Педагогика

ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
17.1. Понятие социального пространства
Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.

Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенном социуме1, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а это значит, гово-

1 Социум (лат. socium — общий, совместный) — сообщество, социальное окружение человека. 440

ря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов.

Практика школьного воспитания свободно использует специфические характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием - дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержание жизни: они живут в степи, взаимодействуют со степью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жизненно значимое; городские дети, подрастающие в каменных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ребенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Социальное пространство — это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.

Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает в себя достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе. реальный разворот складывающихся в настоящем новых отношений. И весь этот перелив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности момента создает социальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребенка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуальный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разворачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно существующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.

Социум формирует представление (картинку) о существующих связях общества с миром и в обществе. Если связи традиционны, ребенок быстро осваивает эту картинку реальности и, так как у него пока нет иного варианта, принимает воспринимаемое за единственно возможное. Когда говорят "среда воспитывает", подразумевается, что

441

ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему предоставило социальное пространство.

В социуме как в предназначенном для жизни человека пространстве ребенок проявляет и утверждает свое "Я", функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Когда говорят "среда воспитывает", понимают под сказанным, что только в социальной среде рождается "Я", только в единении с другими эмансипируется1, автономизируется2 личность.

Но, разумеется, социальное пространство как таковое, во всем своем ответе, не может выступать субъектом воспитательного процесса и ставить цель. Через слагаемые социального пространства социум оказывает формирующее и развивающее влияние.

И, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия — вот основной перечень этих слагаемых социального пространства. Индивидуальна пооче-редность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления. Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом неисправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье.

Школьная среда предоставляет ребенку большие возможности для личностного роста, так как в школе он непосредственно выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости. К тому же, эмансипируясь с возрастом от родителей, он обретает в одноклассниках референтную группу3, и в ходе школьной жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль.

Сравним характеристики социального пространстве семьи и социального пространства школы на простом эпизоде жизни ребенка, по-разному завершающемся в этих разных обстоятельствах.

1 Эмансипация — (лат emancipatio) — освобождение от зави симости.

2 Автономизация (гр. autos cam nomos закон) - приобре тение способности к саморегулированию, к самоуправлению.

3 Референтная группа (англ. reference - сообщение, реко мендация) — группа эталонная, ценностные ориентации которой являются для личности эталоном.

442

Игра "Горячо-Холодно". Внук подглядывает, куда бабушка прячет предмет. Она это видит, но прощает такую слабость любимому внуку. Тот же ребенок в той же игре в школьных условиях при таком же поведении исключается из игры детьми: 'Ты не будешь играть, ты нечестно играешь". Суровый закон социальной группы оснащает

*s ребенка социально необходимым, чего не дает всепрощающая, лю-

'¦ бящая, воспринимающая семья.

Группа по творческим интересам (шахматы, танцы, спорт, краеведение и другое) обладает своим особым влиянием. Во-первых, ребенка туда влечет интерес, и, значит, он очень дорожит правом состоять членом этой группы, что, в свою очередь, означает полное и беспрекословное принятие ребенком законов этой группы. Во-вторых, через данную групповую деятельность он утверждает свое индивидуальное "Я" в большей степени, чем в какой-либо другой социальной группе. И, наконец, в-третьих, творческая деятельность предоставляет ему возможность проживать счастье в высокой степени удовлетворенности жизнью. Вот почему дети в кружки, секции, спортшколы и клубы бегут, несутся, стремятся, торопятся, летят, как на крыльях.

Для ранней юности, когда завершается интенсивное познание своего "Я" и формируется жизненная позиция, акценты воспитательные перемещаются на группу свободного общения. Здесь, в свободном диалоге с другим "Я" юность глядится в себя, а в общении с противоположным полом, выявляя мужское и женское начало, формирует свою социально-половую роль.

Социальное пространство разворачивает перед подрастающим ребенком все более широкий спектр социальных отношений через присутствие его в различных социальных группах. При этом, разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст на улице, в транспорте, в общественных учреждениях, через радио, телевидение, кино, книги, фоно- и видеозаписи.

Современная культура, благодаря своим научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство ребенка, который довольно рано покидает свой первый узкий мирок домашнего очага. Еще вчера зная только свой двор, район, город, село, сегодня он пересекает географические пояса, путешествуя по странам.

Все отчетливее обнаруживается стирание границы между миром взрослых и детей. Последние становятся равными участниками жизни, и разграничение социально-

443

го пространства взрослых и социального пространства детей уходит в прошлое, неся с собой как положительное, так и отрицательное влияние на детство.

Демократизация общества, гуманизация отношений, ассимиляция культур, интеграция стран и сообществ преобразуют социальное пространство из гетерогенного вчера в гомогенное1 сегодня. Ребенок города и села, белорусского или татарского, скажем, окружения, семьи рабочего или семьи интеллигента находится в принципиально одинаковом социальном пространстве, а если точнее, наблюдается тенденция к такому преобразованию, хотя в одних странах — больше, в других — меньше.

И социальное пространство, скорее, отличается культурологическими характеристиками, чем профессиональными, социальными и даже национальными. Тут решающим признаком становятся основы жизни, а не ее частные конкретизированные детали.

