Педагогика
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ |
7.4. Возрастные особенности развития экзистенциальной сферы |
7.4.1. В младшем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих индивидуальных психических свойств путем обобщения результатов самонаблюдения. Под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, в том числе и в сфере экзистенциальной. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинают формироваться ценностные ориентации. Помимо собственного опыта дети пытаются анализировать опыт других людей. Уже многие нравственные поступки совершаются ими по собственной инициативе. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным, является настоящее, "сейчас". Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее представляется ему только в самом общем виде. 7.4.2. В подростковом возрасте формируется социально-нравственная самооценка. Школьник стремится воспринять и усвоить нормы, ценности и способы поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Подростки стремятся к самостоятельности, к известной независимости, они очень чувствительны к оценкам взрослых, к умалению их достоинства, их прав. Отношение к ним как к "маленьким" их обижает и отталкивает от взрослых. У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.7.4.3. У старших школьников происходит бурное развитие экзистенциальной сферы. Для них характерны углубленный самоанализ, самооценка всех своих качеств, способностей, поиск ответа на самые сокровенные и сложные вопросы жизни: для чего я живу? в чем смысл жизни? каково мое место в жизни? что я могу? и т.д. Недаром это период жизни часто называют "философским". Все это вызывает у старшеклассников стремление к самовоспитанию, которым они охотно, однако не всегда умело занимаются, так что им требуется тактичная помощь учителя, взрослого. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: "Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?" - ответила: "Я сама". Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее "Я" не совпадает с "внешним поведением", актуализируя проблему самоконтроля. "Я" в своем представлении - это два существа: "внешнее", что ли, и "внутреннее", - пишет десятиклассница. - "Внешнее" (его можно назвать, пожалуй, "оболочкой") обычно является проявлением внутреннего - внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда "оболочка" вступает в жестокое единоборство с "внутренним" существом. К примеру, захочется "оболочке" пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: "Нет! Нет! Нельзя!" И как я рада, если "внутренняя" чаша весов перевешивает. "Внутреннему" существу больше доверяю!" .До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекает его внимание только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его "Я" практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества. Центральный психологический процесс здесь - это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона (см. 127). Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский ученый Дж. Марша в 1966 г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемых степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека .1. "Неопределенная, размытая идентичность" характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. 2. "Досрочная, преждевременная идентификация" имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету. 3. Для этапа "моратория" характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.4. На этапе достигнутой, "зрелой идентичности" кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации. Статусы идентичности - это как бы этапы развития индивидуальности и вместе с тем - типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. В этом возрасте происходят значительные перемены в экзистенциальной сфере. По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг, обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов "Я", несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств . Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.Из сказанного вытекает необходимость индивидуализации воспитания и обучения, ломки привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов. Учебная работа школьника должна быть напряженной, интенсивной и творческой. При этом нужно считаться не только с объективными индивидуальными различиями, но и с субъективным миром формирующейся индивидуальности, с ее сферами. Апеллируя к творческим потенциям учащихся, мы должны заботиться о повышении их самоуважения и чувства собственного достоинства, видеть психологические трудности и противоречия взросления и тактично помогать их разрешению. Вопросы и задания 1. Сформулируйте ваше отношение к философии экзистенциализма. 2. Какие особенности включает в себя экзистенциальная сфера старшего школьника? Каким образом их необходимо учитывать в своей работе учителю? 3. Определите с учетом их особенностей основные направления формирования экзистенциальной сферы школьника (разного возраста). 4. Раскройте взаимосвязь сфер школьника определенного возраста - экзистенциальной и любой другой (по выбору). 5. Мераб Мамардашвилли писал: "Человек способен "вынуть" себя из ситуации, посмотреть на себя со стороны, а значит - перестать быть таким, каким он был до этого". Как использовать эту мысль философа в беседе с детьми? Литература: 12; 15;27; 72; 90; 114; 127; 128; 137; 143. |
Релевантная научная информация:
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - Педагогика
- Макс Шелер Социология знания* - Социология
- 1.1. Почему педагогика индивидуальности считается наукой? - Педагогика
- 1.3. Соотношение понятий индивидуальность и личность - Педагогика
- 2.1. Педагогические цели современной школы - Педагогика
- 7.4. Возрастные особенности развития экзистенциальной сферы - Педагогика
- 8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога - Педагогика
- 1.4. Проблема формирования учебной деятельности - Педагогика
- Ирвинг Гоффман. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ* - Социология
- 1.3. Структура педагогической науки - Педагогика
- 6. б. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения - Педагогика
- 8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования - Педагогика
- 10.2. Средства общения - Педагогика
- 20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию - Педагогика
- «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
- § 7. Конституция и эмоции - Валеология
- Бультман Р. НОВЫЙ ЗАВЕТ И МИФОЛОГИЯ - Философия
- Хайдеггер М. ПИСЬМО О ГУМАНИЗМЕ - Философия
- Бердяев Н. А. «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА» И ПЕРЕЖИВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЭКСТАЗА - Философия
- МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ - Педагогика