Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 4.
"Чудо-капелька", способная творить чудеса
Мир ароматов, звуков, красок сопровождает человека всю жизнь. С помощью органов чувств он воспринимает их и познает окружающую среду. Запахи оказывают большое влияние на организм; поэтому их называют "воздушными витаминами".

Издавна ученые пытались объяснить действие запаха на человека, но лишь недавно возникла наука о запахах — одорология (odor — лат. запах). В настоящее время выявлены два главных механизма влияния запаха — ассоциативный и рефлекторный. Первый основан на пробуждении у человека воспоминаний, связанных с запахом, второй — с непосредственным физиологическим действием запаха на организм. Известно, что американские индейцы носили на поясе целый набор герметически закупоренных коробочек с различными сильно пахнущими веществами. При желании возродить какое-либо приятное ощущение прошлого они открывали соответствующую коробочку.

Пользуясь непосредственным действием запахов на организм, в настоящее время с их помощью лечат ряд заболеваний нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Так, доказано, что с помощью запахов валерианы, лимона, апельсина, резеды, герани, цикламена, розы можно успокаивать нервную систему, а используя жасмин и лаванду — тонизировать ее.

Улучшить дыхание можно испарениями березы, липы, вереска, эвкалипта, лимонного дерева.
Обнаружено, что запахи герани, розмарина и цитрусовых обостряют зре-

280

Мудрость красоты: связь физических и духовных элементов

ние, улучшают работу сердца, а ароматы сосны, ели, сирени, лавра, молодого тополя, боярышника выравнивают артериальное давление. Вдыхание паров пижмы улучшает газообмен в организме. Предприимчивые японские бизнесмены организовали для поднятия производительности труда рабочих ритмическую подачу в помещения, где они работают, ароматических запахов цитрусовых и цветов из специальных контейнеров. А одна из японских фирм стала выпускать крошечные флакончики с цветочным ароматом, вызывающим у человека ночью спокойный и глубокий сон.

Первые духи появились в Италии на острове Кипр (около IX века н.э.) и были названы "Шипр". В измененном виде они сохранились до наших дней. Постепенно сформировалась новая отрасль производства — парфюмерия (от итальянского слова perfume — воскурение, или от французского fummer — дымить, курить). Слово парфюмерия в буквальном смысле означает ароматизация воздуха путем дымления. Такое название связано с тем, что в древности для получения аромата душистые продукты нагревали на раскаленных углях.

Духи представляют собой спиртовые настойки смесей душистых веществ — так называемых парфюмерных композиций. Спирта в них содержится до 95 %. Они служат для ароматизации тела и одежды. В одеколонах спирта — около 60 %. Они служат для освежения кожи, ее дезинфекции и умеренной ароматизации. В туалетных водах спирта и ароматических веществ еще меньше, поэтому они используются как очень легкие ароматизирующие и освежающие средства. Сухие духи (саше от французского слова sachet — надушенная подушечка) представляют собой пакетики из бумаги или ткани, содержащие ароматную растительную или минеральную массу (лепестки розы, измельченный ирисовый корень, подпушенную смесь талька с асбестом). Сухие духи предназначаются для отдушивания белья и одежды.

По характеру запаха духи делятся на две основные группы: цветочные, имитирующие аромат одного или нескольких цветов, и фантазийные, созданные воображением парфюмера.

При этом духи могут иметь как легкий, нежный, запах, так и сильный, характерный. Большим спросом во всем мире пользуются цветочные духи, имитирующие запахи розы, ландыша, сирени, жасмина, фиалки. Аромат какого-либо одного цветка часто используют в качестве основы и для фантазийных духов.

Создание духов напоминает процесс творения музыкального произведения. Как в музыке не берется одна отдельная нота, а аранжируется другими, оттеняющими ее, так и в парфюмерии главный запах, например розы, обязательно аранжируется другими запахами. Поэтому создание новых духов — всегда сложный творческий процесс. В отличие от цветочных духов фантазийные не имеют аналогов в природе. Известные русские духи "Красная Москва", к примеру, были созданы исключительно воображением парфюмера.

Законодателями моды в области парфюмерии являются такие фирмы как "Кристиан Диор", "Нина Риччи", "Л'Ореаль", "Сальвадор Дали", "Эсти Лаудер", "Ив Роше".

