Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 8.
Внутренняя связь красоты, здоровья и творчества: креативная валеология
Дисимметрия является ведущей в процессе развития. Формируя напряженность в системе, она через эту напряженность дает импульс движения системы к новому состоянию симметрии и гармонии. Жизнь — адаптация, предстает как противоречивый процесс единства напряженности — стресса и ненапряженности, расслабления, творчества, созидания и разрушения, согласования и рассогласования взаимодействий с окружающей средой. Рассогласование организма с внешней средой — ведущая сторона жизни как адаптации. Это и естественно, так как творчество нарушает устойчивость, согласование с окружающей средой. Поисковая активность есть выход системной напряженности организма, сопровождающийся переходом в новые состояния, гармонии.

Здоровье выступает нормой жизни, воплощающей эту волновую, циклическую гармонию жизни. Красота есть психофизиологическое ощущение гар-

325

Валеология красоты

монии и соответственно постоянный спутник здоровья: красота и здоровье едины, так как и то и другое является отражением системной динамической гармонии жшни и мира.

Динамические гармония и симметрия включают в себя как частный случай статические гармонию и симметрию. В динамические гармонию и симметрию входят и дисгармония, и дисимметрия как ведущие и преодолеваемые в развитии состояния в процессе циклического, волнового движения.

"Болезни" систем есть частные, разрушающие изменения, имеющие форму патологии в развитии и служащие импульсами для поиска "траекторий" возврата к норме.

Они в этом плане есть системные "микросмерти". Творчество олицетворяет свободу выбора в развитии на системном уровне в рамках той экологической ниши, которая формируется в процессе развития систем. Поэтому творчество — основа "системного здоровья " как нормы функционирования и развития, а потому оно фундаментально связано с красотой. Но творчество — это будущетворение. Поэтому красота — это не только субъективная мера гармонии и симметрии здесь и теперь, но и здесь и в будущем. Красота — залог будущего, поскольку она информирует нас о здоровье среды и нас самих.

Организация пространств, в которых мы живем, генерируя циклику процессов, развертывающихся в этих пространствах, выступает гармонизатором или дисгармонизатором биологических, физиологических и психических процессов в организме различной деятельности. Вся информационная пирамида организма и вся пирамида творчества подсистем организма начинает резонировать на структуру и структуру внешней среды.

Рядом исследователей показано, что акустическая среда, специальным образом организованная, выступая гармонизатором по отношению к организму человека, начинает лечить его "болезни", возвращать "здоровье". Оказывается, органы человека в здоровом организме, будучи гармонизированы друг с другом в своем акустически-колебательном режиме, если их озвучить, — поют "мелодию": здоровье — "поющее тело".

Мелодия — это звуковой образ системной динамической гармонии и симметрии, отражающий движение системы как целого. "Мелодия организма" — это звучание в среде системно-здорового, красивого организма. Она отражает определенный уровень синхронизации и согласования волновых процессов функционирования и развития в организме как целом. Любые болезни организма раскрываются как определенные диссонансы вследствие возникновения разбалансировки, десинхронизации колебательного процесса больного органа с остальными процессами. Причины разбалансировки могут быть разные, в том числе и связанные с вхождением какой-либо части целого организма в резонанс с определенным циклозадатчиком среды (например, вибрационные воздействия ряда вредных технологических процессов могут вызывать цирроз печени и заболевание почек).

Один из таких вредных акустических процессов поставляет рок-культура в музыке.

Многие произведения этого направления выступают резонаторами-инициаторами заболеваний и психических, и соматических, инициируя в орга-

326

п

Красота, здоровье и любовь: гармония радости и счастья

низме ритмические диссонансы и через них соответствующие болезни (в зависимости от распределения собственных частот органов организма человека и их подсистем).

Интересно признание известной английской рок-звезды — певца и музыканта Дэвида Боуи в автобиографической книге "Боуи — о себе" (1988): "Много рок-н-ролла — это оглупление и разрушение.

