Валеология
В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. |
§ 2. Есть ли у человеческой жизни смысл? |
В переломные эпохи, когда происходит крушение традиционных форм бытия, пересмотр существующих ценностей, когда объявляются ошибкой способы и пути жизнедеятельности не одного поколения, с необходимостью встает проблема осознания и понимания смысла человеческого существования. 294 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни Все страстнее возникают глубинные вопросы: "Кто я?", "Для чего Я?", по сути раскрывающие смысл жизни. В Бостоне в картинной галерее есть большая картина французского художника П. Гогена "Откуда пришли? Кто мы? Куда идем?". Каждый думающий человек с незапамятных времен ставит эти вопросы перед собой. Нашел ли кто на него ответ? Эти же вопросы входят в число вечных в системе гуманитарного знания, в том числе и философского. Что же это за проблемы? Прежде всего, следует разобраться в терминологии понятий. Если самое общее значение понятия "смысл" — постигнуть разумом, раскрыть основание, ответить на вопросы: "зачем?, с какой целью?, для чего?, как?", то понятие "жизнь" не менее многозначно. Можно говорить о жизни, как о биологическом явлении (А.И. Опарин), космическом (А. Бергсон), культурологическом (О. Шпенглер), биографическом (Н. Трубников). Нас интересует смысл жизни как личностный феномен. Имея интегральную природу, смысл жизни включает в себя морально-этические, философско-мировоззренческие, социально-психологические аспекты, одновременно содержит такое смысловое значение, как внутреннее идеальное содержание, ценность чего-либо, разумное основание, цель, назначение. В данном случае смысл жизни понимается как внутреннее сущее личности, как значение и ценность ее жизни. Кроме того, смысл жизни человека выступает и как регулятивный принцип, присущий любой развитой мировоззренческой системе, устанавливающей свойственные ей моральные нормы. Они, в свою очередь, являются не только предписанием, но и оценочным критерием, позволяющим судить как бы со стороны о значении и смысле прожитой жизни человека как гражданина. Еще одна грань смысла жизни раскрывает отношение человека к самому себе, не со стороны других или общества, а как он сам оценивает свою жизнь, решает, как ею распорядиться, во имя каких идеалов следует жить. Несомненно, что все перечисленные аспекты смысла жизни тесно взаимосвязаны и составляют единое целое. Присущий ему универсализм предполагает необходимость синтетического рассмотрения всех его сторон и аспектов. Связанный с социальной и духовной сущностью человека, смысл жизни с древнейших времен и до наших дней является предметом пристального внимания мыслителей, в том числе философов.XX век вносит свои коррективы в теоретическое осмысление возросших научных знаний о человеке. Возникают и складываются новые направления в философии, социологии и психологии, ставящие проблему смысла жизни во главу угла. Это касается и философской антропологии, и феноменологии, и персонализма, и экзистенциализма. Для последнего смысложизненные проблемы — вины и ответственности, решения и выбора, жизни и смерти, свободы и необходимости были центральными. Человек, по мнению Ясперса, такое существо, которое осуждено пребывать в истории и не в состоянии прожить вне общества, но которое в то же время способно стойко перенести саму перспективу заката истории и общества, если перестанет искать в истории свое предназначение. Внутренняя убежденность, утверждают экзистенциалисты, первична по отношению к любой стратегии исторического действия. Только295 Валеология образа жизни осознав это, человек обретает стойкость, необходимую для того, чтобы воспринять любой, даже самый безотрадный исторический прогноз, не впадая в отчаяние и цинизм. Реализовать себя человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь самоосуществление. "Надежда (человека) в его действиях, и единственное, что позволяет человеку жить — это действие", — считает Ж.-П. Сартр. С этой точкой зрения перекликается и мысль А. Камю об абсурдности мира, его несовершенстве, о мире, в котором "и мысли и жизнь лишены будущего". И в то же время, как и Ясперс, он приходит к выводу, что нужно прожить эту жизнь и суметь остаться в ней человеком. Высшая цель, считает Камю, — творчество. "В этой вселенной единственным шансом укрепиться в сознании, зафиксировать в нем свои дерзания, является творчество. Творить — значит жить вдвойне". Таким образом, смысл жизни экзистенциалисты видят в деятельности и экзистенции (самоосуществлении). Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет, реализует. Он представляет собой не что иное, как собственную жизнь. Современный подход в отечественной литературе не просто возрождает традиции русской нравственной философии, но выходит к осознанию новейших проблем, связанных с историческими реалиями XX века: жизнь и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморализм, нигилизм и самопожертвование. Разумеется, обсуждаются и собственно этические и философские изыскания проблемы смысла жизни. При всем при этом, проблема смысла жизни в значительной степени продолжает оставаться сложной. И не только из-за терминологической многозначности самого понятия, но и в дискуссионное™ вопроса о содержательной характеристике смысла жизни как об онтологической данности, в которой сфокусировано философское понимание мира. Предлагаемые в литературе дефиниции смысла жизни могут быть разделены на абстрактные и конкретные. Если первые раскрывают содержание смысла жизни через анализ социальной значимости жизнедеятельности индивида, социальных потребностей, идеалов "завтрашней жизни", самореализацию личности во имя прогресса, то ориентация на конкретизацию определения смысла жизни связана либо с разумной жизненной целью, либо с ценностями и самореализацией личности в различных ипостасях: труде, семье, творчестве, детях, преодолении трудностей, любви, счастье. Следовательно, смысложизненная проблематика содержит широкий диапазон возможных подходов и решений. И вряд ли найдется только один-единственный ответ на вопрос: Зачем жить? В чем смысл моего "Я"? В разные времена, в различных ситуациях, для различных людей ответы будут различны. Несмотря на это, стремление понять, в чем же сущность проблемы и почему она нередко возникает в обостренной форме — задача нужная.Чтобы очертить границы обсуждаемой проблемы, обратим внимание лишь на понимание смысла жизни как личностного феномена, то есть речь в дальнейшем пойдет не о смысле жизни вообще и не о смысле человеческой истории, а о смысле жизни конкретного человека, живущего в определенных ус- 296 1 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни ловиях и в определенное историческое время. Размышляя о своей судьбе, каждый человек думает не только о содержании общественного развития, о состоянии общественного духа, но и о конкретном содержании и самоосознании своей собственной жизни. Осмысливая ее, индивид ищет ответ не только на вопрос об объективном значении своего бытия, но и об ее субъективном смысле: Что есть "Я"? В чем моя цель? Что такое счастье? Каково мое предназначение? Зачем я живу? А если учесть, что вопросы о смысле жизни, как правило, возникают в сознании не только в моменты жизненного переворота, душевного надлома, критической ситуации, на исходе жизни, крушения несбывшихся идеалов, но и в повседневной жизнедеятельности личности, то становится очевидной необходимость выявить его существенные стороны. Прежде всего, проблема состоялся ли человек как личность или нет тесно соприкасается с биологической природой человека и длительностью его жизни. Хотя бесспорно и другое: смысл жизни не определяется биологическим временем существования личности, а привносится во временной поток, осуществляется и воплощается в нем. С другой стороны, смысл жизни — явление историческое, в различное биографическое время оно претерпевает существенные изменения, включает кульминационные по полноте и концентрированное™ смысла жизненные установки, требующие высокой концентрации духовных и физических усилий человека. С точки зрения В- Франкла, смысл меняется от одного дня к другому, даже от часа к часу.И все же проблема смысла жизни и ее завершенности не есть вопрос чисто временной. Продолжительность жизни, а точнее, конечность времени личной биографии не могут придать жизни смысл, цельность и завершенность. Время жизни не есть ее смысл, а смысл не состоит в длительности жизни. Это вопрос не столько количества, сколько качества биографического времени, ибо человек сам конституирует в течение своей жизни и свой жизненный путь, и свою судьбу, и свой смысл жизни. Таким образом, вопрос о смысле жизни оказывается теснейшим образом связанным с проблемой нравственного мироощущения личности, с поиском социально оправданной жизни. В этом высвечивается ценностная природа смысла жизни, которая означает индивидуальное аккумулирование интегрированных ценностей, предпочтение одних и отрицание других. Ценностная природа смысла жизни проявляется и в избирательном отношении личностью тех или иных целей, идеалов, традиций, наконец, информации, идеологии, формирующих, в свою очередь, внутренний духовный мир человека. Человек живет идеалами и ценностями, которые кристаллизируются в различных ситуациях и определяют его выбор. Не потому ли в нынешнюю эру разрушающихся и исчезающих ценностей все большее количество людей чувствуют психологический и социальный дискомфорт, пустоту и бессмысленность своего существования.