Валеология
В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. |
§ 4. Психология образа жизни (поведение) и коммуникативная толерантность: посмотри и оцени себя и других |
Толерантность в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо. Термин толерантность используется в медицине — толерантность к определенным лекарствам, алкоголю, в психологии и психиатрии есть, например, понятие фрустрационная толерантность, то есть переносимость к психотравмирующим обстоятельствам, вызывающим тревожность. 300 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни Коммуникативная толерантность — это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Коммуникативная толерантность — одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления — культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность — положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности человека могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы ко всем, иные умеют хорошо скрывать неприязнь к партнеру, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные качества другого. Точно так же в широком диапазоне дает о себе знать та или иная степень отсутствия коммуникативной толерантности: качества другого могут вызвать частичное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие. Нередко в профессиональной деятельности человека можно наблюдать динамику коммуникативной толерантности. Например, молодой медик в начале карьеры демонстрирует сниженную толерантность к некоторым типам пациентов, но с возрастом терпимость возрастает, но возможна и обратная зависимость — с увеличением стажа работы все больше проявляется раздражение больными или некоторыми типами больных. Изменчива коммуникативная толерантность у брачных партнеров, родителей и детей, у сослуживцев, приятелей — периоды терпения друг к другу могут сменяться моментами раздражения. Чем же обусловливается та или иная степень коммуникативной толерантности индивида? Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией отражения личностных различий. Осознанно, на уровне предсознания или подсознания, каждый человек реагирует на то, что он и партнер имеют различия в сфере тех или иных проявлений личности. Конечно, впечатление как о себе, так и о партнере, субъективны, но в этом и заключается драматизм психологии восприятия человека человеком: некоторые различия 301 Валеология образа жизни кажутся неприятными и потому осуждаются, либо раздражают, либо вовсе неприемлемы. Негативную оценку в партнере способны вызвать как незначительные, так и существенные для совместной деятельности личностные особенности, при этом катализатором переживаний могут стать и трудные обстоятельства совместной деятельности, и мнения окружающих, и проведенные вместе годы. Например, хорошо известно, что со временем обостряется восприятие даже мелких недостатков брачного партнера, приятеля или коллеги по работе.В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров — интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества и состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научаемся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых — устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия. Отсутствие же коммуникативной толерантности или низкий ее уровень объясняется негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и подструктурами личности партнера. Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им. Укажем основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность. * Интеллектуальная — передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, то есть принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Известно, что каждый думает по-своему: один склонен к обобщению, а другой преимущественно анализирует события и факты; некоторые личности мыслят глубоко и всесторонне, а иные скользят по поверхности явлений; то, что одни считают важным, другие считают второстепенным; кто-то рассуждает последовательно и доказательно, а кто-то явно не в ладах с элементарной логикой. При этом, когда партнеры обнаруживают свои различия в области интеллекта, каждая из сторон обычно считает себя правой и демонстрирует ту302 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни или иную степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразию другого. Это и понятно: при взаимодействии возникают интеллектуальные затруднения, которые нелегко преодолеть посредством сотрудничества, взаимных уступок или перенятия мыслительного стиля партнера; куда легче показать свое раздражение, высказать недовольство взаимодействующей стороной. Демонстрация низкого уровня коммуникативной толерантности, таким образом, является, в частности, показателем негибкости или лености ума и служит не лучшим выходом из затруднительных интеллектуальных ситуаций. Об этом полезно помнить всякий раз, когда вы сталкиваетесь с интеллектуальным своеобразием партнера. В деловом общении неуместно произнести что-нибудь вроде: вы говорите