Религоведение

Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 312 с.
Лек 2

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

ля религиозного сознания додинастического Египта характерны были фетишизм, тотемизм и магия, о чем свидетельствуют источники времен объединенного Древнего Египта. В древнейшие времена он занимал территорию, состоящую из 40 номов, т.е. земель, на которых жили коллективы типа племен, не затронутые классовым расслоением. Опыт всемирной истории и данные этнографии показывают, что типичной формой для таких

социальных организмов является фетишизм и тотемизм. Английский исследователь Э. Гардинер в книге «Египет фараонов» пишет, что в объединенном Египте «религия... является результатом слияния сначала независимых племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного». Таким образом, политеизм объединенного Египта — вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического периода, главной формой которых были фетишизм и тотемизм.

Исследованиями установлено, что идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые изображения обожествленных животных. Номы и города были настолько связаны со своими богами-животными, что греки нередко давали им названия этих животных: Ликополис1, Крокодилополь и т.п. Если у большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки, то в Древнем Египте культ животных проявил необычайную живучесть — он сохранился до времени римского господства включительно. Древнеегипетское мышление насквозь пронизано магией с ее тремя главными принципами — принцип сходства, принцип замещения целого его частью («симпати-

Лик- волк

16

ческая» магия) и вера в чудодейственную силу слова (магия слова). Возникнув в Египте в незапамятные времена, магия стала одним из краеугольных камней древнеегипетского религиозного сознания, неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом религии. Более того, можно без преувеличения сказать, что древнеегипетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь. Уже в древности египетские маги обладали репутацией могущественных колдунов. Об отношении древних египтян к магии мы находим прекрасное замечание в поучении неизвестного фараона, адресованного сыну по имени Мерикара. Указав, что божество (по имени не названное) сделало для человека-небо, подавило хаос и т.д., автор пишет дальше: «Создало оно (божество. — В.П.} для них (людей. — В.П.} магию в качестве оружия, чтобы отвести от них удар происшествия и сновидения ночью и днем». Итак, магия создана божеством для блага людей, она — откровение божества. Небезынтересно отметить, что магические тексты использовались в земной жизни, для обеспечения умершему безопасной ^-^и вечной жизни в потустороннем мире и для установления контактов живых с умершими богами и духами, т.е. со сверхъестественными существами.

Древнеегипетский пантеон охватывал множество богов. Одним из

_"' них является бог-сокол Гор, сыгравший важную роль в истории Египта. В конечном счете его имя стало синонимом слова «бог». В гелиополь-ском пантеоне насчитывалось девять божеств, а именно: бог еелнца Ра-Атум, бог ветра Шу, разделяющий небо и землю, богиня Тефнут, персонификация влажности, бог Геб, воплощение земли, богиня Нут, представляющая небесный свод, Сет — бог бури и молнии, богиня Неф-тис, жена Сета, Осирис, ставший со временем владыкой неба и отождествленный с Ра, и его жена Исида. С «великой девяткой» был тесно связан «десятый бог», сын Исиды — Гор. В гермопольском пантеоне выступают четыре пары вечных богов, или так называемая гермополь-ская восьмерка. К божественным парам относятся: Нун и Наунет (воплощение первобытного океана), Хутт и Хаухет (персонификация воды в движении), Кук и Каукет (воплощение темноты, господствующей в первобытном пространстве), наконец Амон («скрытый») и Амаунет. Гермопольским богом был также бог мудрости Тот, его священными животными были павиан и ибис. Весьма широко распространился культ богини-коровы Хатхор, бывшей одной из ипостасей богини неба, богини любви, празднества и веселья. ля обожест вленш я умерших герое, bii СХЩ1 ^, ^

^ого / . -'' л ~ •,1}^Г.) ,/ ^ ^ - •• v ri^ rv

В древнеегипетский пантеон включали также и людей — локальных героев и фараонов, которым после смерти отдавали божественные почести. Издавна фараон считался живым воплощением Гора или его сыном. Основанием для обожествления умерших героев и владык слу-

2 1149

жили благодарность за совершенные ими деяния и вера, что их чудесная сила будет проявляться и в дальнейшем.

Придание некоторым богам космического и универсального характера и выдвижение наделенного такими чертами бога на главное место в пантеоне подводили древнеегипетских жрецов к концепции монотеизма. В итоге появилась концепция одного бога в трех лицах — Ра—Птах—Амон. Можно сказать, что древнеегипетский пантеон представлял собой отнюдь не сумму отдельных воплощений, а божественное начало во множестве воплощений, поэтому разным богам приписывались аналогичные функции и облик. Но в то же время одно божество могло выполнять разные функции и существовать в различных ипостасях. Конкретные боги помимо личных качеств обладали еще всеми атрибутами божества как такового.

