Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с.
§ 14. Гармония, красота и здоровье
Красота выступает субъективной, "человеческой", антропогенной мерой гармонии, симметрии (в широком смысле) всего существующего. С этих позиций красота и субъективна и объективна одновременно. Она субъективна с позиций "человеческой", "эмоциональной" меры, с позиций той меры, через которую человек познает, воспринимает гармонию мира. И красота объективна в том плане, что она и есть сама гармония мира.

Гармония есть процесс формирования движения и развития любого целого. Одновременно она есть "онтологическая" мера соразмерности частей целого, мерой, ограничивающей через пропорциональные отношения, "разрешенные природой", распределение разнообразия (и функционального и морфологического) "внутри целого".

Любить безобразное — невозможно и безнравственно: любовь и красота всегда взаимосвязаны.

Прав был азербайджанский поэт Физули, когда писал: "Великие открыли мудрецы: любовь и красота — суть близнецы. Нет красоты — любовь немного стоит, лишь в красоте она себя раскроет... Коль нет любви — не ценят красоты". Приобщение к красоте не может ограничиться созерцанием "творений природы", оно требует "сотворчества" с природой и с другими детьми, учителем. В этом плане музыка, живопись, хоровое пение — это

31

Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека

наиболее доступные для школы и наиболее простые с позиций "сотворческо-го" пути постижения красоты.

Человек, приобщенный к красоте с раннего детства, как показывают исследования, не может работать некачественно, плохо. Отсюда и экономический и даже лечебный эффект от эстетической педагогики.

"Красота спасет мир" — эти знаменитые слова Федора Михайловича Достоевского приобрели ныне форму известной аксиомы. Но почему именно красота спасет мир? Каков глубинный смысл существования закодирован в "красоте"? В чем "мудрость красоты"? Она начинается с поведения педагога: его улыбки, юмора, смеха, умения быть счастливым не где-нибудь, а здесь, в классе, в лекционном зале, лаборатории, вместе с учениками и студентами. А дать это может только сотворчество, сотворческий процесс передачи и приема знаний, смысла жизни, мировосприятия и мировоззрения, своего удивления перед чудом жизни и чудом земли, нашего солнца, космоса, перед чудом тайн природы и чудом тайн человека.

Мы иногда пропускаем и не фиксируем мысль на роли улыбки, счастья и смеха в нашей жизни. На то имеются веские основания: до улыбки ли сегодня нам? Чему радоваться? Где счастье? Над чем смеетесь? — вопрошал городничий в гоголевском "Ревизоре"... Изучение эмоциональных структур радости, счастья, смеха показало, что они являются "футур-системами", они устремлены в "будущее". Эмоциональные структуры горя, страдания, плача являются "постсистемами", они устремлены в "прошлое". Счастье, радость подкрепляют "достижение" в деятельности, в работе. Заставь человека рассмеяться, и через его смех вы многое узнаете о характере, темпераменте, психологических устремлениях человека.

Креативной медициной установлено, что творчество как деятельность, устремленная в будущее, эмоционально связано со структурами радости, счастья, смеха. Более того, смех, в свою очередь, встроен физиологически в творческий процесс как механизм ломки стереотипов. Не случаен тот факт, что "люди без юмора" творчески менее продуктивны. Смех подкрепляет "разрушение" сложившихся догм, представлений и стереотипов.

Все плохое идет только от "несчастных", то есть неспособных к счастью людей. Попытка выдать всем общее, усредненное счастье, без учета индивидуальностей — прототип тюрьмы. Главное сейчас — выйти из-под пресса обязательного уныния и вспомнить, оглянувшись, что жизнь — это дар и счастье. Можно сказать: начнем с малого; сформируем вокруг себя и в себе "микроклимат культуры радости и счастья" как микроклимат творчества и здоровья, а этот "микроклимат", по мере роста последователей, из малого ручейка перерастет в большую реку — культуру радости и счастья, исповедуемую многими людьми. Радость и счастье столь же эпидемичны, как горе и слезы.

Творчество как атрибутивное свойство нормальной жизни — это единственное, что всегда противостоит смерти. Здоровье — это творчество, горение, поиск, стремление идти, а не стоять, жить, а не спать. Возвращать здоровье — это творить жизнь: креативная медицина — это лечение творчеством. Творческое долголетие есть всегда физическое долголетие. Отказ от творчес-

32

Основные проблемы валеологии

тва есть отказ от нормальной жизни. Когда человек отказался от творческой жизни, он отдал себя стихии внешних сил, его, как щепку в весеннее половодье. несет поток. Человек перестает быть активной личностью, перестает быть мудрым и сильным.

Вот такой удивительный мир идей открывает нам креативная философия жизни — софотерапия, медицина гармонии и красоты. Древние врачи говорили. что человек есть "храм здоровья и красоты". И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек — хранитель своего храма. Но и врач должен уметь рассказать своим пациентам, как надо содержать этот храм, — рассказать с душой и сердцем и родителям, и их детям. и даже детям их детей...

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  2. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  3. 14.4. Критерии оценки воспитательного процесса - Педагогика
  4. МИР ВАЛЕОЛОГИИ: ЗДОРОВЬЕ - ЛЮБОВЬ - КРАСОТА - Валеология
  5. § 14. Гармония, красота и здоровье - Валеология
  6. § 1. Здоровье индивидуальное и популяционное - Валеология
  7. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  8. Глава 11. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И МОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  9. ТЕМА 6. Мир человека как культура - Культурология
  10. Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
  11. Искусство как феномен культуры - Культурология
  12. § 1. Соматическое здоровье человека - Валеология
  13. § 11. Телесная карта здоровья - Валеология
  14. § 7. Креативная психотерапия - Валеология
  15. § 2. Формула красоты: секреты гармонии - Валеология
  16. § 4. Физиогномика: о чем рассказывает наше лицо? - Валеология
  17. § 1. В чем изюминка женской красоты? - Валеология
  18. § 10. Философия и красота мудрости: установка на знание меры жизни - Валеология
  19. § 2. Эстетика любви - вершина прекрасного - Валеология
  20. § 3. Норма, Гармония, Красота -элементы любви - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998
    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999