Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 2.
Основные положения учения Фрейда: Сознательное и Подсознательное
Психический детерминизм. Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни "кажутся" возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В таких случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

Сознательное, предсознательное, бессознательное. В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

"Определенные нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, — писал

14* 211

Психическое здоровье человека

Фрейд, — оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию".

Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — "цензурой".
"Цензура" выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые "цензуре". Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, "несчастных" случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Основные инстинкты. Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но, может быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связаны не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Инстинкты — это "каналы, по которым протекает энергия", и эта энергия подчиняется собственным законам. По мнению Фрейда, каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет свой источник энергии. Либидо (в пер. с лат. — желание) — энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия.

Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии.

Катексис — это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая привлекала и удерживает его. Если представить себе либидо как определенную сумму денег, то катексис — процесс покупки, вкладывание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их остается для других.

Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катекти-рования либидо и старается перераспределить его. Стремление высвободить

212

Философия и метафизика психотерапии

связанные энергии находим также у Роджерса и Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения на наличии и поиске источников психической энергии, но все они согласуются с фрейдовским представлением о том, что обнаружение и канализация психической энергии — одна из основных проблем в понимании личности.

Структура личности.

В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго и Суперэго (Оно, Я, Сверх-Я).

Ид — это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, "содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции кроме всего прочего, то есть те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам не известной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, но властвовать он может только через посредников".

Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром.

Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством "неудовольствия", уменьшение— релаксацией, чувством "удовольствия". Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.

Суперэго развивается из Эго, является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 2. Основные положения учения Фрейда: Сознательное и Подсознательное - Валеология
  3. тема 15. Современныйфилософский иррационализм:решение проблем бытия, познания, человекаи личности в различных школах и течениях - Философия
  4. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  5. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - Педагогика
  6. 8.2. Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности - Педагогика
  7. 8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога - Педагогика
  8. О ТЕОРИИ И МЕТАТЕОРИИ* - Социология
  9. Энтони Гидденс. НОВЫЕ ПРАВИЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА* - Социология
  10. Глава 17. ОКЕАНИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ - Культурология
  11. Искусство как феномен культуры - Культурология
  12. § 4. Основные положения учения Юнга: внутреннее Я и внешнее Я - Валеология
  13. § 5. Основные положения учения Адлера: комплексы неполноценности. Неполноценность и компенсация - Валеология
  14. тема I.Религия как предмет исследования - Религоведение
  15. тема XIII Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре - Религоведение
  16. тема 12. Природа человека и смыслего существования - Философия
  17. 7.2. Законы и закономерности обучения - Педагогика
  18. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  19. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
  20. Фердинанд Теннис. ОБЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВО* - Социология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999