Валеология

Ино
гда говорят о врожденном психотерапевтическом таланте, и это тоже верно.
Однако нельзя противопоставлять искусство науке, а врожденные способности психотерапевта — знанию и умению. Чтобы стать хорошим психотерапевтом, мало обладать нужными личностными особенностями и врожденными качествами. Необходимо уметь развить их в себе и научиться ими пользоваться. Последнее определяется многими обстоятельствами.

* Во-первых, психотерапия, как уже отмечалось, стоит на стыке различных областей знаний, а это требует от специалиста большого кругозора и компетентности.

* Во-вторых, психотерапия — это специфический метод лечения, состоящий из практических, подчас очень трудоемких методик, а это требует от врача при их освоении и проведении умения, терпения и трудолюбия.

* К сожалению, в наш век стремительного технического прогресса, рационализма, социальных и экономических преобразований сохранить духовность, которая "поднимает больных с постели", врачу очень трудно, и это еще больше повышает степень требовательности к себе.

В нашей стране быть хорошим врачом очень непросто. На подготовку врача уходит 7800 часов, из них 97 % — на изучение тела и заболеваний отдельных органов и лишь 3 % — на психологию, этику и деонтологию. Иными словами, налицо ветеринарный подход к подготовке врача. И это средневековое мышление тянется от Парацельса. Именно он 25 июня 1527 года публично сжег книги Гиппократа, Галена, Авиценны, назвав их авторов "великими шарлатанами", учившими: врач должен хорошо знать не только, что действует на человека, но и те внутренние природные силы в самом организме, которые воспринимают это воздействие. "Не верьте им, — восклицал Парацельс перед изумленными студентами, — ибо болезнь — это сорняк, который нужно найти и вырвать с корнем".

Так начались поиски "сорняка", которые спустя 200 лет вылились в локальные теории медицины.
Нынешний врач многое знает о клетках, органах, тканях и почти ничего — о человеке. Чрезмерная вера в лабора-торно-инструментальный метод исследования привел к тому, что анализ мочи изучается глубже, чем сам больной. Не менее 50 % из тех, кто обращается в поликлиники и стационары с соматическими жалобами (по поводу заболеваний внутренних органов), — по существу практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в коррекции эмоционального состояния.

Психотерапевту необходимо знать не только клинику заболевания, которое он лечит, но в еще большей мере — психологию больного человека. Боль-210

Философия и метафизика психотерапии

ной терпимо относится к диагнозу "неврастения", хуже (особенно женщины) — к диагнозу "истерический невроз" и уж совсем негативно — к таким диагнозам, как "психопатия", "алкоголизм" или "шизофрения. Больные с пограничными нервно-психическими расстройствами к психиатру идут неохотно: в определенной мере это относится и к психотерапевту, особенно если он работает на базе психиатрического лечебного учреждения. Пациент всегда ждет от психотерапевта чуда. Авторитет врача, или, как говорил А.А. Портнов, "ореол, которым окружено его имя", — несомненно важный фактор, влияющий на эффективность психотерапевтического лечения. Но этим фактором нужно пользоваться умело.

В погоне за легким и быстрым успехом психотерапевт может незаметно скатиться до уровня знахаря или эстрадного артиста. Психотерапевтов, которые с легкостью обещают вылечить СПИД, рак, болезнь Литтла или лучевую болезнь, еще Проспер Мериме называл "торговцами надеждой". Такая постановка вопроса вовсе не означает, что психотерапевт не должен участвовать в лечении тяжелых органических и психических заболеваний. Психотерапевтически можно снять невротическое наслоение, нарушение сна у больного раком, эмоциональное напряжение у перенесшего инфаркт миокарда, чувство неполноценности у больного церебральным параличом, но обещать полное излечение подобных заболеваний только психотерапевтическим методом по меньшей мере жестоко и несерьезно.

В связи с этим вспоминаются слова Кречмера о том, что "современному врачу отвратительна роль волшебника".
Иногда говорят о врожденном психотерапевтическом таланте, и это тоже верно. Однако нельзя противопоставлять искусство науке, а врожденные способности психотерапевта — знанию и умению. Чтобы стать хорошим психотерапевтом, мало обладать нужными личностными особенностями и врожденными качествами. Необходимо уметь развить их в себе и научиться ими пользоваться. Последнее определяется многими обстоятельствами.

* Во-первых, психотерапия, как уже отмечалось, стоит на стыке различных областей знаний, а это требует от специалиста большого кругозора и компетентности.

