Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с.
§ 6.
Мотивации вступающих в брак
Большинство школьниц считает, что в семье должны быть дети — 98,1 %. Однако уже в раннем школьном возрасте девочки, как правило, считают, что в семье должно быть не более 2 детей. В то же время 19,0 % девочек раннего школьного возраста, 9,0 % среднего школьного возраста и 15,2 % девушек-подростков считают, что в семье должно быть более двух детей (табл. 1).

Для того чтобы установить, какова доля влияния демографических установок матерей на формирование демографических установок девочек, вы-

75

Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека

Таблица 1

Мотивация девочками и девушками различных возрастов цели замужества (в % к итогу) Мотив замужества

Возраст (лет)

7—10

11-13

14—17

Все возрасты

Чтобы иметь детей

41,3

39,7

42,4

40,5

Чтобы создать семью

9,9

12,3

38,1

24,1

Чтобы не быть одинокой

3,5

22,2

10,2

12,8

Затрудняюсь ответить

38,6

25

6,1

19,1

Прочие мотивы

6,7

0,8

3,2

3,5

И т о г о

100

100

100

100

яснялось их мнение об идеальном и планируемом числе детей в семье. Идеальное число детей, которое должно быть в семье, матери называют в среднем 2,6, а планируемое — 2,1. Следовательно, число детей, которое, по мнению девочек, должно быть в семье, практически совпадает с планируемым матерью числом детей.

Это положение подтверждается наличием сильной корреляционной связи между этими двумя показателями.

На основании проведенного исследования, В.К. Юрьев выделяет два периода максимального проявления инстинктов материнства. Первый — неосознанный подъем влечения характерен для 3-5-летнего возраста ребенка и проявляется в устойчивом интересе к игре с куклой. Второй совпадает с наступлением физиологического материнства. Понятно, что неудачи первого игрового периода в полной мере сказываются на втором. Можно предположить, что на формирование семейных установок оказывает влияние не только наличие и качество используемых воспитательных средств, но и сроки их применения. В таком случае возраст 3-5 лет является наиболее благоприятным для формирования и закрепления семейных установок.

Для сравнения напомним, что попытки решения данной проблемы опытным путем имели место еще в начале века. Американские и английские педологи уделяли игре в куклы большое внимание. Во многих английских школах того периода существовал курс ухода за грудным ребенком, который являлся или особым предметом или составной частью курса домоводства. В США девочки школьного возраста были объединены в официально признанный "Союз маленьких матерей", где проводились занятия из 12—20 уроков, на которых они знакомились с основами личной гигиены, гигиены жилища, ухода за грудным ребенком, питания детей.

Практические занятия проводились на большой кукле размером с грудного ребенка. В Германии курс ухода за грудным ребенком являлся составной частью курса домоводства. Курс обучения включал как гигиену ребенка грудного возраста, так и отдельные вопросы гигиены материнства.

В настоящее время в системе дошкольного воспитания этому вопросу практически не уделяется внимание. Редкое исключение составляют альтернативные дошкольные учреждения, учитывающие, что через игру ребенок проявляет и закрепляет зарождающуюся в нем потребность строить свой круг об-

76

Мудрость здоровья: культура и образ жизни человека

щественных и семейных отношений.

Приведенные примеры свидетельствуют о неиссякающих попытках практически воздействовать на характер будущих семейных отношений.

Анализ материала позволил установить, что интерес к куклам просыпается у детей на втором году жизни. В возрасте 3-5 лет он максимален, а затем постепенно снижается. В 14 лет лишь отдельные девочки еще играли в куклы. Очевидно, снижение у девочек интереса к игре в куклы связано с тем, что инстинкт материнства уступает место более необходимому в данный период времени половому инстинкту. Однако при наступлении физиологического материнства инстинкт материнства проявляется вновь.

В раннем школьном возрасте, в период интенсивной социализации ребенка, на смену неосознанному чувству материнства приходят первые осознанные семейные установки, которые в течение последующей жизни в большинстве случаев закрепляются. В начальных классах ребенок делает попытки представить свое будущее. В представлении девочек о будущем отчетливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. В возрасте 9-11 лет девочки обсуждают в своем кругу первых романтических героев, моды, ведение хозяйства.

Проведенный опрос показал, что 30,9 % девочек в возрасте 7-10 лет, 82,6% девочек в возрасте 11-13 лет и 97,2 % девочек в возрасте 14-17 лет имеют свои определенные семейные установки. Из опрошенных 58,2 % считают, что женщина должна выходить замуж. Причем во всех возрастных группах этот показатель стабилен: 58,8 % девочек в возрасте 7-10 лет, 59,4 % в возрасте 11-13 лет, 57,1 % в возрасте 14-17 лет. Нет особых различий и в возрасте, который девочки называют как оптимальный для замужества — 20,7 года (20,4 лет — девочки раннего школьного возраста; 20,8 лет — девочки среднего школьного возраста; 20,7 лет — девочки-подростки). Удельный вес девочек, которые считают, что женщина должна выходить замуж моложе 20 лет, с возрастом девочек снижается (36,3 % — в возрасте 7-10 лет, 15,1 % — в возрасте 11-13 лет, 4,0 % — в возрасте 14-17 лет). Лишь единицы называют как оптимальный для замужества возраст старше 25 лет (2,7 % девочек раннего школьного возраста, 0,5 % девочек среднего школьного возраста, 1,1 % девушек-подростков).

