Валеология
Идея здоровья, таким образом, это не такая идея, за которую берутся, спохватившись в плену старческих болезней.
Будь это так, в обществе не могла бы сложиться сколько-нибудь действенная система здравоохранения. Идея здоровья общества и человека, естественно связанная с идеей счастья, постоянно присутствует в индивидуальном и общественном сознании как важнейшая идея.Сосредоточившись на здоровье и болезни как основных атрибутах медицинского проявления жизнедеятельности человека, медицина мало-помалу отделила эти понятия от их основы — человека. Став теорией нормы и патологии, медицина перестала быть теорией человека, а точнее, учением о человеке, а потому и стала практиковать слишком узкие специализированные способы его лечения. Возникали корректирующие и компенсаторные призывы: лечить не болезнь, а больного, не лечить, а исцелять.
Фантазия порождает представление о причинной связи состояния человеческого организма с его функционированием и, стало быть, болезни — с нарушением некоторой нормы его состояния. Это означает, что быть здоровым и охранять здоровье до известной степени суть одно и то же, а именно до той степени, где наука жизни (в частности, медицина) и практика жизни для общества и человека совпадают, не противоречат друг другу.
Но есть ситуации и весьма противоречивые. Об одной из них поведал известный австрийский логотерапевт В. Франкл: "Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматривать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душевных заболеваний как технику.
Я утверждаю, что этот сон существовал только во сне. Теперь на горизонте начала маячить не психологизированная медицина, а скорее гуманизированная психиатрия... Человек не есть одна вещь среди вещей, вещи определяют друг друга, но человек в конце концов сам себя определяет ".Ведь то, о чем писал Франкл, находит множество подтверждений. Обратимся к суждениям философа Ф.Т. Михайлова, долго сотрудничавшего с учеными-медиками. Вот что находим мы в его рецензии на книгу В.Д. Тополян-ского и М.В. Струковской "Психосоматические расстройства", которая привлекает внимание общественности к важнейшему виду современной социобиоло-гической патологии: "...наверное, не случайно именно по странам с развитым и научно организованным здравоохранением прошла крутая волна стихийно возникавших и специально культивируемых поисков здоровья в различных, на западный манер рационализированных концепциях "мудрости тела", напря-
2І „„ 321
Валеология образа жизни
мую связывающих соматические симптомы недугов с отклонениями от высшего смысла жизни. Трудно не увидеть в столь бурной экспансии "духовной терапии", кроме всего прочего, и стихийные реакции на преобладание чисто соматического начала в научной медицине". Еще более ценно следующее наблюдение философа за состоянием медицины "изнутри": "Откровенно отказываясь от слишком уж скорой методологической помощи своих ведомственных философов, мыслящие ученые обращались непосредственно к философской классике.
В медицине пример тому Дмитрий Дмитриевич Плетнев и Ипполит Васильевич Давыдовский... Давыдовский вскрывал и формулировал реальные противоречия процесса жизни... без понимания развивающегося тождества физиологии и патологии, нормы и болезни нет и не может быть выхода на действительные причины заболеваний и смертей. Здесь впервые был намечен прорыв медицины к своей гуманистической сущности через частокол редукцио-нистских предрассудков..."Идея здоровья, его охраны, защиты и сохранения, а также выявления и обретения — это, как видно из приведенных иллюстраций, коренная идея жизни.
Ею люди руководствуются в личной и коллективной жизни, в спокойные и переломные моменты своего бытия. Она освещает им путь при создании новых жизненных союзов. Как древнейшее и потому истинное убеждение высказывает русский историк нравственности конца XVIII века Гр. Громов следующее положение: "Блажен и преблажен поистине тот народ, у коего брачные союзы без наималейшего примеса подлой корысти, единственно по собственной доброй воле и сердечному соглашению сочетающихся лиц, совершаются. Напротив сего нет и не может быть злополучнее той страны, где при таковых сопряжениях богатство и чины, сколь бы сильно прямое сердце склонению ни противоборствовало, делают всегда перевес. Здесь вскоре открываются и навсегда остаются томная скука, изнурительнейшее омерзение и убийственный раздор".Хорошо об этом писал И. Кант: "Мы имеем единственный вид существ в мире, каузальность которых направлена телеологически, то есть на цели, которые в то же время устроены так, что закон, по которому они должны определять для себя цели, представляется ими самими как не обусловленный и не зависимый от природных условий, а сам по себе необходимый. Такое существо — человек, но рассматриваемый как ноумен, он — единственное существо природы, в котором мы можем со стороны его собственных свойств познать сверхчувственную способность (свободу) и даже закон каузальности вместе с объектом ее, который оно может ставить себе как высшую цель (высшее благо в мире). О человеке (а также и о каждом разумном существе в мире) как о моральном существе уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу, или, по меньшей мере, он не должен считать себя подчиненным какому бы то ни было влиянию природы, противодействующему этой цели".
Широко распространено представление о том, что моральное здоровье людей — важнейший, едва ли не единственно необходимый показатель для оценки состояния всего общественного здоровья.
