Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 3.
Капризница-мода как... "эпидемия вкусов"
Внешний вид женщины в значительной степени зависит от того, как она одета. Одежда может оттенить красоту и привлекательность женщины, а может испортить производимое ею впечатление.

Первоначально одежда возникла как способ прикрытия наготы и защиты тела от холода, ветра, дождя, снега.

Понятие моды возникло в XIV веке во Франции. Слово мода произошло от латинского modus, что означает способ, правило. Под модой стали понимать предпочтение той или иной одежде. Мода со временем становится "эпидемией вкуса".

Середина XVII века явилась началом новой эры в манере одеваться, причем не только на Руси, но и в Европе. Одежда стала более рациональной, практичной, она приобрела меньшие объемы и по своему силуэту приблизилась к человеческой фигуре. К началу XIX века русский женский костюм состоял из цельного платья или комплекта — из сарафана на длинных лямках и кофты с буфами на рукавах. Более богатыми стали всевозможные аксессуары (дополнения к одежде); это были платки, расшитые золотом, красочные косынки, разнообразные серьги. На ногах женщин появились высокие красивые сапожки. Состоятельные женщины начали носить корсеты.

В первые годы XIX столетия в России и некоторых других странах стали выходить журналы мод. Появились закройщики одежды, портные. Умельцы старались создавать костюмы, учитывающие национальное своеобразие и индивидуальность женщин.

После первой мировой войны произошла демократизация одежды.

Многие женщины вынуждены были начать работать. Это потребовало введения новых, более практичных форм одежды. Юбки стали короче, и женщины впервые за много столетий открыли ноги. С тех пор длина юбки колеблется от "макси" до "мини". Изменился общий стиль женщины: из хрупкой, нежной она превратилась в деловую и спортивную женщину. Новая мода, провозгласившая простоту и демократичность, позволила приступить к промышленному выпуску одежды. Рядом с "от кутюр" появилась "прет-а-порте" — мода, ориентированная на промышленность (от французского слова pret-a-porter — готовое для носки). Это разделение моды существует и по настоящий день. Однако выдающийся дизайнер современной одежды Пьер Карден вышел за жесткие рамки "от кутюр" и стал адресовать свои совершенные модели массовому потребителю.

276

Іо

Мудрость красоты: связь физических и духовных элементов

Большой популярностью в течение последних лет пользуется французская фирма "Нина Риччи", модели которой для поддержания высокого стиля — "от кутюр" — шьются вручную.

Ведущими фирмами мира в настоящее время являются Дома моды Ива Сен-Лорана, Кристиана Диора, Габриэль Шанель, Рудольфе Валентина, Жиль-бера Бассона и некоторых других выдающихся мастеров моделирования одежды.

Общая направленность художественных приемов в одежде выражается в различных стилях: классическом, романтическом, спортивном, фольклорном, авангардном, "ретро".

Одежда классического стиля особенно строга и отличается элегантностью, изысканностью.

Классический стиль зародился в XVIII веке, когда появился английский костюм. Автором его считается англичанин Редферн. Классический английский женский костюм состоит из прямой юбки и жакета с воротником и лацканами. Несмотря на все перипетии моды, он всегда был вне конкуренции, но его пропорции, силуэт, форма воротника и лацканов в зависимости от направления моды менялись.,

В середине 60-х годов нашего века пиком моды стал костюм, введенный француженкой Габриэль Шанель.

Когда Шанель создавала этот костюм, она была уже далеко не молода. Может быть поэтому было предложено использовать для него рыхлую, мягкую ткань — букле, джерси. Жакет костюма обычно шили без воротника и застежки, отделывали тесьмой или репсовой лентой, двумя или несколькими накладными карманами. Носили такие костюмы с шелковыми блузками, воротники которых завязывались бантами. Сегодня Дом Шанель по-прежнему предлагает эти костюмы. Однако пропорции их немного изменились: укоротилась юбка, удлинился жакет, чуть-чуть изменилась линия плеч; основные же линии остались прежними.

Для современной деловой женщины костюм является незаменимой формой одежды. Женственность костюму должны придавать блузы с воланами, рюшами, кружевами, фестонами и различные броши, бусы, легкие шарфики. Если ткань в костюме нарядная, английский костюм можно использовать для торжественных случаев. Знаменитый итальянский модельер Рудольфе Валентино, одевавший таких женщин, как Жаклин Кеннеди, Бриджит Бардо, Софи Лорен, считает, что маленькие детали придают английскому костюму особый эффект.