Проблемы природы богов, т.е. существовали ли боги вечно и каким образом возник мир, — по-разному решались в древнеегипетской теологии и народном сознании. Прежде всего следует упомянуть о весьма старой народной концепции, исходящей из изначального существования бога Геба и богини Нут, породивших бога Pa, a рано утром снова выпускающих его в мир, чтобы продолжалась жизнь всех существ.

Гелиопольские жрецы утверждали, что вначале существовал водный хаос в виде неподвижного океана Нун. В этом океане сам возник бог-солнце Атум, Ра, который взошел затем на созданный им холм. Ра путем самооплодотворения породил первую пару божеств: бога Шу и богиню Тефнут, родителей Геба и Нут. Детьми Геба и Нут'были Осирис, Исида, Сет и Нефтис. Таким образом, появилась гелиопольская «великая девятка», затем Ра закончил сотворение мира, а из его слез возникли люди.

В соответствии с гермопольской теологической системой, представляющей в этой системе творческий элемент, из яйца вышел бог-солнце Атум, потом сотворивший мир.

Модифицированная таким способом гелиопольская теогония и космогония получила соперницу в виде мемфисской доктрины, возникшей в столице объединенного Египта Мемфисе. В ней бог Птах занимает место Атума, он является творцом мира и имеет восемь ипостасей, а именно: Татенен (воплощение земли, выныривающей из первобытного хаоса), Нун, Наунет и Атум и еще четыре неизвестных нам божества. В акте творения, совершаемом Птахом, главная роль принадлежала Атуму, ибо он обладал разумом, органом которого является сердце, и волей, чьим выражением служит язык. Божественным воплощением разума является Гор, воли же — Тот. Птах считался творцом не только мира и людей, но также всех сил, поддерживающих жизнь, и создателем правил человеческого общежития.

18

Среди древних египтян большой популярностью пользовалась легенда об Осирисе, который был убит Сетом. Однако его жена Исида магическим способом оживила умершего Осириса на время. Эта легенда провозглашает триумф семейной жизни, супружеской верности и материнской любви. Из этой и других легенд следует, что древние египтяне приписывали своим богам человеческую психику вместе со всеми ее изломами, старение, болезни и смерть. Интересно заметить, что именно из наблюдений смерти возникает теология и философия. Французский ученый Ф. де Куланж писал: «Смерть была первой тайной. Она открыла человеку- путь к другим тайнам. Она направила его мысль от видимого к невидимому, от бренного к вечному, от человеческого к божественному».

В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, нелегко разделить теологию и философию. В результате исследований удалось в рамках теологии вычленить то, что сейчас" называется философией наблюдения или психологией познания. Для понимания этой философии необходимо ее рассматривать на фоне древнеегипетской теологии, занимающейся не только религиозной символикой и ритуалом, но и природой богов. Несомненно, что мощная струя рационального познания, несмотря на магический характер мышления древних египтян, впервые в истории цивилизации привела к возникновению научной медицины, о чем свидетельствуют хирургические и другие медицинские трактаты-папирусы.

Следует напомнить, что развитие медицины в Древнем Египте было связано с мумификацией, в которой по-своему воплощались представления о загробной жизни. Исследования четко выявили эволюцию от неолитических погребений до погребений исторической эпохи, от примитивных могил — ям до архитектурно усовершенствованных гробниц, от отсутствия искусственного сохранения тела до высокого искусства мумификации. Эта эволюция сама по себе, а тем более в интерпретации знаменитых «Текстов пирамид» высвечивает основную идею древних египтян о загробной жизни как о непосредственном продолжении жизни земной. При этом необходимым условием считалась полная сохранность тела умершего. По существовавшим тогда представлениям, умерший в могиле беспомощен и обеспечить ему загробное существование может только забота живых. Данная идея со временем причудливо и порой противоречиво сочеталась с возникшими позже представлениями, оставаясь неизменной в своей основе. По более поздним представлениям, у умершего, продолжающего жизнь в могиле, помимо потребностей в пище и напитках возникает потребность выходить из могилы на дневной свет, взлетать на небо к богам и т.п. Эту потребность испытывает уже не тело умершего, а материальный, но не видимый человеческим глазом элемент, который может находиться в могиле, но

19

может и удаляться из нее куда угодно. Хотя здесь много неясного, однако прав отец истории Геродот, который писал: «Египтяне также стали первыми учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через (тела) всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка». В знаменитой «Книге мертвых* идет речь о превращении души в золотого и божественного кобчика, в феникса, журавля, овна, ласточку, змею, крокодила, т.е. в тех животных, которые в плане тотемизма мыслились египтянами как могучие божества, способные устоять перед опасностями загробного мира. Превращение в них было для души средством оградить себя от этих опасностей, чтобы обеспечить себе бессмертие.

