Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с.
§ 9.
Основные положения учения Роджерса: идеальная самость человека
Каря Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. В этом, несомненно, сказывалось влияние экзистенциализма. Реальность, окружающий мир для Роджерса существуют только как символы, главное же, что формирует

223

Психическое здоровье человека

восприятие этого мира, заложено в самом человеке.

"Слова и символика так же относятся к миру реальности, — писал Роджерс, — как карта к территории, которую она представляет... Мы живем по воспринимаемой карте, которая никогда не есть сама реальность".

Большинство психологов используют термин "самость" для обозначения неизменной части личности. Для Роджерса самость — это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. "Самость — это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования". Это только "стопкадр", искусственно выделенный из непрерывного процесса, который невозможно зафиксировать.

Идеальная самость — это представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние.

"Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть, — учит Роджерс, — и есть признак душевного здоровья".

Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта. Наше идеальное Я чаще всего проявляется повышенной амбициозностью, обостренным самолюбием. Это может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

Роджерс вводит понятие "условие ценности". Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей — это прежде всего неправильный выбор условий ценности в отношениях со своими детьми. Еще труднее определить условие ценности для самого себя. Но когда это удается, когда у человека хватает интуиции и мужества правильно оценить себя, свои возможности — это залог душевного комфорта

Поддерживание обязательств. Партнерство рассматривается не как контракт, а как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера по браку.

Семья — это работа ради своих и общих целей. И только совместные усилия в этой нелегкой работе, утверждает Роджерс, обогащают любовь и укрепляют семью.

Выражение чувств. Роджерс настаивает на полной открытости в выражении чувств и интимной жизНи. Но речь идет не о любых чувствах, а именно о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера. Это труднее, чем просто "выпустить пар" или быть "правдивым, честным человеком".

Неприятие ролей. Развал семьи очень часто происходит от попыток навязать одному из супругов или обоим ту роль, которая сформирована как стереотип в семье родителей. Роджерс учит супружескую пару "жить по собственному выбору, с наибольшим организмическим чувствованием, на которое вы способны, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят вам навязать".

Способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера. Основана она на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле. Но одной правильной самооценки для семьи мало: нужно в той же мере понять и принять своего партнера по браку. Тогда появляется возможность осознать и разделить его внутреннюю жизнь.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология
  2. § 9. Основные положения учения Роджерса: идеальная самость человека - Валеология
  3. 8.2. Соотношение развития индивидуальности и воспитания личности - Педагогика
  4. тема IIIфуикции и роль религии в обществе - Религоведение
  5. ТЕМА 3. Античная философия - Философия
  6. 6. б. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения - Педагогика
  7. 12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке - Педагогика
  8. 15.1. Характеристика закономерностей воспитания - Педагогика
  9. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  10. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
  11. Георг Зиммель. КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?* - Социология
  12. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  13. Образование как система и процесс - Педагогика
  14. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ - Педагогика
  15. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - Педагогика
  16. 7.1.1. Сущность экзистенциальной сферы: - Педагогика
  17. 8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога - Педагогика
  18. О ТЕОРИИ И МЕТАТЕОРИИ* - Социология
  19. Пьер Бурдье. ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ* - Социология
  20. Глава 10. СТАНОВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга третья. 1999