Валеология
• Ценность жизни заключается в жизни для общества, а не для себя, то есть степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам развития общества.
Живи для общества, а не только для себя.• Индивидуальная жизнь выступает как ценность инстинктивно, бессознательно, без мысли об этом, но в большей степени она выступает как ценность в самосознании, в рефлексии о жизни. Иными словами, жизнь есть ценность, и сама по себе, объективно, и в мысли о ней, субъективно.
• Ценность жизни определяется смыслом жизни. Другими словами, жизнь ценна при наличии в ней смысла, а если его нет — нет смысла и жить. И тогда — решай сам...
• Человек, человечество и человеческая жизнь являются высшими ценностями, так как они представляют собой вершину эволюции. Жизнь — это уже само по себе — ценность, вершина пирамиды.
• Ценность жизни обнаруживает свое значение через смерть, осознание которой заставляет человека ценить жизнь и находить в ней смысл.
37
Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека
Жизнь может оцениваться как самим индивидом, так и обществом, в котором индивид живет. Это обусловливает необходимость рассмотрения ценности жизни в двух аспектах: социальном и индивидуальном. Социальный аспект предполагает определение значимости жизни индивида для общества, в то время как индивидуальный аспект означает смысл жизни отдельного человека.
Рассмотрение позиций по отношению к жизни показывает, что в силу со-цналыюй неоднородности общества наблюдается определенная неоднозначность решения вопроса оценки жизни как объекта ценности. В индивидуальном аспекте такой неоднозначности не существует.
Убеждение каждого человека заключается в том, что именно сю жизнь имеет непреходящую ценность. Жизнь для индивида выступает как абсолютная возможность реализации его многообразных потребностей, являясь высшей ценностью безотносительно к чему бы то ии было. Ценность жизни является исходной позицией и наивысшей ючкой І; системе остальных ценностей.І Ірсдставлснис о ценности жизни имеет конкретно-исторический харак-icp. в силу чет ею необходимо рассматривать как особый культурно-исторический феномен. І Іредсіавления человека о ценности жизни являются отражением представлений ею эпохи. Доминирование человеческою начала над природной потенцией ярко выражено Ф.М.
Достоевским в словах Великою ннкви-зиюра: " .. Іайна быгия человеческого не в том. чтобы только жить, а в том. для чею жни,. 1)сз твердою представления себе, для чею ему жить, человек не сої -лается жшь и скорей истребит себя, чем останется на земле..."І уманисіические воззрения на лическое отношение к жизни наиболее ярко проявились во взглядах гуманиста XX века Альберта Швейцера. IS своем учении о "благоговении перед жизнью" он писал, что в процессе жизне- Івсрждсиия человек "...перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность". Кроме тою. человек '"...испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с чем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Клагом считает он сохранить жизнь, способную к развитию: злом — уничтожить жизнь, вредить ей. подавлять жизнь, способ-пю к разки Іиіо'
Ценность жизни правомерно рассматривать как индивидуальный синтез всех других ценностей, функционирующих в данном обществе, и определнті) ее как совокупность элементов личностной системы ценностных ориентации.
Всссюроннюю полно!}' человеческой жизни как непреходящей ценности обсловливаст здоровье.
Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самою человека, но и общества.
Именно по превращает здоровье каждою индивида в общественное богатство, гак как поведение человека должно быть ориентировано на будущее, а но отношению к здоровью, к его будущему состоянию необходима постоянная коррекция действий человека, обусловливающая достижение (завершающе! (Ч полезною эффекта.
Анализ различных точек зрения на ценность жизни в отечественной литературе показывает, что их можно сгруппировать следующим образом:• Ценность жизни заключается в жизни для общества, а не для себя, то есть степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам развития общества.
Живи для общества, а не только для себя.• Индивидуальная жизнь выступает как ценность инстинктивно, бессознательно, без мысли об этом, но в большей степени она выступает как ценность в самосознании, в рефлексии о жизни. Иными словами, жизнь есть ценность, и сама по себе, объективно, и в мысли о ней, субъективно.
• Ценность жизни определяется смыслом жизни. Другими словами, жизнь ценна при наличии в ней смысла, а если его нет — нет смысла и жить. И тогда — решай сам...
