Исторические науки

Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б.
Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с.
1.2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему
Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в. н.э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.

Все же к неолиту относят период VII—V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть.

Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах Севера, раскрывающими во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности — переход к производящему хозяйству (неолитическая революция).

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда — выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джей-тунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-

Первобытная эпоха 29

28 Всемирная история

Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V—IV тыс. до н.э.

К этой эпохе относится Трипольская культура (VI—III

Энеолит тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и

Днепром на плодородных лессовых и черноземных

почвах. В этот период первобытное земледельческое общество

достигло своего наивысшего расцвета.

Энеолит — меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Особый интерес представляет идеология трипольских племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли vi женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.

К трипольской культуре многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриархальным культом плодородия.

Роспись больших глиняных сосудов трипольской культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде.
Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской "Ригведы"1 .

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла — меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами—изделиями и учащались

' Ригведа — собрание религиозных гимнов мировоззренческого и космологического содержания, оформилось в X в. до н.э.

столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода.

В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство.

В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам.

Географическое размещение их очень отличалось от современного. Предки угро-финнов продвигались, по мнению некоторых ученых, от Приаралья на север и северо-запад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов размещались восточнее Байкала и Алтая.

По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой, но в разное время прародина могла иметь разные очертания — то расширяться за счет центрально-европейских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг.

Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки латышско-литовских (балтийских) племен на севере, дако-фракийские племена на юго-западе и прото-иранские (скифские) племена на юге и юго-востоке; время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и далеко на западе — с кельтско-италийскими.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. 1.2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему - Исторические науки
  2. 1.3. Разложение первобытно-общинного строя - Исторические науки
  3. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории - Исторические науки
  4. КАМЕННЫЙ ВЕК - Исторические науки
  5. Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО - Культурология
  6. Словарь терминов - Культурология
  7. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с. - Исторические науки
  8. 4.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны - Исторические науки
  9. 9.1. Россия в XVI веке - Исторические науки
  10. 18.2 Этапы развития мировой системы социализма - Исторические науки
  11. 22.3. Распад СССР. Посткоммунистическая Россия. Трудности перехода к рыночной экономике - Исторические науки
  12. Георг Зиммель. КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?* - Социология
  13. Роберт Парк ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА* - Социология
  14. Глава 34.СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х - 30-е ГОДЫ XX в. - Исторические науки
  15. 14. ИМПЕРСКИЕ РЕФОРМЫ - Исторические науки
  16. Никлас Луман. «ЧТО ПРОИСХОДИТ?» И «ЧТО ЗА ЭТИМ КРОЕТСЯ?». ДВЕ СОЦИОЛОГИИ И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА* - Социология
  17. ТЕМА3. Типология культуры - Культурология
  18. Техника как социокулыурное явление - Культурология
  19. Глава 4Цивилизация Древней Руси • - Исторические науки
  20. 4.7 Восточные славяне на пороге образования государства (VI - IX в.) - Исторические науки

Другие научные источники направления Исторические науки:

    1. О. Субтельний.. Історія України. 1993

    2. Плохих С. В. Ковалева З. А.. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. ВЛАДИВОСТОК - 2002 г.. 2002