Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с.
§ 18.
Зодиакальная система:

Космос и здоровье ("элементы мира").

Земля, Вода, Воздух, Огонь

Древние мыслители полагали, что из этих элементов мира образованы все без исключения предметы и существа. Они являются во многих религиях объектами культа. Большое значение исходным первоэлементам бытия придавали уже философы Древней Греции. При этом мудрецы Эллады опирались на культурное наследие Востока и Египта.

Земля. Кристалл, устойчиво и стройно застывший. Практическое приложение идей, материальное воплощение, необходимость добиваться конкретного результата, фиксировать замысел в весомой форме, в теле, в стройной системе. Постоянство в достижении цели до конечного состояния, крепкого, устойчивого, сцементированного. Устойчивость образов в сознании. Точность, определенность, осторожность, защита собственных достижений, завоеваний, накоплений. Постепенно развивающий систему консерватизм. Организация материи, владение плотным миром, привязанность к нему.

Вода. Поступками движет интуиция, эмоциональный склад характера, вычислить мотивы почти невозможно. Бессознательное главенствует. Впечатлительность, чувствительность. "Сухое" земное сознание растворяется в океане разнообразных чувственных ощущений, признается реальностью то, что протекает через сознание в данный момент непосредственно. Вода растворяет почти все вещества, будучи способна испытывать сродство к большинству структур мира.

Сочувствие окружающему миру, воображение, мечтательность. Вода — суть раствор разнообразнейших ионов и молекул, каждая из частичек воды легко модифицирует свою энергетическую оболочку в духе соседней частицы, впечатляется настроением "ближнего", путешествуя с ним, пока не окажется в сфере влияния более энергетически влиятельного образования. Любовь скорее к ближнему, чем к дальнему, что называется энергетической связью ближнего порядка. Вода обладает уникальными свойствами "связываться" в духе действующих на нее тонких энергий (см. здесь "намагнетизированную", "наговоренную" воду). Люди с преобладанием водной стихии обостренно чувствительны: экстрасенсы, люди искусства. Стихии — материя астрального уровня, а этот уровень аналогичен стихии воды. Поэтому в древних медицинах стихии обычно именуют соками, жидкостями, желчами.

Воздух. Малозависимый, переменчивый интеллект, стремление со всеми познакомиться, информационный обмен, общительность. Знакомясь с чем-то или с кем-то новым, сильно увлекается, но довольно скоро остывает и тогда отношение становится резко противоположным. Молекула газа, адсорбировавшаяся на твердом теле или кратковременно слипшаяся с другой частичкой в газовой фазе, "чувствует" себя частью системы, живет энергетическими процессами системы, но, десорбировавшись, рвет все связи с этим увлечением и существует независимо до обнаружения нового энергетического сродства.

Интеллект схватывает лишь частные закономерности, отдельные связи, но не

328

fo

Космическая валеология и астрология

сложную систему — для этого одной воздушной стихии мало. Воздух являет прогрессивное качество рефлексии, то есть способность выйти из системы, из формы, абстрагироваться, взглянуть со стороны, чтобы улучшить, найти более совершенную форму. Европейская цивилизация явила собой расцвет качеств "стихии воздуха".

Огонь. Высшая, тончайшая стихия, стимул бытия, жизнедатель и создатель воли, вездесущий, всенасыщающий, самоотверженный, неустанный в разрушении отживших форм и в создании новых, составляет сущность духа.

Люди с преобладанием стихии огня обладают большим творческим потенциалом, решительностью, независимостью в творческих действиях, способностью вести за собой, умением побеждать тьму, хаос, совершенствовать, просветлять, утончать. Но безответственная игра с огнем порождает агрессивность, вспыльчивость, неосторожность, обжигание себя и других, опасное возмущение стабильности прочих стихий. Образы огненного сознания ярко вспыхивают и быстро гаснут, почти не схватываются рассудком, но оставляют наиболее глубокий след.