Утрата смысла жизни — трагедия человеческой души, ведущая к потере человеком собственного бытия. Человек, говоря словами А. Эйнштейна, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастен, он вообще едва ли пригоден к жизни, многочисленные психические расстройства, которые 297 Валеология образа жизни возникают у человека в связи с утратой смысла жизни, стали предметом специальных исследований психологов: В. Франкла, К. Обуховского, Г. Селье, В.В. Симонова, С.Л. Рубинштейна, О.Н. Кузнецова, В.И. Лебедева. Проблема самоубийства, с точки зрения А. Камю, "есть лишь одна по настоящему серьезная философская проблема. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии". Самоубийство в данном случае является не только социальным феноменом, оно связано с внутренним психическим состоянием индивида.Проблема самоубийства достаточно сложна и она, безусловно, требует пристального внимания. Мы же рассматриваем ее лишь в контексте утраты смысла жизни, в потере собственного бытия. Как величайшую трагедию личности, разрушающую все жизненные устои, следует рассматривать отсутствие у человека мотивации и цели деятельности, возможности самой деятельности. Яркий пример тому — факт добровольного ухода из жизни двух убежденных марксистов — дочери К. Маркса — Лауры Лафарг и ее мужа, французского коммуниста Поля Лафарга. В предсмертном письме они объяснили свой добровольный уход из жизни невозможностью вследствие приближающейся старости всецело отдаваться борьбе за коммунистические идеалы. Для человека важен не столько сам факт деятельности, а и то, как и ради чего она осуществляется. Более 80 % самоубийств происходит вследствие возникновения чувства бессмысленности своего существования и страдания, связанного с этим. Самоубийца — глубоко страдающий и тяжело переносящий эти страдания человек. Утратив жизнеутверждающее мироощущение, духовный стержень личностного бытия, человек оказывается не в состоянии в кризисные периоды жизни собрать свои силы, чтобы противостоять ударам судьбы. И напротив, статистические исследования долгожительства показывают, что все долгожители придерживаются уверенной жизнеутверждающей позиции. Не требуя от жизни многого, они умеют благодарить ее за малые удачи. Жизнь человека — это дар, благо, и дано оно для раскрытия человеческой самости. Воспроизводя жизнь подчас в суровых условиях, человек "изнутри" постигает ее осмысленность, ее закономерность, ее необходимость, ее ценность. Как мы отмечали, ценность заключена отнюдь не в факте длительности жизни. Мудрому человеку вполне достаточно тех лет, которые ему отпустила судьба, чтобы придать своей жизни смысл. Глупцу же недостаточно и вечности, чтобы суметь ею распорядиться. Действительно, жизнь прекрасна сама по себе, потому, с нашей точки зрения, в ценности ее и заключен смысл.- Жизнь — это то, что роднит человека со всем живущим на Земле, что сближает каждого из нас друг с другом, позволяет понять и познать не только внутренний духовный мир самого себя, но и мир бытия, познать самодостаточность и самоцельную радость многообразия жизни, чтобы научиться ее любить и ценить. Поиск смысла жизни — это и поиск социально оправданной жизни. Неспособность стать значимым друг для друга, не получить социальное оправдание своей жизни приводит к ощущению тотального одиночества и к переживанию бессмысленности своего бытия. Наверное поэтому при осознании 298 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни смысла жизни мое "Я" неизменно пытается сопоставить смысл жизни со свободой, долгом, идеалом, обращенными к осознанию общечеловеческого в любом индивидуальном существовании. Удачно выразил эту мысль философ древности Сенека: каждый может жить, как он хочет, но хотеть он должен человеческого. |
Релевантная научная информация:
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
- § 2. Есть ли у человеческой жизни смысл? - Валеология
- 1.5. История экологии; понятия, термины, формулировки. Их трансформация в современных условиях - Экология и природопользование
- /./. Объект и предмет педагогической науки - Педагогика
- 3.1. Понятие цели воспитания - Педагогика
- 3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя - Педагогика
- 8.1. Понятие и сущность содержания образования - Педагогика
- 14.1. Понятия воспитание, самовоспитание^ перевоспитание - Педагогика
- 14.2. Сущность воспитания и его особенности - Педагогика
- 14.3. Формирование личности в воспитательном процессе - Педагогика
- 15.2. Характеристика принципов воспитания - Педагогика
- 16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса - Педагогика
- 17.1. Понятие социального пространства - Педагогика
- 19.1. Средства воспитательного процесса - Педагогика
- 20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества - Педагогика
- I. Исторический очерк - Социология
- II. Разделы социологии: частные социальные науки - Социология
- Обсуждение тезисов - Социология
- Ответы на возражения* - Социология
- Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология