Исторические науки
Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с. |
7.2. Индия (VB - ХУШ вв.) |
Раджпутский Как было показано в гл.2, в IV—VI вв. н.э. на
период территории современной Индии сложилась
(VII—XII вв.) мощная империя Гуптов. Эпоха Гуптов, вос
принимая как золотой век Индии, сменилась в VII—XII вв. перио
дом феодальной раздробленности. На этом этапе, однако, обо
собления районов страны и упадка культуры не произошло в силу
развития портовой торговли. Пришедшие из Центральной Азии
племена завоевателей гуннов-эфталитов осели на северо-западе
страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в
Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния
пришлых народов с местным населением возникла компактная
этническая общность раджпутов, которая в VIII в. начала из Рад-
жпутаны экспансию в богатые области долины Ганга и Централь
ной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара-
Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сло
жился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой ие
рархией и вассальной психологией. В VI—VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий — Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Канвой политических событий VIII—X вв. стала борьба за Доаб (междуречье Джамны и Ганга). В X в. ведущие державы страны Средневековье 151 150 Всемирная история
пришли в упадок, разделились на независимые княжества. Политическая раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Северной Индии, подвергшейся в XI в. регулярным набегам войск Махмуда Газневида (998—1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд.Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, хотя торговые операции с землей непременно контролировались общинной администрацией.Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского периода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы. На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи. Эпоха мчсчльманского В Х|" в" на севере Индии WPWaej-эпоха мусульманского ся крупное муСуЛЬМанское государст-завоевания индии. во _ Делийский султанаТІ Оконча-Делийский султанат тельно оформляется господство му-(XIII — нач. XVI вв.) сульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком — персидский. Со-провождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели династии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань. Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя — Тамерлан, 1336—1405). Султан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайидов. Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники тимуридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в непримиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибра-хима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет. Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование — икта (небольшие участки) и мукта (крупные "кормления"). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы. Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столичного двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии — конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились. Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге. Средневековье 153 152 Всемирная история
В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций — Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д'Альбукерки (1510—1511) — португальцы захватывают биджа-пурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV—XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование — амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов — сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство. С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.Индия в эпоху Заключительным этапом средневековой ис- Могольской тории Индии стало возвышение на ее севере в империи начале XVI в. новой мощной мусульманской (XVI—XVIII ев.)1 Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483—1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правле- 1 Моголами в Северной Индии и Афганистане назывались как сами монголы, так и князья-мусульмане, правившие на завоеванных монголами землях и с ними породнившиеся. Весь район Средней Азии и Афганистана назывался Моголистаном. Бабур пришел в Индию оттуда, поэтому его и всех прибывших с ним стали называть моголами. Европейцы же именовали правителя Великий Могол.ния Акбара (1452—1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев. В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Ак-баре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры — условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды — костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и мусульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов — суюргал или мульк.Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценившихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода всеобщим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние — владельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцов—компрадоров (т.е. связанных с иностранцами). В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVI—XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально-экономический строй Моголь- Средневековье 155 154 Всемирная история
ской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту. В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широкие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному суннитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618—1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение. •ф- ' -ф- Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, ти-личной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны. |
Релевантная научная информация:
- Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с. - Исторические науки
- 7.2. Индия (VB - ХУШ вв.) - Исторические науки
- Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с. - Культурология
- 2.2. Эпоха расцвета древних государств (конец П - конец I тыс. до н.э.) - Исторические науки
- 2.3. Эпоха поздней Древности - Исторические науки
- 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века - Исторические науки
- 7.5. Арабский халифат (V - XI вв. н.э.) - Исторические науки
- 15.3. Вторая мировая война - Исторические науки
- Глава 17. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии - Исторические науки
- 11.9. Необходимость экологического учета предприятия - Экология и природопользование
- 13.5. Ископаемые ресурсы - Экология и природопользование
- § 4. Триединая функция природной среды - Валеология
- § 16. Космос - Земля и теория катастроф - Валеология
- § 10. Проблема «скрытого голода»: недостаточность витаминов и микроэлементов - Валеология
- § 2. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ У СКЛАДНИХ РЕЧЕННЯХ - Деловой язык
- Лекиия 5 РЕЛИГИИ ИНДИИ - Религоведение
- Лекиия 6 РЕЛИГИЯ КИТАЯ - Религоведение
- § 6. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ - Международное частное право
- § 6. РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - Международное частное право
- § 3. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА ГРАНИЦЕЙ - Международное частное право