За первооснову мира Фалес принимал "воду", Анаксимандр — некое неопределенное вещество "апейрон", Анаксимен — "воздух", Гераклит — "огонь". Эмпедокл переработал "теорию первоначала" в учение о четырех "корнях" сущего — огне, воздухе, воде и земле — неизменных, вечных и живых первоэлементах, вступающих в бесконечное разнообразие соединений под действием "Любви" и "Вражды". Все бесчисленные свойства тел, в том числе и психические, выводились из смешения в различных пропорциях четырех элементов.

Представления о четырех элементах встречаются не только в великих цивилизациях древности, но и во многих других культурах, в частности у народов Северной Америки, некоторых тюркских народов, например уйгуров (Валеология человека, т. 2, 1996).

Нелишне вспомнить учение о темпераментах, зародившееся в медицинских кругах. Первым греком, развившим учение о четырех темпераментах, был Эмпедокл. Пропорцией и характером взаимодействия четырех элементов в человеке он объяснял уровень умственных способностей и характерологические особенности личности. Гиппократ полагал, что природа тела состоит из четырех жидкостей, а их сочетание определяет не только здоровье, но и конституциональные особенности организма в целом, а также его психические качества. Интересно отметить, что хотя с именем Гиппократа связывают учение о четырех темпераментах, но в его трудах оно не изложено. Учение о темпераментах развил Гален. Однако и у Галена нет еще ставших позже классическими четырех темпераментов.

Немецкий исследователь А.Форке высказал мысль, что концепция четырех или пяти элементов есть "продукт человеческой природы, которая более или менее одинакова повсеместно".

Вспомним "качества" Аристотеля: "тепло", "холод", "сухость", "влага".

Аристотель связывал с "теплом" — деятельность, расширение, распространение; с "холодом" — стужу, стремление захватить, стянуть, сгустить, сконцен-

329

Экологическая валеология и психогигиена здоровья

Сухость

Влажность

|ешто трировать; с "сухостью" — теку честь, эластичность, гибкость, подат ливость. При этом каждый из четы рех элементов обладает двумя качес твами: огонь — "теплом" и "сухос тью", земля "сухостью" и "холодом", воздух — "теплом" и "влагой", во да — "влагой" и "холодом".

Рис. 24. Элементы мира

Синтез понятий "качеств" Аристотеля ("тепло", "холод", "сухость", "влажность") и "элементов" ("огонь", "земля", "воздух", "вода") в совокупности с атомистической моделью мира Демокрита (около 460-470 гг.

до н.э.), разработавшим ее вслед за Левкипом (предположительно 500-400 гг. до н.э.), позволил сделать вывод, в явном виде в литературных источниках не обнаруженный. По Демокриту, в беспредельном пространстве, сочетаясь в несчетное множество миров, движутся по неизменным законам неделимые и непроницаемые частицы огня, земли, воздуха и воды. Наш же вывод — подобных частиц — атомов не четыре вида, а бесконечное множество. Например, каждая частица огня обладает двумя "качествами" — теплом и сухостью, и существуют частицы огня очень теплые, но умеренно сухие, и наоборот. Бесконечный континуум сочетаний свойств "теплота—сухость" порождает бесконечное число видов частиц — атомов огня. Вывод правомерен и для трех других элементов.

Вышесказанное поясняет рис. 24, где "качества" представлены в виде двух ортогональных осей, а элементы — как соответствующие квадранты декартовых координат.

Большое внимание мудрецы и философы древности уделяли идеям вертикальной иерархии мира. Среди всего многообразия космологических представлений особое место занимает концепция многоступенчатой, многоэтажной вселенной. Суть ее заключается в том, что мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом надежно скреплены в единое целое.

Главных миров, как правило, три. Это — небеса, населенные богами, земля — обиталище людей и преисподняя, где живут демоны и злые духи.

Истоки этой космологической концепции — в глубокой древности, но в то же время они отчетливо прослеживаются и в таких развитых религиях, как христианство, ислам, буддизм.