Мотивация необходимости замужества остальными девочками весьма различна, однако большинство репродуктивную задачу семьи ставит на первое место.

Ранговая оценка качеств, которые хотела бы видеть девочка у своего будущего мужа, показала, что на первое место девочки всех возрастов ставят доброту (табл.

2). Далее в возрасте 7-13 лет идут сила, смелость, мужественность, то есть качества, определяющие традиционную маскулинность. У школьниц уже четко сформирован образ того, каким должен быть мужчина в семье — на третье место они ставят условие, чтобы муж не пил и на одно из первых — чтобы не курил.

Уже сегодня мы наблюдаем процесс депопуляции. Примечательно, что другая позиция, отражающая, по сути, противоположную мировоззренческую

77

Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека

Та б л и ца 2 Ранговая оценка качеств, которые хотели бы видеть девочки у будущего супруга

Возраст, лет

Качество

7—10

11 — 13

14—17

добрый, сильный, смелый, мужественный, непьющий, честный, порядочный, некурящий, заботливый, хороший, красивый, трудолюбивый, любящий детей, справедливый, веселый, умный

добрый, сильный, смелый, мужественный, непьющий, некурящий, заботливый, умный, честный, порядочный, любящий детей, веселый, любящий, трудолюбивый, хороший, справедливый

добрый, умный, непьющий, сильный, смелый, мужественный, заботливый, любящий детей, некурящий, трудолюбивый, честный, порядочный, хозяйственный, веселый, хороший, любящий, покладистый, красивый, справедливый

ориентацию, исходит в своих доказательствах из той же предпосылки поиска наиболее эффективного, экономически выгодного решения. Таково научно-ограниченное видение предмета специалистом. Преодолеть его можно, на наш взгляд, только выйдя за пределы узкоспециальных наук в область социальной философии и философской антропологии, поскольку только история человеческой социальности способна дать ответ на вопрос о влиянии внешних факторов на характер семейных отношений.

Обращение к социальной философии обусловлено также и тем, что до настоящего времени природа человека рассматривается специальными науками либо как проблема развития биологического вида, либо как механическое сложение биологических и социальных свойств. Как только мы зададимся вопросом, каков человек в том его "естественном" состоянии, в котором он исключается из всех форм социального бытия, так сразу чисто природное в человеке предстанет лишь в качестве абстракции, исключающей иные и весьма значимые измерения человеческого существа.

Лишь в рамках социального бытия биологическое в человеке получает надлежащее оформление как результат естественно-исторического развития.

Жизненное пространство человека создавалось не только за счет орудийного воздействия на природный мир, но и в силу взаимопреобразующих, направленных друг на друга актов, скрепляющих индивидов в "предметно-практическое тело" их единой и совместной жизни. Естественным образом формировалась особая "органика" совместных целесообразных действий, в которых труд, социум и сознание сливались в едином моменте.

Первоначальная форма социума возникала как естественно-историческая система, как саморазвивающееся целое, в котором отсутствовал индивид, размышляющий о себе и о мире. Это была особая система совместных действий, преодолевающих инстинктивные механизмы чисто биологического существования. Воспроизводимы были инстинкты самосохранения, полового влечения, но реакции на механизмы этих инстинктов опосредовались пребразующим

78

Мудрость здоровья: культура и образ жизни человека

воздействием индивидов друг на друга. Между биологическим побуждением и действием вклинивался коллективный момент, воздействующий на саму психику индивидов. Опосредование взаимным отношением в рамках совместной деятельности вело в процессе эволюции к устранению импульсивной и безвольной реактивности поведения индивидов, то есть такой реактивности, которая имела разрушительное воздействие на организм и устраняла саму возможность коллективных действий.

Совместная деятельность, таким образом, оказывалась возможной благодаря особым воздействиям индивидов друг на друга. Для формирования человеческого общества и его нормального функционирования всегда необходимо было существование некоторого "минимума" индивидов, образующих целостность окружающей его среды, его образа жизни. Решающее воздействие на биопсихическое развитие человека оказывала такая совместная деятельность, в которой была возможна "подгонка" индивидов друг к другу.
Эта деятельность формировалась как целостная система длящегося непрерывного опыта, позволяющая индивидам эволюционировать, обучаться и самообучаться. В такой системе совместной деятельности удовлетворение органических потребностей имело отсроченный, то есть опосредованный характер. И именно система отсроченного действия представляет пространство, куда — задолго до итогов процессов, дающих мотивационно, перцептуально, мнемонически, эмотивно организованный внутренний мир сформировавшихся в своих функциях существ, — вторгаются символизирующиеся вещественные превращения объективных обстоятельств, дающие при этом вполне телесно, а не субъективно действующие образования, развернутые вне интросгективной реальности.

Для выявления социально-неблагополучных семей необходим тесный контакт медицинских работников с территориальными органами власти и управления, санитарным активом и другими общественными и хозяйственными организациями. Работа по планированию и учету, а также проведению лечебно-профилактических мероприятий в семье ребенка должна проводиться в единой системе с женскими консультациями, детскими и взрослыми поликлиниками, органами санэпиднадзора. Необходимо предусмотреть возможность сверки и сопоставления хотя бы один раз в полгода списков этих семей по лечебно-профилактическим учреждениям.

За три четверти века господствующая в политике и, к сожалению, в социологии ориентация на подчиненную роль семьи не оправдала себя. Не оправдали себя и те социальные программы, которые ориентировались на приоритетные направления в социологии, то есть в основном на внешние функции семьи. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что приоритет выделяемых функций не был обусловлен научной или практической необходимостью. Он явился следствием приверженности пресловутой доктрине, согласно которой материальные условия существования (а к ним относится и репродуктивная функция семьи) являются определяющими в системе общественных отношений. Очевидно и то, что в условиях государственной монополии на управление всеми сферами общественной жизни семья как социальный институт и не могла выступать в качестве самодеятельного субъекта, самостоятель-

79

Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека

но определяющего свои функции. Именно этими обстоятельствами объясняется тот факт, что огромный комплекс вопросов, отражающих широкую гамму человеческих отношений, определяющих специфический характер семьи, остался до настоящего времени мало исследованным.

Имеющая место в последнее время тенденция к разгосударствлению многих сфер общественной жизни также касается проблемы семьи и связанных с ней практических и теоретических вопросов.

По мере возвращения семье ее самостоятельного характера, совершенно новое звучание приобретут и ее социальные функции, такие, как экономическая, хозяйственная и репродуктивная.

В новой исторической ситуации возникает насущная потребность в определении нового подхода к исследованию проблем семьи. Суть его должна заключаться в преодолении разрыва между специальными науками, изучающими отдельные проблемы семейных отношений, и теоретической социологией, изучающей общие закономерности социального поведения людей.

Определенные шаги в этом направлении уже делались, что послужило основой поляризации позиций по вопросу о необходимости и формах социального регулирования рождаемости. Согласно первой точке зрения, главной целью социального управления рождаемостью нельзя не считать усиление потребности в 3—4 детях. Сторонники этой позиции считают, что данный вывод должен лечь в основу выработки мер, предпринимаемых в области естественного движения населения. Противоположная позиция исходит из того, что условия жизни семьи могут быть изменены ценой значительно меньших затрат и усилий, чем требуют многочисленные факторы, влияющие на репродуктивную установку, то есть на потребность семьи в детях. Отсюда следует, что демографическая политика должна быть направлена прежде всего на то, чтобы существующая потребность в детях при своей реализации не ограничивалась и не подавлялась условиями становления и развития семейной общности; воздействие на рождаемость в интересах общества состоит не в побуждении семей рожать детей больше, чем они хотят, а наоборот, сводится к тому, чтобы максимально содействовать удовлетворению социально обусловленной потребности семей в детях, ибо тем самым будут удовлетворены и потребности в них всего общества.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. § 11. Проблема несовместимости мужа и жены - одна из центральных в современной семейной жизни - Валеология
  2. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  3. 3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя - Педагогика
  4. 6. б. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения - Педагогика
  5. 12.2. Типология и структура уроков - Педагогика
  6. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  7. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  8. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии* - Социология
  9. ЧАСТИНА І. ІСТОРІЯ СВІТОВОЇ КУЛЬТУРИ - Культурология
  10. § 6. Мотивации вступающих в брак - Валеология
  11. § 5. Эндокринная основа конституции - Валеология
  12. Б. Оля БОГ И БОГИ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКЕ - Религоведение
  13. § L КОЛЛИЗИОННЫМИ МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЕТОДЫ ^РЕГУЛИРОВАНИЯ - Международное частное право
  14. § 3. СИСТЕМА КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ - Международное частное право
  15. § 1. КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА - Международное частное право
  16. § 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА - Международное частное право
  17. Глава 23.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - Исторические науки
  18. 1. РАСЦВЕТ И УПАДОК КИЕВСКОЙ РУСИ - Исторические науки
  19. 12. УКРАИНА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИЙ - Исторические науки
  20. 20. СОВЕТСКАЯ УКРАИНА: НОВАТОРСКИЕ 20-е - Исторические науки

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999