Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с.
§ 7.
Восточная медицина и ее основы
Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма как в здоровье, так и в болезни. Одним из важнейших условий выживания является способность сопротивляться болезни, преодолевать ее. Индивиды, не обладавшие способностью к сопротивлению недугу, не выживали, не оставляли потомства. И древневосточные целители помогали защитным механизмам организма победить болезнь. Они безошибочно оценивали как силу болезнетворного фактора, так и силу защитных механизмов, предсказывая исход болезни и время этого исхода.
Они видели, как в один день одной и той же болезнью заболевали двое, но один выздоравливал быстрее другого; или один погибал, а другой — выживал. Определяя и оценивая индивидуальность человека, они и к болезни каждого подходили индивидуально.

178

Биологический потенциал здоровья

Концепция единого организма, неразделимости психического и телесного, отдельного органа и всего организма — основа понимания древневосточными целителями состояний здоровья и болезни, условий долголетия. И лучше всего эта концепция отражается в древнекитайском учении об "инь-ян", о каналах организма, о "пяти движениях" ("у-син") и об энергии ("чи").

Основы понимания гармонии жизнедеятельности, саморегуляции в организме заложены в теории "инь-ян".

Согласно этой теории, в природе все полярно. Есть жар и есть холод, верх и низ, север и юг, день и ночь, действие и покой, сила и слабость, мужское и женское. Существует вечная борьба противоположностей и неразрывное их единство. Одно умеряет другое, и жар умеряет холод, а холод — жар. Но между полярностями есть усредненное. В этой усредненной области, в золотой середине и возникла жизнь.

Противоположные полюса в древнекитайской теории — ян и инь. Ян — это солнце, верх, небо, сила, активность, мужское начало. Инь — это луна, низ, земля, слабость, пассивность, женское начало. Ян-инь — во всей вселенной, ян-инь — в каждом живом организме. Ян и инь неразрывно взаимосвязаны, они проникают друг в друга. В ян есть инь, а в инь — ян.

Янский вариант болезни — это патология силы, энергии, патология кипения. И у больного в таком случае сильный голос, он возбужден, активен. Следует отметить, что сильный, громкий голос — отражение ян. Чем громче и сильнее голос, тем больше в человеке янского содержания, тем больше в нем мужского начала и тем он сильнее. В женщине с громким, зычным голосом больше мужского, чем женского.

При янском варианте болезни у человека горячая на ощупь кожа, горячие кисти рук и стопы.

Они сухие, красные от прилива "горячей крови". У него соответственно красное лицо, и янский вариант болезни устанавливается с порога. Больной испытывает жажду, у него сухость во рту, и он нуждается в прохладном питье, в прохладной пище. Повышено артериальное давление, беспокоит головная боль, боль в затылке. От избытка энергии напряжены мышцы внутренних органов, они спазмированы, сжаты. Отсюда боли в сердце, грудной клетке и в брюшной полости. Спазм кишечника приводит к запорам. Спаз-мирован и мочевой пузырь, что вызывает учащенное мочеиспускание. Болезнь может быть вызвана инфекцией, и тогда при янском варианте у больного высокая температура. Янский вариант болезни — мощный, бурный и острый.

Иньский вариант — у слабого, ослабленного или пожилого. У такого больного тихий голос. Он вял, пассивен. Лицо его бледное, кисти и стопы холодные на ощупь, влажные. Он зябнет и нуждается в теплом питье. Если при янском варианте глаза яркие, живые, блестят, то при иньском они запавшие, без блеска. Больной жалуется на слабость, у него пониженное артериальное давление. При инфекции у него субфебрильная температура — 37,2 — 37,4. На высокую температуру у такого больного нет сил. Болезнь протекает вяло и долго.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  2. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
  3. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА - Валеология
  4. § 3. Валеология и конституция человека - Валеология
  5. § 7. Восточная медицина и ее основы - Валеология
  6. § 3. Ритмы Солнца и энергетика организма - Валеология
  7. § 12. Витаминная азбука - Валеология
  8. Лекиия 6 РЕЛИГИЯ КИТАЯ - Религоведение
  9. Лекция 8 РЕЛИГИЯ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ - Религоведение
  10. Лекция 14 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - Религоведение
  11. К. Лукьяненко1 ПО СЛЕДАМ КЕАЬТСКИХ БОГОВ - Религоведение
  12. ЛИТЕРАТУРА - Религоведение
  13. Глава 13. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XVII вв. - Исторические науки
  14. Глава 22.РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. - Исторические науки
  15. 22. ЗАПАДНАЯ УКРАИНА МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ - Исторические науки
  16. Глава 7. ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА - Культурология
  17. Язык культуры - Культурология
  18. Техника как социокулыурное явление - Культурология
  19. Культура и цивилизация - Культурология
  20. ЛИТЕРАТУРА - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999