Рок — всегда дьявольская музыка. И вы не сможете переубедить меня, что это не так". Истина в том, что это не только разрушение интеллекта (оглупление), но и разрушение физиологическое, нарушающее "мелодию" функционирования организма.

Религиозный общественный деятель Жан-Поль Режимбал (1988), руководитель ряда программ канадского радио, основатель Центра Павла IV, занятого евангелизацией молодежи от 15 до 25 лет, специалист по криминальной психиатрии, бьет тревогу по поводу рок-н-ролла как "планетарной антикультуры". В его работе обобщены результаты исследований разрушительно-биологического воздействия рок-н-ролла на организм и психогенную организацию человека. Зафиксировано увеличение сердечно-сосудистых заболеваний и расстройств обмена веществ в организме. Использование световой ритмики с помощью лазерных лучей вызывало необратимые разрушения у некоторых участников концертов рок-музыки.

Известный терапевт Адам Книет в отчете о проведенном им десятилетнем исследовании, посвященном действию рок-музыки, пишет: "Основная проблема действия рок-музыки на пациентов, которыми я занимался, вне всякого сомнения, вытекает из уровня ее шума (добавим: и определенного уровня аритмии и дисгармонии, резких диссонансовых абиологичных переходов такой рок-музыки), который вызывает озлобленность, истощение, нарциссизм, панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое заболевание. Рок... это наркотик, отравляющий жизнь нашей молодежи, более смертоносный, чем героин".

Приведем 10 психологических разрушений, которые, по мнению Режим-баля, еще более опасны, чем физиологические разрушения (эти 10 типов разрушений являются обобщением многочисленных медицинских и психиатрических анализов).

1. Изменения эмоциональных реакций, связанных со стремлением к неконтролируемому насилию.

2. Как сознательная, так и рефлекторная утрата способности к сосредоточению.

3. Заметное ослабление контроля над умственной деятельностью и волей, испытывающих действие подсознательных импульсов.

4.

Нервно-чувственное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации.

5. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мускульной координации.

6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в тупицу или робота.

327

Валеология красоты

7. Депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно при сочетании музыки с наркотиками.

8. Склонность к тяжкому преступлению и самоубийству, значительно усиливающаяся при повседневном и продолжительном слушании рок-музыки.

9. Самоизувечивание, особенно на больших сборищах.

10. Необузданные порывы к разрушению, вандализму и мятежу после концертов и фестивалей рока.

Подводя итог антикультурной рок-революции на земле, Режимбаль отмечает: "...За 30 лет существования рок-н-ролла молодежь переживает беспрецедентную моральную и социальную деградацию". Разворачивается эколого-че-ловеческая катастрофа планетарного масштаба, отражающая угрожающие размеры нравственного загрязнения молодежи. А как гласит старая поговорка: "Разложите молодежь — и вы погубите нацию". Здесь специально уделено такое большое внимание рок-эпидемии в мировой культуре (а ее волна очень сильна в настоящее время в нашей стране), чтобы еще раз подчеркнуть глубокую связь онтологического творчества и гармонии жизни.

Разрушая гармонию жизни через дисгармоническое воздействие на все этажи биологической и информационно-энергетической организации психосоматики человека, рок-музыка разрушает творческий потенциал личности. Мы уже неоднократно подчеркивали мысль, которая проходит нитью Ариадны через все концептуальные построения креативной валеологии, — мысль о фундаментальной связи творчества, жизни и здоровья. Творчество пронизывает жизнь начиная от творчества, выполняемого сознанием и подсознанием человека, и кончая его клеточным и субклеточным уровнем. Творчество — основа жизни и сама жизнь. Оно — внутренний механизм информационного метаболизма, генератор разнообразия созидания. Здоровье — норма жизни.