Так ли это? По-видимому,322
Образ жизни человека: здоровье и качество жизни
так, но только для определенных типов общества, находящихся на низких ступенях исторического развития. Моральная самодостаточность человека в таких обществах — способность к выживанию в суровых жизненных условиях в одиночку и обладание необходимыми для этого качествами — действительно великая, общечеловеческая ценность. Без нее человечество не могло бы попросту начать формироваться. Но уже при отстаивании неверных интеллектуальных убеждений стойкость и выдержка обнаруживают свои негативные стороны. Еще более опасна моральная автаркия человека в различных видах широкой коллективной деятельности, в особенности в политике.
Рациональный смысл приведенного убеждения, как мы полагаем, заключается не в оценке состояния или уровня морального здоровья людей, а именно в эталонах морального здоровья, которые, в свою очередь, имеют особенности возникновения, утверждения и смены. Моральные требования с древности были направлены на защиту жизни и здоровья людей, запрещали и осуждали все виды поведения, которые подрывают интеллектуальное и духовное здоровье.
За все тысячелетия писаной истории в войнах было уничтожено, искалечено и обездолено столько человеческих жизней, что их число не намного меньше нынешнего 5-миллиардного населения планеты.
Становление новых, действительно общечеловеческих, планетарных эталонов морального здоровья человека и общества — процесс сложный и длительный. Специально об этом речь пойдет позже, а сейчас отметим еще раз глубокое противоречие, содержащееся в эталонах морального здоровья. Отсюда "мораль", касающаяся всех эталонов: коренной источник здоровья — жизнь, а эталоны — лишь подспорье в содержании здоровья.
В зависимости от того, чьим атрибутом выступает здоровье (болезнь), можно говорить об эталонах здоровья человека, страны, биосферы, геосферы, цивилизации, истории, человечества.
Это положение хорошо проиллюстрировал в своей книге П. Брэгг: "Сохранить в 85 лет гибкость десятилетнего мальчика и одновременно раскрыть глаза миллионам людей во всем мире на великую ценность здоровья, на правильное питание и распорядок бытия, сложить величественный гимн здоровой и разумной, "естественной" жизни — разве это не молодость, не расцвет человека..."Идея здоровья, таким образом, это не такая идея, за которую берутся, спохватившись в плену старческих болезней. Будь это так, в обществе не могла бы сложиться сколько-нибудь действенная система здравоохранения. Идея здоровья общества и человека, естественно связанная с идеей счастья, постоянно присутствует в индивидуальном и общественном сознании как важнейшая идея.
Сосредоточившись на здоровье и болезни как основных атрибутах медицинского проявления жизнедеятельности человека, медицина мало-помалу отделила эти понятия от их основы — человека. Став теорией нормы и патологии, медицина перестала быть теорией человека, а точнее, учением о человеке, а потому и стала практиковать слишком узкие специализированные способы его лечения. Возникали корректирующие и компенсаторные призывы: лечить не болезнь, а больного, не лечить, а исцелять.
Фантазия порождает представление о причинной связи состояния человеческого организма с его функционированием и, стало быть, болезни — с нарушением некоторой нормы его состояния. Это означает, что быть здоровым и охранять здоровье до известной степени суть одно и то же, а именно до той степени, где наука жизни (в частности, медицина) и практика жизни для общества и человека совпадают, не противоречат друг другу.
Но есть ситуации и весьма противоречивые. Об одной из них поведал известный австрийский логотерапевт В. Франкл: "Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматривать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душевных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал только во сне. Теперь на горизонте начала маячить не психологизированная медицина, а скорее гуманизированная психиатрия...
Человек не есть одна вещь среди вещей, вещи определяют друг друга, но человек в конце концов сам себя определяет ".Ведь то, о чем писал Франкл, находит множество подтверждений. Обратимся к суждениям философа Ф.Т. Михайлова, долго сотрудничавшего с учеными-медиками. Вот что находим мы в его рецензии на книгу В.Д. Тополян-ского и М.В. Струковской "Психосоматические расстройства", которая привлекает внимание общественности к важнейшему виду современной социобиоло-гической патологии: "...наверное, не случайно именно по странам с развитым и научно организованным здравоохранением прошла крутая волна стихийно возникавших и специально культивируемых поисков здоровья в различных, на западный манер рационализированных концепциях "мудрости тела", напря-
2І „„ 321
Валеология образа жизни
мую связывающих соматические симптомы недугов с отклонениями от высшего смысла жизни. Трудно не увидеть в столь бурной экспансии "духовной терапии", кроме всего прочего, и стихийные реакции на преобладание чисто соматического начала в научной медицине". Еще более ценно следующее наблюдение философа за состоянием медицины "изнутри": "Откровенно отказываясь от слишком уж скорой методологической помощи своих ведомственных философов, мыслящие ученые обращались непосредственно к философской классике.