необдуманные вещи, ваши доводы кого угодно заставят выйти из себя, у нас разный подход к делу. В общении с близкими также не следует показывать нетерпимость к умственным потенциалам партнера, заявляя: ты рассуждаешь примитивно, твоя логика выводит меня из равновесия, у тебя не все дома. Не стоит сетовать по какому-либо конкретному адресу: у начальника — заскок, свекровь — выжила из ума, этот пациент — с приветом. В коммуникации, как известно, участвуют по меньшей мере две стороны, и у какой из них с интеллектом более благополучно — большой вопрос. * Ценностно-ориентационная — вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего. Каждый из нас имеет хотя бы в чем-то своеобразные взгляды и мнения. Они могут касаться представлений о смысле жизни и счастья, понимания значимости семейных ролей и служебных обязанностей, намеченных планов и свершившихся достижений. Любой человек прежде всего защищает свои ценности; психологи утверждают, что конфликты на почве ценностей наиболее частые и глубокие. Хорошо, если взгляды партнеров в значительной мере совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание, но если каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляются трения и возникает повод проявить коммуникативную нетерпимость, то есть осуждение, раздражение или неприятие ценностей другого.Супруги, родители и дети, начальники и подчиненные, работники сферы обслуживания и клиенты, учителя и ученики, медики и пациенты — все могут выражать более или менее разные ценности и ориентации в сфере взаимодействия, а следовательно, проявлять коммуникативную нетерпимость друг к другу. » Этическая — выражает нравственные нормы, которых придерживается человек. При этом проявляется та или иная степень включения совести в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро или зло, справедливость или несправедливость, склонность руководствоваться чувством долга или привычка вести себя безответственно. Партнеры, обладающие разным этическим содержанием, обычно трудно совместимы. И если им приходится поддерживать длительные или тесные контакты, это отражается на уровне их терпимости: со временем обе или одна из взаимодействующих сторон начинает испытывать неприятные чувства. Впро- 303 Валеология образа жизни чем, фактор времени для некоторой категории людей несущественен, ибо они готовы в любой момент й в различных ситуациях немедленно реагировать на различия, обнаруживаемые в своей этической сфере и нравственных ориента-циях партнера. Возможно, это выразится в нравоучениях, в подчеркивании своего превосходства или в ограничении контактов с определенной категорией личностей. * Эстетическая — охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяется кто, что и почему нравится или не нравится личности. Эстетическое начало в личности проявляется постоянно и во всем, доказательством чему служит трудно преодолимая привычка судить обо всем и вся. Каждый из нас с большим желанием дает оценки событиям и окружающим, предметам и обстоятельствам, при этом, понятно, преобладает субъективизм. Чтобы хоть как-то ограничить его, в арсенале средств, пресекающих эстетический произвол, появилась аксиома, умиротворяющая особенно нетерпимых к чужим эстетическим воззрениям: о вкусах не спорят!* Эмоциональная — передает преобладающий эмоциональный спектр, в котором чаще всего находится данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность. У каждого из нас свой "дежурный" эмоциональный фон. У каждого есть опыт общения с партнерами, преобладающий эмоциональный настрой которых в той или иной мере соответствует либо не соответствует нашему. Даже кратковременное пребывание в "чуждом" для тебя эмоциональном поле другого человека может вызвать неприятное ответное состояние. В этом, кстати сказать, одна из трудностей работы медика: находясь в контакте с больными, врач и медсестра невольно погружаются в специфический эмоциональный фон, свойственный недомогающим людям, — у них заметна грусть, пессимистические интонации, тревожность, нередко больные демонстрируют подавленность, отчаяние, озлобленность, агрессию. Понятно, что в подобных условиях работы увеличивается нагрузка на коммуникативную толерантность или включаются особые механизмы психологической защиты, например такие, как отстраненность от страданий больных, ответная агрессия. * Сенсорная (чувственная) — вбирает в себя особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений. В данном случае имеется в виду индивидуальная сенсорная организация конкретного человека: какой из каналов восприятия — анализаторов является для него ведущим при взаимодействии с окружающей действительностью — зрительный, слуховой, кинестетический (объединяет анализаторы мышечной и кожной чувствительности), обонятельный или вкусовой. В жизни мы нередко сталкиваемся с различиями в сенсорной организации партнеров и, случается, показываем сниженную толерантность к тем, кто вое- 304 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни принимает мир не так, как мы. Один любит слушать и говорить, для него значимо речевое общение, потому он придает значение построению фразы, логике повествования, особенностям голоса и интонаций партнера, тонко выделяет их смысл — аудиалъный тип. Другой пристально всматривается в лица людей, в детали обстановки, легко оперирует наглядными образами, предпочитает схемы и модели в качестве средств обмена информацией, отмечает, во что и как одет партнер, как он держится — так воспринимает действительность визуальный тип. Третий строит свои впечатления, основываясь, главным образом, на кинестетическом восприятии — ему бы все пощупать своими руками, притронуться к партнеру, ощутить нежное прикосновение к своему телу — кинестетический тип. В повседневном общении возникают различные комбинации — соответствия или несоответствия сенсорных подструктур личностей партнеров. Для проявления коммуникативной толерантности, конечно, больше шансов, если имеет место соответствие: визуал взаимодействует с визуалом, аудиал — с ау-диалом, а кинестетический тип — с кинестетическим. Коммуникативная толерантность способна снижаться, когда встречаются разнородные типы, например, любитель послушать и поговорить взаимодействует с тем, кто склонен созерцать и мыслить образами, а человек, воспринимающий мир преимущественно кинестетически, вынужден жить или сотрудничать с аудиалом или визуалом. Представьте себе быт супругов, если один — визуал, тонкий ценитель живописи, архитектуры, завсегдатай на выставках и в музеях, а другой — специализируется на вкусовых ощущениях, любитель вкусно поесть и хороший знаток вин. В определенный момент партнеры подметят существующую между ними разницу в предпочтениях и привязанностях, хотя, быть может, не обязательно отыщут их источник — особенности сенсорной организации. Но итогом будет та или иная степень неприятия друг друга.* Энергодинамическая — отражает энергетические особенности человека — качество и силу его энергетического поля. Качество излучаемой и распространяемой индивидом энергии зависит от ее знака — положительного, нейтрального или отрицательного. Положительно "заряженный" человек (позволим себе такую метафору) словно притягивает к себе окружающих: открыт для общения, эмоционально откликается на происходящее и состояния партнеров, готов к сотрудничеству и позитивно оценивает соучастников деятельности. Человек, обладающий отрицательным полем, своим поведением, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями будто отталкивает партнеров, воздвигает Невидимые, но хорошо ощутимые барьеры на пути к соучастию и сопереживанию. Нейтральная энергия индивида делает его безучастным, равнодушным к происходящему, что проявляется обычно одновременно как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровнях. Правомерно ожидать, что партнеры с разноименными энергиями будут неуютно себя чувствовать при взаимодействии, особенно если их контакты длительные и тесные. Это и понятно: отсутствует или ослаблена гармония эмоций и чувств, полярны состояния и настроения, различна степень включен- 20,,,, 305 Валеология образа жизни нести в ситуации. Желательно, чтобы "энергетические поля" партнеров легко налагались или соприкасались — это облегчает деловое общение и сосуществование. Непросто устанавливать и поддерживать контакты индивидам, обладающим нейтральным зарядом — энергетическая неопределенность инертна, порой дезориентирует партнеров в личностных свойствах друг друга. Пожалуй, уютно чувствуют себя в энергетическом поле друг друга одноименно "заряженные" индивиды, однако состояние-энергетической статики через некоторое время способно вывести партнеров из равновесия: устают друг от друга как очень общительные, эмоционально открытые люди, так и замкнутые, необщительные, отстраненные. Кроме качественной характеристики, энергетическое поле человека имеет определенную интенсивность, силу, что проявляется в динамике всей психической деятельности — в скорости ответных реакций, в яркости эмоций и чувств, в быстроте или медлительности действий, в решительности поступков. Партнеры, резко различающиеся динамикой психической деятельности, могут испытывать неудовлетворенность друг другом, высказывать претензии по поводу ритма и длительности выполняемой деятельности. Так, флегматик может раздражать холерика своей нерасторопностью, вялостью движений, медлительностью мышления, а холерик способен действовать на нервы флегматику своей суетливостью, спешностью, невоздержанностью. Реакция одного человека на энергетическое поле другого обычно происходит на подсознательном уровне: вам чем-то неприятен человек и потому не хочется взаимодействовать с ним. Возможно, вторичное реагирование, когда некоторое время спустя вы начинаете искать объяснения, чем и почему партнер не понравился вам или стал неприятным. Но и в этом случае первопричина, то есть энергетические различия, может остаться неосознанной, будут указываться иные свойства, например