И когда такие внешние циклозадатчики, как рок-музыка, глубоко дисгармонизируют циклическую организацию психосоматики организма, выводя ее отклонения за разрешенные организмом как системой организмической целостности пределы, вместе с разрушительными нарушениями психосоматики осуществляются опустошающие разрушения в креативности человека, превращающие личность в тупицу или робота. Задумаемся над этим. "Красота спасет мир" — эти слова Достоевского — набат перед смертельной опасностью для жизни человека, которую несет в себе так называемая рок-культура, которую по ее экологическому статусу следует называть антикультурой современного человечества.

Небезобидной оказывается и геометрия архитектуры наших городов, улиц, домов, интерьеров комнат, быта. Она может быть ближе к геометрии живого, а может и отстоять дальше от этой геометрии. Выступая циклозадатчи-ком соответствующих жизненных процессов, такая архитектура оказывает влияние на жизнь человека, обеспечивая здоровье и творчество или понижая и то, и другое.

Циклическая природа функционирования организма (биоритмы различного масштаба) требует отказа от эвклидовой архитектоники организации пространства городов (прямые улицы, параллелепипедные дома), которая проти-

328

П

Красота, здоровье и любовь: гармония радости и счастья

востоит, не совмещается с живой организацией процессов в человеке, выступает абиологическим циклозадатчиком, формируемым таким гетеропростран-ством надсистемы — города. В этом плане более биологичной является криволинейная, топологическая архитектоника (с неклассической геометрией Лобачевского — Римана), подчиняющаяся законам золотого сечения и золотого вур-фа. Такой, очевидно более биологичной, была организация пространства в древнерусских городах. Какими доминантами красоты в градостроительной застройке выступают купола церквей и абрисы колоколен! Как притягивают наш взор гениальная кривизна стрелки Васильевского острова и изломанная линия краснокирпичных и серогранитных стен Петропавловской крепости в Сан кт-Петербу рге!

При такой организации геометрии пространства жизни человека само его постижение и освоение разворачивается как волновой процесс творчества.

В движении по маршрутам такой городской застройки осуществляется познание тайны пространства как тайны будущей картины пространства: "там за углом", "там за поворотом". Горизонт приближен к человеку, очеловечен и раскрывается циклически по мере движения по такому пространству. Гармония среды, пропущенная через законы восприятия человека (зрительный, слуховой, вкусовой и другие чувственные анализаторы и рецепторы), дает человеку сигналы о человеческой, витальной красоте создаваемых им систем и комплексов, или о нечеловеческой, антибиологйческой красоте, которая в истинном ее понимании есть псевдокрасота.

Творчество, таким образом, будучи процессом будущетворения, частью жизни как волнового адаптационного процесса, является и носителем красоты, и ее созидателем. В последнем смысле красота выступает критерием органичности результатов творчества и с позиций их соответствия человеку, и с позиций их соответствия природе. Дисгармонизация коэволюции человека и природы может привести к гибели человека как биологического вида (это произойдет, если он переступит границы ниши свободы, определяемые биосферой земли, если он в своей свободе выбора выйдет за границы своей биосферно-эволюционной несвободы).

Критерий красоты — это критерий единства внешнего и внутреннего совершенства создаваемых проектов и теорий, обеспечивающий преодоление в процессе эволюции несогласованностеи творчества человека и творчества природы. "Красота спасет мир", если человек будет следовать законам красоты. Это означает, что он будет следовать законам добра и гармонического творчества, творчества, соединяющего творчество человека с творчеством природы, а не противостоящего ему, дополняющего это творчество с позиций творимого разнообразия, а не опустошающего то, что наработано в течение долгой эволюции сущего. Здесь творчество человека соприкасается с творчеством Бога.

Такая близость творчества и красоты характерна для воззрений Н.К. Рериха. Для характеризации этого единства он использует понятия "светлого", "прекрасного". Он пишет о прекрасном творчестве, о светоносном творчестве. Красота, прекрасное — неотъемлемые компоненты качества в рериховском понимании. Глубокой мыслью проникнуты слова Николая Константиновича:

329

Валеология красоты

"Культура, как тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многогранном творчестве. Творчество же, в существе своем, при единстве мировых законов, всегда свободно, покоясь лишь на сознательной дисциплине" ("Привет нашим обществам культуры"). Подчеркнем: "...при единстве мировых законов...".

