Религоведение

Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия.
— М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 312 с.
Лекиия 16

ХРИСТИАНСТВО

ристианство является одной из наиболее распространенных и развитых религиозных систем мира. И хотя оно-встречается на всех континентах, это прежде всего религия Запада. ^

Парадоксально, но эта самая западная религия своими корнями уходит в культуру Древнего Востока, откуда она черпала свой богатый мифо-поэтический и ритуально-догматический потенциал. ^Рассмотрим проблему происхождения христианства — еще одной мировой религии, появившейся после буддизма.

Историки религии (Л.0. Васильев, И. Келлер и др.) указывают на следующие^условия[возникновения христианства. Во-первых, оно появилось в достаточно развитом обществе, раздираемом множеством противоречий, и, следовательно, должно было предложить миллионам людей достаточно весомые способы разрешения этих противоречий. Во-вторых, ему следовало преодолеть этическую ограниченность, свойственную ранним религиозным системам, чтобы привлечь на свою сторону представителей самых различных сословий и групп. И наконец, новая религия должна была иметь высокий интеллектуальный уровень и аккумулировать в себе достижения существовавших до нее религиозных систем ближневосточно-средиземно-морского peraoHaJ -

. Удовлетворить всем этим условиям было непросто, однако в ответ на «вызов» эпохи на рубеже новой эры в антично-эллинистическом мире уже сформировались религиозные системы, удовлетворявшие названным выше требованиям.

Среди них можно упомянуть иранский митраизм, получивший широкое распространение в Римской империи и повлиявший на последующее формирование христианства. Очевидно, при благоприятных условиях такой системой мог стать и неоплатонизм как религиозное осмысление платоновской философии. На эту

155

роль могла претендовать и какая-либо из восточных религий при условии превращения ее в универсальную систему. Однако исторически судьба благоприятствовала победе христианства, впитавшего в себя многое из соперничавших с ним религиозных учении.

^Христианство как наднациональная «вселенская» религиозная система возникло в условиях, когда почти весь ближневосточно-средизем-номорский мир входил в мировую Римскую империю.) Но первоначальные очаги этой религии возникли на периферии империи — в южной и юго-восточной части, где были весьма мощные пласты культурной традиции и где всегда сосредоточивались центры пересечения различных идейных и культурных влияний. Это было влияние и иудейских сект, и греко-римской философии, и религий Востока.""

В свое время иудаизм, (по подсчетам специалистов, число его адептов исчислялось несколькими миллионами в Иудее и иудейских средиземноморских колониях) переживал глубокий кризис. В конечном счете он-то и привел к широкому распространению в умах поколений идеи о великом мессии, Христе, который пришел, не был узнан и понят, погиб, приняв на себя грехи людей, и, чудесным образом воскреснув, стал божественным спасителем человечества. Данная идея и была взята на вооружение в ранних иудео-христианских сектах, появившихся в самой Иудее и в ближайших к ней районах расселения евреев диаспоры.

t_B конце I в. в христианские общины вливаются представители нееврейского населения и приносят с собой восточные культы и мистерии со своими божествами-спасителями — Осирисом, Таммузом, Адонисом, Аттисом, Дионисом. В эпоху разложения античных и восточных государств там развивались религиозные мистерии — зачатки религий, стремящихся к универсальности, ибо мистерии объединяли людей не по племенному или национальному признаку, а по вероисповеданию.

Не менее существенно и то, что языческие мистерии были связаны с представлениями о загробной жизни, помогая индивиду улучшить свое положение в потустороннем мире. Это не что иное, как учение о спасении души. Наличие подобных культов на почве эллинизма благоприятствовало распространению иудаистского мессианизма. Из античных и восточных культов в христианство пришла идея непорочного зачатия Иисуса Христа девой Марией, причем корни верования о половой связи бога со смертной женщиной уходят в древний тотемизм.

[В христианство проникают элементы, явно заимствованные из языческих религий и культов. Христианское учение о смерти и воскресении бога отражает восточные культы умирающих и воскресающих богов^Та же христианская пасхальная обрядность повторяет известные обряды смерти и воскресения Аттиса; день Рождества Христова совпадает с празднованием в момент зимнего солнцестояния рождения Митры.

156

Почитание христианской божьей матери скопировано с культа древнеегипетской Исиды; из древнеегипетской религии позаимствован целый ряд основополагающих идей — идея загробного суда, идея сотворения мира словом бога и др^ общем, включение языческих, неиудаистских элементов в учение и культ раннехристианских общин привело к существенным изменениям христианской догматики и обрядности.^

В христианстве, вобравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений Востока и концепций эллинистического мира, выкристаллизовалось оригинальное миропонимание.

