Религоведение

Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия.
— М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 312 с.
Лекция 17

ИСЛАМ

слам является одной из универсальных мировых религий, религий откровения, которая выросла в VII в. на традициях таких, монотеистических религий, как христианство и иу-даизм,юосприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам (мусульманская религия) признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой, однако считается, что христиане и евреи неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел к истинным откровениям, исправляя ошибки своих предшественников.

Насколько исходные принципы ислама подобны основам христианства и иудаизма, настолько специфично развитие основных идей ислама, что обусловлено историческими условиями. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в среде развивающегося феодализма на Востоке. Поэтому ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране. И хотя ислам исторически близок многим культурным европейским традициям, сравнительный анализ существующих различий показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-док-тринальными нормами.

Здесь иное видение мира и иная интерпретация социальной действительности.

Ислам — это не просто религия, как это понимается в узком значении этого слова, это целостная цивилизация и культура, государство и право, мусульманская история, философия и искусство, обладающие своей неповторимостью, специфичностью, это образ жизни и мышле-

165

ния. Иначе говоря, ислам — это религия, которая занимаете^ жизнью человека как в этом, земном мире, так и в ином - загробном. Светская власть в исламе неразрывно связана с религиозной властью, ибо в нем нет духовенства в европейском понимании этого слова. Ислам как строго монотеистическая религия не допускает даже оттенка политеизма, так как существует единый и единственный бог — аллах, и нет другого бога. Поэтому в понимании строгих мусульман даже христианство обладает элементами политеизма, поскольку в нем имеется догмат о святой троице.

Источниками вероучения ислама является Коран и Сунна. Мусульмане считают Коран (араб. «Кур'ан» — чтение) высшим и наиболее полным из священных писаний, к коим они относят Тору и евангелия1. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан избраннику бога Мухаммеду ангелом Джебраилом по вечному оригиналу, находящемуся на небе. В нем изложены основы вероучения, нравственности, законодательства и обрядовые наставления. Текст Корана изменялся вплоть до VIII в. Однако уже через несколько десятилетий после составления Корана стало ясно, что необходима конкретизация корани-ческих положений, в частности этического учения. Подробное нравственное учение ислама изложено в Сунне — сборнике преданий (хади-сов) о том, как поступал Мухаммед в различных случаях жизни при решении нравственных, правовых, житейских вопросов. Сунна тоже изменялась, включая все новые элементы из Торы, евангелий, сочинений персидских и индусских мыслителей, причем все это приписывалось пророку. Сунна стала главным источником мусульманского права — шариата.

Основные идеи ислама, изложенные в священных книгах таковы. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — аллах;

что Мухаммед был его посланником-пророком; что До него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведные,'чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне;

«Мы пизпели Тору, в которой руководства и свет, судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники — сообразно с тем, что им дано на хранение ил писания Аллаха, и они — об этом исповедники.

(...) И отправили Мы по следам их Йсу.сыпа Марйам, с подтверждением имиппостичого, что ниспослано до пего н Торе, и рукоподс тпом и увещанием для богобоячпеппых» (Корт, сура 5, аяты 4S(44)-50(46)) Тора - первые пять книг Библии («пятикнижие Моисееве»); Йса, сын Марйам — Иисус Христос, сын Марии

166

наконец, что существует божественное предопределение, ибо аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. -_-

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени — он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит.

Вместе с тем бог рассматривается в Коране и как безличное существо (под влиянием гностических учений); он вечен, первый, последний, един, неразделен и единствен и т.д. Трактовка аллаха как безличного бога в настоящее время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге вездесущем, невидимом и непознаваемом духе, находящемся «везде и нигде». С монотеизмом ислама связано и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека^воле аллаха, т.е. покорность здесь носит всеобъемлющий характер1. И наконец, ислам воспринял от монотеистических религий учение о посредниках между богом и людьми (пророке и ангелах), отвергнув христианский догмат о бого-воплощении.

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней:

были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, на ней для прочности установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы, их, как и земных тварей, Аллах тоже создал в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день — это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек — из глины и праха (или из воды и сгустков крови — в разных местах Корана есть разные версии). Отражены в священной книге и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями. Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников аллаха, ставшего потом дьяволом (Иблисом).

Когда был сотворен первочеловек, аллах велел всем созданным им ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением Иблиса, возгордившегося и не захотевшего поклониться «сотворенному из праха». За такую непокорность аллах проклял его и пообещал, что на страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами.

Само слово «ислам» означает «покорность». 167

Пока же, до страшного суда, Иблис (шайтан) является главой всех демонов и джиннов.

Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудео-христианские архангелы Гавриил— Джебраил, Михаил—Мика-ил, Серафим—Исрафил и Азраил), как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов (и демонов тоже) существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого), ангелы, охраняющие могилы, ангелы — посланцы аллаха и ангелы, возглавляющие рай (Ридван) и ад (Малик).

