Валеология
В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. |
§ 3. Норма, Гармония, Красота -элементы любви |
Выше описаны многочисленные попытки поисков идеальных пропорций человеческого тела. Однако созданные каноны гармоничных пропорций человеческого тела слишком абстрактны, не учитывают ряда особенностей развития организма. Пропорции человеческого тела не являются и не могут быть конкретной величиной. Они биологически зависят от возраста, пола и расы индивида. Вероятно, раз и навсегда установленного эталона и не существует. Скорее можно принять концепцию, что "эталон" мужчины конкретно воплощается в нескольких (двух или трех) условно выраженных вариантах: Геркулес, Аполлон, Мефистофель. Вымышленные мифологические фигуры отражают, хотя и с некоторой долей фантазии, реальные атрибуты человеческой природы. Геркулес — воплощение огромной человеческой силы, он словно выкован Гефестом из железа. Его фигура подобна глыбе, составленной из бугристых массивных форм. Аполлон как олицетворение гармонии привлекает своим стройным телом, он более тонко вылеплен. Мефистофель сухощав, жилист, в его облике доминирует холодная сила разума. Может быть, "совершенного" мужчину следует искать в гармоничном сочетании этих трех различных типов, поскольку в каждом из них есть нечто характерное для представителя сильного, неукротимого пола, извечного "властителя земли". Существует и несколько различных вариантов образа идеальной женщины. Ее сущность выражена в трех конкретных, созданных фантазией и эллинским гением образах — Психеи, Афродиты, Афины Паллады. Как утверждает мифология, Психея была нежнейшим, почти бесплотным существом, поэтому греческие мифы иногда наделяют ее тончайшими, блестящими крыльями бабочки. Афродита — совершенная, очаровательная зрелая женщина, она выше ростом, чем Психея, полна жизни, физического и духовного обаяния. Наконец, Афина Паллада — твердая и мужественная женщина в латах. В ее фигуре есть что-то мужское, хотя она не перестает быть подчеркнуто женственной.Это лишь один приблизительный набросок жизненного оптимума и вечной красоты человеческой внешности. Никто не может определить точные и абсолютные физические параметры идеального мужчины и идеальной женщины. Гениальные люди обычно представляют собой значительное отклонение от средней нормы определенных качеств. В них есть что-то чрезмерное, нетипичное, анормальное: в некоторых аспектах — положительное, в других — 315 Валеология красоты отрицательное. Природа не терпит отклонений (не в плане больших умственных задатков, но "недочетов" по другим линиям, с которыми они обычно связаны). Поэтому гений часто находит интимного партнера, посредственного в интеллектуальном отношении, но обладающего, видимо, другими важными для жизни качествами. Таким образом, природа восстанавливает равновесие, преодолевает (компенсирует) "недочет". Но вместе с тем она в большинстве случаев и губит колоссальную одаренность, благотворную комбинацию хромосом. Обычно дети гениев — это "нормальные", средние, иногда умственно очень ограниченные люди. Очевидно, талантливые личности обычно создают лучшее потомство. В отличие от гениальных людей они не наделены какой-то чрезмерной сверходаренностью. Истории известны талантливые, одаренные семьи, передающие свои качества из поколения в поколение. Мнения различных женщин о внешности данного мужчины, как и различных мужчин о фигуре данной женщины, часто в корне противоположны. То, что нравится одним, может отталкивать других, и наоборот. Гегель отмечал, что "для каждого его любимая является Афродитой". И такой эстетический (и сексуальный) субъективизм человека, по его мнению, оказывается "бесконечным произволом необходимости". Индивидуальные вкусы, как мужчин, так и женщин выглядят слишком дифференцированными. Это мешает обнаружить какую-то закономерность.Однако представление об эстетическом критерии неопределенно и в другом отношении: оно объективно выражает предпочтения той или иной социальной группы. Древние греки изображают идеальную женщину полной жизненных сил, с округлыми формами. Мрамор греческих скульптур кажется теплым, словно золотисто-смуглая кожа. Художники позднего средневековья и раннего Возрождения представляют идеальную женщину высокой, стройной, изящной, как целая лилия. Обычно аристократической считается изысканная, "полувоздушная" женская красота. Эта особенность эстетического критерия обусловлена характером социальных вкусов интерпретатора. Люди из низов идеализируют сильную, физически крепкую, румяную женщину, способную выполнять тяжелую работу и противостоять превратностям суровой жизни. На эту социальную обусловленность индивидуальных ценностей указывает Н.Г. Чернышевский в своем труде "Эстетические отношения искусства к действительности". И все же вопреки несомненной дифференцированности критериев в понимании идеальных качеств мужчины и'женщины существует и что-то абсолютное, неподвластное времени и взглядам отдельных социальных групп. Элементы подчеркнутой жизненности и гармоничности тела всегда производят приятное впечатление. Это субъективная оценка объективных гомеостатичес-ких измерений индивида. Н.