Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с.
§ 6.
Шаблоны, догмы, стереотипы и разрушающее их

творчество жизни: поиск новых образов мыслей

и образа жизни

Невозможно отрицать, что шаблон — основа социальной системы. Если он достаточно совершенен, то в большинстве конкретных ситуаций, не выходящих за рамки привычного и ординарного, творческое мышление оказывается излишним — достаточно применения готовых схем. Шаблоны — результат опыта и развития, а стабильность (в том числе и социальная) — продукт

346

Потребности человека и социология образа жизни

системы шаблонов. Известным примером является художественная литература, которая разрабатывает типовые ситуации, после чего массовые тиражи закрепляют эти типы в общественном сознании.

Мы учимся по одним и тем же учебникам, и наша повседневная жизнь замкнута в одни и те же формы. Даже живем мы в типовых домах и квартирах. Общество прививает нам сходные правила поведения в ординарных ситуациях, навязывает сходные цели и стремления. В силу этого духовная жизнь каждого отдельного человека мало отличается от представлений о ней окружающих, что дает прочную основу для взаимопонимания в обществе. Стереотипы — часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившаяся в мышлении и постоянно используемая при решении задач, возникающих в обычных ситуациях. Проблема лишь в том, что они создают тенденциозность, консерватизм в решении новых задач.

Разрушение устоявшихся представлений и теорий выявляет новые пробелы в человеческих знаниях, которые ученые стремятся заполнить новыми гипотезами.

Однако выдвигать их не так просто, поскольку существующая инерционность мышления оборачивается желанием как можно реже менять свою точку зрения. Именно инерционность фатальным образом отражается на разнообразии и глубине гипотез. Возникающая при этом унификация взглядов подавляет воображение, сковывает свободу при выдвижении новых идей и самостоятельность в выборе направления приложения усилий.

Почему с годами все труднее изменять свои взгляды? Кроме того, что нарастает общая инерционность, зависящая от опыта, есть и другая причина — возрастное снижение уровня эмоциональности. Как известно, дети повышенно эмоциональны и непосредственны. Поэтому их мышление в большей степени, чем у взрослых, свободно от "законопослушности" и, наоборот, склонно к "законотворчеству". В молодости усвоение новых идей и формирование идеалов сопровождается интенсивными переживаниями. Эти переживания человек ценит как самое дорогое достояние своего "Я" и бережно сохраняет в течение всей жизни. Необходимость их обновления и создания новых идеалов в зрелые годы неизбежно сопровождается внутренними перестройками, которые субъективно воспринимаются как глубинный личностный кризис. Модель мира, сформированная жизнью человека, трещит по всем швам, и то, на чем держалась стабильность существования, вышибается из-под ног. Эти критические моменты нередко приводят к усилению ригидности — неспособности изменить свое поведение при изменении ситуации, приверженности привычному образу действий, несмотря на перемену условий.

Для реконструкции своей модели мира человек использует приемы, известные со времен Ф. Бэкона как "путь пчелы" и "путь паука". Первый из них предлагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания, ознакомление со всем доступным объемом достижений ученых предыдущих поколений. На этой основе осуществляется продвижение вперед, развитие тенденций, имеющихся в данной области и намеченных предшественниками. Здесь разум выступает как сила организующая, синтезирующая.

347

Валеология образа жизни

"Путь пчелы" нередко оборачивается трагедией для самого творца, поскольку накопление и анализ фактов укрепляют односторонний, опирающийся на стереотипы подход к проблеме.

Стереотип как затвердевший отпечаток прошлых подходов стоит на пути новых идей и открытий не только тогда, когда эти идеи принадлежат другому человеку, но и когда это собственные достижения.
Творцы не всегда понимают и принимают все грани своих творений. Приведем пример. Хорошо известно, что Макс Планк открыл квантовую структуру света, будучи молодым 25-летним ученым. Менее известно, что до конца жизни он старался доказать ошибочность своего открытия, а когда это ему не удалось, с горечью признался, что лучше было бы ему умереть раньше, пока он не разучился понимать современную ему физику. Трагедия Планка заключалась в том, что ему трудно было перестроить свои представления о физике так, чтобы они не противоречили его собственному открытию. В глазах людей разумно то, с чем согласно большинство; считается, что если все думают так же, как и ты, то это гарантия того, что ты не потерял рассудка. Подобные барьеры мышления формируются и поддерживаются групповыми нормами: возрастными, половыми, семейными, профессиональными, национальными. Они ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других.

