождь не возвышен, жрец не рожден, 105 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Цивилизации Ближнего Востока Не избран оракулом служитель храма, Нет в отрядах начальников войска». И далее, напоминая библейское: «Твои замыслы кто угадает? Твои тайные силы никому не подвластны!», «Слово твое небесам опора, слово твое земле — основа! Сия хвалебная песнь богу — превыше всего», — заключает гимн Энлилю. Устроив дела в своем городе, Гильгамеш решает добыть славу в борьбе с природой. Это имеет материальное основание, так как в период становления сельскохозяйственной цивилизации необходимо рубить леса. Бог Ану на совете богов говорит: «Умереть подобает тому, кто у гор похитил кедры!», но Эллиль предлагает, чтобы умер друг Гильгамеша Энкиду, а не он сам. Так и случилось. «Его постигла судьба человека!», сокрушается Гильгамеш. После смерти Энкиду Гильгамеш, по его собственным словам, устрашился смерти и убежал в пустыню: «Энкиду, друг мой любимый, стал землею! Так же, как он, и я не лягу ль, Чтоб не встать во веки веков?» Хозяйка богов убеждает Гильгамеша: «Гильгамеш! Куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Боги, когда создавали человека, — Смерть они определили человеку, Жизнь в своих руках удержали». Человек не должен стремиться к невозможному. Сам погибший Энкиду пытается убедить Гильгамеша, что он должен выполнить свое человеческое предназначение: «Издревле, Гильгамеш, назначено людям: Земледелец пашет землю, урожай собирает, Пастух и охотник со зверьем обитает, Надевает шкуру, ест их мясо. Ты же хочешь, Гильгамеш, чего не бывало». Но Гильгамеш безутешен. Главная мечта его теперь — обрести вечную жизнь. Мотив борьбы со смертью —- основной в эпосе о Гильгамеше. «Ярая смерть не щадит человека: Разве навеки мы строим домы? 106 Разве навеки ставим печати? Разве навеки делятся братья? Разве навеки ненависть в людях? Разве навеки река несет полые воды? Стрекозой навсегда ль обернется личинка?» Великие боги ведают судьбой человека: «Они смерть и жизнь определили, Не поведали смертного часа, А поведали: жить живому!» Вспоминая о египетских пирамидах и мумиях, можно сказать, что египтяне практически стремились к тому, чего так страстно желал Гильгамеш. Страдания Гильгамеша по поводу неизбежности смерти напоминают страдания Будды: «Что же делать, Утнапишты, куда пойду я? Плотью моей овладел Похититель, В моих покоях смерть обитает, И куда взор я не брошу — смерть повсюду!»* Стремясь обрести бессмертие, Гильгамеш проходит путем солнца в подземном мире после того, как оно умирает, чтобы утром возродиться снова. Наконец, единственный бессмертный человек Утнапишты дает Гильгамешу цветок вечной молодости, но змея крадет его. В эпосе о Гильгамеше встречается сказание о Всемирном потопе. Боги решают устроить потоп на своем совете, но один из них, светлоокий Эа сообщает о грядущей катастрофе хижине и через нее дает совет человеку: «Снеси жилище, построй корабль, Покинь изобилье, заботься о жизни, Богатство презри, спасай свою душу! На свой корабль погрузи все живое». Так Утнапишты и сделал. Высота бортов ковчега была 60 м, площадь ковчега '/з га. Дождь и страшная буря продолжались 7 дней, после чего сами боги раскаялись в своем поступке. Выпущенный из ковчега через 7 дней голубь вернулся назад, не найдя себе места. Вернулась и ласточка, посланная позже, но не вернулся ворон. "Цитируется по: «Поэзия и проза Древнего Востока» 107 !*- КУЛЬТУРОЛОГИЯ Цивилизации Ближнего Востока Тогда Утнапишты вышел из ковчега и принес жертвы богам, главный из которых Эллиль сделал его бессмертным. Хеттская и ассирийская мифология и искусство Хеттский язык принадлежит к группе индоевропейских. Хеттские гимны, например, гимн Солнцу, обнаруживают влияние вавилонских гимнов, однако имеют ряд особенностей (в них, в частности, отмечается значение Солнца не только для людей, но и животных). Влияние на хеттов оказал и хур-ритский мифологический цикл (хурриты обитали в Северной Сирии и Северной Месопотамии), воздействуя через них на греческие мифологические сюжеты. Поэтому хеттскую литературу можно считать промежуточным звеном между литературой Месопотамии и древнегреческой литературой. Цикл «О царствовании на небесах» напоминает греческую «Теогонию» Гесиода, в которой каждое следующее поколение богов побеждает предыдущее. Исторические хроники, написанные от имени хеттского царя Мурсалиса II (XIII в. до н. э.), особенностями формы (притчи) и содержания (мысль о переходе греха от отца к сыну, идея искупления) обнаруживают сходство с ветхозаветной литературой и ее более поздними продолжениями. В гимне Солнцу имеется оборот «Я иду своей дорогой правды», который прямо соответствует Ветхому Завету («Я хожу по пути правды» //Книга Притчей Соломона. 