Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 2.
Физиология и психология: психосоматический детерминизм
Сущность человека не следует отождествлять с его биосоциальной структурой. Человек как биосоциальная структура включает в себя две основные подструктуры — биологическую (организм) и социальную (личность). Личность — понятие социально-биологическое, организм — биологически-социальное.

Гиперемия щек — это физиология, но чувства человеческого стыда или совести по своей природе и содержанию социальны. При этом между социальным содержанием и его "физиологическим эквивалентом" нет однозначного соответствия: кто не знает, что есть особи, которые могут врать не краснея и краснеть, говоря чистейшую правду. Смех и слезы человека — по механизму физиологичны (биологичны), но по своей сущности — они социальны: смеяться и плакать может только человек, но слезы страданий могут быть и у животных. Не будем унижать братьев меньших и будем к ним по-человечески "зверолюбивыми". Когда речь идет о великом чувстве любви к Отечеству, нашей истории, о великой соборности людей, о нашем будущем, о великих духовных идеалах и социальных целях, о научном или художественном творчес-

104

Эмотивная валеология и психоэнергетика человека

тве, то "физиологический подстрочник" мало что нам дает для чтения и понимания "социального оригинала", для понимания их социальной сущности. Когда человек слушает музыку, смотрит на картину великого художника, читает интересную книгу или пишет письмо любимой, то ничто из этих действий невозможно без физиологии, без его высшей нервной деятельности.

Но физиология — только биологическая основа и необходимое условие для возникновения духовных процессов. Все человеческие помыслы и желания, поступки и действия невозможны без физиологии высшей нервной деятельности. Каждое чувство и каждая мысль человека связаны с физиологией. На этом стоит психологический детерминизм и современная психоневрология. Человеческая психика социальна лишь по своему содержанию, по своей сущности, по содержанию своей мысли. Она не может быть сведена к биологическим законам функционирования мозга, к физиологической секреции, хотя без них и невозможна.

Ю.А. Андреев в книге "Три кита здоровья" (1991) отмечает, что наш мозг — это грандиозная эндокринная железа, вырабатывающая более пятисот различных гормонов, которые централизованно руководят работой всех наших органов и систем. Любая эмоция сопровождается выделением тех или иных гормонов, которые влияют на процессы в организме — положительно или отрицательно.

Был проведен опыт. Группу крыс заражают определенным заболеванием, а затем животных периодически подвергают стрессам и наблюдают за развитием болезни у них. Оказалось, что у некоторых животных состояние ухудшалось, у других же появлялись все признаки улучшения. В чем тут дело? Ключ к пониманию этой загадки дало поведение животных. Если во время эксперимента в ответ на стресс животное стремилось изменить возникшие условия — кусалось, царапало клетку, набрасывалось на исследователя, предпринимало активные попытки убежать или сорвать электрод, то в таких случаях патологический процесс в организме замедлялся. И наоборот, если животное забивалось в угол клетки и не делало никаких попыток избавиться от неудобств, тогда все патологические процессы в организме расцветали махровым цветом и иногда даже приводили животных к гибели. Следовательно, наличие активного поиска изменения ситуации пробуждало в организме такие эмоции, которые, в свою очередь, мобилизовали резервы здоровья. Пассивно-оборонительная же позиция, отказ от поиска был связан с ростом разрушительных сил в организме.

Чтобы не создалось впечатления, будто высказанные соображения касаются лишь четырехногих подопытных животных, Ю.

Андреев приводит данные симпозиума по проблемам старения, состоявшегося во Флоренции в 1987 году.
Как сообщала итальянская газета "Стампа", на симпозиуме представители различных областей знания убедительно показали, что работа нашего мозга, носящая психонейроэндокринный характер, стимулирует так или иначе деятельность организма в целом. И следовательно, депрессия, апатическое состояние ведут к ухудшению здоровья, активный же собственный поиск средств выздоровления — это, напротив, верный его помощник.

105

Психическое здоровье человека

Знание этой глубокой внутренней взаимосвязи позволяет уяснить основу того удивительного парадокса, с которым сталкивался (и втайне ему удивлялся) практически каждый из нас: оказывается, долгожителями сплошь да рядом являются люди трудной судьбы, жизнью битые-перебитые, пропущенные через все возможные жернова несчастий, а те, кто жил тихо и благополучно, столь же тихо и благополучно покидают сей мир в сроки, цивилизованного человека недостойные.