Внутреннюю предрасположенность ума к общепринятой оценке событий внешнего мира и из-за этого к искаженному и тенденциозному его восприятию Фрэнсис Бэкон назвал проблемой "идолов".

В науке чаще встречается эффект ореола как специфическое влияние общего впечатления от объекта на восприятие и оценку его частных свойств. А. Сент-Экзюпери в "Маленьком принце" рассказывает, как турецкому астроному, открывшему астероид В-612 и доложившему об этом на Международном астрономическом конгрессе, никто не поверил, потому что ученый... был одет в одежду в турецком стиле. Когда же он через несколько лет слово в слово повторил свое сообщение в европейском костюме — с ним все согласились.

Эффект порядка, последовательности проявляется как повышенное давление на общее впечатление тех сведений об объекте, которые получены первыми. Сюда же можно отнести и эффект ложного обобщения, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей класса делается вывод о наличии этих качеств у всех объектов данного класса. Господствующая парадигма — не отражение действительности, а некий стереотип мышления коллектива современных ученых, обусловленный, главным образом, действующими на данном временном интервале психологическими и социальными факторами.

Новая научная доктрина вызывает нередко бурное эмоциональное сопротивление. Оно подкрепляется рациональными аргументами, отрицающими факты, на которых основано неприемлемое/учение. Поначалу сторонников доктрины мало, а противников — многогЮднако влияние сторонников растет, и постепенно они одерживают верх.

Окостенение мысли обычно развивается с возрастом. Люди старшего поколения не всегда осознают необходимость изменения своих идеалов и представлений. Конфликт "отцов и детей" часто воспринимается ими как абсолют-

348

1

Потребности человека и социология образа жизни

ное, непреодолимое, подчеркивается и заостряется. Однако истинные ученые существенно меньше подвержены засилью возрастных штампов. До глубокой старости могут они смотреть на все глазами наивного ребенка. Как думают некоторые исследователи, важную часть гения Эйнштейна составляла его детская неспособность понимать очевидное и принимать общепринятое.

Молодым творить легче, поскольку на них еще не давят традиции, знания и известность. Знаменитый человек практически не изменяет свои позиции, перестает идти на компромисс, а это приводит к Тому, что ученые следующего поколения начинают его игнорировать. Такая ситуация может способствовать угасанию творчества, особенно если оно подогревалось честолюбием, стремлением к известности. Для творчества возраст не фатален. Не только Эйнштейн до глубокой старости удивлял свежестью и независимостью восприятия.

Любой факт в момент его получения опосредован социальными компонентами и обусловлен взглядами и теориями, принятыми в обществе. Поэтому факты подвергаются изменениям вместе с появлением новых теорий. Теоретические представления в значительной мере предопределяют, на какие грани изучаемых явлений будет обращено внимание, и результаты наблюдений не только осмысливаются, но и фиксируются при помощи понятий, заимствованных из выбранных теорий.

Все это говорит о неправомерности общепринятого стереотипа, утверждающего бесспорность, однозначность и незыблемость фактов как опорных составляющих теории.

Преодоление этого стереотипа — одно из условий для работы воображения и творческой интуиции. Не на основе фактов строится теория, как думают представители так называемой индуктивной науки; всегда на основе теории факты укладываются в систему.

История свидетельствует о том, что когда открытие, сулящее быстрое продвижение в новом направлении, уже сделано, ожидаемый прогресс задерживается, иногда на многие годы, затормаживается укоренившимися стереотипами мышления. Вспышки глубочайшей проницательности на протяжении столетий остаются без каких-либо последствий вовсе не потому, что они никому не известны, а под влиянием господствующих взглядов, сдерживающих новаторскую реакцию. Потребовалась смена трех поколений для того, чтобы идеи И. Ньютона вошли наконец в общее сознание. Как отмечал В.И. Вернадский, ведущую роль в укоренении его законов сыграла не присущая им логическая сила, а их изучение в школе.