Впечатления от всего этого социального многообразия, на поверхностный взгляд, не поддаются упорядочению, и педагог нередко впадает в отчаяние: его влияние мизерно в море социальных влияний. Он, действительно, не в силах противостоять социальной ситуации развития в определенном социальном пространстве. Достаточно вспомнить о существовании неблагополучных семей, неквалифицированных учителей, безнравственных тренеров, вульгарных телекомментаторов, чтобы педагогическая работа потеряла оптимистический импульс.

Педагог обладает огромной силой влияния в силу того, что осуществляет профессиональный перевод социальной ситуации развития ребенка в педагогическую. Не в состоянии изменить обстоятельства, он и не посягает на такого рода труд, лишь интегрирует происходящее, вскрывая сущность, снимая поверхностный слой, который доступен восприятию ребенка.

Посмотрим, как этот перевод реализуется практически.

Учитель узнает, что мальчик прыгал среди несущихся по реке льдин во время ледохода. Об этом сообщают дети, смеясь и гордясь товарищем. "А ты о маме лодумал?.. А что будет с отцом, если бы ты утонул? Ты играл со смертью - это твое право. Wo сколько горя было за твоей спиной, и оно дожидалось, чтобы ты оступился... —

1 Гетеро... (гр. heteros - другой)... генный (uh. genos - род, происхождение) — состоящий из различных частей. Гомо... — (гр. homos - одинаковый)... генный — однородный. 444

так откликнулся учитель. И дети притихли, пораженные болью в голосе педагога и открывшимся внутренним смыслом лихачества.

Преподаватель поднимает оброненную кем-то ручку, кладет на подоконник: "Пусть лежит на видном месте. Хозяин вернется - сразу заметит".

Учительница, воспользовавшись помощью старшеклассника, говорит: "Хорошо, что есть мужчины".

Обсуждая очередную информацию об убийстве, дети выжидательно смотрят на классного руководителя. А тот: "Жажда богатства и власти всегда выводит за рамки человеческой жизни, особенно если богатство награблено, а власть нечестно захвачена..."

Педагогическая интерпретация совершается на уровне наивысших ценностей жизни, достойной Человека, поэтому там, где производится попрание ценностей (обидели человека; надругались над слабым, унизили подчиненного, нарушили неприкосновенность личности, присвоили незаработанное и т.п.), и там, где они утверждаются (проявили сочувствие, поступили по совести, оказали помощь, сотворили красоты, открыли истину, сберегли слабые ростки живого и т.п.), детям открывается этот абстрагированный мир ценностных основ достойной жизни.

Педагог не может завязать глаза воспитаннику, чтобы тот не видел черных сторон жизни, но не может и пройти мимо замечательных достояний человеческой культуры, ибо они тоже могут оставаться за границами детского восприятия. Он переводит любую социальную ситуацию посредством педагогического обертона, создавая в социальном оркестре отношений вполне определенный обертон1, как отношенческую доминанту, которая наделяет ценностным звучанием любое падающее на личность воздействие, окрашивая его в ценностные тона.

Педагогический обертон — это социально-ценностная интерпретация пестрого калейдоскопа предметов, фактов, явлений, событий, это выделение (обобщенный взгляд) в происходящем ценностного содержания, это взгляд на случившееся с точки зрения общечеловеческих наивысших ценностей. Педагогический обертон — это предлагаемая воспитаннику позиция в восприятии мелькающих кадров социального макро- и микропространства. Заданный тон обусловливает ценностное восприятие ребенком и позитивных и негативных сторон жизни. Благодаря педагоги-

1 Обер - (нем. Ober - главный, старший). Обертон -основной тон, придающий оттенок или тембр всем звукам.

445

ческому обертону социальное пространство со своим сложным переплетением социальных групп становления фактором личностного духовного развития.

Таким образом, осуществить воспитание в социальном пространстве — это значит признать все сферы жизни ребенка, перемещающегося из одной социальной группы в другую и попадающего в разновариативные системы социальных отношений, единой воспитательной идеей, ориентирующей воспитанника на наивысшие ценности общечеловеческой современной культуры1.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. - Педагогика
  2. 6.1 Киевская Русь (IX - ХИ вв.) - Исторические науки
  3. 7.3. Китай (Ш - XVD вв.) - Исторические науки
  4. 13.3. Формирование индустриальной цивилизации - Исторические науки
  5. 22.2. Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - Исторические науки
  6. 1.7. Классификация факторов природной среды - Экология и природопользование
  7. 3.3. Основные признаки естественных ресурсов, их классификация, как экономической категории - Экология и природопользование
  8. 3.5. Сочетание требования экологизации производственных процессов с требованиями экономического роста отраслей народного хозяйства - Экология и природопользование
  9. 5.1. Содержание экономической оценки - Экология и природопользование
  10. 11.5. Анализ риска деятельности предприятия - Экология и природопользование
  11. 1.2. Задачи педагогической науки - Педагогика
  12. 2.3. Логика педагогического исследования - Педагогика
  13. 4.4. Становление личности в процессе социализации - Педагогика
  14. 6.4. Функции обучения - Педагогика
  15. 6. б. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения - Педагогика
  16. 8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования - Педагогика
  17. 8.6. Стратегия развития вариативного образования в России - Педагогика
  18. 17.1. Понятие социального пространства - Педагогика
  19. Обсуждение тезисов - Социология
  20. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология

Другие научные источники направления Педагогика:

    1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б.. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. 1999
    2. Бордовская Н.В., Реан А.А.. Педагогика. Учебник для вузов. 2000