Красота — это освоенное целым разнообразие, это динамическое равновесие разнообразия, это закон "здорового" целого, т.е. развивающейся и имеющей будущее целостности. Как мера — она есть мера динамической гармонии и симметрии, мера "нормы" развития бытия. Как субъективная мера она подчиняется законам психологического (и физиологического) восприятия мира человеком.

Однако в законах движения этой субъективной меры закодирована объективность жизни как таковой, ее направленность на динамическое равновесие с окружающей средой. На уровне информационных метаболизма и эволюции через красоту закодированы процессы жизни как волновой адаптации, как процесса онтологического творчества, обеспечивающих повышение уровня прогностичности и проективности поведения живых систем, как процесса здоровья. Красота с этих позиций — информационный сигнал о гармонизации взаимодействия двух системных наследственных механизмов — через подмир и через надмир — в системном развитии. Уродство — отражения отклонений в гармонизации развития, информационные сигналы о возможной гибели. Так как динамические гармония и симметрия включают в себя дисгармонию и дисимметрию, так красота включает в себя "уродство", отклонения от идеальных симметрии.

Таким образом, красота является выражением системного здоровья, совершенства. С этих позиций красота, здоровье, творчество едины: творчество, здоровье, радость и счастье образуют единство, отражающее устремленность жизни, развитие в будущее. Поэтому культура радости и счастья связаны глубинными связями с культурой красоты. Это очень важный вывод, позволяющий понять законы обучения, воспитания и образования людей (особо — молодежи).

Эстетическая педагогика и педагогическая валеология невозможны без креативной и эвдемической и наоборот. Теперь можно снова вернуться к мысли о роли красоты и радости в раннем воспитании детей. Приобщение к красоте не может ограничиться созерцанием творений природы, оно требует сотворчества и с природой, и с другими детьми, учителем. В этом плане музыка, живопись, хоровое пение — наиболее доступные для школы и наиболее простые с позицией сотворческого постижения красоты.

Человек, приобщенный к красоте с раннего детства, как показывают исследования, не может работать некачественно, плохо. Отсюда и экономический эффект от эстетической педагогики. Мы много говорим о различных капиталоемких направлениях повышения качества образования в стране: компьютеризация обучения, обучение труду в современных технологических комплексах. Но есть одно намного менее капиталоемкое и, может быть, самое эффективное направление — это широкое введение эстетической педагогики, на-

330

it

Красота, здоровье и любовь: гармония радости и счастья

чиная с детских яслей и садов, школ и кончая вузами и институтами повышения квалификации кадров и подготовки менеджеров.

Сейчас в публицистике широко распространена критика прежней формулы "экономика должна быть экономной". Если иметь в виду широкий контекст этой формулы и под экономикой понимать общественное производство, то это так и должно быть. Законы экономии как законы оптимальности являются сквозными законами развития и для природы, и для общества (закон минимизации действия Мопертюи, принцип Ле-Шателье, закон экономии рабочего времени, закон минимизации психологического напряжения, второй закон термодинамики). Но в самой формуле заложена явная смысловая тавтология, и именно она на уровне бытового сознания является предметом критики.

Но вот куда менее наглядно на уровне бытового сознания и, следовательно, более эвристично звучала бы формула "экономика должна быть эстетической".

Все безобразия жизни, закрепленные в архитектуре городов, планировке улиц, в функциональной дисгармонии социального обеспечения и бытового обслуживания свидетельствуют о расхитительных экономических процессах, нарушениях единства индустриальной технологии и жизни. И здесь красота, эстетические критерии являются отражением экономического и социального здоровья или нездоровья.