характер, стиль мышления и прочие черты, которые якобы вызвали негативную реакцию. * Алгоритмическая — данная подструктура личности объединяет очень разные ее качества, у которых тем не менее есть одно общее свойство — однообразие воспроизводимости. К такого рода качествам относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные, — их объединяет весьма заметная жесткость повторения, в разных условиях они осуществляются как бы по "накатанным путям", при помощи алгоритмов и известных приемов. Человек охотно и часто использует в своем поведении всякие однообразно воспроизводимые качества, потому что так ему легче осуществлять свою деятельность. Отсюда становится понятно, почему мы с большим трудом отказываемся от сложившихся привычек, избранного стиля деятельности, усвоенных ритуалов и почему так болезненно переживаем малейшие посягательства на них — таким способом мы защищаем самые легкие, а значит и приятные режимы нашей психической деятельности. Алгоритмическое "устройство" партнеров может быть более или менее идентичным. Чем больше сходства в привычках, навыках, умениях, ритуалах, стилях поведения, тем больше шансов проявить себя свободно и беспрепят- 306 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни ственно в присутствии партнера, тем, следовательно, легче протекает психическая деятельность каждого. Таково общее правило, хотя в жизни встречаются исключения: один партнер нетерпим именно к тем качествам другого, которыми сам наделен. * Характерологическая — объединяет устойчивые, типообразующие черты личности, которые врождены или приобретены под влиянием окружающих в результате воспитания, примеров, подражания. Здесь следует обратить внимание на то, что проявление черт характера в поведении индивида облегчает протекание различных форм его психической деятельности в рамках врожденного и приобретенного, хотя при этом могут возникать трения с окружающими. Характер — это система самовыражения личности, посредством которой она адаптируется к самой себе, а именно: осуществляет свою психическую деятельность в наиболее удобных и привычных для себя формах и режимах. Когда сталкиваются партнеры, обладающие существенными различиями в характерах, то оба могут испытывать трудности двоякого свойства: осложняется протекание внутренней психической деятельности и процесс сотрудничества. Коммуникативная толерантность проявится в том, что партнер способен принять, сгладить, не утрировать эти различия или по каким-то причинам не замечать их, например под влиянием большой любви или, напротив, в случае полнейшего безразличия к партнеру. * Функциональная — эта подструктура объединяет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности — это прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания. Любая биологическая потребность (во сне, еде, сексе, отправлениях организма) есть сигнал дисфункционального состояния конкретной системы жизнеобеспечения. Точно так всякая духовная потребность есть форма реагирования личности на неблагополучие в системах, призванных поддерживать ее душевный комфорт, приятные состояния, целостность. Системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности устроены так, что они сами по себе, как бы автоматически, стремятся к восстановлению своей функциональности, то есть к такой форме, в которой они способны обеспечивать полноценную жизнедеятельность индивида — таков механизм потребностей. Когда человек выявляет свои потребности и устанавливает порядок их достижения, появляются предпочтения потребностей, а осознанное стремление удовлетворить конкретную потребность — есть желание. |
Релевантная научная информация:
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
- § 4. Психология образа жизни (поведение) и коммуникативная толерантность: посмотри и оцени себя и других - Валеология
- 5.2. Способы и приемы развития сферы саморегуляции - Педагогика
- 6.3. Как развивать способности - Педагогика
- ТЕМА 6. Мир человека как культура - Культурология
- 93. Классификация методов обучения - Педагогика
- 14.1. Понятия воспитание, самовоспитание^ перевоспитание - Педагогика
- 14.2. Сущность воспитания и его особенности - Педагогика
- 20.4. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию - Педагогика
- § 7. Конституция и эмоции - Валеология
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - Педагогика
- ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ - Педагогика
- СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ - Педагогика
- 2.2. Цели развития индивидуальности - Педагогика
- 5.1. Сфера саморегуляции как цель развития - Педагогика
- 5.4. Рекомендации по обеспечению личной психологической безопасности - Педагогика
- 8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога - Педагогика
- Ирвинг Гоффман. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ* - Социология
- Пьер Бурдье. ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ* - Социология
- ТЕМА 5. Язык культуры - Культурология