Исторические науки

Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б.
Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с.
11.3. Просвещенный абсолютизм в России
В РОССИИ, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. — время правления императрицы Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, "ситуацией прекрасные, а строением мерзкие".

Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. "Вот я и в Азии", — писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. "Это — особое царство, — писала она, — столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно". Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразо-

вательный план, Екатерина, по выражению Ключевского, "спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления".

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства.

"Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, — писала она еще до воцарения, — слава страны — моя собственная слава".

Наказ Комиссии о составлении

Екатерина II решила дать России зако нодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, проекта нового открытых эпохой Просвещения. С этой уложения целью в 1767 г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции — "Наказа Комис сии о составлении проекта нового Уложения". При его составле нии она, по собственному признанию, "обобрала" Монтескье, раз работавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление "мудреца на троне". Она была хорошо образована, знала сочинения просветителей — Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.

Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее "северная звезда", а в письме к одному русскому корреспонденту писал: "Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу". Об отношении Екатерины II к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро: "Я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой.

Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами". "Наказ" — компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них — книги Монтескье "О духе законов" и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738—1794) "О преступлениях и наказаниях".

Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. "Наказ" состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и

Новое время 267

266 Всемирная история

целесообразность наказаний. "Наказ" был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра".

В "Наказе" императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснования крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ. Давая оценку "Наказу" Екатерины II, В.О. Ключевский писал: "Свободная от политических убеждений, она заменяла их тактическими приемами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже.прямое участие общества в управлении... Самодержавная власть, по ее мысли, получала новый облик, становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма.

В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла сойти за правовую гарантию". (Курс русской истории. Ч. V, с. 7).

"Уложенная Самым крупным мероприятием просвещенно-„~..„~~.*„>> го абсолютизма явился созыв в 1767 г. Ко-

КОМпССпЯ

миссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). Социальный состав Комиссии, по подсчетам Ключевского, выглядел следующим образом: из 564 депутатов 5 процентов приходилось на правительственные учреждения, от городов — 39, дворянства — 30, сельских обывателей — 14 процентов. На казаков, иногородцев и остальные классы приходилось всего 12 процентов.

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. На одном из заседаний Екатерине был присвоен титул "великой, премудрой матери Отечества". Екатерина не приняла и не отклонила титул, хотя в записке маршалу

А.И. Бибикову (1729 — 1774) выразила свое недовольство: "Я им велела сделать Российской империи законы, а они делают апологии моим качествам". По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.

Российские

Идеи ФРанИУзских просветителей раз-

деляла не только императрица, но и не-

— . _ которые русские вельможи. Граф Анд-

рей Шувалов был известен дружескими связями с Вольтером и считался среди просветителей "северным меценатом". На средства князя Д.А. Голицына (1734 — 1803) в Гааге печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция (1715 — 1771) "О человеке".

Фаворит Екатерины граф Григорий Орлов (1734 — 1783) и граф Кирилл Разумовский (1728 — 1803) соревновались друг с другом в предоставлении благоприятных условий для творчества подвергавшегося гонениям на родине, во Франции, Ж.Ж.
Руссо. При дворе Екатерины обсуждали произведения известных французских просветителей, переводили их на русский язык.

Крестьянская война 1773 — 1775 гг. Емельяна Пугачева (1740 или 1742 — 1775) и Великая французская буржуазная революция 1789 г. положили конец заигрываниям Екатерины II и ее окружения с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.

Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил шестидневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для французских изгнанников. Любая информация о событиях во Франции подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические отношения с Францией.

Одновременно усилилась и внутренняя реакция. Первой жертвой стал писатель, мыслитель А.Н. Радищев (1749 — 1802) — автор "Путешествия из Петербурга в Москву". В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в

Новое время 269

268 Всемирная история

1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744—1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссель-бургскую крепость. Судьбу Радищева и Новикова разделили и некоторые другие активные представители Просвещения.

Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России.

В истории России едва ли можно найти время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. С деятельностью Петра I историки связывают новый период русской истории. Преобразования оставили глубокий след прежде всего тем, что сіни охватили самые разнообразные сферы жизни страны.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость, зарождались элементы капиталистического уклада.

Политику Петра I, направленную на развитие российской промышленности, продолжили Елизавета Петровна и Екатерина II. Во второй половине XVIII в.

производительные силы России сделали большой шаг вперед не только в количественном отношении, но и в качественных параметрах. Формируется всероссийский рынок, расширяется применение вольно-наемного труда, создается банковская система, развивается рыночная инфраструктура — в России стал необратимым процесс складывания капиталистических производственных отношений. Несмотря на это господствующее положение в стране занимало дворянство, обладавшее монополией на землю и на крестьянский труд.

С императрицей Екатериной II связана политика просвещенного абсолютизма в России. Век принизывала идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Враждебное отношение к Французской революции, преследование передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце этой политики.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте оценку деятельности Петра I. Какие преобразования Петра I способствовали экономическому, военному и культурному развитию России, какие сыграли негативную роль?

2. Какие изменения произошли в развитии и размещении производительных сил, отраслевой структуре, организации производства в России?

3. Какие факторы в развитии производительных сил страны свидетельствовали о начавшемся процессе разложения феодально-крепостнического строя и зарождения капиталистических отношений?

4. Расскажите об особенностях просвещенного абсолютизма в России.

5. С какими целями был составлен Екатериной II ее знаменитый "Наказ"? Какими источниками пользовалась она при его составлении?

6. Почему была свернута политика просвещенного абсолютизма в России?

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России - Исторические науки
  2. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с. - Исторические науки
  3. 10.3. Экономическое развитие стран Европы в XV11I в. - Исторические науки
  4. Соловьев В. С. РУССКАЯ ИДЕЯ - Философия
  5. Глава 14. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - Исторические науки
  6. Глава 19. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - Исторические науки
  7. Глава 21. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - Исторические науки
  8. Глава 23.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - Исторические науки
  9. 10. ГЕТМАНЩИНА - Исторические науки
  10. 12. УКРАИНА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИЙ - Исторические науки
  11. Глава 18. РОССИЯ И АМЕРИКА: КОСМИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  12. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгаева Н.Г., Сивохяна Т. А. История России. Учебник.- М.:«ПРОСПЕКТ», 1998.-544 с. - Исторические науки
  13. 9.2. XVII век в истории России - Исторические науки
  14. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе - Исторические науки
  15. 11.1. Россия при Петре I - Исторические науки
  16. 12.3. Война за независимость в английских колониях Северной Америки - Исторические науки
  17. 13.1. Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке - Исторические науки
  18. 14.3. Россия во второй половине XIX в. - Исторические науки
  19. 9.4. Выбор методов обучения - Педагогика
  20. 20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества - Педагогика

Другие научные источники направления Исторические науки:

    1. О. Субтельний.. Історія України. 1993

    2. Плохих С. В. Ковалева З. А.. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ВЛАДИВОСТОК - 2002 г.. 2002