Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 8.
Основные положения учения Джеймса: психология души
Психология сознания. Джеймс был весьма разносторонним ученым. Иногда в его взглядах просматривались явные противоречия. Он знал об этом и называл такой способ познания "плюралистическим мышлением". Джеймс также легко мирился с чужими взглядами, противоречащими его собственным, считая, что психология еще не стала зрелой наукой и не располагает достаточными знаниями, чтобы формировать окончательные законы восприятия, чувствования, раскрыть природу сознания.
Не без доли юмора он писал в те годы: "Единственное, что психология имеет право постулировать, так это сам факт мышления как такового".

222

Философия и метафизика психотерапии

Джеймс вводит понятие о личном сознании, утверждая, что не может быть сознания, независящего от его владельца. Каждая мысль, по его мнению, уникальна. Человек не может продуцировать в точности одну и ту же мысль дважды. Он был убежден, что мышление — это непрерывный процесс. Отдельные, переходящие мысли или даже обрывки мыслей — это цепочка (или поток) непрерывного мышления, связанного с сознанием. Мышление нарушается (прерывается) только в том случае, если нарушается (прерывается) сознание.

Сознание, по Джеймсу, селективно: оно выбирает то, что для индивидуума наиболее значимо в данный момент.

Эти идеи Джеймса перекликаются с понятием Перлса о гештальтах. Состояния сознания многочисленны и многообразны. Мы знаем свое сознание так же мало, как космос.

Джеймс сравнивал сознание с течением реки. Сейчас принято трактовать сознание как ряд параллельных потоков. Концентрируясь на одном из этих потоков, можно целенаправленно изменять сознание. Считалось, что сознание наполнено только мыслями, несущими в себе содержание (информацию). Опыт медитации, отмечает Джеймс, показал, что изменение сознания может менять не только содержание, но и форму мысли. Если человека можно научить управлять машиной, ставить диагноз, то точно так же он может научиться произвольно изменять и контролировать свое сознание.

Гипноз.

Джеймс рассматривал гипноз как одну из форм измененного сознания и использовал его как инструмент исследования сознания. Можно, например, внушить отсутствие боли или галлюцинации. Кто в этом случае управляет сознанием? Прежде всего гипнотизер. Но лабораторные исследования и клинические наблюдения показали, что отношения между гипнотизером и гипнотизируемым намного сложнее, чем могут показаться на первый взгляд. Прежде всего отношения этих двух людей, считал Джеймс, кооперативны. Другими словами, пациент верит гипнотизеру и поэтому готов следовать его внушениям. Сознаем ли мы при этом источник внушения? Джеймс на этот вопрос отвечает утвердительно. В какой-то мере мы находимся под гипнотическим воздействием рекламы, телевидения, средств массовой информации.

Гипноз, по Джеймсу, — это форма измененного сознания, характеризующаяся высшей степенью селективности в отношении того, что допускается к сознанию в данный момент. С углублением гипноза меняется, а порой и отпадает способность самоотождествления. Утрачивается чувство времени, осознание собственного тела, пространства...

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 8. Основные положения учения Джеймса: психология души - Валеология
  3. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
  4. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  5. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - Педагогика
  6. 8.2. Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности - Педагогика
  7. ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО* - Социология
  8. Глава 10. СТАНОВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  9. Язык культуры - Культурология
  10. тема I.Религия как предмет исследования - Религоведение
  11. ема 9Немецкая классическая философия - Философия
  12. /./. Объект и предмет педагогической науки - Педагогика
  13. 6. б. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения - Педагогика
  14. 6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения - Педагогика
  15. 6.9. Технология обучения - Педагогика
  16. 6.10. Информатизация образования - Педагогика
  17. 7.2. Законы и закономерности обучения - Педагогика
  18. 11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике - Педагогика
  19. 14.2. Сущность воспитания и его особенности - Педагогика
  20. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999