Философия
Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. |
тема 7. Ра ационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века |
1/ Рационализм как умонастроение и методология ,)похи Просвещения 2/ Механистический материализм и сенсуализм в философии ^ эпохи Просвещения Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи .наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Лок- 1ка, Дж. Толанда и др., во Франции — в работах Ф. Вольте- 1ра, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии — в "произведениях Г. Лессинга, И. Гер дера, молодого Канта и Г. Фихте. Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. В прошлой 1, теме мы уже встречались с рационалистическим учением Р. Декарта. В отношении учения Декарта термин рациона- лизм употребляется для характеристики гносеологичес- ких и логико-методологических установок. Рационализм Iтрактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и [эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение че- ловеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпи- ризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в истории философии имеет место и более широкий подход к понятию рационализм. Тогда он рассматривается как ши- рокое идейно-теоретическое течение, выражающее взгля- ды, потребности, общественные настроения определен-113 ных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. А на основе этих умонаст- роений он вырабатывает определенные методологические установки для ориентации человека в практической дея- тельности и познании. Рационализм, как правило, связы- вается с идейными устремлениями передовых, прогрес- сивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание че- ловеческого индивида как активного, свободного и равно- правного существа, исторический оптимизм, вера в без- граничные возможности человека в познании и преобра- зовании природы. В этом смысле противоположным рационализму по- нятием является иррационализм. Он выдвигается на аван- сцену истории в период кризиса общественных структур. Представителям иррационализма в большей мере прису- ща пессимистическая оценка познавательных и деятель- но-преобразовательных возможностей человека, отрица- ния исторического и социального прогресса, скептицизма и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при ха- рактеристике философии конца XIX — середины XX в. Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось ранее, характерно умонастроение рационализма.Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-экономических, политичес- ких и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения — это период разложения феодальных от- ношений и интенсивного развития капитализма, глубо- ких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. По- требности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, про- свещения и образования. Изменения в общественных от- ношениях и общественном сознании служили предпо- сылкой для раскрепощения умов, освобождения челове- ческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характерис- тику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступили крайне ре-114 волюционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание при- роды, государственный строй — все было подвергнуто са- мой беспощадной критике, все должно было предстоять перед судом разума и либо оправдать свое существова- ние, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. — С. 16). В этот период рационализм, состоящий на различ- ных по философско-мировоззренческой и политической радикальности учений, отражая взгляды, настроения, по- требности буржуазии в ее борьбе против феодализма, аб- солютизма и их опоры — католической церкви, по ряду важных вопросов выступал с общих позиций. В центре всех философских школ, систем, течений того времени нахо- дится, как правило, активно действующий субъект, спо- собный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной дея- тельности человека. Человек, согласно этой теории, по сво- ей сущности, по своей «природе» является разумным су- ществом. Разум, как сущностная характеристика субъек- та, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, при- зван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. На этой основе дек- ларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатыва- лись меры по обеспечению гражданских и политических свобод. Эти свободы рассматривались «как неотъемлемое право всякой нации и всякого общества, в виду того, что они существенно необходимы для сохранения и процвета- ния общественных союзов» (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 2. — М., 1963. — С. 533)Однако общая позиция представителей разных философских школ, течений и направлений эпохи Про- свещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных про- блем теории познания. Поэтому при анализе методоло- Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 115 гии рационализма наряду с вычленением общих поло- жений, необходимо акцентировать внимание и на раз- личии учений. Весь рационализм при построении философской те- ории исходит из установки о подобии и конечном совпаде- нии разума и результатов человеческой деятельности. На основе этой установки характеристики субъективной де- ятельности человека и, прежде всего, человеческая со- знательность (рациональность, целесообразность), были взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропоряд- ка. Мир предстает в рационалистических системах зако- носообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводя- щимся. Но в конкретной интерпретации устройства этого ми- ра представители различных мировоззренческих ориен- тации обнаруживают различные подходы. Идеалистичес- кий рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с миром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и неза- висимо от человеческой деятельности и ее объективиза- ции. В этих учениях разум как специфическая, сущност- ная характеристика человека отделяется от его обладате- ля, затем наделяется самостоятельным существованием, то есть объективируется. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам анало- гичной деятельности человека, в которой неразрывно свя- заны цель и средство, результат и действие, реализация и замысел. Представители же материалистического рацио- нализма субстанциональное, законосообразное устрой- ство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. «Вселенная, — пишет Гольбах, — это колос- сальное соединение всего существующего, повсюду яв- ляет нам материю и движение...», и далее — «природа существует сама по себе, действует в силу своей собст- венной энергии и никогда не может быть уничтожена» (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1963. — С. 88, 504). Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение яв- ляются для французских материалистов XVIII в. несо- мненным фактом.116 Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения Учение французских материалистов о внутренней актив- ности материи, о всеобщем характере движения было про- грессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Од- нако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения про- должала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологичес- кие и социальные явления развиваются по тем же законам. Наиболее яркий пример механицизма — взгляды фран- цузского философа Жюлъена де Ламетри (1709—1751), изложенные им в сочинении с характерным названием «Человек-машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чув- ственной и мыслительной деятельности человека. Наиболее обобщенно и систематично механистичес- кое мировоззрение материализма эпохи Просвещения вы- ражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Голь- бах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого меха- ницизма. В мире ничего не совершается без причины. Вся- кая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. При- рода •— это необъятная цепь причин и следствий, беспре- рывно вытекающих друг из друга. Общее движение в при- роде порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение цело- го. Так складывается закономерность мира.Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие за- кономерности мира — это абсолютизируемые законы ме- ханики твердых тел. «Согласно этим законам, — писал Гольбах, — тяжелые тела падают, легкие поднимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стре- Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 117 мятся к самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал это и питает отвращение к тому, что может быть ему вред- ным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи — это не постоянное порожде- ние нового, то есть не развитие в собственном смысле, а не- который вечный круговорот — последовательное возрас- тание и убывание, возникновение и уничтожение, созида- ние и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков. Этот взгляд, направленный против теологических представлений о свободном творении Бога и чудесах, ба- зировался на признании всеобщей и непреложной матери- альной обусловленности. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все про- исходящее в природе всеобщей необходимости. Необходи- мость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фа- тализм. Как вывод, отсюда следует отрицание случайнос- ти в природе и свободы в поведении человека. «Мы, — пи- сал Гольбах, — называли случайными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежест- ва и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписы- ваем случаю все явления, когда не видим их необходимой связи с соответствующими причинами» (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1963. — С. 428). Фатализм, вера в предопределенность всего сущест- вующего вопреки общей тенденции философии эпохи Про- свещения приводили к выводу о предопределенности все- го существующего, к пассивному подчинению человека всему тому, что совершается в окружающей его действи- тельности. Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процес- са. Источником всех знаний материалисты считали ощу- щения, порождаемые в человеке воздействием матери- альных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему позна- нию. Главным органом познаний действительности явля- ется человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувст- 118 вительным и живым воском, способным принимать всяко- го рода формы, запечатлевая на себе воздействие внеш- них предметов. Ламетри же писал о «мозговом экране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечат- левающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взгля- дам материалистов, чувствует посредством соединяю- щихся в мог.гу периферических нервов. При этом опыт по- казывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способ- ность чувствовать. Если же происходит какое-либо нару- шение в самом мозгу, то человек или чувствует несовер- шенным образом или совсем перестает чувствовать. Та- ким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производимые на органы чувств воздействия. Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чув- ственное непосредственное познание является лишь пер- вым шагом на этом пути. «Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключе- ния», — писал Гельвеции в своем трактате «Об уме». Все операции человеческого ума Гельвеции сводит к примене- нию способности сравнения. Он считал, что одной этой спо- собности достаточно для познания природы. Признание подобия мира и человеческой жизнедея- тельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма XVIII в. Его представители убеждены в не- ограниченности познавательных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заяв- ляет Гельвеции. То, что для наших дедов было удивитель- ным, чудесным и сверхъестественным фактом, становит- ся для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, разделяют основные установки филосо- фии своей эпохи. |
Релевантная научная информация:
- Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. - Философия
- тема 7. Ра ационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века - Философия
- Глава 17. ОКЕАНИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ - Культурология
- тема VII Возиикновепие и эволюция христианства - Религоведение
- ТЕМА 3. Античная философия - Философия
- Рекомендуемая литература по всем темам - Философия
- «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
- Хайдеггер М. ПИСЬМО О ГУМАНИЗМЕ - Философия
- Бердяев Н. А. «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА» И ПЕРЕЖИВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЭКСТАЗА - Философия
- Фукуяма Ф. КОНЕЦ ИСТОРИИ? - Философия
- Ортега-и-Гассет Х. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕХНИКЕ - Философия
- ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО* - Социология
- Пьер Бурдье. ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ* - Социология
- ТЕМА 4. Социокулътурная динамика - Культурология
- ТЕМА 7. Искусство как феномен культуры - Культурология
- ТЕМА 8. Религия и наука в контексте культуры - Культурология
- Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
- тема I.Религия как предмет исследования - Религоведение
- тема 5ф илософия эпохи Возрождения - Философия
- тема 8. Эволюция британского эмпиризма конца XVII -середины XVIII века:Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм - Философия