Философия
Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. |
тема 1философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение |
1/ Понятие мировоззрения и его структура 2/ Предфилософское значение мифологии и религии 3/ Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука Понятие мировоззрения и его структура Каждый культурный^молодой человек имеет определен- ное представление о философии. Он может назвать неко- торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас- суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь- ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не- вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер- ности, а какое -— случайности? Еще в большей степени каждый человек интересует- ся теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос- ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж- дения и лжи? Каждого человека, несомненно, волнуют и морально- нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести12 I четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз- витии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»? Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но эти- ми проблемами занимаются не только философы. Еще за- долго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило- софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе- цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение? Мировоззрение — это сложное, синтетическое, ин- тегральное образование общественного и индивидуаль- ного сознания. Существенное значение для его характе- ристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настрое- ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основ- ных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обоб- щенных знаниях—повседневных, профессиональных, на- учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни- версальную картину мира, систематизирующие и обоб- щающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, на- рода или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди- рективные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи- рался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественны- ми регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представле- ния о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жиз-Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 13 ни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных обществен- ных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми яв- ляются социальные нормы: моральные, религиозные, пра- вовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как от- дельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязыва- ющий момент, требование поступать определенным обра- зом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим по- ведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того что- бы знания, ценности и нормы реализовывались в практи- ческихпоступкахи действиях, необходимо их эмоциональ- но-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоци- онально-волевой составляющей мировоззренческого ком- понента. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установ- ки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практичес- кой составляющей мировоззрение носило бы крайне абст- рактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоз- зрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить ми- ровоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способу функциони- рования можно выделить жизненно-практический и тео- 14 ретический уровни мировоззрения. Жизненно-практиче- ский уровень мировоззрения складывается стихийно и ба- зируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения неред- ко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и ин- дивидуальное взаимодействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образо- вания и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образова- ния, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поко- ления в поколение, и познанный опыт каждого конкретно- го индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, сле- дует отметить, что этот уровень мировоззрения не отлича- ется глубокой продуманностью, систематичностью, обос- нованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Эти недостатки преодолеваются на другом, более вы- соком уровне мировоззрения, который носит теоретичес- кий характер. К этому уровню решения мировоззренчес- ких проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде- алов, определяющих цели, средства и характер деятель- ности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, явля- ется не только творцом мировоззренческих систем. Он ви- дит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение пред- метом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума. Соотношение жизненно-практического и теорети- ческого уровней мировоззрения в определенной мере Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 1 5 можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практичес- кое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.Предфилософское значение мифологии и религии Исторически первой формой мировоззрения является ми- фология. Она возникает на самой ранней стадии общест- венного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие гло- бальные вопросы как происхождение и устройство миро- здания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифо- логии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тай- нам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, ко- торые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо- бое место занимают мифы о достижениях людей: добыва- нии огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Известный английский этнограф Б. Малиновский от- мечал, что миф, как он существовал в первобытной общи- не, то есть в его живой первозданной форме — это не исто- рия, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художествен- ное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных ус- тановок, для санкционирования определенного типа веро- ваний и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении спе- циальных знаний. Таким образом, миф — это не первоначальная фор- ма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях при- 16 роды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки зна- ний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).Для первобытного человека как было невозможно за- фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незна- нии. Для него знание не существовало как нечто объектив- ное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотдели- мая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде», и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собра- нии древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существо- вал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем за- ключался источник жизни мира. Все возникло из безгра- ничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля -— Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак — Эфеба и тем- ную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредель- ное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Зем- лей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у Них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 17 Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Напри- , мер, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии Книга Бытия. ' Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахро- ; нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяс- нение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью | мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечива- ло духовную связь поколений. Содержание мифа пред- ставлялось первобытному человеку в высшей степени ре- ( альным, заслуживающим абсолютного доверия. ( Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмеча- лось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они бы- ли важными стабилизаторами общественной жизни. , Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифо- логии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус- танавливали гармонию между миром и человеком, при- родой и обществом, обществом и индивидом и, таким об- разом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих во- просов? Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе ми- /- фология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует от- дельно от религии как самостоятельная, относительно не- зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифо- логия и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни 18 мифы являются «религиозными», а другие — «мифологи- ческими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззрен- ческих конструкциях (например, таких, в которых преоб- ладает разделение мира на естественный и сверхъестест- венный) и не в особом отношении к этим мировоззренчес- ким конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой ста- дии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых дей- ствий, направленных на установление определенных от- ношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включает- ся в культовую систему, выступает в качестве ее содер- жательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в куль- товую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упоря- дочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помо- щью обрядности религия культивирует человеческие чув- ства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосер- дия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связываяихприсутствие со священным, сверхъ- естественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы по- мочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвы- сить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выража- ясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не завися- щего от конъюнктуры пространственно-временных коор- динат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысли знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему пре- одолевать житейские трудности. Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 19 Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовнопрактический характер. Исторические особенно- сти этого мировоззрения связаны с низким уровнем освое- ния человеком действительности, зависимостью его от не- освоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его позна- вательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере раз- вития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования по- знавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретичес- кий характер. На смену образу и символу приходит Логос — разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разу- ма, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логичес- ким законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, фило- софия вынесла на первый план интеллектуальные аспек- ты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе по- требность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (рпиео — люблю, зорЫа—му- дрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и за- крепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «фи- лософия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретичес- ких знаний, накопленных человечеством. При этом следу- 20 ет отметить, что именовавшиеся философией знания древ- них охватывали не только практические наблюдения и вы- воды, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выно- сить практические решения, служила руководством чело- веческого поведения и образа жизни. Как видим, возник- новение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхожде- нии мира в целом, о его строении, о происхождении чело- века и его положении в мире и т. д. Она унаследовала так- же весь объем позитивного знания, которое на протяже- нии тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся филосо- фии происходило под иным углом зрения, а именно с пози- ций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия— это теоретически сфор- мулированное мировоззрение. Философия — это миро- воззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим фор- мам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из су- щественных ее особенностей. Философия — это теорети- ческий уровень мировоззрение. Следовательно, мировоз- зрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало филосо- фии составляет начало науки вообще. Это подтверждает- ся историей. Философия — мать науки. Первые естество- испытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теорети- ческие методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, вы- работать достоверные, общезначимые принципы и поло- жения.Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 21 История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формиру- ется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенст- вовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения дейст- вительности. Иногда этот процесс описывают как отпочко- вание от философии конкретных наук. Нам представляет- ся, что слово «отпочкование» не совсем точно характери- зует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не только становление новых форм теорети- ческого освоения знания — конкретных наук, но и обрете- ние философией своего нового облика, изменение предме- та, метода и функций философии. В европейской культуре этот процесс проходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опо- средованную связь. Первый этап связан с дифференциацией теоретичес- кой формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый выделял: логику — науку о правильном мышлении, психо- логию — науку о душе, физику — науку о природе, мета- физику (собственно философию) — учение о первопричи- нах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». И Аристотель не преувели- чивал, так как он просто констатировал существовавшее в его время глубокое различие по степени теоретической зре- лости между философией и другими науками. В античном и средневековом обществах не было до- статочных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в XVI—XVII вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы ис- следования. Философия же, базируясь на конкретно-на- учном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. 22 Таким образом, после того как сформировались са- мостоятельные отрасли научного знания — математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического ос- воения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универ- сального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих ос- нований бытия. Философское обобщение имеет гораздо более широ- кий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повсед- невного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли при- суще рассмотрение мира за пределами человеческого опы- та. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целост- ную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объек- тивную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззрен- ческую опору конкретным научным исследованиям, поз- воляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, универсализм — характерный при- знак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия пре- тендовала на выработку универсального знания или уни- версальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук». Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, ле- жащая в основе). Субстанция — это предельное основа- ние, позволяющее сводить чувственное многообразие ве- щей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую- щему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устрой- ство и развитие мира не генетически, а через единое ус- тойчивое начало. Позднее, рассматривая различные фи- Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 23 лософские учения, мы всегда будем фиксировать такое на- чало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм — это не два разных, а единый харак- терный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстан- ции всех вещей. С того момента, когда начались такого ро- да обобщения, мы можем говорить, что появилась филосо- фия. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освое- ния действительности. Но это совсем не означает, что фи- лософия, в отличие от мифологии и религии, с самого нача- ла оперирует сложным логическим аппаратом. Последую- щее наше знакомство с историей философии убеждает, что философы зачастую используют образы и символы, следовательно, находятся под глубоким влиянием мифо- логического и религиозного мировоззрения. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявля- ется не в особых средствах выражения своих идей, а в осо- бой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в со- мнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обы- чаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означа- ет «быть»? Для обыденного, жизненно-практического ми- ровоззрения такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все жи- вет, существует и никаких проблем». Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, — значит усом- ниться в правомерности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения. В вводной части курса нет возможности анализиро- вать те исторические предпосылки, которые создали воз- можность и необходимость подобной установки. Об этом 24 речь пойдет далее. Здесь же следует подчеркнуть, что фи- лософия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые древнегреческие философы в ка- честве одной из важнейших проблем рассматривали про- блему различения того, что общепринято (мнение), и того, что именно на самом деле (знание). Философ все ставит под сомнение. Но это не означа- ет, что он стремится разрушить коллективные верования, нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомне- ние для того, чтобы проверить, насколько прочны эти че- ловеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали провер- ку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким образом, философия с самого начала своего существова- ния имеет духовно-практическую направленность. Вопро- сы — что такое «быть», что значит «быть»? — ставятся не отвлеченно, всегда ориентируют читателя и слушателя на уяснение места человека в этом бытии. Одна из важных граней, сторон этого вопроса: что значит быть человечест- ву в целом и мне, конкретному человеку в частности; что значит для человека жить; каков смысл и оправдание че- ловеческой деятельности? Постановка главного вопроса о бытии означает, что в философии определяющее значе- ние имеет решение так называемых смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той или иной ис- торической эпохи, культуры народов философия предло- жила человечеству множество вариантов решения этих вопросов. Дальнейшее рассмотрение истории развития философии позволит нам более детально ознакомиться с этими вариантами. |
Релевантная научная информация:
- тема 1философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение - Философия
- Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. - Философия
- Ирвинг Гоффман. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ* - Социология
- ТЕМА 6. Мир человека как культура - Культурология
- тема I.Религия как предмет исследования - Религоведение
- тема IIIфуикции и роль религии в обществе - Религоведение
- тема V Национальные религии - Религоведение
- тема XII нетрадиционные религии - Религоведение
- тема XV диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Российского государства - Религоведение
- ТЕМА 3. Античная философия - Философия
- тема 10. Русская религиозная философия XIX — XX вв. - Философия
- тема 15. Современныйфилософский иррационализм:решение проблем бытия, познания, человекаи личности в различных школах и течениях - Философия
- тема 16Общество и культура как предметы философского анализа - Философия
- Образование как система и процесс - Педагогика
- Пьер Бурдье. ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ* - Социология
- Глава 1. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ - Культурология
- Глава 8 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - Культурология
- ТЕМА 5. Язык культуры - Культурология
- ТЕМА 7. Искусство как феномен культуры - Культурология
- ТЕМА 8. Религия и наука в контексте культуры - Культурология