Философия

Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб.
и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
тема 5ф илософия эпохи Возрождения
1/ Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

2/ Философские и космологические умения

Николая Кузанского и Джордано Бруно

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения Эпоха Возрождения XV—XVIII вв. — период ранней ста- дии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отно- шений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени, возродить ценности и идеалы античности. Одна- ко в этом значении термин «Возрождение» следует трак- товать весьма условно. Возрождение на деле означало по- иск нового, а не реставрацию старого. В истории невозмож- но повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный по- тенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно бу- дет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной сре- дой, в которой приходится действовать людям, ориенти- рованным на его преодоление.

Таким капиталом, наследием для мыслителей и дея- телей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрожде- ние и противопоставляет себя христианству, но оно воз- никло как итог развития средневековой культуры, а пото- му несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к систе- ме общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере эконо- мики, именно в этот период получают развитие науки, ме- няются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.

94

Важнейшей отличительной чертой мировоззренчес- кой эпохи Возрождения является ориентация на челове- ка.

Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религи- озная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрож- дения на передний план выходит светская жизнь, деятель- ность человека в этом мире, ради этого мира, для достиже- ния счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Философское мышление этого периода можно охарак- теризовать как антропоцентрическое.

Центральная фигу- ра не Бог, а человек. Бог — начало всех вещей, а человек — центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а ре- зультат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по пле- чу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется но- вым уровнем самосознания человека: гордость и самоут- верждение, сознание собственной силы и таланта, жизне- радостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся ин- дивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, все- сторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит яр- ко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное су- щество, творец самого себя и окружающего мира. Мысли- тели эпохи Возрождения, естественно, не могли быть ате- истами или материалистами. Они верили в Бога, призна- вали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную во- лю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В фило- софии этой эпохи значительно ослаблены мотивы грехов- ной сущности человека, «испорченности его природы».

Ос- новная ставка делается не на помощь Божию — «благо- дать», а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи филосо- фии этой эпохи.

Философия эпохи Возрождения 95

Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения вся- кая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и да- же искусство ценились невысоко. Господствовал элитар- ный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания — размыш- ления и созерцания, потому, что именно они приобщали че- ловека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в перехо- дящий мир мнений. Христианство высшей формой деятель- ности считало ту, которая ведет к «спасению» души — мо- литву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Свя- щенного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает свое- го рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя. Именно тогда появляется в философии идея проме- тсизма — человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабили- тация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное суще- ство. И тело — это не « оковы души », которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Теле- сная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики миро- воззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.

Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изу- чению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрял-

96

ки, парохода, доменно-металлургического процесса, во- зобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествозна- ния — все это расширяло человеческий кругозор, укреп- ляло власть человека над природой. Изменяется средне- вековая картина мира. Математическое обоснование ге- лиоцентрической системы мира, данное польским ученым Н. Коперником, нанесло существенный удар средневеко- вой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опро- вергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существо- вание бесконечного количества других небесных тел, по- добных Земле и Солнцу.

Итак, философия в эпоху Возрождения восприни- малась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. На первый взгляд, может показаться, что проис- ходит возврат к античному космоцентризму эпохи «физи- ков», «досократиков». Однако философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка во- проса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактов- ке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрожде- ния имеет свою специфику. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно,и антиаристотелев- ская направленность. Происходит возврат к идеям плато- низма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира ут- рачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401—1464). Как и большинство философов его времени, он ориентиро- вался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо сле- довал этой традиции, а внес в нее существенные измене- ния. Как мы уже отмечали, центральное понятие неопла- тонизма — понятие «Единого». У платоников единое характеризуется через свою противоположность «иному », не единому. Николай Кузанский отвергает античный дуа- лизм и заявляет, что единому ничто не противоположно —

4 Фшккофш ^ _ п~7

Философия эпохи Возрождения У /

Единое есть все. Это философская установка служит ос- новой для пантеистического мировоззрения.

Из утверж- дения, что единое не имеет противоположности, Кузан- ский делает вывод, что единое тождественно беспредель- ному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум.

Центральным пунктом философии Николая Кузан- ского является учение о совпадении противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума. Аб- солютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он — высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает ми- нимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ог- раничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанско- му, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от тво- рений и останется небытие, ничто, — писал Николай Кузан- ский в своем знаменитом сочинении «Об ученом незнании».

Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически устра- няет принцип творения мира Богом. Он представляет от- ношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог, с точки зрения итальянского философа, — это «бесконеч- ный максимум», а бесконечный мир, Вселенная — это «ограниченный максимум». Ограниченный максимум про- изошел от абсолютного максимума не вследствие сверхъ- естественного творения, а посредством ограничения, по- скольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсо- лютным минимумом. Развивая это воззрение в генетичес- ком плане, Кузанский прибегает к понятию свертывания и развертывания мира. Объявляя божественное существо как бы «свертывающим» в себе все вещи и представляя природу как результат «развертывания» ее из божествен-

98

ных глубин, он, в сущности, возобновляет неоплатоничес- кий принцип эманации (истечения). В связи с этим, Нико- лай Кузанский вводит неоплатоническое понятие «Душа мира», «Дух вселенной». Душа мира должна рассматри- ваться как универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности.

Осуществленное Николаем Кузанским отождеств- ление единого с беспредельным абсолютным максимумом разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось ан- тичное и средневековое мировоззрение. Античная и сред- невековая космология исходила из признания центра ми- ра и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Ни- колая Кузанского, центр и окружность Космоса — это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у мира стабильного центра, каким в средневековой космоло- гии считалась Земля. Так Николай Кузанский подготавли- вает коперниковскую революцию в астрономии, устранив- шую геоцентрическую систему строения мира.

Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и уг- лубил Джордано Бруно (1548—1600 гг.). Единство и беско- нечность мира, его несотворимость и неуничтожимость — таковы исходные посылки философии итальянского мыс- лителя. На этом базируется его космологическое представ- ление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концеп- цией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтож- ная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и времен- ным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. «В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, разви- ваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система — лишь одна из бесчис- ленного множества других, подобных систем». «Существу- ют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца », — писал Д. Бру- > но в книге «О бесконечности, вселенной и мирах».

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. тема 5ф илософия эпохи Возрождения - Философия
  2. Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. - Философия
  3. Бердяев Н. А. «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА» И ПЕРЕЖИВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЭКСТАЗА - Философия
  4. Фукуяма Ф. КОНЕЦ ИСТОРИИ? - Философия
  5. 6. ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ УКЛАДЕ - Исторические науки
  6. ТЕМА 7. Искусство как феномен культуры - Культурология
  7. ТЕМА 8. Религия и наука в контексте культуры - Культурология
  8. ТЕМА 9. Техника как социокулътурное явление - Культурология
  9. Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
  10. темА VIII Русская православная церковь: история и современность - Религоведение
  11. тема XIV Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях - Религоведение
  12. тема 15. Современныйфилософский иррационализм:решение проблем бытия, познания, человекаи личности в различных школах и течениях - Философия
  13. тема 16Общество и культура как предметы философского анализа - Философия
  14. 7.4. Япония (Ш - XIX вв.) - Исторические науки
  15. 8.6. Стратегия развития вариативного образования в России - Педагогика
  16. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  17. КУЛЬТУРА ЄВРОПИ, ВІЗАНТІЇ - Культурология
  18. 1§ 9. Конституция и выбор жизненного пути - Валеология
  19. Аекиия 3 РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ - Религоведение
  20. Лекиия 6 РЕЛИГИЯ КИТАЯ - Религоведение

Другие научные источники направления Философия:

    1. А.Р. Абдуллин. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. 2003