Вряд ли кто-либо из тех, кто интересуется проблемами восстановления здоровья, не знает трагической и в то же время героической истории возрождения жизни нашего замечательного штангиста, олимпийского чемпиона, ныне писателя Юрия Власова. Очень много для выздоровления дали ему воодушевляющие его формулы активного самовнушения, настрой на преодоление болезни и на победу. "Презрение к срывам — это безграничная вера в себя, которая порождает могучие психические процессы, а за ними здоровую деятельность организма. Это готовность духа к любым испытаниям. И все это называется "искусство жить", — так заключает биографическую повесть, многозначительно названную "Формула мужества", Юрий Власов (1987). Мы уверены, что и всемирно известный подвиг Валентина Дикуля, вернувшегося из полной инвалидности к рекордным выступлениям в цирке, подтверждает эту формулу. Безусловно, энергия именно духа была главной причиной того, что Николай Николаевич Ломтев, директор детского комбината, который бросился спасать тонувшего и раскрошил себе шейный позвонок, также преодолел свою полную неподвижность.

А разве не воля, не характер спасли Людмилу Рогову, которая заболела неизлечимой по приговору медицины болезнью — рассеянным склерозом в возрасте двадцати лет? Никакой методики борьбы с этим заболеванием у медицины до сих пор нет. Можно сказать, что Людмила победила недуг за счет волевого его преодоления. Да, помог, правда, и экстремальный случай: ей пришлось подняться, чтобы погасить огонь на газовой плите, иначе произошло бы несчастье. "Я вдруг почувствовала силу. Смогла приподнять себя и сбросить с кровати. Боли не ощутила, хотя расшиблась очень. На кухне как-то сумела взобраться на стул, стоявший возле плиты, зубами повернула переключатель газа, потом поползла обратно". Так она убедилась в своих возможностях, поверила, что ходить будет. А далее формула нам известна: неимоверная усталость, труд до изнеможения и удивительная победа, подтверждающая, что сила духа и возможности человеческого организма действительно безграничны.

Сегодня и официальная медицина поворачивается к человеку не как к сумме анализов, полученных из различных разрозненных органов или систем, но как к некоей целостности, объединенной и руководимой психикой, чья живая целенаправленная энергия способна содействовать выздоровлению человека. Вот одно сообщение: на вершину Монблана совершено восхождение группой японских граждан, болеющих тяжелыми раковыми заболеваниями. Инициатором этого необычного похода стал токийский врач Итами. Его концепция заключается в том, что больные раком должны стать для себя первыми лекарями, что именно они прежде всего должны мобилизовать для выздоровления

106

Эмотивная валеология и психоэнергетика человека

все резервы содержащихся в них нравственных и физических сил. Согласно концепции Итами, больной должен поставить перед собой максимально трудную задачу и добиться ее решения. Подобное целеполагание предполагает самую высокую степень моральной, психологической и физической мобилизации больного. Поставив перед собой действительно труднодостижимую цель, отважная семерка как будто бы безнадежных больных дважды совершила восхождение на высоту 3776 м.

Поистине: определение жизни как "формы существования белковых тел" (Ф. Энгельс) для человека явно недостаточно. Жизнь человека — это форма существования одухотворенной материи, и человек жив до тех пор, пока он способен активизировать сому (тело) своим духом.

Воздействуя на "физиологические механизмы" человеческой психики, врач тем самым воздействует и на психику. Психофармакология раскрыла нам много тайн. Если больной взволнован предстоящей операцией, то врач может успокоить его не только словесно-психотерапевтически, но и успокаивающими лекарственными средствами. Приняв снотворное, трудно заставить себя бодрствовать или вникать в смысл читаемой книги, а чашка крепкого кофе может преодолеть чувство усталости. Но эти стимуляторы не являются носителями информации, и даже выпив ведро кофе или зеленого чая (если они есть у вас), мы не будем лучше знать ни того, что происходит в мире, ни того, что происходит в стране...

Существует многовековая философская традиция, которая выводит моральные свойства и качества человека из его природы, из его биологических и психических особенностей. Уже древнегреческий мыслитель Демокрит считал, что истоки нравственных качеств лежат в свойственном человеку как живому существу стремлении к удовольствиям. Существовала также точка зрения, пытавшаяся нравственно дискредитировать естественную человеческую основу. От ученика Сократа Антисфена, утверждавшего, что "лучше сойти с ума, чем наслаждаться", до философа-материалиста XVII века Т. Гоббса, охарактеризовавшего естественное состояние человека, как "войну всех против всех", тянется единая нить рассуждений, согласно которым нравственность выступает в качестве способа обуздания эгоистических природных склонностей человека. При всем различии учений, объявляющих человека от природы добрым или злым, между ними существует принципиальное сходство. Они связывают нравственность со свойствами индивида как природного существа, с его биопсихической сущностью. Нравственные качества человека не только социальны, но и биологически детерминированы. В этом заключается смысл современной биоэтики.