Культура красоты включает в себя экономическую и социальную культуру так же, как и эстетическую экономику, эстетическую социологию и эстетическую педагогику. Сегодня перед наукой правильно ставится задача: найти адекватный общий способ пропорционализации и гармонизации производства и других социальных структур. Обеспечение красоты на осознанном и неосознанном уровнях человеческого освоения действительности — та миссия, которую должна взять на себя культура красоты, и тот механизм пропорционализации и гармонизации, потребность в котором выдвигается современной жизнью.

Радость, счастье как чувства, подкрепляющие устремленность в будущее творчества, немыслимы без красоты. Надо писать о законах красоты как законах организации, ритмически-цикловой организации мира, жизни вообще и жизни человека в частности. Но ранее было показано, что само творчество как процесс подчиняется законам системогенетики, в частности законам креативно-стереотипной волны и формальнологическо-эмоциональной волны. Поэтому законы красоты пронизывают самость творчества. Творчество как процесс гармонического развития человека и природы красиво по своей сути. Это и имел в виду Н.К. Рерих, говоря о прекрасном творчестве.

Таким образом, радость — счастье — красота могут рассматриваться как триадное основание культур радости и красоты, которые в своем единстве разворачиваются как основания жизни в форме волны творчества и творчества в форме бытийного основания жизни.

Н.А. Бердяев в работе "Смысл истории" (1990) отмечал, что "в этом мире невозможно достижение совершенных форм, тех совершенных форм, которых на вершине своей удалось достигнуть эллинскому миру, который создал образ

331

Валеология красоты

земного эдема, совершенной красоты земной жизни... это было возможно всего только раз во всемирной истории".

Экологический императив, который требует от человеческой цивилизации в условиях взрыва ее энергетической мощи нахождения гармонии между творчеством человека и творчеством природы, формирования гармоничного социо-природного развития, может рассматриваться и как императив красоты жизни в ее высшем объективном значении. Возврата к эллинской гармонии природы и общества нет, так как прошлое невозвратимо. Но необходимость создания новой гармонии в условиях современного научно-технического и социально-экономического прогресса между природой и обществом, между человеческой мыслью как силой планетарного масштаба и биосферой приобретает именно статус императива, игнорирование которого человечество приведет к гибели. Развернутое концептуальное обоснование этого императива и составляет содержание учения о ноосфере В.И. Вернадского, в котором осуществляется синтез социального творчества и здоровья. Поэтому, отталкиваясь от последней мысли Н.А. Бердяева, хочется высказать оптимистическую мысль: если такая совершенная гармония уже оказалась возможной во всемирной истории (пусть и один раз), то, значит, нет никаких препятствий, чтобы на новом качественном этапе всемирной истории добиться ее во второй раз. В этом и состоит ноосферный этап развития человека и общества. На этой оптимистической ноте мы и закончим размышления о культуре красоты, радости и здоровья.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 8. Внутренняя связь красоты, здоровья и творчества: креативная валеология - Валеология
  3. § 7. Креативная психотерапия - Валеология
  4. ВАЛЕОЛОГИЯ И СОФОТЕРАПИЯ - Валеология
  5. 18.1. Понятие метода воспитания - Педагогика
  6. ТЕМА 6. Мир человека как культура - Культурология
  7. Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
  8. Мир человека как культура - Культурология
  9. Искусство как феномен культуры - Культурология
  10. § 4. Красота, радость и счастье: сотвори их сам - Валеология
  11. § 5. Эвдемоническая педагогика и валеология - Валеология
  12. § 11. Здоровье как свобода и ценность жизни - Валеология
  13. § 2. Обучение здоровые: педагогика и валеология - Валеология
  14. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  15. 2.3. Логика педагогического исследования - Педагогика
  16. 5.5. Становление современной дидактической системы - Педагогика
  17. 15.1. Характеристика закономерностей воспитания - Педагогика
  18. 16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса - Педагогика
  19. Обсуждение тезисов - Социология
  20. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999