Философия

Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб.
и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
тема 2Философский плюрализм: причины и истолкования
1/ Историко-философский процесс:

исходные понятия и движущие силы. Гегелевская,

марксистская и экзистенциалъно-персоналистская

концепции философии

2/ Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций

Историко-философский процесс: исходные понятия

и движущие силы. Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии На прошлой лекции мы определили наиболее общие ха- рактерные черты философии, отличающие ее от других форм решения мировоззренческих вопросов. Сегодня мы переходим к изучению историко-философского процесса. При изучении истории философии бросается в глаза мно- гообразие философских учений, школ, течений, направле- ний. Прежде, чем приступить к изучению всего этого мно- гообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий.

Первичной, исходной единицей историко-философ- ского процесса является философское учение того или ино- го мыслителя. Философское учение — это система опре- деленных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным фи- лософом, находит своих продолжателей, постольку фор- мируются философские школы. Последователи Платона —- платоники, Августина — августинцы, Маркса — марк- систы и т. д. Философские школы — это совокупность фи- лософских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами.

Совокупность различных моди- фикаций одних и тех же идейных принципов, развивае- мых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями. Например, в современной

26

философии таким течением является неопозитивизм, пер- сонализм и т. д. Наиболее крупные и значительные образо- вания в историко-философском процессе именуются фи- лософскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем рас- хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Фило- софские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяже- нии ряда исторических эпох. В качестве примера фило- софских направлений можно назвать материализм и иде- ализм, эмпиризм и рационализм, рациокализм и иррацио- нализм и т. д.

Существование множества философских учений, школ, течений и направлений характеризует историко- философский процесс со стороны его внутренней диффе- ренциации и поляризации. Развитие философии предста- ет как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Таким образом, трудность в уяс- нении того, что представляет собой философия, в значи- тельной мере связана с тем, что философии как таковой просто нет. Реально существовало и существует множест- во различных учений, школ, течений и направлений, кото- рые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разреше- ния философских проблем. Из этого нередко делаются не- обоснованные выводы. Первый — о том, что у философии нет единого систематизирующего начала и, следователь- но, невозможна ее самотождественность. Второй — о том, что поскольку философы обосновывали противоречащие друг другу положения, которые в равной мере оказывают- ся опровержимыми, постольку философия не способна отыскать истину.

Отсюда следует вывод о несостоятельно- сти любых философских воззрений.

Подобные взгляды присущи не только неискушенно- му в философии обывателю, по и многим философам-про- фессионалам. Наиболее ярко их высказывали сторонники скептицизма (но не только они).

Противники скептицизма,

Философский плюрализм: причины и истолкования 27

соглашаясь с тем, что предшествующие философские уче- ния были ложными, или, по крайней мере, имели серьез- ные изъяны, стремились создать «единственно истинную философию». Великие философы Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопен- гауэр, Маркс, Ницше и другие — объявляли свои фило- софские системы вершиной развития философской мыс- ли, впитавшей все лучшее, что было у предшествующих поколений философов, дающей человечеству абсолютную истину и, тем самым, покончившими с гибельной для фи- лософии борьбой.

В течение длительного времени в общественном со- знании складывалось упрощенное представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятель- ности несговорчивых философов, пытающихся завладеть умами людей в корыстных целях или чтобы потешить свое самолюбие. Впервые серьезное исследование историчес- кого развития философии провел крупнейший немецкий философ Гегель. Он покончил с упрощенным представле- нием о причинах философского плюрализма. Гегель связал многообразие философии с многообразием дейст- вительности, одной из форм постижения которой и высту- пает философия. Поскольку действительность многооб- разна, постольку и философия многообразна. Однако, по мнению Гегеля, это многообразие не исключает, а, напро- тив, предполагает единство. Все философские системы, на его взгляд, представляют собой моменты развития «Абсо- лютной идеи», «Абсолютного Духа». Таким образом, при- знается ценность каждой философской системы, но в то же время подчеркивается ее относительность.

Абсолют- ным, непреходящим в философских системах, по Гегелю, является ее принцип, представляющий собой момент раз- ворачивания «Абсолютной идеи», а временным, преходя- щим — абсолютизация этого принципа, которая неправо- мерно противопоставляет данную систему всем другим философским системам.