Натуралистическое обоснование нравственности не может быть пока оценено однозначно. Рассмотренное в своем реальном содержании, оно является, конечно, проблемным: все детерминирует биология человека. Но в контексте историко-философского знания по своим мировоззренческим функциям оно имеет определенное позитивное значение. Этот подход был направлен против ханжеско-мистического обоснования морали, ориентировал этику на изучение реальных фактов человеческой жизнедеятельности.

107

Психическое здоровье человека

Известно утверждение ряда ученых, что существуют генетические основы нравственно-духовных качеств человека. Отсюда делался вывод, будто генная инженерия (целенаправленный контроль над воспроизводством людей) в принципе может стать действенным методом разрешения чуть ли не всех моральных проблем. Это мнение пока остается скорее постулатом и гипотезой, чем выводом, основанным на эксперименте или на научном анализе всех фактов. Поэтому оно вызывает энергичный отпор со стороны ряда ортодоксальных психосоциологов, которые полагают, что духовное, моральное содержание человеческой личности относится к надбиологической сфере, что оно не зафиксировано в генах и неподвластно законам генетической эволюции. Но кто это доказал достоверно? Пока у нас в этом вопросе опыт и исторически и биологически ограничен. Возможно, генетика будущего сделает совершенно другие, более достоверные выводы. Человек никогда не перестанет быть биологическим существом, а в его биологии еще многое неизвестно.

Биологическое начало никогда не исчезнет в человеке, как не исчезнут и простые радости его бытия, связанные с удовлетворением элементарных жизненных потребностей: хорошая пища, чистый воздух, потребность в общении и любви. В этих радостях нет ничего плохого, хотя и не только в них смысл человеческой жизни. Человек живет не для того, чтобы есть, пить и размножаться, наоборот, он ест, пьет и размножается для того, чтобы жить, стремиться к осуществлению своих социальных целей и духовных идеалов. Но простые радости бытия — от свежего воздуха, вкусной пищи, крепкого здоровья, силы, бодрости, радость материнства и отцовства — навсегда останутся с человеком. Человеку должно быть присуще все, что свойственно живому.

Широко известными являются влияния психической, психоэмоциональной сферы на человеческое тело (сому), на нормальную и патологическую жизнедеятельность. Психическое, его регуляторная функция характеризуется всеобщим влиянием на физиологические (нормальные и патологические) отправления организма.

Интимные механизмы воздействия психического на сому сложны. Кое-что, а может быть и многое, можно объяснить учением И.П. Павлова об условных рефлексах, о воздействии коры головного мозга на жизненно важные функции. Многое, но не все: основное в воздействии психического на соматическое зависит и от социальной сущности человека, а не только от его биологических факторов.

Психика человека — продукт не только мозга, но и исторического развития. Лошади испанцев вызывали шок у индейцев Нового Света, впервые увидевших лошадей, а летящий самолет и бегущий по рельсам паровоз оказывали парализующее воздействие на индейцев США даже не такой уж далекой эпохи. Действие психического во многом зависит от исторической эпохи, от исторического развития личности, от его представлений о природе и обществе, от социальной сущности самого человека, его культурного уровня, его социального бытия. В раскрытии этого — несомненная заслуга материалистов.

Важнейшей задачей науки является изучение механизмов возникновения и осуществления переживаний как реальной жизни субъекта.

108

Эмотивная валеология и психоэнергетика человека

Психологи выделяют три группы факторов, отражающихся на нашем восприятии и понимании людей: особенности того, кого мы воспринимаем; особенности того, кто воспринимает; ситуация общения. К первой группе относится прежде всего эстетическая привлекательность человека, важной характеристикой которой является физическая красота. Отношение к человеку как к личности на начальной стадии знакомства большинство людей строят на основе внешних данных, приписывая красивым людям положительные качества (добрый, чуткий), а некрасивым — отрицательные (злой, грубый). Вместе с тем нередки случаи, когда внешность воспринимаемого кажется привлекательной, симпатичной не в силу физической красоты, а в силу обаяния, которое состоит в приятном, добром, веселом выражении лица, манере смотреть, говорить, ходить, то есть в экспрессии человека. Опора на экспрессию порождает более правильное отношение к человеку, так как экспрессия связана с особенностями личности функционально. Если человек много смеется, общителен, дружелюбен или, наоборот, много злится, завидует, страдает, то в силу часто повторяющихся эмоциональных переживаний у него формируется характерное выражение лица, свидетельствующее о доминирующих состояниях и особенностях личности. На создание первого впечатления о человеке оказывает влияние и его эстетический вкус, который проявляется в применении косметики, украшениях, прическе, одежде. Важна и манера одеваться (аккуратно или неряшливо, элегантно или уныло, уместно или экстравагантно), что характеризует личность, ее вкусы, отношение к себе и другим, уровень притязаний, самооценку. Первое впечатление о человеке, основанное на восприятии его внешности, экспрессии, манере поведения, формирует общее отношение к нему (нравится или не нравится) и влияет на понимание человека как личности, особенностей его свойств, качеств, мотивов поведения, то есть на социально-психологическую интерпретацию личности.

