Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с.
§ 6.
Учитесь властвовать собой: психология поступков и образа жизни
В литературе разных лет психологи, врачи, ученые дают много полезных ' рецептов самоуправления и самоконтроля. Вот некоторые из них. | Первый совет. Не пытайтесь переделывать других. Намного полезнее и 1 безопаснее заняться самовоспитанием. Помните: каждый другой человек — | такая же яркая и уникальная индивидуальность, как и вы, принимайте его та- ( ким, какой он есть. Старайтесь найти в человеке положительное, умейте ви- І деть достоинства его и в отношениях старайтесь опираться на эти добрые ка чества. Будьте требовательны в первую очередь к себе, а потом и к другим.

Второй совет. Помните: самый верный способ борьбы с беспокойством — постоянная занятость. Активная социальная деятельность развивает коммуника тивные способности, помогает раскрыть сильные стороны личности. Чтобы за быть свои "болячки", старайтесь дать хотя бы немного радости другим. Когда вы ( делаете добро другим, вы в то же время приносите добро себе. Опасайтесь быть источником эпидемии плохого настроения. Не срывайте собственное зло на ни в : чем не повинных людях. Чаще считайте свои удачи, а не свои несчастья. ! Третий совет. Имейте мужество чистосердечно признавать свои ошибки, если вы не правы! Умейте быть внимательным к другим — это всегда окупа ется сторицей. Все взгляды относительны, но в каждой точке зрения есть доля истины.

Избегайте фанфаронства и позерства. Не всегда благоприятно дей ствует на других стремление выставить напоказ свои достоинства. Гипертро- ' фия доверчивости, как и недоверчивости, — плохой симптом. Излишняя до верчивость — признак неопытности, ранимости личности.
Но хуже всего по дозрительность ко всему.

г Четвертый совет. Учитесь владеть собой! Гнев, раздражительность, злобность искажают человеческий образ. Проанализируйте ситуацию, опреде лите источник отрицательной эмоции и постарайтесь устранить его. Частая причина негативных эмоций и неадекватного поведения человека — себялю- 4 бие. Эгоизм — источник многих конфликтов. Хорошим способом разрядки яв- ' ляются увлечения, труд. Воспитывайте в себе терпение, помните, что "рана за живает постепенно". Не беспокойтесь из-за пустяков, не выходите из себя по | мелочам. Избегайте иллюзий в восприятии реальности. Всегда лучше иметь дело с действительностью, пусть даже неприятной.

Пятый совет. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага! I Помните: препятствия нам даны для развития терпения, стойкости, мужества, силы духа. Наполняйте голову мыслями о мире, надежде, здоровье, так как на ша жизнь такова, какой ее делают наши мысли! Не беспокойтесь преждевре менно о том, что от вас не зависит. Лучший способ подготовиться к завтраш нему дню — это сконцентрировать весь интеллект, весь энтузиазм на успеш ном выполнении сегодняшних дел.

I, Чаще общайтесь с людьми, умеющими устанавливать тесные эмоцио нальные отношения, исповедальный характер бесед с ними поможет избавить- і ся от последствий любых неприятностей, горя.

26* 403

Валеология образа жизни

Шестой совет. Человек имеет безграничные возможности совершенствования. Во всех областях жизнедеятельности для этого есть потенциальные возможности. Не бойтесь совершенства, вам его все равно никогда не достигнуть, но стремиться к нему необходимо...

Не возмущайтесь критикой, ищите в ней отправные точки для самоусовершенствования. Развивайте свои возможности, находите пути реализации их.

Психологически самые сложные задачи человек решает наедине с собой. Именно в этом случае поведение крайне уязвимо, неустойчиво, а опасность пустого времяпрепровождения наиболее велика. В контакте с другими людьми человек испытывает постоянное и активное деятельное регулирование своего поведения извне. Наедине человек должен научиться регулировать свое поведение, например с помощью умелого применения формул самовнушения различных полезных стимулов, активности. Подавить в себе нежелательный поступок без самоотказа, самозапрета или самоограничения довольно сложно, как и обойтись без всевозможных самоуспокаивающих внушений, если самочувствие этого требует. Культурный человек не станет обращаться к знакомым и друзьям, чтобы поделиться своим скверным настроением, состоянием скуки. Все это каждый может устранить самостоятельно, важно лишь подобрать слова и искренне добиваться бодрого самочувствия.

Не секрет, что для любого поведения есть свой антипод. Чрезмерное развлечение, затянувшись, обязательно возбудит в человеке дефицит противоположного поведения. Этой закономерностью необходимо пользоваться в самовоспитании. Так, больше всего люди хотят научиться быть спокойными, уравновешенными и делают ошибку, когда внушением добиваются чего-то похожего от себя, потому что подходят к проблеме не с того конца. Чтобы быть спокойным, необходимо прежде всего волноваться только тогда, когда это необходимо, то есть надо учиться распознавать ситуации, где важно и нужно активно переживать происходящее. Иногда в семьях переживают по пустякам лишь из-за того, что не видят истинных проблем. И когда случается настоящая беда, тех же людей пустяки больше не тревожат. В отрыве от привычной среды и вне контактов с постоянно окружавшими его людьми человек переживает поэтапные трудности в поведении: сначала не хватает привычного круга людей, затем — привычной среды, но в итоге главными оказываются свойства собственного поведения.