В медицине пример тому Дмитрий Дмитриевич Плетнев и Ипполит Васильевич Давыдовский... Давыдовский вскрывал и формулировал реальные противоречия процесса жизни... без понимания развивающегося тождества физиологии и патологии, нормы и болезни нет и не может быть выхода на действительные причины заболеваний и смертей. Здесь впервые был намечен прорыв медицины к своей гуманистической сущности через частокол редукцио-нистских предрассудков..."Идея здоровья, его охраны, защиты и сохранения, а также выявления и обретения — это, как видно из приведенных иллюстраций, коренная идея жизни. Ею люди руководствуются в личной и коллективной жизни, в спокойные и переломные моменты своего бытия. Она освещает им путь при создании новых жизненных союзов. Как древнейшее и потому истинное убеждение высказывает русский историк нравственности конца XVIII века Гр. Громов следующее положение: "Блажен и преблажен поистине тот народ, у коего брачные союзы без наималейшего примеса подлой корысти, единственно по собственной доброй воле и сердечному соглашению сочетающихся лиц, совершаются. Напротив сего нет и не может быть злополучнее той страны, где при таковых сопряжениях богатство и чины, сколь бы сильно прямое сердце склонению ни противоборствовало, делают всегда перевес. Здесь вскоре открываются и навсегда остаются томная скука, изнурительнейшее омерзение и убийственный раздор".
Хорошо об этом писал И. Кант: "Мы имеем единственный вид существ в мире, каузальность которых направлена телеологически, то есть на цели, которые в то же время устроены так, что закон, по которому они должны определять для себя цели, представляется ими самими как не обусловленный и не зависимый от природных условий, а сам по себе необходимый. Такое существо — человек, но рассматриваемый как ноумен, он — единственное существо природы, в котором мы можем со стороны его собственных свойств познать сверхчувственную способность (свободу) и даже закон каузальности вместе с объектом ее, который оно может ставить себе как высшую цель (высшее благо в мире). О человеке (а также и о каждом разумном существе в мире) как о моральном существе уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу, или, по меньшей мере, он не должен считать себя подчиненным какому бы то ни было влиянию природы, противодействующему этой цели".
Широко распространено представление о том, что моральное здоровье людей — важнейший, едва ли не единственно необходимый показатель для оценки состояния всего общественного здоровья. Так ли это? По-видимому,
322
Образ жизни человека: здоровье и качество жизни
так, но только для определенных типов общества, находящихся на низких ступенях исторического развития. Моральная самодостаточность человека в таких обществах — способность к выживанию в суровых жизненных условиях в одиночку и обладание необходимыми для этого качествами — действительно великая, общечеловеческая ценность. Без нее человечество не могло бы попросту начать формироваться. Но уже при отстаивании неверных интеллектуальных убеждений стойкость и выдержка обнаруживают свои негативные стороны. Еще более опасна моральная автаркия человека в различных видах широкой коллективной деятельности, в особенности в политике.
Рациональный смысл приведенного убеждения, как мы полагаем, заключается не в оценке состояния или уровня морального здоровья людей, а именно в эталонах морального здоровья, которые, в свою очередь, имеют особенности возникновения, утверждения и смены. Моральные требования с древности были направлены на защиту жизни и здоровья людей, запрещали и осуждали все виды поведения, которые подрывают интеллектуальное и духовное здоровье.
За все тысячелетия писаной истории в войнах было уничтожено, искалечено и обездолено столько человеческих жизней, что их число не намного меньше нынешнего 5-миллиардного населения планеты.
Становление новых, действительно общечеловеческих, планетарных эталонов морального здоровья человека и общества — процесс сложный и длительный. Специально об этом речь пойдет позже, а сейчас отметим еще раз глубокое противоречие, содержащееся в эталонах морального здоровья. Отсюда "мораль", касающаяся всех эталонов: коренной источник здоровья — жизнь, а эталоны — лишь подспорье в содержании здоровья.
В зависимости от того, чьим атрибутом выступает здоровье (болезнь), можно говорить об эталонах здоровья человека, страны, биосферы, геосферы, цивилизации, истории, человечества.
Релевантная научная информация:
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
- 1.6. Роль природных факторов в общественном развитии - Экология и природопользование
- 9.2. Влияние окружающей среды на экономический рост - Экология и природопользование
- 1.3. Структура педагогической науки - Педагогика
- 2.5. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике - Педагогика
- 3.1. Понятие цели воспитания - Педагогика
- 3.4. Педагогические цели и образовательные , стандарты - Педагогика
- 14.1. Понятия воспитание, самовоспитание^ перевоспитание - Педагогика
- 14.4. Критерии оценки воспитательного процесса - Педагогика
- 15.1. Характеристика закономерностей воспитания - Педагогика
- 18.1. Понятие метода воспитания - Педагогика
- 19.1. Средства воспитательного процесса - Педагогика
- 20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества - Педагогика
- Обсуждение тезисов - Социология
- «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
- Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
- ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА - Валеология
- § 2. Здоровье как научная проблема - Валеология
- § 7. Двигательная активность и физическое здоровье - Валеология
- § 15. Кодекс здоровья - Валеология