Современная мода представляет большое разнообразие брюк: по их длине, форме, материалу, назначению. Брюки могут иметь форму, напоминающую банан, расклешенную юбку, узкие сигареты. Они могут иметь внизу отвороты (бермуды), складки у талии (ретро), расширения в бедрах (галифе). Брюки из клетчатой ткани с манжетами на голенях называются гольфы, из эластического, обтягивающего материала — рейтузы. Всеобщую популярность завоевали брюки из джинсовой ткани — джинсы. Джинсовый бум пришелся на конец 50-х, начало 60-х годов. Возникло множество фирм по производству джинсов. Их считают одеждой века. До сих пор они не утратили своей популярности и их носят женщины, подростки, пожилые люди.

277

Валеология красоты

Интересна история появления джинсов. В 1950 году американский фабрикант Лови Страус завез в западные штаты брезент для палаток. В тех местах в это время были очень дефицитными кожаные брюки, и Страус стал шить брюки из привезенного им брезента.

Они понравились местным жителям как очень практичная и удобная рабочая одежда. Тогда Страус запатентовал свое открытие и создал свою знаменитую фирму. Джинсовый стиль стал своеобразной классикой и остается в моде по сегодняшний день.

Для современной моды характерно комбинирование в одежде элементов различных стилей и разнообразие стилей. Каждая женщина может подобрать для себя подходящую ей манеру одеваться, мода ее не ограничивает. Выбирая стиль одежды, женщина, однако, должна хорошо проанализировать свои данные — тип лица, пропорции фигуры, возраст, занимаемое положение в обществе — и проявить такт и вкус. Женщина, обладающая вкусом, учитывая моду, может создать для себя бесчисленное количество возможных вариантов одежды. Мода — это лишь тема для женщины, а разрабатывать ее применительно к себе она должна сама. "Разнообразие в сходном — одна из тайн всех искусств", — пишет Моруа.

Каждая женщина должна подобрать свои цвета одежды, их оттенки. Цвет ткани может молодить и старить, придать лицу свежесть или утомленный вид, сделать фигуру стройной или усугубить ее диспропорции. Художники-модельеры считают, что полным более подходят темные цвета, а худым — светлые. Брюнеткам обычно идут все оттенки красного и глубокий оранжевый, блондинкам — светло-голубой, темно-синий, светло-зеленый, розовый. К нежному цвету кожи и светлым волосам подходит практически любой цвет, но следует быть осторожной при коже желтого оттенка. В этом случае противопоказаны цвета голубой и сине-зеленый. Отрицательно сказывается на восприятии кожи фиолетовый цвет. Желтый цвет — очень избирателен. Он хорош для лета, так как прекрасно оттеняет загорелую кожу. Синий цвет более всего подходит для повседневной одежды. В сочетании с белым он молодит в любом возрасте. Белый цвет и черный — короли цвета. Они элегантны в отдельности и в сочетании. Косметологи в качестве универсального цвета рекомендуют серый, так как он является нейтральным для кожи.

Необходимо, чтобы цвет и оттенок одежды гармонировал не только с цветом кожи и волос, но и с красками макияжа, с украшениями, с сумкой.

Прежде чем выбрать цвет одежды, нужно тщательно сопоставить все эти элементы для получения цветовой гармонии. Интересно, что подобным образом поступают живописцы. Например, Марк Шагал накидывал на холст множество разноцветных тряпочек. Так он определял колорит и композицию будущей картины.

Одежда женщины должна соответствовать ее фигуре. При излишней полноте не рекомендуется носить обтягивающие платья, так как они делают полноту более заметной. Рисунок ткани не должен быть крупным или иметь поперечные полосы: они зрительно увеличивают объем фигуры. Полным женщинам лучше носить платья с мелким рисунком и продольными полосами. Худощавым женщинам значительно проще следовать моде. Большинство мане-

278

го

Мудрость красоты: связь физических и духовных элементов

кенщиц обычно принадлежат к этому типу и на них лучше всего выглядят модные новинки.

Манекенщица считается идеальной, если ее рост составляет 1 м 80 см, а размер одежды — 42-44.

Одежда женщины всегда должна соответствовать окружающей обстановке: на работе — быть корректной, достаточно строгой, а в театре и на торжественных приемах — более смелой и экстравагантной.

Все элементы одежды должны быть согласованы между собой. Например, при вечернем длинном платье не могут быть одеты туфли на низком каблуке, при блузе с кружевами — спортивные кеды, а при юбке-плиссе — клетчатая рубашка мужского покроя. Одним из главных принципов ношения одежды является соблюдение безупречной аккуратности и чистоты. Французы говорят: "Морщинка на чулке портит женщину больше, чем на лице". Недопустимо одевать плохо отутюженные, несвежие вещи. Неопрятность и неряшливость могут свести на нет все усилия женщины выглядеть привлекательной. Мужчины обычно не замечают деталей одежды, но они всегда отметят оторванную пуговицу и спущенную на чулке петлю.