8.20). Еще одно произведение хеттского искусства — «Песнь об Улликумми» — схоже с греческим мифом об Антее, который был побежден, будучи оторванным от земли, дававшей ему силу. В искусстве Ассирии доминирует образ могучего правителя, не связанный с представлением о Боге, но являющийся образцом для подражания. Преобладают темы восхваления воинской мощи страны, славятся подвиги царей, их облик, пышное убранство. Ассирия прославилась в культурном отношении библиотекой царя Ашшурбанапала (669—630 гг. до н. э.). Это, по-видимому, первая в мире систематически подобранная библиотека, из которой получены основные представления о ближневосточной культуре. Научные и технические знания Ближнего Востока Большого развития в Междуречье достигло изучение звезд. «Значительные успехи их в астрономии объясняются тем обстоятельством, что разливы Евфрата и Тигра отличались своими особенны-Ю8 — ми характерными чертами и делали очевидной для всех тесную связь между явлениями на небе и переменами в уровне реки, а следовательно, и связь между небом и судьбами человека на Земле» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 397). В основе изучения неба лежала вера в зависимость человека и государства от расположения светил. Результаты наблюдений, в течение тысячелетий осуществлявшихся жрецами с вершин зиккуратов, тщательно фиксировались и приводили к важным астрономическим открытиям. Предсказывались солнечные и лунные затмения, были известны знаки Зодиака и деление зодиакального круга на 360 градусов. День делился на 12 частей, дни складывались в семидневную неделю. Шумерам мы обязаны «изобретением» минуты. Существовали специальные школы «звездочетов» и «Руководство по астрономии». Медицина в Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в Египте, по-видимому, потому, что здесь не бальзамировали тела умерших. Но до наших дней дошла ваза с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, известный нам в качестве эмблемы медицины. Шумеры изобрели колесо. Известен шумерский «Календарь земледельца», в котором изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, а также вавилонские садоводческие книги. Одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, жены ассирийского царя Нина (IXв. до н. э.). На карте мира времен Саргона Аккадского изображен круг Земли, обвитый «Горькой рекой» и пересеченный рекой Евфрат; кружки обозначали местоположение крупных городов; треугольники — отдельные страны. В Месопотамии выработана метрическая система и система мер и весов (максимальная мера — талант — 30,3 кг). Палестина В XXII в. до н. э. в юго-западную часть Ханаана на восточном побережье Средиземного моря пришли филистимляне. Место их поселения названо в Библии Пе-лешет; позже вся земля Ханаан получила название Палестина. Около 1800г. до н. э. в Ханаане появились евреи — западносемит-ские скотоводческие племена из окрестностей Ура. Через 200 лет они переселились в Египет, а около 1320 г. до н. э. на юго-востоке Палестины образовали племенной союз с общим культом бога КУЛЬТУРОЛОГИЯ Цивилизации Ближнего Востока Яхве, получивший название Израиль («бог сражается»). Союз Состоял из 11 племен и одной специально посвященной культу Яхве родоплеменной группы — левитов («двенадцать колен Израиля»). В XIII—XII в. до н. э. эти племена вели войны с городами-государствами других жителей Палестины — ханаанеев-(к ним принадлежали и финикийцы). Многие ханааннейские города; например, Иерихон, были разрушены. Позже в ходе борьбы с филистимлянами образовалось Израильское царство. Прочная государственность на рабовладельческой основе была создана Давидом и его сыном Соломоном (конец XI — первая половина X в. до н. э.). Соломон впервые построил храм Яхве в Иерусалиме (до этого был лишь шатер — «скиния», содержавший особый ларец — «ковчег завета»). При преемнике Соломона государство распалось на два царства — Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге (жителей второго стали называть иудеями вне зависимости от происхождения). В 722 г. до н. э. Ассирия уничтожила государство Израиль. В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудею и разрушил Иерусалим. В 537 г. до н. э. персидский царь Кир, покорив Вавилон, разрешил иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить иерусалимский храм. В 63 г. до н. э. Иудея была захвачена Римом. Восстания против римского владычества (66—70 гг. и 132—135 гг.) привели к разрушению второй иерусалимский храм, построенный после возвращения евреев из вавилонского плена, и окончательному выселению иудеев из Иерусалима.