В основе социально-психологической характеристики воспринимаемого человека лежит механизм сравнения его с собой или с другими людьми, опыт общения с которыми был в прошлом (идентификация, стереотипизация). В процессе восприятия одним человеком другого происходит сравнение его внешности, особенностей поведения с теми эталонами, которые хранятся у нас в памяти. Сам процесс сличения протекает на бессознательном уровне, в результате устанавливается тождество, подобие, сходство, которое как бы включает определенный эталон или стереотип, и человек начинает извлекать из них качества и приписывать их воспринимаемому субъекту. Сравнение человека с фиксированными стереотипами, носящими характер устоявшихся суждений (типа "двоечник", "преступник", "отличник"), препятствует учету многообразия личностных качеств человека, а также их непрерывного развития, изменчивости и приводит к неадекватной оценке. Неудивительно, что наше мнение о человеке нередко бывает ошибочным, так как, основываясь на поведении человека в одной ситуации, мы прогнозируем его поведение во многих других ситуациях и продолжаем в нем видеть то, что хотим.

Люди приписывают другим не только личностные качества, но и эмоциональные состояния, цели, мотивы общения. Так как между поведением чело-

109

Психическое здоровье человека

века и потребностями, мотивами нет однозначной связи (то есть разные потребности могут вызывать одинаковое поведение), это вносит дополнительные сложности в понимании другого человека. В общение мы вступаем для удовлетворения целого ряда потребностей:

• в познании, когда через другого человека мы уточняем свои знания, представления о чем-то, познаем других и себя;

• в эмоциональных контактах для устранения дискомфорта одиночества, в безопасности, снятии напряжения, тревоги;

• в покровительстве или заботе о других, которая проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь;

• в получении помощи;

• в самовыражении, признании, одобрении и самоутверждении;

• в доминировании, использовании власти, во влиянии на образ мыслей, установки, поведение других людей.

Культура мышления предполагает умение осознать свои потребности, мотивы, цели общения и познать их у партнера, то есть ответить на вопросы: "Чего хочет от меня этот человек?", "Ради чего я поддерживаю с ним общение?", "Какого рода удовлетворение получаем я и он?". Это поможет осознать внутренние мотивы общения и в какой-то степени устранить ошибки, ведущие к затруднениям в процессе взаимодействия с другими людьми. Неадекватное понимание потребностей, мотивов, целей общения дезорганизует взаимодействие людей. Если, например, человек считает, что собеседник хочет оказать ему помощь, а на самом деле он стремится лишь показать свою эрудицию или получить помощь сам, то возникает напряженность и неудовлетворенность общением вследствие того, что человек ошибается, приписывая альтруистические цели своему собеседнику.

В подобной ситуации он должен или поменять мотивы общения, согласившись со стремлением партнера к самоутверждению, или отказаться от общения. В противном случае может возникнуть конфликт. Осознание потребностей, мотивов, целей общения, их гибкая динамика способствуют устранению напряженности в общении. Очень важно постоянно контролировать свои потребности, удовлетворяемые в общении. Чрезмерная потребность в самоутверждении, например, может сделать человека смешным и странным в глазах других. Приписывая мотивы общения другим людям, желательно удостовериться, согласуются ли они с реальным поведением, а в случае необходимости попытаться установить другие мотивы, но не навязывать человеку свою мотивацию и свои шаблоны общения. Искусство общения должно полностью исключать тактику "силового давления", навязывания чужого мнения, так как это порождает в ответ защитное поведение партнера и приводит к отчуждению.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 2. Физиология и психология: психосоматический детерминизм - Валеология
  3. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  4. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  5. 1.3. Структура педагогической науки - Педагогика
  6. I. Исторический очерк - Социология
  7. § 6. Адаптивный потенциал конституции: физиология и психология здоровья - Валеология
  8. Глава 16. НАУКА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - Культурология
  9. ТЕМА 9. Техника как социокулътурное явление - Культурология
  10. Краткий терминологический словарь - Культурология
  11. § 1. Нормология и валеология человека - Валеология
  12. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  13. ВАЛЕОЛОГИЯ И СОФОТЕРАПИЯ - Валеология
  14. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  15. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
  16. 2.3. Логика педагогического исследования - Педагогика
  17. 5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав - Педагогика
  18. 20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию - Педагогика
  19. II. Разделы социологии: частные социальные науки - Социология
  20. III. Социологический метод - Социология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999