Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 5.
Эмотивная валеология:

культура эмоций и психическое здоровье

человека

Передавая знания из поколения в поколение, человек создает культуру. Активность познавательного процесса — процесса отражения материального мира в сознании человека проявляется, во-первых, в активном выборе объекта познания, диктуемом человеку ближними или отдаленными практическими интересами; во-вторых, в творческом использовании результатов познания.
Функцией отражательной способности в живой природе является приспособление к внешним условиям, а субстратом ее у человека и высокоорганизованных животных служит нервная система с ее интегрирующим центром — головным мозгом. Результатом деятельности нервной системы может быть формирование как отдельных актов обмена веществ, так и различных форм поведения организма — от самых простых до самых сложных. Сознание — это не только процесс познания, результатом которого является знание, но и переживание познаваемого, известная оценка вещей, свойств и отношений. Без эмоциональных переживаний невозможно то или иное отношение к миру, поскольку без эмоций никогда не было поисков истины.

В связи с этим представляется небезынтересной попытка анализа роли эмоций в формировании принципов поведения человека и высших млекопитающих, представив их как специфическую форму отражения действительности окружающего мира.

Несколько слов о происхождении значения эмоций.

"Умер ли ты, Пирон? — Я не знаю". Эта ироническая эпитафия, посвященная основателю скептицизма еще в III веке до нашей эры, показывает, как давно философские умы волновал вопрос: "Что стоит за нашими ощущениями?" Этот вопрос есть основа другой формулировки основного вопроса философии в гносеологическом аспекте: "Познаваем ли мир?"

Достойно удивления, что философы почти на протяжении 2000 лет решают вопросы: "Что первично — материя или сознание?", "Познаваем ли наш мир?", "Что стоит за нашими ощущениями?". Большинство .людей даже в доисторические времена были мировоззренчески стихийными материалистами, формируя свое отношение к окружающему миру приблизительно так: "То, что я вижу, слышу, осязаю, — существует". "Его можно съесть или оно может тебя съесть". Но всегда познавательный процесс вплетался в эмоциональную канву, в оценку: хорошо — плохо, нравится — не нравится, то есть в деятельность нервной системы организма.

Физиологические теории эмоций в свою очередь подразделяются на периферические и центральные в зависимости от мест в центральной нервной системе, которые несут ответственность за возникновение эмоций соответственно в центральной или периферической нервной системе.

Периферическая теория происхождения эмоций впервые была предложена Джеймсом.

Согласно этой теории, эмоции являются своеобразным ответом

122

Эмотивная валеология и психоэнергетика человека

на поступающие в мозг сигналы об изменениях внутренних органов в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенными раздражителями. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим". Однако некоторые исследователи доказали, что информация о телесных изменениях не является непосредственной причиной эмоций. В частности, была выдвинута концепция, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает желание действовать, что, будучи выражено в различных телесных изменениях, переживается как эмоция, то есть автор считает, что мы боимся, потому что решили, что нам угрожают.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 5. Эмотивная валеология: культура эмоций и психическое здоровье человека - Валеология
  3. § 3. Эмоции и депрессии: эмоциональный фон жизни - Валеология
  4. § 7. Креативная психотерапия - Валеология
  5. § 18. Эмоционально отзывчивая личность - Валеология
  6. 4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся - Педагогика
  7. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  8. § 13. Креативная валеология* и софотерапия - Валеология
  9. § 3. Развитие личности -принцип профилактической медицины - Валеология
  10. § 6. Психогигиена созревания - Валеология
  11. § 9. Запомним основные законы здоровья - Валеология
  12. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ - Педагогика
  13. 1.4. Проблема формирования учебной деятельности - Педагогика
  14. ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО* - Социология
  15. Джонатан Тернер. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ* - Социология
  16. ТЕМА3. Типология культуры - Культурология
  17. § 2. Физиология и психология: психосоматический детерминизм - Валеология
  18. § 9. Совесть - физиологический механизм самоконтроля - Валеология
  19. § 10. Психическая энергия в межличностном общении - Валеология
  20. § 14. Энергетика эмоций - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999