В Библии мироздание трехчастно и состоит из неба, земли и преисподней. Библейские представления о структуре Вселенной перекликаются с космологическими воззрениями других народов Ближнего Востока. Мусульманские богословы также делили мироздание на три ступени: небо, землю и преисподнюю (лишь позже "небес" становится семь).

330

Космическая валеология и астрология

В индийской мифологической традиции мы также находим универсальную концепцию трехчастного по вертикали космоса. Ее следы содержатся уже в Ведах. Символика троичности в самых разнообразных проявлениях приписывается богам и героям, их поступкам, действиям и атрибутам и отчетливо связывается с моделью мира.

В буддизме Вселенная представляется состоящей из трех расположенных друг над другом миров: нижнего — камк дхату (мир чувств), среднего — руна дхату (мир форм), верхнего — арупа дхату (мир отсутствия форм). Жители нижнего из миров наименее совершенны, им присущи грубые плотские потребности. Обитатели среднего мира стоят на ступень выше. Они не испытывают чувственных влечений, но еще сохраняют бренную оболочку, форму. Живущие в верхнем из миров не имеют видимого тела.

• Все сущее, все мироздание, включая человека, состоит из четырех первоэлементов: огня, воздуха, земли и воды.

• Каждый из первоэлементов обладает двумя из четырех "качеств": сухостью, влажностью, теплом или холодом, например огонь — сухостью и теплом.

• Мироздание и, соответственно, первоэлементы, его составляющие, имеют иерархическую, вертикальную компоненту. Иными словами, каждый элемент имеет воплощение от самой грубой, плотной, вещественной своей формы до самой тонкой, эфемерной и неуловимой.

Все астрологические системы были вписаны в религиозные космологические структуры мира, в основе которых лежало понятие о Мандале в широком смысле — то есть о гармонизированном уравновешенном пространстве внутри сферы или шара.

Центральная точка подобного пространства определяла точку слияния человека с Богом, или точку сознания.

Число основных элементов в древних астрологических системах различно.

Оно последовательно увеличивалось от двух до двенадцати и далее. Принципиального ограничения тут нет. Количество учитываемых сил коррелирует-ся с уровнем развития культуры. Можно сказать, что системы с большим числом элементов появляются в более поздние времена у народов, достигших развитой цивилизации и одновременно потерявших непосредственное ощущение своей принадлежности Космосу.

При годовом движении по своей орбите Земля каждый месяц получает солнечную энергию через один из 12 секторов — Зодиакальных Знаков — и приобретает определенное качество, окраску в соответствии с энергетической природой каждого Знака и спецификой жизни на Земле. Люди, рождающиеся в это время, фиксируют, воспринимают эти энергии как жизненную субстанцию, прану, определяющую в дальнейшем их психологические, эмоциональные и энергетические потенции (рис. 25).

Все человечество и вся жизнь Земли поэтому зависят от качества Солнечной животворящей субстанции, которую они приобрели при рождении и используют в процессе жизни. Зодиакальные законы — это законы 12 уровней трансформации Солнечной энергии в течение одного периода обращения Земли вокруг Солнца. Что касается планетарных влияний, то, в упрощенном виде, эти влияния либо способствуют правильному распределению жизненной

331

Экологическая валеология и психогигиена здоровья

1. Религиозно-ритуальная астрология

2. Гуманистичес кая астрология

3. Морально-этическая астро-

Мундическая или юдиальная астрология

І.Ура-ническая астрология 2. Герметическая астрология

1. Эзотерическая (тайная) астрология

2. Ссмантико-символи-ческая астрология

1. Астро-медицина 2. Астроанатомия 3. Астропато-логия

2. Астрология эгре-горов

1. Астрология пар, групп, коллективов 2. Этническая астрология

Научная, компьютерная

1. Астротипология

2. Астромантика

рациональная астрология

2. Астронатура-

логия

1. Астроботаника

2. Астроми-нсралогия

3. Астрогра фия

. Астро-медитация 2. Тантрическая астрология

1. Кар-

мическая

астрология

2. Астрогено-типология

1. Астро-психология 2. Хорарная

(часовая) астрология

Рис. 25. Зодиакальная система

энергии (если это так называемые счастливые, добродетельные планеты), либо препятствуют этому (если влияние несчастливое или "зловредное").