Для того чтобы сказать новое слово в парфюмерии, необходимо прежде всего найти неизвестное сырье. Уже почти 300 лет существует в городе Грассе

281

Валеология красоты

фирма "Лотье С.А. — Флорисант", которая разыскивает в более чем 60 странах мира ароматические продукты для духов. В настоящее время взят курс на натуральные вещества.

К традиционным яблоку, корице, розе, лаванде добавляются соки липы, огурца, петрушки, грибов, пшеницы и других растений. Парфюмеры мира изыскивают душистые композиции, не только источающие нежнейший аромат, но и действующие благотворно на самочувствие женщины: снимающие стресс, поднимающие настроение, уменьшающие усталость, обостряющие чувства.

У каждой женщины возникает вопрос — какие духи ей лучше выбрать и как ими пользоваться? Прежде всего необходимо помнить, что все духи — не одинаковы по силе запаха и стойкости. Различают 3 стадии появления запаха духов: первоначальный, основной и остаточный.

Первоначальный запах — это тот, который воспринимается в момент открытия флакона. По нему судить о духах нельзя, так как он излишне концентрированный. Истинный запах начинает проявляться через 15-20 минут после нанесения духов на одежду. Это и есть их основной запах. В зависимости от стойкости духов он может длиться 20 часов и более. Затем сила запаха ослабевает, но аромат продолжает сохраняться еще 10-15 часов. Это — остаточный запах. При оценке духов надо ориентироваться на основной запах. При суждении о стойкости духов следует иметь в виду, что обоняние обладает свойством привыкания к запаху. Поэтому нельзя ориентироваться на собственное восприятие запаха; об истинном качестве духов и силе их запаха могут судить только окружающие.

При пользовании духами важным правилом является: лучше меньше, чем больше. Рекомендуется поддушивать не одежду, а маленький кусочек шерстяной ткани или меха, пришитый к ее внутренней стороне. Под влиянием тепла тела духи испаряются и насыщают запахом все платье. Наносить духи непосредственно на кожу не следует, так как многие из них содержат бергамотное масло, вызывающее аллергию кожи и стойкую ее пигментацию.

Грубой ошибкой может явиться смешение различных ароматов: духов, одеколонов, туалетных вод, дезодорантов, пудр. Смешение это может привести к появлению общего неприятного запаха. Поэтому самое лучшее — использовать косметические средства одного названия, которые фирмы обычно выпускают в комплектах. При употреблении сильно пахнущих дезодорантов духами пользоваться уже не рекомендуется.

В Европе последнее время отдают большее предпочтение туалетной воде, которую называют "дневными духами". Аромат туалетной воды не уступает по качеству ароматам аналогичных духов, но концентрация композиций в ней меньше. За счет этого они обладают более легкими запахами.

Использование духов является завершающим штрихом в туалете женщины.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 4. Чудо-капелька, способная творить чудеса - Валеология
  3. Б.Малиновский ИСКУССТВО МАГИИ И МОГУЩЕСТВО ВЕРЫ - Религоведение
  4. Бультман Р. НОВЫЙ ЗАВЕТ И МИФОЛОГИЯ - Философия
  5. Глава 8 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - Культурология
  6. Глава 14. ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА - Культурология
  7. Глава 21 БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  8. Искусство как феномен культуры - Культурология
  9. ВАЛЕОЛОГИЯ И СОФОТЕРАПИЯ - Валеология
  10. тема V Национальные религии - Религоведение
  11. 3.1. Понятие цели воспитания - Педагогика
  12. 5.5. Становление современной дидактической системы - Педагогика
  13. 8.1. Понятие и сущность содержания образования - Педагогика
  14. I. Исторический очерк - Социология
  15. АНТИЧНА КУЛЬТУРА - Культурология
  16. § 13. Креативная валеология* и софотерапия - Валеология
  17. § 5. Искушение и валеология покаяния - Валеология
  18. § 1. Здоровье индивидуальное и популяционное - Валеология
  19. § 2. Творчество как атрибутивное свойство нормальной жизни - Валеология
  20. § 3. Лечебное голодание -рецепт для сильных духом - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999