Как и Библия, Коран учит, что «золотой век» на земле ушел в прошлое, о грехопадении изгнанных из рая Адама и Евы, хотя самой идее греха, страдания и искупления не уделяется много внимания. Однако в исламе существует хорошо разработанная концепция рая и ада, т.е. концепция воздаяния человеку в загробном мире по его делам. Согласно исламскому вероучению, райское блаженство — это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой — он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад — пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии, причем в аду грешник осужден на вечные пытки и страдания.

Большое место уделено в исламе эсхатологическим пророчествам о конце света и страшном суде. И хотя рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны и двусмысленны, в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия; все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. Тогда-то и наступит царство антихриста, которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет царство Иисуса, чье второе пришествие (на сей раз в качестве исламского Махди, мессии) положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле в течение 40 лет будет спокойная идиллия: волк возляжет рядом с ягненком и т.д. Затем протрубит в свою трубу Исрафил, и наступит час страшного суда. Сам аллах лично и с пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они, нагие, с одной лишь книгой записей их дел в руках, будут в страхе ожидать его решения. После этого решения грешники попадут в ад с его огненной геенной, а праведники будут направлены в рай. Дорога в рай лежит через мост Сират толщиной с волос и острый, словно лезвие меча. Сам человек пройти через этот мост не в состоянии — его должен перевезти в рай тот самый баран,

168

осел, верблюд, бык или конь, которого он в свое время, еще при жизни, хоть раз принес в жертву аллаху.

Эсхатология ислама почти целиком взята из Библии, но, подчеркивает Л.С. Васильев, существенны и добавления. Так, правоверные уве^ рены в том, что в момент страшного суда большую роль будет играть их великий пророк Мухаммед, чье заступничество сможет не только смягчить участь грешника, но и побудить аллаха простить грешника и направить прощенного в рай. Эта вера добавляла немало масла в священный огонь культа пророка среди многих поколений мусульман.

Отличительной чертой мусульманской ментальности является ее взаимосвязь с богом как Абсолютом, которая выражается в предписанных каноническими правилами ритуальных повторениях при медитации над словом божьим, когда адепт ислама созерцает дела аллаха в мирозданье и во всех его созданиях. Другой чертой мусульманской ментальности является идея радостного подчинения закону,' сведения разума человека к служебной роли и решительный отказ от любой формы политеизма. Все это проливает свет на функционирование нравственности в арабо-мусульманском мире. Не следует забывать, что нравы — это, остов или каркас, общества, это прочная скорлупа, защищающая общественное тело, как панцирь охраняет мягкое тело моллюска. Так как аллах является абсолютным совершенством, то данная им нравственность — абсолютно истинна, вечна, неизменна и пригодна «для всех времен и народов». Следование исламской морали с верой в аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования человека и укрепляет основу общественной жизни.

Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному основанию независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом не потому, что это разумно и целесообразно, а в силу предписанного аллахом. Последовательное внедрение этих принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведут к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными». Не случайно, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, что «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру». Такой способ обращения в

169

истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже

Наряду с этим в этике ислама зафиксированы и общечеловеческие ценности — предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. В отличие от христианства невыполнимых моральных предписаний в исламе нет. Как и Библия, Коран призывает человека трудиться — этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира, уповать на спасение в загробной жизни. Жизнь — это призрачная утеха, обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава и игра», она «только пользование обманчивое» (Коран, сура 57). Следовательно, для мусульманской религии характерна ориентация не столько на достижение счастья в земной жизни, сколько на жизнь небесную. Это хорошо видно при знакомстве с основными пунктами символа веры ислама, служившего основой основ, направляющей линией поведения для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.

Так как Коран и Сунна были доступны узкому кругу образованных мусульман, прежде всего знатокам исламской догматики, богословам и правоведам, то до простого народа основные коранические положения доходили в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, особенно религиозного. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять — исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Принцип исповедания — центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его — торжественно произнести фразу о том, что «нет бога, кроме аллаха, а Мухаммед пророк его». Тем самым человек становится покорным аллаху, мусульманином, но став им, он должен соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва (салят) — обязательный каждодневный пятикратный ритуал, совершаемый на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Кроме пяти обязательных молитв, правоверные совершают и дополнительные — за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. У мусульман существует лишь один главный и обязательный пост, длящийся целый месяц, ->- рамазан. На протяжении месяца все, кроме малых детей и немощных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни, тем более, развлекаться, курить и т.п После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы аллаху. Имущий правоверный обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко разда-