Основная идея христианства — идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их всех: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных — все грешники, все «рабы божьи». Но могут ли люди очиститься от грехов, начиная с «первородного» греха Адама и Евы, который тяжелым камнем висит на человечестве? Могут, но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного спасителя, который был прислан богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь — вера в великого и единого в трех лицах бога: бога-отца, бога-сына (Иисус) и бога-«святого духа», образующих святую троицу, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздается на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец игетяжа-тель попадет в ад, будет гореть в «геенне огненной». Кроме «того света», нечестивцам и грешникам грозит и «второе пришествие» Христа, за которым последует «страшный суд» здесь, на земле.

Раннее христианство, будучи религией бесправных и обездоленных, не было лишено радикальных элементов и даже революционного пафоса. Последний нашел свое отражение в акцентировании внимания на двух сторонах новой религии. iBo-первых, на проповеди всеобщего равенства! Хотя это было равенство в первую очередь лишь «во грехе», равенство «рабов божьих», даже в этом своем качестве лозунг всеобщего равенства не мог не привлечь к себе внимания. Правда, в некоторых евангелических текстах оправдывалось рабство и рабам внушалось по-.виновение их господам, но тем не менее провозглашение принципа всеобщего равенства в эпоху расцвета Римской империи стоило много-гоСВо-вторых, акцент делался на осуждении богатства и стяжательства («скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царствие небесное»), на подчеркивании всеобщей обязанности трудиться («не трудящийся да не ест»).^Неудивительно, что членами первых христианских общин (особенно после перемещения в Рим центра христианства благодаря усилиям последователей апостола Павла) ока-

157

зались прежде всего обиженные и угнетенные, бедняки и рабы, неимущие и изгои.

Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что для христианства «нет ни эллина, ни иудея»1, что богу угодны все независимо от их национальной принадлежности, достаточно поверить в Христа, т.е. жить «не по плоти, а по духу»^В результате острых схваток между различными направлениями в раннем христианстве выковалась каноническая жесткость, очерчивались контуры новой религии и началось переосмысление этого вероучения в духе антииудейской позиции Павла. С этого и начинается трансформация раннего христианства в сторону организованной «вселенской» церкви] С нападок сторонников и последователей Павла (паулинистов) на иудаизм берет, видимо, свое начало и тот резкий антагонизм между христианством и иудаизмом, который стал заметным элементом христианского священного предания, несмотря на то что и сам Иисус, и" его мать Мария, и его ученики, включая и апостола Павла, были евреями.^,

1'Паулинизм способствовал переключению радикальной активности христиан с критики существующего строя Римской империи на критику соперничающей религии — иудаизма, адептам которого стали приписывать все грехи, в том числе и распятие Христа. Кроме того, паули-низм сделал сильный акцент на загробное воздаяние, на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на «том свете». Эти два существенных момента сыграли важную роль в процессе дальнейшей трансформации раннего христианства.^

Если первоначальные общины и секты возглавлялись харизмати-ческими лидерами2 и пророками, а их жизнь характеризовалась свободой духа и действий, то в новых условиях приходят избиравшиеся верующими (а затем и утверждавшиеся сверху) должностные лица — дьяконы, епископы, пресвитеры. В рамках формировавшейся таким образом церковно-бюрократической структуры на переднем плане вскоре оказались епископы. Раньше они были лишь казначеями общин и занимались хозяйственными делами; начиная же со II в. епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа, активно выступали против общин и сект, не смирившихся с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытавшихся по-своему объяснить те или иные его проблемы. Необходимость борьбы с

«Нет ни Эллина, ни Иудея, ми обрезания, ни исобрсзания, варвара, скифа, раба, сво-боднрго, но все и во всем Христос» (Послание Павла к Колоссянам, 3:11).

Xopl^ia — святость, божественный дар; харизматичсская личность — «человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости» (Большой энциклопедический словарь. М„ 1991. T.I. С. 588).

158

ересями, с остаточным влиянием харизматических лидеров способствовала дальнейшему укреплению епископальной организации, формированию строгой церковно-бюрократической иерархии, представители которой консолидировали свое единство на вселенских соборах.

[Внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали ход политической истории. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III—IV вв.) привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей. J

1На Западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.) необычайно выросавторитет главы церкви — римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где сохранилась Византийская империя, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский) не могли получить такой власти, они находились в зависимости от императоров, в этом смысле восточная церковь не была самостоятельна. j

Именно поэтому восточные патриархи не могли подчиниться власти римского папы. Последний, однако, все более настойчиво притязал на первенство во всем христианском мире. Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквями, отражавшие политическую борьбу, постепенно накапливались и привели, наконец, к формальному разрыву между ними в 1054 fj

Главные догматические расхождения, которые доныне разделяют эти церкви — западную (римско-католическую) и восточную ^греко-православную), состоят в следующем: 1) догмат западной церкви об исхождении святого духа и от бога-отца, и от бога-сына в отличие от догмата восточной церкви, признающей исхожцение святого духа только от бога-отца; это разногласие сами руководители и католической и православной церкви считали главнейшим и даже единственным непримиримым; 2) учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед богом: эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению; 3) практика индульгенций — отпущений грехов, продаваемых церковью из этого священного фонда; 4) с этим же связано католическое учение о чистилище (принятое на Флорентийском соборе 1439 г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания души в чистилище опять-таки по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен;

5) учение о непорочном зачатии девы Марии, существовавшее еще в IX в. и возведенное в 1854 г. в догмат; 6) догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870 г.

Обрядовыми особенностями католической церкви по сравнению с православной являются: крещение обливанием (вместо православного

159

погружения), миропомазание' не над младенцем, а над совершеннолетними, причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица), пресный хлеб (облатки) для причастия, крестное знамение пятью пальцами, употребление латинского языка в богослужении и пр. _

' Православие как одно из направлении в христианстве сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную. Источниками православного вероучения являются Священное писание и священное предание (постановления первых семи вселенских и поместных соборов, творения «отцов и учителей церкви» — Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.). Сущность вероучения изложена в «символе веры», утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах «символа веры» от каждого требуется признание единого бога, вера в «святую троицу», в боговоплощение, искупление, воскресение из мертвых, говорится о необходимости крещения, веры в загробную жизнь и т.п. Бог в православии"выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. 3'риединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. / • В православной церкви (самой влиятельной из 15 самостоятельных [^.церквей является Русская) в целом вследствие ее относительной слабости и политической малозначимости не было массовых гонений типа святой инквизиции, хотя это не означает, нто она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которые приняли православие (их было немало хотя бы только на одной Руси), церковь сумела переработать и использовать их во имя укрепления своего авторитета. Древние божества, как уже говорилось в предыдущей лекции, превратились в святых православной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили официальное освящение и признание. Лишь немногие чересчур откровенные языческие обряды, например поклонение идолам, восходившее к фетишизму глубокой старины, преследовались и постепенно отмирали, но и тут церковь умело трансформировала их, направив активность верующих на поклонение иконам.

Церковь особое внимание уделяет внутреннему оформлению храма, проведению богослужения, где важное место отводится молитве. Православные священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестов, исполнения

От славянского слова лчсрв (миро) — благовонное масло, применяемое в церковных обрядах; это слоно в свою очередь родственно ближневосточной -мирре — ароматной смоли, применяемой для курении и как пряность.

160

таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство, елеоосвящение), соблюдение постов. Догматических и литургических отличий православия от католицизма немного, как отмечалось выше, но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом. В настоящее время происходит модернизация православной догматики и литургии с учетом современных условий, что не затрагивает содержания христианского вероучения.

Католицизм формировался в феодальной Европе и в настоящее время является самым многочисленным направлением в христианстве.

Вероучение католической церкви основывается на Священном писании и священном предании, причем^она в число источников вероучения включает постановления 21 собора и указания пап. Особое место в католицизме занимает почитание богородицы.— девы Марии., В 1854 г. был провозглашен специальный догмат о «непорочном зачатий девы Марии», свободном от «первородного греха», а в 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат — о телесном вознесении богородицы на небо.

Необходимо отметить, что с благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой античности» с ее свободомыслием. Хотя церковная традиция, культивировавшая латынь, и сохранила значительную часть рукописного наследия античности, а подправленное учение Аристотеля стало почитаться наряду с Библией, многое было безвозвратно утеряно и прежде всего духовная свобода.

Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали еретиков. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции.

^ Жестокий фанатизм и активная агрессивность католицизма, опиравшегося на строго иерархическую централизацию власти во главе с римским папой, вызвали неудовольствие государей и нарождающейся буржуазии, что привело к протесту со стороны антиклерикальных сил, i причем именно в той сфере, где всесилие церкви представлялось наи^ более полным, — в сфере культуры. Наступила эпоха Возрождения, или Ренессанса, которая в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело, и др.) опрокинула веками создававшийся церковный закон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Оставив в стороне церковные догмы с их мертвящей схоластикой, деятели Возрождения щедрой пригоршней черпали из сокровищницы культурных традиций античности, способствуя восстановлению свободы мысли и творчества. Именно Ренессанс в конечном счете способствовал последовавшей позже Реформации, в результате которой возник протестантизм.