В подобных неблагоприятных обстоятельствах могут подчеркиваться и обостряться такие неприятные черты характера, как консерватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость и обидчивость. Учитывая вероятность такой возрастной психологической деформации, человек должен осознанно-направлять усилия на поддержание в себе духовной гибкости и помогать себе преодолевать возрастную тенденцию к ригидности во взглядах и неспособности менять установки, держать свой ум открытым для новых идей.

349

Валеология образа жизни

С годами сужение временной перспективы оборачивается не только апатией, но и боязнью новых начинаний. Только устремление в неизвестность, мужество брать на себя новую ответственность сохраняют свежесть восприятия. Смелость же и мужество, в свою очередь, стимулируются прогрессивно нарастающими успехами.

Главная психологическая потребность в зрелом возрасте — поиск смысла прожитой части жизни. Отсутствие ясной цели в жизни действует угнетающе. Нарастающая склонность к воспоминаниям отражает процесс переосмысливания. В этот период человек стремится получить от молодых подтверждение, что его жизнь прожита не зря.

Все это — значимая и плодотворная работа психики, если только она не чрезмерна. Однако некоторые люди склонны создавать из своей прошедшей юности нечто вроде утраченного рая, превращая ее в неисчерпаемый источник ностальгических сожалений. Они не осознают, что возможность жить прошлым практически не оставляет им времени жить настоящим. Однако одновременно с погружением в прошлое происходит утрата стимулов к жизни, и, как следствие, резко ухудшается здоровье. Известно, что неработающие чувствуют себя хуже, чем работающие, так как именно наличие жизненно значимых целей определяет самочувствие.

С годами возникает и специфическое отношение к неопределенности. В обстановке недостатка информации, дефицита определенности снижается устойчивость, растет тревожность, падает готовность к риску, что усугубляется уменьшением социальных контактов. Вместе с тем уровень притязаний растет, поддерживаемый добросовестностью. Все это приводит к глубинным конфликтам, которые меняют характер реакции на фрустрацию, — она приобретает форму внешних обвинений, определяя возрастную нетерпимость (как уже было показано, это одна из форм психологической защиты — по типу проекции).

Кризис может обнаруживаться в повышенной суетливости. Обычно она нарастает на фоне выключенное™ из активной жизни, осознания, что утрачено будущее. Человек вдруг понимает, что борьба за деньги, славу, власть — за все, что может пригодиться, но в будущем, — теперь бессмысленна, ибо будущего нет. Когда человек лишается будущего, из его жизни уходит ожидание радости и счастья, которое у активного человека появляется без видимых причин (и само по себе является счастьем). И чем дотошнее анализ будущих трудностей, чем глубже уверенность в тщетности усилий, тем меньше багаж, с которым человек придет к старости. Мужество риска — и есть духовная молодость.

Иногда зрелые специалисты даже гордятся тем, что они "реально мыслящие люди", преследующие в жизненной перспективе практические цели. Однако в действительности именно они оказываются менее продуктивны, чем "мечтатели". В любом возрасте для сохранения творческого потенциала необходим определенный романтизм, полет воображения, мечтательный склад ума. Только это позволяет продолжать изумляться новым идеям и приветствовать их.

Поэтому для оптимального развития возрастных возможностей нужно вырабатывать новые установки и ориентировать себя на новые цели. Тогда психический возраст обратим.

350

Потребности человека и социология образа жизни

Некоторые говорят так: "Все это хорошо, но нам уже трудно, чисто физически". У А. Швейцера есть хороший совет для людей, которые уже устали и плохо себя чувствуют в зрелые годы: "Напряженная и все более напряженная работа!" Этому рецепту сам он следовал всю жизнь.