Среди древних египтян широко была распространена вера в загробную жизнь, однако потусторонний мир вызывал у них чувство страха. Их представления о потустороннем мире претерпевали изменения на протяжении многих веков. Самым древним является представление о существовании загробного мира под землей. Во времена Древнего Царства, когда власть фараонов и окружающего их двора стала неслыханно великолепной, жрецам оказалось не по вкусу помещать фараона и крупных вельмож в понуром мире подземелья вместе с обычными смертными. Это нашло свое выражение в надписях на стенах пирамид V и VI династий (в «Текстах пирамид»), которые отмечают, что фараон и вельможи продолжают свою жизнь в мире звезд, называемом Дат или Дуат. Там наступает отождествление душ умерших царей и санрвников со звездами, однако существование подземного царства мертвых не отрицается.

Концепция потустороннего мира в представлении жрецов из Гелио-поля имела исключительно элитарный характер и не относилась к обычным смертным. Она не получила широкого распространения, и легенда об Осирисе пользовалась гораздо большей популярностью, чем ученые выводы жрецов. Осирис, «владыка мертвых», в конечном итоге одержал победу. Во времена Нового Царства получило окончательное признание существование подземного царства мертвых, и там помещали страну счастья Иару (Иалу) или «поле камыша» — древнеегипетского рая. Так как загробная жизнь в представлении древних египтян была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, то живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем. Таким образом, земной и потусторонний миры находились в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

В Древнем Египте небывалых размеров достигло обожествление фараона, который считался сыном бога солнца и почитался как символ

20

благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки. проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоявших за ним богов.

Более высокая степень централизации древнеегипетского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущественных местных богов. Богам этим, наследникам древних но-мовых божеств, приносились обильные жертвы, в их честь строились пышные храмы, а наиболее могучие из них, как, например, бог солнца Ра (Амон-Ра), провозглашались отцами правителя. Совмещая функции администраторов и служителей храмов, древнеегипетские жрецы сосредоточили в своих руках практически все руководство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамотность, знание, образование или иные отрасли культурной традиции.

Именно жрецы были служителями древнеегипетского культа, мастерами тщательно разработанного ритуала и осуществления религиозных празднеств. Этих празднеств было множество: и дни, связанные с важными мифическими событиями, со значительными происшествиями в жизни фараона, в начале месяца и года и т.д. Во время такого рода религиозных празднеств храмы специально украшались и иллюминировались, совершались также пышные процессии с музыкой, пением и танцами. Самым величественным празднеством было почитание Осириса, когда в гробе, называемом «ступенями великого бога», должна быть похоронена его голова. Кульминацией этого праздника была яркая процессия, в ходе которой разыгрывалась мистерия смерти и воскресения Осириса. На нужды культа, ритуала и религиозных празднеств тратились огромные средства, в них участвовали массы людей, что способствовало укреплению веры в божественную власть фараона, а тем самым и стабильности бюрократической империи.

Вся жизнь древнего египтянина была как бы опутана множеством интеллектуальных конструкций, которые даже самые малейшие его начинания связывали с функционированием целостной Вселенной. Одна из функций искусства состояла в том, чтобы собрать воедино эти мыслительные нити и переложить их на конкретный язык. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что древнеегипетское искусство является практически храмовым и гробничным. Любое религиозное и погребальное искусство свою задачу «видит» в преобразовании бренной жизни в вечность. Вот почему саркофаги, пирамиды и храмы сооружались из металла или твердых каменных пород типа диорита — древнеегипетское искусство выражало прежде всего стремление к бессмер-

21

тию. Поскольку же земная жизнь является репликой потусторонней жизни, постольку на стенах пирамид и гробниц изображены сцены охоты, вспашки, рыбной ловли и пр., причем они имеют символическое, религиозное значение. Сама пирамида представляет собой лестницу, которая ведет фараона на небо, каменная же ее масса, по мысли архитекторов, должна сделать невозможным доступ в камеры, содержащие мумифицированное тело фараона или вельможи в саркофаге с золотой маской и бесценные сокровища. Не следует думать, что пирамиды были только гробницами, в них концентрировалось вокруг пребывающего в звездных полях фараона все, что происходило при его жизни среди его окружения. Достаточно вспомнить пирамиды Джосера, Тутмоса III и других фараонов, а также вельмож.

