Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 2.
Душевное здоровье - мудрых гонорар: размышление психолога
Большой вред душевному здоровью наносят раздумья о несовершенстве мира. На самом деле мир не имеет этого качества, оно лишь приписывается ему. Не будет существовать ничего плохого — не будет и понятия "плохое", без которого не определить и не почувствовать "хорошее". Другими словами, если в мире не будет ничего плохого, то будет настолько плохо, что человек даже не

187

Психическое здоровье человека

сможет понять, что ему хорошо. Это будет одной из разновидностей глупости.

Но что же хорошего в большой глупости?

Человек так устроен, что склонен в другом образе жизни видеть прежде всего плюсы. Всплывают воспоминания о райской жизни, хотя и не своей, но все равно всплывают. Да, в раю было много хорошего: вопросы с питанием, одеждой были решены, и все без очереди, без толкучки. Ходили Адам и Ева за ручку и цветы собирали на райских полянах. Но забывается, что спали Адам и Ева в том смысле, что отдыхали после сбора цветов, и ни в каком смысле более, то есть в мечтаниях минусы какие-то мелкие, неважные, не понять даже, есть ли они вообще! Но ведь если начать сравнивать реальную жизнь с райской, то надо все сравнивать. Когда один корреспондент начал спрашивать прохожих, согласились бы они променять это самое общение с противоположным полом на большие деньги, все, не раздумывая, отказались, то есть минус как-то сразу потяжелел, и не нужны стали большие деньги, на которые и вкусные продукты можно купить и цветы домой доставят.

Когда Адам и Ева захотели, чтобы им жилось еще лучше, Господь Бог их удалил из рая. Слишком хорошо тоже нехорошо.

В общем, не стоит расстраиваться ни из-за устройства мира в целом, ни из-за частностей. Предположим, вам нравится смотреть на снеговые тучи, на снежинки, опускающиеся на землю; смотреть, как у серого цвета новостроек тон казенной скуки превращается в оттенки серого передника Золушки... Потом замечаете, что у разных людей возникают разные мысли при виде белого снега, и вы видите, что уже многие сограждане бегут с ковриками и половиками, кладут их на снег и ухающими ударами по ним истово доказывают, что именно они больше всех в нашем районе любят в доме чистоту. Белая перина Дедушки Мороза становится заплатанной накидкой бродяги. Стоит ли сокрушаться по поводу того, что существует "половиковый рефлекс"? Нет, конечно! Просто надо любоваться снегом пока он идет, а когда прошел, лучше читать книжку или делать что-нибудь другое. Можно вспомнить, что мы обладаем и чувством, и разумом, что это дает нам возможность выбрать Где, Когда и Что лучше.

Можно почувствовать волну времени и войти в нее. Тогда она не бьет по затылку, а несет своей упругой массой к берегу.

Люди привыкли ухаживать за своим жилищем, домашними животными, машинами, скотом. Привыкли регулярно посещать баню, принимать душ, умываться по утрам, чистить зубы... Но привычка уделять внимание своей психике, ухаживать за своей душой у большинства еще только формируется.

Слово "гигиена" имеет греческие корни и первоначально означало "целебный, приносящий здоровье". Значит, психогигиена — целительство души, сохранение ее целостности и здоровья. В недостаточной популярности психогигиенических правил играют роль возникающие на слово "гигиена" ассоциации не то с запахом хлорки, не то с тоном назиданий о мытье рук перед едой. Но ведь и в уборке квартиры, и в чистке зубов немного веселья! Здесь играет роль наглядность. Беспорядок в квартире и зубная боль — последствия, которые легко воспринимаются чувствами. Последствия подобных видов невнимания могут быть представлены живо.

188

Валеологическая стрессология: психосоматика и психотерапия стресса

Как ухаживать за тем, что невидимо? Уравновешенность — она от природы дана, какая есть, такая и есть. И вообще, что мудрить: при хорошей жизни и психика хорошая, а при плохой — с чего ей быть хорошей?

Нужно ли учиться тому, как сберегать психическое здоровье? Может, в старину через край перехватывали, говаривая: "не учась, и лаптя не сплетешь".

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 2. Душевное здоровье - мудрых гонорар: размышление психолога - Валеология
  3. М. Элиаде1 СВЯЩЕННОЕ И МИРСКОЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Религоведение
  4. 5.2. Способы и приемы развития сферы саморегуляции - Педагогика
  5. 8.2. Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности - Педагогика
  6. ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО* - Социология
  7. § 3. Культура интимности: не спешите с приговором себе... - Валеология
  8. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  9. 22.2. Требования к руководителю школы - Педагогика
  10. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  11. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
  12. § 10. Сексуальное здоровье - Валеология
  13. § 15. Кодекс здоровья - Валеология
  14. § 7. Доминантный контроль - Валеология
  15. § 9. Мудрость юмора и исцеляющая радость душевной красоты - Валеология
  16. § 7. Конституция и эмоции - Валеология
  17. § 6. Лечебное голодание: только по совету врача! - Валеология
  18. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  19. Бультман Р. НОВЫЙ ЗАВЕТ И МИФОЛОГИЯ - Философия
  20. Платон ГОСУДАРСТВО - Философия

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999