* Во-вторых, психотерапия — это специфический метод лечения, состоящий из практических, подчас очень трудоемких методик, а это требует от врача при их освоении и проведении умения, терпения и трудолюбия.

* К сожалению, в наш век стремительного технического прогресса, рационализма, социальных и экономических преобразований сохранить духовность, которая "поднимает больных с постели", врачу очень трудно, и это еще больше повышает степень требовательности к себе.

В нашей стране быть хорошим врачом очень непросто. На подготовку врача уходит 7800 часов, из них 97 % — на изучение тела и заболеваний отдельных органов и лишь 3 % — на психологию, этику и деонтологию. Иными словами, налицо ветеринарный подход к подготовке врача. И это средневековое мышление тянется от Парацельса. Именно он 25 июня 1527 года публично сжег книги Гиппократа, Галена, Авиценны, назвав их авторов "великими шарлатанами", учившими: врач должен хорошо знать не только, что действует на человека, но и те внутренние природные силы в самом организме, которые воспринимают это воздействие. "Не верьте им, — восклицал Парацельс перед изумленными студентами, — ибо болезнь — это сорняк, который нужно найти и вырвать с корнем".

Так начались поиски "сорняка", которые спустя 200 лет вылились в локальные теории медицины.
Нынешний врач многое знает о клетках, органах, тканях и почти ничего — о человеке. Чрезмерная вера в лабора-торно-инструментальный метод исследования привел к тому, что анализ мочи изучается глубже, чем сам больной. Не менее 50 % из тех, кто обращается в поликлиники и стационары с соматическими жалобами (по поводу заболеваний внутренних органов), — по существу практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в коррекции эмоционального состояния.

Психотерапевту необходимо знать не только клинику заболевания, которое он лечит, но в еще большей мере — психологию больного человека. Боль-210

Философия и метафизика психотерапии

ной терпимо относится к диагнозу "неврастения", хуже (особенно женщины) — к диагнозу "истерический невроз" и уж совсем негативно — к таким диагнозам, как "психопатия", "алкоголизм" или "шизофрения. Больные с пограничными нервно-психическими расстройствами к психиатру идут неохотно: в определенной мере это относится и к психотерапевту, особенно если он работает на базе психиатрического лечебного учреждения. Пациент всегда ждет от психотерапевта чуда. Авторитет врача, или, как говорил А.А. Портнов, "ореол, которым окружено его имя", — несомненно важный фактор, влияющий на эффективность психотерапевтического лечения. Но этим фактором нужно пользоваться умело.

В погоне за легким и быстрым успехом психотерапевт может незаметно скатиться до уровня знахаря или эстрадного артиста. Психотерапевтов, которые с легкостью обещают вылечить СПИД, рак, болезнь Литтла или лучевую болезнь, еще Проспер Мериме называл "торговцами надеждой". Такая постановка вопроса вовсе не означает, что психотерапевт не должен участвовать в лечении тяжелых органических и психических заболеваний. Психотерапевтически можно снять невротическое наслоение, нарушение сна у больного раком, эмоциональное напряжение у перенесшего инфаркт миокарда, чувство неполноценности у больного церебральным параличом, но обещать полное излечение подобных заболеваний только психотерапевтическим методом по меньшей мере жестоко и несерьезно. В связи с этим вспоминаются слова Кречмера о том, что "современному врачу отвратительна роль волшебника".

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 1. Психотерапия как наука: апостолы психоанализа и их уроки - Валеология
  3. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  4. тема XII нетрадиционные религии - Религоведение
  5. ЛИТЕРАТУРА - Религоведение
  6. Бультман Р. НОВЫЙ ЗАВЕТ И МИФОЛОГИЯ - Философия
  7. Соловьев В. С. РУССКАЯ ИДЕЯ - Философия
  8. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  9. 1.3. Структура педагогической науки - Педагогика
  10. 2.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики - Педагогика
  11. 11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике - Педагогика
  12. 14.2. Сущность воспитания и его особенности - Педагогика
  13. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  14. Розвиток культури в Україні у другій половині XVII-XVIII - Культурология
  15. § 3. Валеология и конституция человека - Валеология
  16. § 9. Искушение как проблема валеологии - Валеология
  17. § 13. Креативная валеология* и софотерапия - Валеология
  18. § 1. Здоровье индивидуальное и популяционное - Валеология
  19. § 8. Конституция, образ жизни, здоровье - Валеология
  20. ЛИТЕРАТУРА - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999