• Человек, человечество и человеческая жизнь являются высшими ценностями, так как они представляют собой вершину эволюции. Жизнь — это уже само по себе — ценность, вершина пирамиды.
• Ценность жизни обнаруживает свое значение через смерть, осознание которой заставляет человека ценить жизнь и находить в ней смысл.
37
Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека
Жизнь может оцениваться как самим индивидом, так и обществом, в котором индивид живет. Это обусловливает необходимость рассмотрения ценности жизни в двух аспектах: социальном и индивидуальном. Социальный аспект предполагает определение значимости жизни индивида для общества, в то время как индивидуальный аспект означает смысл жизни отдельного человека.
Рассмотрение позиций по отношению к жизни показывает, что в силу со-цналыюй неоднородности общества наблюдается определенная неоднозначность решения вопроса оценки жизни как объекта ценности. В индивидуальном аспекте такой неоднозначности не существует. Убеждение каждого человека заключается в том, что именно сю жизнь имеет непреходящую ценность. Жизнь для индивида выступает как абсолютная возможность реализации его многообразных потребностей, являясь высшей ценностью безотносительно к чему бы то ии было. Ценность жизни является исходной позицией и наивысшей ючкой І; системе остальных ценностей.
І Ірсдставлснис о ценности жизни имеет конкретно-исторический харак-icp. в силу чет ею необходимо рассматривать как особый культурно-исторический феномен. І Іредсіавления человека о ценности жизни являются отражением представлений ею эпохи.
Доминирование человеческою начала над природной потенцией ярко выражено Ф.М. Достоевским в словах Великою ннкви-зиюра: " .. Іайна быгия человеческого не в том. чтобы только жить, а в том. для чею жни,. 1)сз твердою представления себе, для чею ему жить, человек не сої -лается жшь и скорей истребит себя, чем останется на земле..."І уманисіические воззрения на лическое отношение к жизни наиболее ярко проявились во взглядах гуманиста XX века Альберта Швейцера. IS своем учении о "благоговении перед жизнью" он писал, что в процессе жизне- Івсрждсиия человек "...перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность". Кроме тою. человек '"...испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с чем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Клагом считает он сохранить жизнь, способную к развитию: злом — уничтожить жизнь, вредить ей. подавлять жизнь, способ-пю к разки Іиіо'
Ценность жизни правомерно рассматривать как индивидуальный синтез всех других ценностей, функционирующих в данном обществе, и определнті) ее как совокупность элементов личностной системы ценностных ориентации.
Всссюроннюю полно!}' человеческой жизни как непреходящей ценности обсловливаст здоровье.
Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самою человека, но и общества.
Именно по превращает здоровье каждою индивида в общественное богатство, гак как поведение человека должно быть ориентировано на будущее, а но отношению к здоровью, к его будущему состоянию необходима постоянная коррекция действий человека, обусловливающая достижение (завершающе! (Ч полезною эффекта.
Релевантная научная информация:
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
- 3.3. Основные признаки естественных ресурсов, их классификация, как экономической категории - Экология и природопользование
- 11.1. Деятельность предприятия как потенциальный источник техногенной опасности для окружающей среды - Экология и природопользование
- 1.3. Структура педагогической науки - Педагогика
- 3.1. Понятие цели воспитания - Педагогика
- 6.4. Функции обучения - Педагогика
- 14.1. Понятия воспитание, самовоспитание^ перевоспитание - Педагогика
- 14.4. Критерии оценки воспитательного процесса - Педагогика
- 15.1. Характеристика закономерностей воспитания - Педагогика
- 18.1. Понятие метода воспитания - Педагогика
- 19.1. Средства воспитательного процесса - Педагогика
- 20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества - Педагогика
- 20.2. Правовые основы семейного воспитания - Педагогика
- Обсуждение тезисов - Социология
- «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
- МИР ВАЛЕОЛОГИИ: ЗДОРОВЬЕ - ЛЮБОВЬ - КРАСОТА - Валеология
- § 11. Здоровье как мудрость и мера жизни - Валеология
- § 15. Кодекс здоровья - Валеология
- § 1. Ценность жизни и здоровья - Валеология