Существенной особенностью учения Гегеля являет- ся стремление увязать развитие философии с конкретным историческим процессом, с его религиозными, экономиче- скими и иными характеристиками. При таком подходе раз- витие философии объяснялось не только внутренней ло-

28

гикой развития «Абсолютной идеи», но и влиянием соци- альной реальности. Философские системы характеризу- ются Гегелем как исторические образования, «духовные квинтэссенции эпохи». Гегель пишет: «Определенный об- раз философии одновременен, следовательно, с опреде- ленным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью» (Гегель. История философии. Соч. Т. XI. — С. 53). Таким образом, по Гегелю, каждый философ является сыном своего вре- мени. Это означает, что его учение ограничено рамками той эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха порождает свой тип философии, то, учитывая качествен- ное различие исторических эпох, цивилизаций, культур, национальных особенностей, естественно, возникает вы- вод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлой истории человечества, но и для настоящего и будущего. Сам Гегель такого вывода не делает. У него име- ется внутреннее противоречие между диалектическим ме- тодом и консервативной системой. (Об этом речь пойдет далее, при рассмотрении его философского учения.) Ге- гель акцентировал внимание на непреходящем моменте в философских системах, на том, что является обнаружени- ем саморазвития «Абсолютной идеи». Поэтому он свою фи- лософскую систему представил как высший этап фило- софского развития человечества, в которой «Абсолютная идея» нашла свое завершение.

- Гегелевское учение об исторической обусловленнос-

ти философии восприняли и развили, в соответствии со своими взглядами, К.

Маркс и Ф. Энгельс, а также их последователи — марксисты. В марксизме проблема фи- лософского плюрализма приобрела историко-материа- листическое решение. Философия рассматривается в марксизме как одна из форм общественного сознания, спе- цифически, под своим углом зрения, отражающая обще- ственное бытие. Следовательно, философия, как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. При этом в марксизме большое зна- чение придается социально-классовой обусловленности философских учений, подчеркивается идеологическая

Философский плюрализм1 причины и истолкования 29

функция философии. Предполагается, что каждый круп- ный философ сознательно или бессознательно отражает наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества.

Однако марксизм не ставит развитие философии в жесткую, однозначную зависимость от развития общест- венного бытия, материальной и духовной жизни людей. В соответствии с положением об относительной самостоя- тельности в развитии общественного сознания, признает- ся возможность и относительно самостоятельного разви- тия философии, отставание от развития форм обществен- ной жизни («консервативные» и «реакционные» учения) или же опережение философией непосредственных задач общественной жизни («прогрессивные» и «революцион- ные» учения. В марксизме признается также зависимость философских учений и от личности создающих их мысли- телей.

Гегелевской и марксистской концепции в определе- нии сущности и предназначения философии противостоит экзистенциально- персоналистский подход. Представи- тели этого направления выступают против истолкования философии как отражения и выражения каких-либо сто- рон абсолютной идеи или общественного бытия. Филосо- фия, по их мнению, специфична не своим предметом, а способом отношения человека к бытию. Следовательно, сущность философии образует не какой-то особый специ- фический предмет рассмотрения, а само философское мы- шление, философствование.

Философское мышление, да- же если его и можно назвать отражением бытия, есть отра- жение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность философии проявляется преобразованием наллчной дей- ствительности в проблему: проблематизация действи- тельности и одновременно попытка ее депроблематиза- ции, то есть разрешение этой проблемы в мышлении.

В экзистенциально-персоналистской интерпрета- ции подчеркивается, что философия — это не наука, а ду- ховно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки, она представляет собой не просто теоре- тическое знание, интеллектуальную конструкцию, а яв- ляется выражением основных убеждений человека, его

30

нравственной позиции. Философствование — это духов- ный акт, в котором действует не только интеллект, но вся совокупность духовных сил человека. Это значит, что в ос- нове философии лежит опыт человеческого существова- ния во всей его полноте.

Сторонники этого направления настаивают на лич- ном, субъективном характере философии, на присутст- вии личности философа во всем его учении. Философия — это стремление личности установить согласие с самим со- бой и с окружающим миром, это форма реализации его соб- ственной сущности. Она рождается из чувства неудовле- творенности и беспокойства и является результатом уси- лий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это проявляется и в выборе пробле- матики исследования, и через идеи, выражающие в абст- рактных терминах внутреннее состояние личности фило- софа, и в стиле (способе изложения материала). В связи с этим делается вывод, что каждая философская система обладает ценностью только для ее создателя и она не мо- жет претендовать на значимость для всех. Поэтому не сле- дует сталкивать философские системы друг с другом, объ- являть, что одна из них истинна, другая — ложна. Каждая из них представляет ценность сама по себе.