Способность к самовоспитанию для современного человека очень важна и, несмотря на определенные трудности, доступна каждому.

Например, страх неудачного публичного выступления перед людьми, который зарождается в возрасте 6-7 лет и принимает окончательные формы в 9-11 лет, подчас так силен, что человек никогда и не пытается брать слово. Причина — в бестактности старших, полагающих, будто дети "еще не понимают ответственности" и не волнуются перед публикой. В итоге отрицательный ранний школьный опыт у взрослого человека превращается в ожидание такой же бестактности от аудитории, от людей, перед которыми надо выступить. Социальное происхождение имеют почти все виды боязни, кроме отдельных случаев боязни высоты, укачивания и некоторых других. Недостаточная культура воспитания приводит не только к боязни, но и к агрессивности как приему пре-

404

Валеология и валеометрия образа жизни: креативная нормология

одоления страха. С 3 до 7 лет у детей устанавливается отношение к себе и другим, появляются образы "Я", "свои", "чужие" и предпочтение одних людей другим, что выражено в изменениях самочувствия и поступках.

Представление о "чужих" как возможных врагах, если оно привито в этом раннем возрасте, в дальнейшем сказывается на поведении человека в коллективе, которое может проявляться повышенной агрессивностью, неспособностью правильно себя вести, потребностью подчиняться "сильной руке", поискам виноватых, а не причин случившегося, растерянностью при неудачах, ограниченностью способностей к самостоятельному творчеству и переживанию, чувством виноватости. На этой почве может развиться авторитарность поведения.

Особое место занимают такие негативные черты поведения, как двуличие, лицемерие, лживость, скаредность, жадность, социальное интриганство, доносительство. Все они — следствие недостаточности воспитания и отсутствия привычки к самовоспитанию.

Поведение людей с такими качествами характерно тем, что они охотно обнаруживают их у кого угодно, только не у себя.

Если Христос был распят в 33 года и воскрес, то аналогия напрашивается сама собой. Именно в 33 года мужчины и женщины достигают либо определенной психосоматической гармонии между психической и физической стороной бытия, позволяющей им благополучно завершить первую треть своей жизни, или они, игнорируя физические, данные природой функции своего организма, живут только в представляемом трансцендентальном мире принципов, надежд и иллюзий. Если их психика при этом не уравновешивается, остается много нереализованных возможностей, неиспользованных ресурсов, то у сте-ничных (энергичных) от природы мужчин от неосуществленной потребности в самоутверждении нарастает недовольство — внутренняя агрессивность. Не находящее выхода нервное напряжение через систему подкорковых эмоциональных и вегетативных центров приводит к функциональным нарушениям в соматической (внутренней) сфере организма. Выражается это типичными в 33 года психосоматическими расстройствами или заболеваниями типа язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифического язвенного колита, бронхиальной астмы, гипертонии начальной степени, стенокардии, невродермита, экземы и псориаза, сексуальных расстройств. В происхождении подобных психосоматических нарушений ведущая роль принадлежит психологическому фактору-стрессу, нарушающему баланс, взаимодействие психических и физических сфер организма.

У женщин стресс в 33 года обусловлен не столько психологическими, сколько физиологическими причинами. Биологически состояние физической зрелости у женщины означает реализацию природной, генетически заданной программы материнства в виде рождения второго или третьего ребенка. Другими словами, существует определенный, наиболее целесообразный биологический ритм реализации репродуктивных функций женского организма. Безусловно, он индивидуально своеобразен, но есть и общие закономерности воспроизводства потомства не позднее 7 лет — цикла, когда организм женщины еще "хранит" опыт родов, не "забыл" его, да и сами роды могут пройти относительно успешнее, чем спустя более длительное время. Нетрудно подсчитать,

405

I |F

Валеология образа жизни

что вторые, по крайней мере, а лучше, третьи роды как раз и приходятся на возраст 33 года. Тогда расстройства нервно-психической и физической сферы организма женщин с упадком сил, мрачным, апокалиптическим мироощущением и страхом смерти устраняет появление новой жизни.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
  2. § 6. Учитесь властвовать собой: психология поступков и образа жизни - Валеология
  3. § 9. Мудрость юмора и исцеляющая радость душевной красоты - Валеология
  4. МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ - Педагогика
  5. 6.3. Как развивать способности - Педагогика
  6. 1.3. Структура педагогической науки - Педагогика
  7. 8.1. Понятие и сущность содержания образования - Педагогика
  8. 20.1. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества - Педагогика
  9. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  10. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  11. § 7. Конституция и эмоции - Валеология
  12. § 18. Зодиакальная система: Космос и здоровье (элементы мира). Земля, Вода, Воздух, Огонь - Валеология
  13. Лекиия 18. «Новые религии» XX столетия и будущее религии - Религоведение
  14. М. Элиаде1 СВЯЩЕННОЕ И МИРСКОЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Религоведение
  15. 29. НОВАЯ ЭРА - Исторические науки
  16. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ - Педагогика
  17. МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ - Педагогика
  18. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - Педагогика
  19. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - Педагогика
  20. 1.3. Соотношение понятий индивидуальность и личность - Педагогика

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998