Эстетические взгляды не играли сами по себе особенной роли, однако самый неприметный ремесленник создавал прекрасное произведение искусства, стремясь наиболее совершенным образом выразить идею. Искусство — это прежде всего язык, который может быть весьма выразительным, если использует этот язык подлинный художник.

В этом и состоит несомненное величие древнеегипетского искусства и тайна его воздействия на людей XX столетия. Именно творцы-художники создавали храмы Древнего Египта, которые представляют собой дом бога. Сама святыня должна быть сделана по образу присущей этому богу сферы, или мира. Потолок храма моделирует небо, усеянное звездами, на стенах изображены буйно растущие деревья и кустарники или верующие, несущие в дар богу плоды земледельческого труда. Но самым священным из священного является золотой горизонт с возносящимся над ним богом, всегда в большей или меньшей степени уподобленным солнцу. Согласно надписям, все размеры тщательно вычислены в соответствии с таблицами бога мудрости и знания Тота или богини Сашат, его женского эквивалента.

Необходимо отметить, что роль храмов в духовной жизни Древнего Египта, несомненно, была велика. Уже в эпоху Древнего Царства в тесной связи с ними возникали особые скриптории — «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составлялись летописи. Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», согласно древнеегипетской традиции, были созданы богами или пользовались их особым покровительством.

Не следует думать, что религиозная жизнь в одной из старейших цивилизаций мира протекала спокойно и безмятежно — время от времени здесь происходили религиозные перевороты. Один из таких переворотов связан с деятельностью фараона-реформатора Аменхотепа IV (XIV в. до н.э.), принявшего имя Эхнатона. Он отверг веру своих пред-

22

ков: на двенадцатом году своего царствования окончательно порвал с традиционным египетским многобожием и учредил культ солнечного диска — Атона По приказу царя в древнеегипетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие «бог». Слово это стремятся заменить словом «властитель», а знак бога — знаком, обозначавшим фараона. Само солнце на завершающем этапе реформы мыслится не как бог, а как царь. Отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон, т.е. угодный Атону.

Религиозная реформа Эхнатона — исключительное явление в истории не только египетской, но и, возможно, всей древневосточной культуры. До сих пор мотивы и своеобразный характер ее, как и сама личность царя, — предмет острых споров. С одной стороны, в «солнцепоклонничестве» Эхнатона нельзя не видеть традиционную в древнеегипетской религии струю солярного монотеизма, связанного с гелиополь-ской жреческой доктриной, но освобожденного в реформированной религии от мифологического «балласта». Эхнатон словно довел до логического конца восходящую еще к эпохе великих пирамид концепцию о царе как «сыне Солнца» и не менее древнее представление о Солнце, как о царе. С другой стороны, полное игнорирование Эхнатоном осири-ческих представлений, ставших центральным моментом веры народных масс в загробное преображение, уничтожение в надписях на заключительных этапах реформы самого слова «бог» и обозначающих его знаков придают учению Эхнатона оттенок намеренного богоборчества.

Амарнский' период (время реформ Эхнатона) был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и имел важные последствия для всех сфер египетской культуры. Именно тогда возник своего рода импрессионизм в искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные росписи, среди которых выделяются пейзажные композиции, изящные рельефы; впервые в древнеегипетском искусстве появляются светские образы царя и царицы, изображенные в бытовой, непринужденной обстановке. Несомненно, амарнский период стимулировал появление множества произведений светской литературы, в том числе и любовной лирики, «песни услаждения сердца», на новоегипетском языке. Некультовая лирика Египта — уникальное явление на Древнем Востоке, где любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и, как правило, включена в ритм жизни храма. Под влиянием религиозной реформы Эхнатона произошло усиление этического элемента в древнеегипетской религии эпохи Нового Царства.

Именно тогда появляется 125-я глава «Книги мертвых» с ее идеей нравственного загробного суда, которая «в образе и слове представляет

От современно] о названия оазиса Телль-эль-Лмарна, i де в древности располагалась сочданная Эхнатоиом столица Египта

23

великую драму загробного суда и взвешивания сердца: в ней приводятся речи и судимого, и судей, и присутствующих богов и изображается на большей картине самой действие...» (Б. Тураев). Суд происходит в Чертоге двух истин. Умерший вступает в этот Чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с «великим богом», т.е. Ра. Здесь же молча и пассивно присутствует царь преисподней бог Осирис и еще 42 сверхъестественные существа. Каждое из этих демонических существ «ведает» тем или иным грехом, именно они и «разоблачают» подсудимого. Вступив в Чертог двух истин, умерший приветствует «великого бога», а затем произносит свою так называемую «негативную исповедь», являющуюся, по сути, сводом моральных заповедей древнего египтянина: «Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным; я не совершал грехов в Месте Истины; ...я не был безразличен, видя зло; ...я не отнимал ничего у бедняка; я не нарушал божественного запрета; я не вредил служителю в глазах его хозяина; я не отравлял; я не заставлял никого рыдать; я не убивал; я не приказывал убивать...» Нарушения этого морального кодекса карались загробным судом.