170

вали в дни праздников натурой - в форме участия неимущих в пиршествах и пр И наконец, последним, причем наименее обязательным из всех столпов веры, является хадж - посещение хоть раз в жизни святых мест в Мекке и поклонение Каабе Нередко к пяти столпам мусульманской веры добавляют еще один — шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Своими ратными подвигами и победоносным продвижением в первые века ислама арабы во многом были обязаны именно этому священному принципу Здесь свою роль сыграл не только фанатизм, но и фатализм, т.е. уверенность в том, что судьба каждого предопределена аллахом, что ее все равно не обойти («чему быть — того не миновать») и что поэтому нечего бояться, можно смело идти в бой, особенно за правое дело.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм, кроме того, существует еще суфизм, а также различные секты: исмаи-литов, ваххабитов, бехаитов и др. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло во второй половине VII столетия.

Большинству мусульман импонирует суннизм, считающийся ортодоксальным направлением. Сунниты опираются на Коран и Сунну. Шиизм распространен ныне в Иране, Ираке и Йемене; группы шиитов имеются в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии, Египте, незначительные группы шиитов зафиксированы в Азербайджане и Таджикистане. Шииты толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают лишь те хадисы, которые связаны с именем четвертого халифа, зятя Мухаммеда — Али, его сторонника.

Наряду с этим шииты имеютсобст-венное «священное предание» — хабары, или ахбар. В отличие от суннитов шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти, при этом законными наследниками Мухаммеда и соответственно имамами (духовными лидерами) считаются Али и его потомки. Кроме общих мусульманских праздников шииты имеют свой — Шахсей-Вах-сей — в память убитого в бою Хусейна, сына первого имама, причем во время этого праздника совершаются траурные шествия с самоистязанием участников.

Весьма интересен суфизм — мистическое направление в исламе', суфии не считали обязательными для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение — они не молились пять раз в день, а исполняли обряд радения в различных вариациях — от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации. Следует напомнить, что к истокам суфизма относятся концепции различных культур- догмы Корана; неоплатонизм Плотина с его тезисом о божественной эманации, которая отражается в предметах мира как в зеркале;

положение индо-буддизма о примате абсолютной реальности над фе-

171

номенальным миром ощущений; христианский аскетизм. Синтез этих истоков на основе ислама и привел к появлению суфизма, оказавшего немалое влияние на арабо-мусульманскую культуру. В связи с тем что ислам занимается практически всеми делами земного мира, он с самого начала весьма сильно поддерживал науку и образование, предписывая «поиски знания от колыбели до гроба». Эта традиция — хадис, приписываемая пророку Мухаммеду, хорошо известна и часто повторяется в интеллектуальных кругах мусульманского мира, она лучше всего иллюстрирует отношение ислама к науке и культуре вообще. Эта формула и сейчас приводится в качестве аргумента теми, кто защищает ислам и подчеркивает его большую роль в развитии арабо-мусульманской культуры и цивилизации, а тем самым и в развитии общечеловеческой, мировой культуры.

Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи всемерно содействовали развитию науки и философии, искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами создания и покровителями известных научных институтов — тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывающие по 400 000 томов религиозных и светских произведений. Главные центры средневековой науки и культуры находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата. Можно сказать, что арабо-мусульманская культура, как следует из самогр словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма с его духом свободы и терпимости, который сохранялся в эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском обществе и его государстве — халифате. Не следует забывать также и того, что 6 средневековой арабо-мусульманской культуре интенсивно развивались и общественно-политические представления, ориентирующиеся на поиск надрелигиозного идеала, предполагающего уничтожение имущественных и вероисповедных антагонизмов. Поиск такого рода социального утопического идеала по вполне понятным причинам вызвал определенную реакцию со стороны ортодоксального ислама; им и стал суфизм.

В период своего расцвета в IX—XII вв. цивилизация мусульманского Востока была отмечена гораздо большим распространением светских знаний и научных открытий, чем западноевропейская культура той же поры. Успехи этой цивилизации в рассматриваемой области будут еще очевиднее, если вспомнить, что именно она помогла западноевропейским книжникам последующих столетий постепенно эмансипироваться от господства теологии и выдвинуть из своей среды гениев эпохи Возрождения и Нового времени.

172

В процессе длительной борьбы суннизма и шиизма к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко всяким изменениям суннизм. Это проявилось и в отношении к проблеме образного, наглядного воспроизведения бога и мира — были отвергнуты принципы художественной образности, запрещены изображения. Более того, не только мусульманская идеология, но и исламская философия в значительной степени стремилась обосновать теоретически подобное отношение к миру, его познанию и воспроизведению. Ведь никто, кроме бога, не может и не должен не только создавать нечто новое, но даже воспроизводить созданное, так как только богу принадлежит решение судьбы каждой единичной вещи.