В индусской астрологии считается, что энергии Космоса достигают поверхности Земли через двенадцать окон, которые носят название "Ниданы". Это — не что иное, как 12 знаков Зодиака. Каждая Нидана характеризует определенный вид энергии, жизненной субстанции и создает желание и преобладающую страсть, типологические особенности души и специфику строения ауры, которая привязывает человека к колесу Сансары, обрекает на подчинение законам Кармы или Судьбы, действующим в мире Майя, иллюзорных форм, возникающих и разрушающихся по космическим законам.

Еще об одном интересном учении. Это Учение — Учение Живой Этики или Агни Йога.

332

Космическая валеология и астрология

"Если бы люди отдавали себе отчет в качестве дня, они избежали бы многих затруднений. Конечно, астрология — очень точная наука, и она требует к себе крайне точного отношения. Можно видеть, что данные астрологии ограничиваются местом и временем. Это вполне понятно, когда представим себе чертеж пересекающихся токов. Так, поверх возможных неточностей нашего астрологического толкования находится великий указатель — наше сердце. Два источника должны быть объединены.

Пусть самые четкие вычисления астрологии будут соединены с сердцем. Оно скажет своим безмолвным языком, где тягость, которую нужно переждать, или радость, которую нужно использовать. Но пусть мудрость сердца не превратится в суеверие, и пусть таблица астролога не станет сухим скелетом. Множество малых обстоятельств вибрирует в пространстве, и только огненное сердце может понимать незримую сеть причин. Лучи Светил пересекают нации, роды, личности.

Можно узнавать непреложность химизма Светил, но расчленение такого разнообразного стечения нужно толковать очень осторожно. Сердце помогает, но и оно в чувствовании руководствуется Иерархией. Справедливо люди возвращаются к знанию Астрологии, но без огненного сердца они могут оказаться в непроходимой чаще.

"...Геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, — ноосферы". Подчеркивая творческую функцию живых систем вообще и в эволюции Земли, В.И. Вернадский показывает, что Разум, как бы выходя из лона жизни, принимает эту творческую функцию, превращаясь в реальную геологическую силу, преобразующую облик Земли. Вводя понятие биогеохимической энергии, Владимир Иванович показал, что она принимает новое качество в механизмах функционирования монолита разумного живого вещества. "Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу..."

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  2. § 18. Зодиакальная система: Космос и здоровье (элементы мира). Земля, Вода, Воздух, Огонь - Валеология
  3. ТЕМА 3. Античная философия - Философия
  4. Глава 7. ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА - Культурология
  5. § 4. Образ жизни и восточные рецепты культуры здоровья - Валеология
  6. § 19. Исповедь перед Природой: Экологический манифест века - Валеология
  7. Аекиия 3 РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ - Религоведение
  8. Лекиия 4 РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ИРАНА - Религоведение
  9. Лекция 10. РЕЛИГИИ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА - Религоведение
  10. Глава 5. МИФОЛОГИЯ - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  11. Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
  12. Мир человека как культура - Культурология
  13. тема V Национальные религии - Религоведение
  14. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
  15. Лекция 11 РЕЛИГИИ ГРЕКО-РИМСКОГО МИРА - Религоведение
  16. Лекиия 15 БУДДИЗМ - Религоведение
  17. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Педагогика
  18. 5.2. Способы и приемы развития сферы саморегуляции - Педагогика
  19. Глава 8 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - Культурология
  20. Глава 9 ДРЕВНИЙ КИТАЙ - Культурология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999