Ханаанская мифология созвучна библейской, но кое в чем резко противоположна ей. Борьба бога плодородия Баала со своим главным врагом — богом смерти Мотом, стремящимся отнять у него царскую власть, заканчивается победой последнего, хотя потом его убивает, в свою очередь, мстящая за Баала богиня охоты и битвы Анат, а сам Баал воскресает, чтобы продолжить борьбу. Главное произведение еврейской культуры — Ветхий Завет. К IX—VIII вв. до н. э. восходят четыре книги Моисеевы — Бытие, Исход, Левит и Числа, излагающие мифологическую историю мира и израильских племен в духе концепции «завета» и включающие в себя основные моральные нормы, в том числе 10 заповедей, которые, впрочем, за исключением первых двух, присутствуют в египетской «Книге мертвых». Вместе с Второзаконием эти четыре книги составляют так называемое Пятикнижие Моисеево, или Тору — наиболее почитаемую часть иудейского Священного писания, основу иудаизма. по В Книге Бытия есть потрясающий рассказ о том, как Бог потребовал у Авраама принести в жертву собственного сына Исаака, и Авраам, несмотря на любовь к сыну, готов был это сделать, но в последний момент Бог остановил его. Позже Бог сам пошлет на смерть своего сына, чтобы он принял на себя грехи людей. Хотя ветхозаветный Бог создает мир в отличие от многих других богов без использования жертвы, он затем принесет себя в жертву, искупая грехи людей. Здесь жертва перенесена во времени, но без нее не обходятся. К VII—VI в. до н. э. относятся книги, описывающие историю Палестины с XIII в. по начало VI в. до н. э. К периоду царств относится культовая лирика (Псалтирь Давида), к вавилонскому пленению — собрание пословиц и афоризмов (Книга Притчей Соломона), нравоучительная поэма (Книга Иова), образец древнего философствования (Книга Екклесиаста или Проповедника), сборник любовной и свадебной лирики (Книга Песнь Песней Соломона). Книги Ветхого Завета написаны алфавитным письмом на папирусе или коже. В I в. до н. э. окончательно формируется иудейский канон, состоящий из трех частей: Торы, Книг Пророков и Писания, куда относятся Псалтирь, Книга Притчей Соломона, Книга Иова, Книга Плач Иеремии, исторические книги и др. Они составили Ветхий Завет, который вошел в Библию (от греч. biblia — книги). (Заметим, что Новый Завет написан по-гречески.) Пророками называли неофициальных жрецов, составлявших особую касту. Они обличали социальную несправедливость, грозили грешникам божьим гневом и карами, были сторонниками признания Яхве единственным богом, который заключил договор («завет») с израильским племенным союзом и обязался вручить евреям «землю обетованную» в Палестине. Пророки были миролюбивы (призыв «перековать мечи на орала» принадлежит Исайе) и в то же время отличались религиозной нетерпимостью, противопоставляя Яхве другим богам. Это послужило впоследствие оправданием средневековых религиозных войн в христианском мире и образцом для учения о «священной войне» в исламе. Главная отличительная черта иудаизма, ставшая впоследствии предпосылкой возникновения мировых религий, — монотеизм. Наблюдается связь иудаизма с иранским зороастризмом — идея мессианства (ожидания грядущего Спасителя), концепция борьбы доброго и злого начал (у евреев — Господа и Сатаны). Достижением древнееврейской литературы явилось создание художественной прозы, которой не знала ни вавилонская, ни древ-—_____— Ш Цивилизации Ближнего Востока КУЛЬТУРОЛОГИЯ неегипетская (до середины 1 тыс. до н. э.) культура. В искусстве поэтический способ выражения появляется раньше прозаического. Д. Вико объясняет это следующим образом: «Ибо Поэты раньше образовали Поэтическую Речь, составляя частные идеи... а появившиеся впоследствии народы образовывали прозаическую речь, соединяя в каждом отдельном слове, как бы в одном родовом понятии, те части, которые уже составила поэтическая речь» (Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Киев, 1994. С. 177). Таким образом, и здесь можно говорить о тенденции рационализации: художественная проза более рациональна, чем поэзия, и потому возникает позже. Не'ритмическую художественную прозу впервые создали авторы древнееврейских исторических повествований (Книга Судей Израилевых, книги Царств). Еще один вполне оригинальный жанр древнееврейской литературы — короткая сюжетная назидательная повесть (Книга Руфь, Книга Пророка Ионы). В Книге Песнь Песней Соломона встречаем изречение «любовь, как смерть, сильна», прочно вошедшее в мировую литературу. ВIII—V вв. сформировалась книга, признаваемая священной в иудаизме — Талмуд (Учение), представляющая собрание догматических, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний, основанных на Ветхом Завете, и приспосабливающая его к