Религиозно-'философские размышления мусульманства в итоге привели к решению проблемы в пользу абстрактно-спекулятивной философии и эстетики. Искусство должно стать в структуре ислама чем-то навеки застывшим в своих канонических, неизменных мотивах абстрактно-геометрического или растительного орнамента, в фантастических и пышных сплетениях арабесок и вязи арабской письменности, в изречениях на надгробиях великих правителей или фронтонах мечетей и медресе.

Эта застылость, или окаменелость (термин Л. Масиньона), мусульманского искусства вместе с тем связана с идеей абсолютной изменчивости, неопределенности всего реального, всех предметов и явлений, существующих в дискретном пространстве и времени. В исламе искусству необходимо доказывать только одно — изменчивость и иллюзорность реального мира, ибо вечен и неизменен только бог. И его вечность и неизменность проявляются в изменчивости земного мира. Искусство — это способ показать, что творения не существуют сами по себе, следовательно, его произведения не должны походить на реальные явления мира. Здесь в полную силу заработал универсальный принцип декоративности: предмет воспроизводился так, что он переставал походить на себя, становился знаком вещи. В этом секрет бурного развития декоративности в мусульманском искусстве, совпавшем во многом с, художественным мышлением народов, принявших ислам. Для них также характерно чувство поэтического, чувство изящного, им присуще музыкальное восприятие мира. В итоге два, казалось бы, несовместимых принципа — окаменелость и изменчивость — удивительно соединились в мусульманском искусстве, породив своеобразный феномен художественной культуры, в которой именно дискретность и зна-ковость образов указывала на их догматическую иллюзорность.

Современный мир ислама, начинающийся в Марокко и кончающийся на островах Малайского архипелага, отличается от мира Запада. По мнению французских историков Ф. Броделя, Ф Коарелли и М. Эйма-ра, ислам — «это анти-Запад, учитывая при этом двусмысленность, ко-

173

торую содержит в себе каждое глубокое противопоставление, представляющее собой одновременно коммуникацию, враждебность и заимствование». Можно сказать, что мир ислама и Западный мир являются неприятелями, которые жить не могут друг без друга.

Христианство достигает своих целей в Риме; ислам — в далекой Мекке, а это место находится отнюдь не в центре исламского мира, ибо этот мир тянется вдоль пояса пустынь в глубь Азии, он сам представляет собой своего рода «анти-море», продолженное в пустыню Это в определенной степени объясняет феномен сильного противостояния мира ислама в наше время вестернизации, особенно в шиитском Иране.

В XX в. мир ислама встал перед необходимостью ассимилировать чуждые ему культурные, социальные и политические модели. Он встретился с Европой, которая одновременно и притягивала его прогрессом цивилизации, и отталкивала своими обычаями, моделями поведения и политической деятельности. Здесь опять появляется картина несовместимости и взаимодополняемости восточно-мусульманского и западноевропейского миров. Однако в мире ислама эта встреча привела к осознанию собственной истории и прошлой мощи, породила стремление двоякого рода — консервативное и модернистское.

Представители консервативной тенденции считаю! необходимым вернуться к принципам раннего ислама в его чистой форме, лишенной позднейших напластований. Возникла иллюзия, что благодаря этим принципам можно будет воспроизвести мощный потенциал прошлой арабомусульманской цивилизации Представители модернистской тенденции в исламе, попав под очарование успехов западной цивилизации, считают, что путь дальнейшего развития мира — в подражании Европе и адаптации к ее достижениям. Вполне естественно, что по мере развития этих тенденций углублялось противоречие между ними; это привело к конфликту и противостоянию между ними, что очень опасно, ибо в мире ислама особенно тесно связаны религия и политика.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. 93. Классификация методов обучения - Педагогика
  2. 12.2. Типология и структура уроков - Педагогика
  3. 19.1. Средства воспитательного процесса - Педагогика
  4. 20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию - Педагогика
  5. Лекция 8 РЕЛИГИЯ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ - Религоведение
  6. Лекция 9 РЕЛИГИИ ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ - Религоведение
  7. Лекция 10. РЕЛИГИИ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА - Религоведение
  8. Лекция 11 РЕЛИГИИ ГРЕКО-РИМСКОГО МИРА - Религоведение
  9. Лекция 12 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕАЬТОВ - Религоведение
  10. Лекция 13 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ - Религоведение
  11. Лекция 14 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - Религоведение
  12. Лекция 17 ИСЛАМ - Религоведение
  13. Образование как система и процесс - Педагогика
  14. Качество образования определяется: - Педагогика
  15. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - Педагогика
  16. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ - Педагогика
  17. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Педагогика
  18. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ - Педагогика
  19. Энтони Гидденс. НОВЫЕ ПРАВИЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА* - Социология
  20. ТЕМА 5. Язык культуры - Культурология

Другие научные источники направления Религоведение:

    1. Радугин А.А.. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. 1999