Женщина должна одеваться сообразно своему возрасту: в молодости — более ярко и эффектно, в старости — сдержанно, элегантно.

Распространенное мнение о том, что в пожилом возрасте одежда должна быть темной, является не верным: темные цвета еще более старят, светлые же молодят. Поэтому именно в преклонном возрасте следует предпочитать светлые тона тканей.

Все элементы одежды женщины, включая головной убор, чулки, обувь, перчатки, должны гармонировать друг с другом и составлять единый ансамбль, подчиненный избранному ею стилю. Законченность одежде придают различные дополнения к ней — аксессуары: шарфы, пояса, сумки, ювелирные и другие украшения. Аксессуары должны гармонично сочетаться с платьем и между собой по форме, цвету и материалу, соответствовать назначению одежды, ее стилю.

Платки и шарфы никогда не выходили из моды и всегда являлись хорошим дополнением к деловому или нарядному костюму. Выполненные из различной по цвету и качеству ткани, с рисунком или без него, завязанные галстуком, бантом, легким узлом они способны оттенить и украсить любую одежду. Не исчезают из поля зрения и различные декоративные пояса. Они служат дополнениями к платьям и юбкам, поддерживая и подчеркивая прежде всего спортивный их стиль. Материалами для них могут быть: кожа, замша, пластмасса, металл, ткани. Хорошо выглядят на поясах металлические, пластмассовые пряжки. В одежде фольклорного стиля пояс часто расшивают народным орнаментом.

Выбор женщиной ювелирных и прочих украшений говорит прежде всего о ее художественном вкусе. Украшение должно быть хорошо выполненным, подходить женщине по возрасту, гармонировать с платьем. Удобно пользоваться ювелирными изделиями в гарнитурах, то есть в комплектах, состоящих из нескольких предметов: кольца, броши, серег, браслета.

Наиболее распространенным видом украшений являются броши. Высокие женщины должны прикалывать их на блузу или платье пониже, а маленькие, наоборот, — повыше, ближе к подбородку. Полным женщинам не реко-

279

Валеология красоты

мендуется носить броши маленького размера, так как они подчеркивают тяжеловесность фигуры. При темном вечернем туалете брошь, как и другие ювелирные изделия, должна быть с более светлым камнем. Для дневных платьев рекомендуются броши с самоцветами, окраска которых сочетается с цветом ткани или отделкой платья.

Бижутерия — украшения из недорогих материалов — больше подходит молодым женщинам. Стеклянные изделия хорошо гармонируют с легким женским платьем из шелка или тонкой синтетики. Пластмассовые изделия могут украсить платья из хлопка, а керамические и деревянные — из плотной шерсти или трикотажа. Металлическая бижутерия хорошо подчеркивает спортивный стиль одежды.

Любое декоративное убранство одежды должно быть не чрезмерным — иначе оно окажется безвкусным. Французы говорят: "Хороший вкус является наилучшим украшением женщины". Правильно подобранная единственная брошь может иногда определить всю элегантность наряда.

Модная одежда, удачно подобранный аксессуар придают женщине уверенность, позволяют ей самоутвердиться, продемонстрировать свой вкус, свое уважение к окружающим и заявить о себе как личности. Женственность и фантазия в пределах моды всегда были и остаются самыми важными чертами женской одежды.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 3. Капризница-мода как... эпидемия вкусов - Валеология
  3. ТЕМА 4. Социокулътурная динамика - Культурология
  4. § 8. Необычное всегда привлекательно - Валеология
  5. § 12. Любовь: волнение чувств и разума - Валеология
  6. § 14. Тайны кокетства - Валеология
  7. § 1. Система потребностей человека и его образ жизни - Валеология
  8. 3.1. Античная Греция (Ш тыс. до н.э. - 30 г. до н.э.) - Исторические науки
  9. 5.3. Классическое Средневековье (XI - XV вв.) - Исторические науки
  10. 7.2. Индия (VB - ХУШ вв.) - Исторические науки
  11. 20.3. Глобальные проблемы современности - Исторические науки
  12. /./. Объект и предмет педагогической науки - Педагогика
  13. 1.2. Задачи педагогической науки - Педагогика
  14. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  15. Роберт Парк ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА* - Социология
  16. Розвиток культури в Україні у другій половині XVII-XVIII - Культурология
  17. § 8. Проблема питания и здоровье - Валеология
  18. § 3. Чем болеет современный человек? - Валеология
  19. § 2. Различные подходы к оценке здоровья - Валеология
  20. § 6. Кровь и иммунитет - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999