нуждам повседневности. Главной святыней и самым значительным архитектурным сооружением Израиля считают храм Соломона в Иерусалиме, который был построен в IX в. до н. э., разрушен, восстановлен, снова снесен, заменен новым и, наконец, окончательно уничтожен римлянами. Место, на котором построен храм, считается святым в иудаизме и христианстве, так как именно здесь патриарх Авраам, которому явился бог Яхве и заключил с ним союз (в других землях боги также общались с царями, которые им поклонялись), должен был принести в жертву своего сына Исаака, а пророк Мухаммед вознесся на небо. Храм состоял из притвора, дома Божьего, где стоял жертвенник, или Золотой алтарь, и Святая Святых, в котором хранился ковчег завета. Жилые дома в Палестине были преимущественно одноэтажными, постройки располагались вокруг внутреннего двора. Как и в Египте, в жаркое время года крыши служили террасами. Изобразительного искусства у евреев практически не существовало, так как по религиозным соображениям им запрещалось изображать живых существ. 112 — Большое значение имело обучение, прежде всего Торе. «Доколь еврей обязан учиться закону? По день смерти своей» (Хрестоматия по истории мировой культуры. С. 93). Иран Ираноязычные индоевропейские племена проникли на территорию Ирана во 2 тысячелетии до н. э. В середине VI в. до н. э. на Иранском плоскогорье к востоку от Междуречья образовалось Персидское государство. Основателем его был Кир II (559—530 гг. до н. э.), завоевавший Вавилонию и Финикию. Старший сын Кира II Камбиз (530—522 гг. до н. э.) завоевал Египет. При Дарии~1 (522—486 гг. до н. э.) восточная граница Персидской державы доходила до реки Инд, западная включала Македонию. В 500—449 гг. до н. э. шли ожесточенные греко-персидские войны, которые закончились в итоге завоеванием Персидского царства Александром Македонским. Персам мы обязаны словом «магия», происходящим от древ-неперсидского «maga» — жертвоприношение. Слово «сатрап» произошло от названий персидских провинций — сатрапий. Ханаанские мифы о борьбе сил добра и зла воплотились в иранскую религию — зороастризм (по имени ее легендарного основателя Зороастра). Мотив борьбы света с тьмой широко распространен в мифологии различных народов, но в зороастризме он звучит особенно настойчиво и драматично. Зороастр жил около 1200 г. до н. э., а религия, основанная им, господствовала с V в. до н. э. по VII в. Он создал религиозный идеал, за которым последовали христианство и ислам. Добрые боги (например, Митра) являются знатоками закона, олицетворением договора, успокаивающими, благосклонными, покровителями честных деяний и карателями неправого, в то время как злые (например, Ва-руна) вооружены узами и путами, то есть действуют «насилием немедленными непреодолимым» (Мифологии древнего мира. С. 349). История делится в зороастризме на три периода: Творение, Смешение и Разделение. Творение. Творец мира — верховный бог добра Ахурамазда (букв. Владыка Мудрость) и творец бессмертных святых, создал «первым небо, вторым — воду> третьим — землю, четвертым — растения, пятым — скот, шестым — человека» (Там же. С. 342). Встречаем в иранской мифологии и антропоморфные представления о творении. В пехлевийском сочинении «Датастан-и-деник» говорится, что различные объекты создавались из человекоподоб- Цивилизации Ближнего Востока КУЛЬТУРОЛОГИЯ ного тела: сначала из головы было сотворено небо, затем из ног — земля, из слез — вода, из волос — растения, из правой руки — бык и, наконец, из разума — огонь. Данный текст в общих чертах подобен по содержанию известному гимну Пуруше в Ригведе, что доказывает наличие общих индоиранских корней. Второй период истории — Смешение, когда силы зла, устремившись в мир, смешиваются с силами добра. Третий период — Разделение — приведет к окончательной победе сил добра, т. е. творчества. Здесь весь тяжкий путь человечества от культуры к культуре проходит через преодоление зла и в конце материальный мир становится бессмертным. Персидские цари объясняли свои победы желанием и помощью Ахурамазды. Каждый должен выбрать свое место в борьбе сил добра и зла. Поклоняющиеся Ахурамазде попадают в рай, вкушая там блаженство в ожидании грядущего воскресения; поклоняющиеся Анхраманью (Злой Дух) должны знать, что их душа сгинет в аду, ожидая в мучениях Последнего Суда и уничтожения. Сущности Ахурамазды — власть, справедливость, благочестие. То, что данная религия призывала сражаться со злым началом и отличалась бодростью и жизнерадостностью, видимо, и привело к тому, что немецкий философ Ф. Ницше свое главное произведение назвал «Так говорил Заратустра». Свод священных^ текстов зороастризма, написанных в первой половине 1 тысячелетия до н. э., называется