Г. Чернышевский несколько абсолютизирует существующие социальные различия в определении "достоинств" идеальной фигуры. Он считает, что в то время как крестьянину нравится румяная, плотная, цветущая девушка, аристократ предпочитает хрупкую женщину "с маленькими ручками и ножка- 316 П Красота, здоровье и любовь: гармония радости и счастья ми", даже "с маленькими ушками". Правда, он признает, что "здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека", но сразу же добавляет, что "для светских людей бледность, болезненность, слабость, вялость, томность также имеют... достоинство красоты".Подобные извращенные вкусы и нездоровые влечения, пожалуй, не столь уж распространены и в среде аристократов, которым нравятся не только утонченные, но и розовые, пышущие здоровьем молодые женщины из простонародья. Белокожий идеал высших слоев общества эпохи феодализма также не всегда синоним худой, вялой, бледной женщины. И здесь вполне может сохраняться связь с биологической нормой. Колоритные образы мужчин, покоряющих женщин решительностью характера и атлетической внешностью, создали Дж. Лондон и Э. Хемингуэй. Сила и твердость всегда были основными характеристиками "настоящего мужчины". Напротив, изящество и нежность характеризуют "женское начало". Эта необходимая дифференциация составляет нечто вечное в красоте обоих полов.Женственную женщину привлекает сильный мужчина, но ее отталкивает грубость. Она стремится встретить силу, которая облагорожена высшей гуманностью культуры, соединена с нежностью и добротой. Она хочет, чтобы ее любимый был львом с другими и ягненком в ее присутствии. Иногда мужчина искупает свои физические недостатки силой воли. В этом отношении очень интересна биография Талейрана. Некрасивый, хромой на правую ногу, этот демон, этот холодный скептик, постоянно искушающий судьбу, этот гений лицемерия и дипломатии привлекал симпатии многих женщин, среди которых мы видим и мадам де Сталь. Даже в 50 лет он высоко котируется у прекрасного пола, как и в самую цветущую пору молодости. Несомненно, это в большой степени зависело от его положения в системе социальной иерархии. Но Талейран завоевывал женщин и обаянием своей интеллектуальной силы, холодной мужественностью и твердой волей в достижении цели, своей исключительной способностью спокойно встречать исторические бури и всегда оказываться невредимым на гребне событий. Женственную нежность и мужественную силу не следует рассматривать односторонне, только как физические свойства. Женщине импонирует не только физическая, но и интеллектуальная, нравственная сила мужчины, его волевые качества. Мужчину привлекает не только физическая нежность женщины, но и ее духовная утонченность, изящество и культура, грация и красота.В процессе выбора не всегда .полностью осуществляется данная "программа индивида". Мужчина или женщина иногда находят лишь один аспект искомого интегрального (физического и духовного) качества другого пола. Они чувствуют себя неудовлетворенными и могут при соответствующих обстоятельствах повторить свой выбор. Индивидуальные и родовые характеристики мужчины или женщины, стимулирующие появление любовного влечения, практически действуют в комплексе. Они могут соответствовать или не соответствовать идеалу. Плюсы и минусы взаимно комбинируются и создают общее целостное впечатление. 317 Валеология красоты Факторы индивидуальной "притягательности" также имеют различную природу (биологическую и социальную). Они включают: • особенности типа нервной системы (сила, уравновешенность и скорость нервных процессов); • внешние физические признаки (общее телосложение человека — рост, масса тела, пропорциональность отдельных размеров, форма частей тела, форма головы, частей лица, пигментация кожи, волос и глаз); • особенности голосовых данных (сила, тембр, высота); • общий биосоциальный признак (возрастные характеристики: биологическая — особенности облика человека и его жизнедеятельности, социальная — возрастная психология, жизненный опыт); • социальные характеристики (сословная принадлежность; социальный престиж; материальный уровень; идеологические и мировоззренческие убеждения; система нравственных норм и ценностей; эстетическая ценностная система; интеллектуальный уровень, образованность, одаренность; воспитанность, повседневное поведение при социальных контактах; одежда, внешний вид). |
Релевантная научная информация:
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
- § 3. Норма, Гармония, Красота -элементы любви - Валеология
- ЛИТЕРАТУРА - Валеология
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
- 16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса - Педагогика
- МИР ВАЛЕОЛОГИИ: ЗДОРОВЬЕ - ЛЮБОВЬ - КРАСОТА - Валеология
- Лекция 12 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕАЬТОВ - Религоведение
- Бердяев Н. А. «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА» И ПЕРЕЖИВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЭКСТАЗА - Философия
- Глава 8 ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ - Культурология
- ТЕМА 6. Мир человека как культура - Культурология
- Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
- Искусство как феномен культуры - Культурология
- Краткий терминологический словарь - Культурология
- § 3. Понятие сексуального здоровья - Валеология
- § 13. Лесбийская любовь и оральная эротика - Валеология
- § 13. Этюды восточной медицины и сексологии - Валеология
- ЛИТЕРАТУРА - Валеология
- тема V Национальные религии - Религоведение
- тема VII Возиикновепие и эволюция христианства - Религоведение
- тема XII нетрадиционные религии - Религоведение