Очевидно, что такой подход приводит философию в тупики субъективизма. Она теряет общественную значи- мость, какое-либо духовно-нравственное значение для других людей. Поэтому представители экзистенциально- персоналистского подхода стремятся найти какие-то об- щезначимые характеристики философствования. Напри- мер, французский персоналист Ж. Лакруа заявляет, что это значит универсализировать духовный опыт личности, переводя его в термины, доступные для других систем. Представители религиозного направления такую воз- можность связывают с тем, что духовная жизнь людей имеет одну общую основу — Бога. Сторонники нерелиги- озного экзистенциализма пытаются вывести общезначи- мость из тождества иррационально-волевого начала лич- , ности.

Философский плюрализм: причины и истолкования 31

Итак, мы зафиксировали три точки зрения на причи- ны философского плюрализма, вытекающие из опреде- ленного понимания специфики философии. По нашему мнению, каждая из этих позиций содержит в себе рацио- нальное начало. Поэтому их можно увязать друг с другом, представив синтетическую целостную концепцию.

Сущность и предназначение философии —

попытка синтеза всех трех концепций

Философский плюрализм появляется вследствие исто- ричности человека, всех форм его материальной и духов- ной деятельности. Историческая обусловленность фило- софской мысли, на которой настаивал Гегель и Маркс, не вызывает сомнения. Философия как форма духовной дея- тельности необходимо должна нести в себе момент исто- ричности. Философия — это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бы- тием человека.

Проблема исторической обусловленности филосо- фиы имеет много аспектов, сторон.

Прежде всего, эта исто- ричность проявляется в том, что создатели философских систем, мыслители, являются детьми своего времени, сво- ей цивилизации, своего народа, государства, вероиспове- дания и т. д. Следовательно, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность и другие моменты, которые характеризуются определенными материальны- ми и духовными параметрами: развитием производства, характером общественных отношений, состоянием науки, культуры, искусства, тенденциями в их развитии и т. д. Ве- роятно, определенное влияние может оказывать и соци- альное положение мыслителя. Хотя исторический опыт свидетельствует, что рабу-вольноотпущеннику Эпиктету и императору Марку Аврелию это не мешало развивать сходные философские идеи стоицизма.

Таким образом, признавая историческую обуслов- ленность многообразия философских учений, школ и те- чений, следует иметь в виду, что это признание не отменя-

32

ет признания приоритета личностного начала в филосо- фии. Философское учение — не просто продукт эпохи. Это все продукт размышлений, установок, переживаний кон- кретной личности. Эпоха преломляется, реализует свои императивы, требования через духовную деятельность личности мыслителя. Другое дело, что не все мыслители и не все эпохи стремились выразить свое «Я». Для некото- рых эпох, в частности для средневековья, вообще не при- нято говорить от имени своего «Я». В такую эпоху философ хочет, чтобы его мысли воспринимали как голос времени, государства или истолкователя голоса высших сил — Бога. В средневековой теологии главным достоинством мысли- теля считалось следование «образцу» — творениям «отцов церкви». Тем не менее, это не исключает общего вывода, что основой философского плюрализма является своеоб- разие личности мыслителя, его индивидуального характе- ра, индивидуального опыта, индивидуального пережива-, ния, индивидуальных способностей, индивидуального ос- воения достижений культуры своей эпохи, своего народа. Подчеркивая принципиальное значение личностно- го выражения в исторической обусловленности философ- ского творчества, следует также проанализировать внут- реннюю противоположность влияния «исторического фак- тора» на развитие историко-философского процесса. С одной стороны, каждая историческая эпоха, государство, культура создают предпосылки для сходной, тождествен- ной постановки и решения философских проблем. Но. с другой стороны, эта тождественность обусловливает раз- личия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре создается иная тождественность, и значит, в разные эпо- хи, в разных культурах должны быть разные способы по- становки и решения философских проблем. Поэтому рас- смотрение философии в процессе исторического развития от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой поз- воляет увидеть и оценить большое разнообразие фило- софских учений, школ, течений и направлений.

Вместе с тем, историческое развитие характеризу- ется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре при- ходят другие, то есть уникальностью различных эпох, го- сударств, народов, культур. Оно необходимо предполагает преемственность между этими эпохами и культурами. И Филокфм философский плюрализм причины и истолкования 33

это обусловливает возможность заимствования накоплен- ного предшествующими поколениями богатства философ- ской мысли и ее продолжение, развитие философской тра- диции, которая выражается в существовании философ- ских течений и направлений.