После «негативной исповеди» подсудимый обращается к каждому из 42 божеств-демонов, торжественно заявляя, что он не совершал греха, которым «ведает» данное божество. Вооруженный магическим знанием имен этих демонических существ, подсудимый обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Результат взвешивания записывает бог Тот или бог Анубис, провозглашающие решение суда — либо оправдательный приговор, либо окончательное истребление души здесь же, в пасти страшного чудовища. Возникновение идеи загробного суда, основанного на нравственных принципах, — весьма значительное явление в истории религиозной жизни человечества, и именно древним египтянам, очевидно, принадлежит приоритет в этом.

Религия Древнего Египта оказала влияние на античный греко-римский мир, ее культы «вжились» в религиозную среду этого мира, приобретя особый колорит. Уже в VII в. до н.э. в Греции сложилась орфическая космогония, согласно которой началом мира было яйцо, оплодотворенное ветром. Этот образ, как показали исследования, заимствован из гермопольского варианта египетской космогонической системы. Основная струя древнеегипетского влияния — распространение в греко-римском мире культа Исиды, богини-матери страдающего, умирающего и воскресающего Осириса — подготовила почву для возникновения христианства.

Благодаря еврейско-египетским контактам многие идеи древнеегипетской религии органически вошли в Библию, а именно: представление о боге, творящем мир посредством слова, воззрения на загробную жизнь, в частности представление о взвешивании души, и т.д. В явной

24

форме древнеегипетское влияние сказывается в библейской книге Экклезиаста, лейтмотивом которой является разочарование: «все — суета и томление духа»1. Многие моральные сентенции древнеегипетской религии вошли в библейские тексты.

Неоценим вклад древнеегипетской религии в христианство; египетскую струю в христианстве можно наблюдать во всем, начиная с отдельных мотивов христианской символики и кончая чисто догматическими построениями. Известный чешский египтолог Ф. Лекса отметил, что Египет был одним из центров догматики и морали христианства. Некоторые египетские религиозные представления проникли через Рим в христианскую религию Британии, Галлии, Германии и пр. Так, новая христианская религия во Франции долго хранила образ египетской богини Йсиды как своей святой: ее статуя стояла на южной стене аббатства Сен-Жермен де-Прэ вплоть до 1514 г. Интересно, что Исида воспринималась как ипостась христианск&й богородицы» В общем можно сказать, что ряд древнеегипетских религиозных элементов проник в христианство в оригинальном, почти не завуалированном виде;

другие элементы наличествуют в христианстве в видоизмененной форме.

:)ккл., 1:2, 2:11,23, 25, 4:Л и т.д.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. Лек 2 ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - Религоведение
  2. Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  3. Культурология Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  4. Религоведение Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  5. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 312 с. - Религоведение
  6. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.— 511 с. - Культурология
  7. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций.— М.: Центр, 1999.— 240 с. - Религоведение
  8. Вводная глава - Исторические науки
  9. 1.2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему - Исторические науки
  10. 2.2. Эпоха расцвета древних государств (конец П - конец I тыс. до н.э.) - Исторические науки
  11. 3.2. Античный Рим (Vffl в. до н.э. - V в. н.э.) - Исторические науки
  12. 5.1 Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V - XVH вв.) - Исторические науки
  13. 5.2. Раннее Средневековье (V - X вв.) - Исторические науки
  14. 5.4. Позднее Средневековье (XVI - нач. XVO вв.) - Исторические науки
  15. 6.1 Киевская Русь (IX - ХИ вв.) - Исторические науки
  16. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века - Исторические науки
  17. 7.2. Индия (VB - ХУШ вв.) - Исторические науки
  18. 7.3. Китай (Ш - XVD вв.) - Исторические науки
  19. 7.4. Япония (Ш - XIX вв.) - Исторические науки
  20. 7.5. Арабский халифат (V - XI вв. н.э.) - Исторические науки

Другие научные источники направления Религоведение:

    1. Радугин А.А.. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. 1999