Л веста. Три главных книги Авесты — Ясна, Яшты и Вендидад. Ясна (букв. — жертвоприношение, молитва) состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты (песни) Зороастра. В них утверждается, что Ахурамазда создал человека, скот и растения. Упоминание о скоте неслучайно, особенно если вспомнить, что персы были кочевым народом: кто хочет, чтобы после смерти его жилище было в чертогах Ахурамазды, тот должен «оберегать скот от насилия и жестокости» Яшты — гимны божествам зороастрийского пантеона. Сюда относятся и гимны Митре, почитавшемуся до возникновения зороастризма. Вендидад (букв. — закон против дэвов — так назывались божества злого мира) — более поздний свод религиозно-юридических положений. В Авесте Ахурамазда говорит о трех мерах — добрая мысль, доброе слово, доброе деяние; четырех сословиях — жрец, воин, 114 скотовод, ремесленник, и пяти наставниках — семья, род, племя, страна и отдельно Зороастр. Поскольку в ритуале зороастризма главное место занимал культ священного огня, последователей Зороастра называли огнепоклонниками. В III в. н. э. в Иране получает распространение манихейство, названное по имени его основоположника Мани (216—277), которое представляет собой синтез зороастризма, христианства, буддизма и гностицизма. В дополнение к идее борьбы добра и зла в манихейство включены представления о карме, пророках-спасителях и грядущем всеобщем воскрешении. Сравнивая египетскую и ближневосточные культуры следует признать, что прогресс идет быстрее в местах их пересечения и интенсивного взаимодействия, в то время как изолированная культура достигает большей глубины своего развития. Обособленные египтяне и китайцы остались с иероглифами, в то время как Ближний Восток создал алфавит. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Каковы особенности ассирийской культуры? Каковы научные и технические знания цивилизаций Ближнего Востока? Каковы особенности ханаанской культуры? Каковы особенности древнееврейской культуры? Что вы знаете о содержании Ветхого Завета? Каковы особенности древне-иранской культуры? Что такое зороастризм? Какие цивилизации Ближнего Востока вы знаете? Каковы особенности шумерской цивилизации? Почему ассирийская культура относится к военному типу? Что такое клинопись? Как и кем был изобретен алфавит? Каковы особенности вавилонской цивилизации? Каково содержание эпоса о Гиль-гамеше? Каковы особенности хеттской культуры? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Авеста. 2. Библия. 3. Древний Восток. СПб., 1995. 4. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М.,1982. 5. Мифологии древнего мира. М., 1977. 6. Поэзия и проза Древнего Востока. М.,1973.
вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. 2.1. Эпоха ранней Древности (конец IV - конец П тыс. до н.э.) - Исторические науки
  2. 5.1 Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V - XVH вв.) - Исторические науки
  3. 7.5. Арабский халифат (V - XI вв. н.э.) - Исторические науки
  4. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  5. Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО - Культурология
  6. Глава 5. МИФОЛОГИЯ - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  7. Глава 7. ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА - Культурология
  8. Глава 15. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА - Культурология
  9. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с. - Исторические науки
  10. Глава 2 История государств Древнего Востока - Исторические науки
  11. 2.2. Эпоха расцвета древних государств (конец П - конец I тыс. до н.э.) - Исторические науки
  12. 6.2. Становление цивилизации в Русских землях (XI - XV вв.) - Исторические науки
  13. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века - Исторические науки
  14. 15.1 Первая мировая война - Исторические науки
  15. Глава 17. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии - Исторические науки
  16. 2.6. Глобальное моделирование экологических исследований, его мировоззренческое и политическое значение - Экология и природопользование
  17. § 18. Зодиакальная система: Космос и здоровье (элементы мира). Земля, Вода, Воздух, Огонь - Валеология
  18. Лек 2 ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - Религоведение
  19. Лекиия 4 РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ИРАНА - Религоведение
  20. Лекция 12 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕАЬТОВ - Религоведение

Другие научные источники направления Культурология:

    1. Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А.. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти.. 2000
    2. Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 2002