Опыт показывает, что человек может избавиться от ранней старческой рассудительности, если возникают достаточно привлекательные и долгосрочные перспективы. Только ожидания будущего настраивают и физически и психически на долгую жизнь. Интересно, что ученые и селекционеры живут дольше, чем представители других профессий. Вероятно, это связано с необходимостью довольно долгого ожидания плодов своих усилий и развитыми способностями извлекать чувственные удовольствия из общения с друзьями и единомышленниками. Установлено, что продуктивность ученых старшего возраста падает не из-за ухудшения интеллектуальных способностей, а, главным образом, вследствие ослабления мотивации и потери творческой смелости. Они уже так много знают, что против каждой приходящей на ум идеи немедленно выдвигают полчища аргументов.

Темперамент отражает жизненный темп человека, проявляющийся во всем: в походке, в жестикуляции, в скорости речи, в динамике принимаемых решений. Продуктивность работы человека также тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность, реактивность сангвиника может принести выгоды, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Представление, что люди инертные — флегматики — не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием своих действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические позы, медленные и плавные движения, добиваясь в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, — меланхолики — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем представители других типов темперамента. Они меньше устают и раздражаются от их однообразия и повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большей надеждой на успех. Люди с более сильной нервной системой и высокой реактивностью — сангвиники и холерики — проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Регламентация приводит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов работы путем создания оптимальных условий для функционирования их нервной системы, предохранения ее от перегрузки позволяет этим людям работать эффективно длительное время без перерыва и с малым количеством/совершаемых ошибок. Флегматики и меланхо-

351

f

Валеология образа жизни

лики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что инструкции желательно формулировать для людей с неодинаковым темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, детальные, для других — обобщенные и содержащие минимальное количество вспомогательных указаний.

Максимум мотивации зависит от темперамента. Сангвиники не только стремятся к решению задач выше среднего уровня трудности, но и могут с ними успешно справляться (не всегда, но берутся!). В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, то есть их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков с их нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля деятельности, не определяя ее результативности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность усиливается, так как заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и требуется дополнительная мобилизация организма для того, чтобы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействиями, — а запас и скорость его мобилизации зависят от темперамента.

Неудивительно, что все ведут себя при этом по-разному, и к этому надо быть готовым. В провоцирующей ситуации холерик реагирует непосредственно вслед за раздражителем. Он мобилизуется мгновенно и дает вспышку в виде аффекта, гнева даже при однократном травмирующем воздействии. У флегматика же и в экстремальной ситуации неизбежен процесс накопления раздражения, суммарный результат должен преодолеть значительное торможение, прежде чем начнется разряд. Поэтому вспышка может быть существенно отодвинута от провокации. Общаясь в экстремальных условиях, меланхолики и флегматики эту задержку увеличивают и тем самым еще больше запаздывают с ответом на реплику или поступок партнера. Тогда ответ на первое обращение может последовать после второй или даже третьей реплики, что затрудняет общение, порождает взаимное непонимание — первые реплики по непонятным для собеседника причинам остались без ответа.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и как можно чаще поощрять его усилия. *

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Ему нужны задания на длительный период, его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, желательно поговорить с ним наедине. К нему нужно проявить индивидуально подчеркнутое внимание, вовремя похвалить за малейшие успехи, решительность и волю.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
  2. § 6. Шаблоны, догмы, стереотипы и разрушающее их творчество жизни: поиск новых образов мыслей и образа жизни - Валеология
  3. 8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога - Педагогика
  4. ТЕМА 6. Мир человека как культура - Культурология
  5. Типология культуры. Социокультурная динамика - Культурология
  6. 2.5. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике - Педагогика
  7. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  8. ТЕМА 5. Язык культуры - Культурология
  9. ТЕМА 7. Искусство как феномен культуры - Культурология
  10. § 2. Физиология и психология: психосоматический детерминизм - Валеология
  11. § 1. Жизнь человека как форма существования одухотворенной материи - Валеология
  12. 7.4. Япония (Ш - XIX вв.) - Исторические науки
  13. 1.3. Структура педагогической науки - Педагогика
  14. 5.5. Становление современной дидактической системы - Педагогика
  15. 93. Классификация методов обучения - Педагогика
  16. 12.2. Типология и структура уроков - Педагогика
  17. 20.2. Правовые основы семейного воспитания - Педагогика
  18. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ*1 - Социология
  19. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  20. § 9. Мудрость юмора и исцеляющая радость душевной красоты - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998