161

11 1149

^Преследуя цель сохранить церковь от ударов, нанесенных ей Возрождением, и выступив против ассимиляции католических элементов ренессансной культуры, Реформация свелась к реформе основ католического христианства. Ее лидеры — Лютер, Кальвин, Мюнцер — резко выступали против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и богом.<Реформаторь1 выступили с позиции религиозного индивидуализма, нашедшего воплощение в провозглашении права каждого верующего свободно читать и истолковывать Библию. Поэтому во всех конфессиях протестантизма Библия объявлена единственным источником вероучения, причем в этой связи особое значение приобрел перевод Священного писания на национальные языки. Идея упрощения церковной структуры и характера богослужения, призыв к строгости и скромности церкви, к противопоставлению внутреннего нравственного самоконтроля исступленной вере фанатиков — все это импонировало нарождающейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм, как это в свое время показал М. Вебер, стал духовной основой и этической нормой складывающихся буржуазных государств Западной Европы.

Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к контрреформации, католическая церковь сумела выстоять, и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм — следом за протестантской церковью — вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», т.е. весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имеющим прямого отношения к религии и не зависящим от ее вмешательства и оценки. Это отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в успешном развитии Западной Европы по капиталистическому пути^Ныне протестантизм во всех его многочисленных направлениях и сектах, распространенных в Западной Европе и США (кальвинизм, лютеранство, баптизм, адвентизм и др.) активно внедряется на территории СНГ.

Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейской культуры. С одной стороны, великое наследие греко-римского анти-

162

чного мира досталось нам далеко не в полном виде, ибо памятники античной культуры безжалостно уничтожались ранними христианами. С другой стороны, христианство оказало большое влияние на становление европейской культуры. Разумеется, корни богатой культуры Европы — в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, т.е. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество — церковная архитектура, — было призвано Прославлять величие бога и церкви^ Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятии, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали в народах представление о неизбежности, ниспосланности свыше порядков, царящих на земле. В лучшем случае можно былр надеяться на избавление от них после страшного "суда и второго пришествия Христа, а до этого приходилось терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном. Словом, на протяжении многих веков, даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы — все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Однако не следует забывать, что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы был различным в западной (католическо-протестант-ской) и восточной (православной) ее частях. На западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчок светскому развитию, на Востоке же слияние православной церкви с государством создало более мощную систему незыблемой и освященной авторитетом церкви традиции, сломать которую оказалось много сложнее. И это различие в немалой степени обусловило неодинаковые пути, темпы и результаты эволюции стран и народов Европы.

Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере воздейсгвия исламского мира, не имели сильного влияния. Большее распространение далее на Восток получили отколовшиеся от церкви еретические секты, прежде всего несториане. Адепты последних, начиная с V в., проникли довольно далеко на Восток и познакомили с

163

||»

христианством население Ирана, Монголии и даже Китая. В позднем средневековье христианство появляется в странах Востока уже в ином виде — в форме миссионерства. Правда, это движение зародилось еще во времена крестовых походов, однако сколько-нибудь существенных успехов оно добилось лишь в XVI—XVIII столетиях. И хотя основное направление деятельности миссионеров было связано с освоением Америки, где католицизм особенно преуспел на юге континента (Латинская Америка), но деятельность христиан-миссионеров распространялась также на Азию, Африку и Океанию. Миссионерское движение в высокоразвитых цивилизациях, в том числе в Индии и Китае, практически не имело успеха, что во многом связано с силой консервативной традиции местных религиозных систем. Здесь достижения христиан сводились прежде всего к заимствованию некоторых элементов западной культуры, причем в этом отношении Китай оказался менее благодатной почвой, нежели Индия. В периферийных районах. Азии, где пласт местной традиции был тоньше, а привычка заимствовать чужое еще более устоявшейся, влияние христианства оказывалось порой более заметным и ощутимым, как, например, в Юго-Восточной Азии. В целом христианство является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, подчеркивает Л.С. Васильев, христианство распространено слабее всего, и, более того, в настоящее время обнаруживается тот факт, что вестернизация азиатских культур затронула лишь их поверхностный слой и сейчас начинают действовать глубинные слои восточных древних религий.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 312 с. - Религоведение
  2. Лекиия 1. РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ - Религоведение
  3. Лекиия 4 РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ИРАНА - Религоведение
  4. Лекиия 5 РЕЛИГИИ ИНДИИ - Религоведение
  5. Лекиия 6 РЕЛИГИЯ КИТАЯ - Религоведение
  6. Лекиия 7 РЕЛИГИЯ ЯПОНИИ - Религоведение
  7. Лекиия 15 БУДДИЗМ - Религоведение
  8. Лекиия 16 ХРИСТИАНСТВО - Религоведение
  9. Лекиия 18. «Новые религии» XX столетия и будущее религии - Религоведение

Другие научные источники направления Религоведение:

    1. Радугин А.А.. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. 1999