Наличие философской традиции характеризует тождественность философской мысли и показывает, что, несмотря на различие эпох, культур, государственно-на- циональных образований и иных факторов, философская мысль устойчива, она периодически возвращается к одной и той же проблематике и решает эту проблематику близ- кими средствами. В различные эпохи, в различных куль- турах у философов могут возникнуть довольно близкие переживания и размышления. И, хотя эти переживания они выражают на языке своего времени, с учетом дости- жений всей предшествующей философии и той конкрет- ной социокультурной ситуации, в которой создается дан- ное философское учение, мы все же отчетливо видим их идейную близость. Ярким примером такой переклички эпох является стоическая традиция — античный стоицизм — христианский стоицизм — экзистенциальный стои- цизм.

Философская традиция проявляется в филиации идей, то есть перехода идейного багажа одних философ- ских учений и школ в другие. Эта филиация может иметь самый разнообразный характер. И сам факт заимствова- ния идей может быть причиной тождественности фило- софских учений, школ, а также причиной их различий внутри школы, течения, направления Таким образом, в традиции в какой-то мере реализуется надысторические детерминанты в философии. Наличие философской тра- диции, позволяющей философской мысли одной эпохи, культуры перекликаться с философской мыслью другой эпохи, культуры, приводит к выводу об относительном значении исторического фактора, позволяет выявить в философии «надысторические моменты». Правда, здесь возможно объяснение и с позиций исторического детер- минизма. Суть его состоит в том, что сходные по некото- рым наиболее общим характеристикам состояния обще- ственного бытия и сознания (например, состояние кризи- са всех сфер общественной жизни) создают наиболее

общие предпосылки для появления близких идей в раз- личные эпохи, продуцируют философские традиции.

Для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых, в том, что каждый значительный философ берется всегда за разрешение тех проблем, которые были поставлены и, по его мнению, неудовлетворительно разрешены какими- то конкретными его предшественниками или какой-то школой, течением. Он явно или скрыто отталкивается от тех, кто был до него. Во-вторых, такой философ всегда ве- дет диалог с предшествующей философской культурой в рамках.всей ее истории. И, в-третьих, он чаще всего ведет диалог с философами близких ему учений (в рамках шко- лы) или, наоборот, противостоящих его учению идей. И этот диалог является фактором, усиливающим единство исто- рико-философского процесса, дает основание для само- отождествленности философии и, в то же время, он кос- венно способствует философскому плюрализму, так как в процессе диалога формируется своеобразие того или ино- го философского учения.

Сейчас, после рассмотрения общих предпосылок раз- вития историко-философского процесса целесообразно перейти к конкретному рассмотрению его основных эта- пов, философских учений, школ, течений и направлений.

34

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. тема 2Философский плюрализм: причины и истолкования - Философия
  2. Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. - Философия
  3. Хайдеггер М. ЧТО ЭТО ТАКОЕ – ФИЛОСО-ФИЯ? - Философия
  4. ВВЕДЕНИЕ - Исторические науки
  5. 6. ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ УКЛАДЕ - Исторические науки
  6. Рэндалл Коллинз. СОЦИОЛОГИЯ: НАУКА ИЛИ АНТИНАУКА?1* - Социология
  7. ТЕМА 8. Религия и наука в контексте культуры - Культурология
  8. Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
  9. тема I.Религия как предмет исследования - Религоведение
  10. тема IIСтруктура современных религий - Религоведение
  11. тема IIIфуикции и роль религии в обществе - Религоведение
  12. тема IV Происхождепие и ранние формы религии - Религоведение
  13. тема VII Возиикновепие и эволюция христианства - Религоведение
  14. темА VIII Русская православная церковь: история и современность - Религоведение
  15. ТЕМА 3. Античная философия - Философия
  16. тема 8. Эволюция британского эмпиризма конца XVII -середины XVIII века:Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм - Философия
  17. тема 10. Русская религиозная философия XIX — XX вв. - Философия
  18. тема 11. Человек во Вселенной.Философская, научнаяи религиознаякартина мира - Философия
  19. тема14. Проблемы научнойрациональности в современной«философии науки» - Философия
  20. тема 15. Современныйфилософский иррационализм:решение проблем бытия, познания, человекаи личности в различных школах и течениях - Философия

Другие научные источники направления Философия:

    1. А.Р. Абдуллин. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. 2003