Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с.
ВАЛЕОЛОГИЯ И СОФОТЕРАПИЯ
Древнейшая библейская легенда рассказывает, как молодой царь Соломон І услышал во сне неведомый Голос: "Проси, что тебе дать? Ты должен решить I свою судьбу.
Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь [ ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе | все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь? Выбирай — и сбудется, что > захочешь!".

Задумался Соломон, а подумав, ответил: "Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьей".

И сказал ему Голос: "Да будет так". И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого, что он был мудрым, он сделался могущественным, сильным, здоровым, богатым и прожил он долгую-долгую жизнь, и покорились ему все его народы. Узнал о мудром Соломоне весь мир. По всей земле пошла молва о его великом уме и справедливости и люди пошли к нему, чтобы рассудил он их, их тяжбы, их ссоры...

О, как мудра эта библейская легенда! Хочешь быть богатым? Будь мудрым. Хочешь быть сильным? Будь мудрым. Хочешь быть здоровым? Будь мудрым. Всегда. И во всем.

Мудрость здоровья — это "тайная мудрость нашего тела" (Залманов) и креативная установка ума — "...сотворим гармонию тела и духа" (Конфуций). Эти задачи призвана решить новая наука — валеология.

Valeo — "будьте здоровы", традиционный logos — ив итоге новый "сфинкс": валеология как наука об индивидуальном здоровье человека.

Мы сформулировали валеологическую концепцию человека, опираясь на пять основных типов конституции — нормостеническую, атлетическую, ги-перстеническую, грациальную и астеническую.

Рассмотрим взаимосвязь вале-ологических проблем человека и его конституции.

Конституция человека — это его генетический потенциал, продукт наследственности и среды. Когда-то врачи Древнего Востока размышляли так: есть мир бесконечно малого, есть мир бесконечно большого: и есть мир между ними — мир бесконечно сложного — мир жизни. В этом мире есть человек — мир бесконечной сложности и бесконечной мудрости: сложность — от природы, мудрость — от Бога и Учителя. И сложность и мудрость воплощены в конституции человека.

426

Валеология и софотерапия

Настало время по-новому, интегративно посмотреть на конституцию человека, определяющую законы его индивидуальной жизни. Если посмотреть на весь спектр жизненных доминант и установок, то, в конечном счете, все они детерминированы нашей конституцией: потребности, способности, интересы, желания, искушения, проблемы. Алкоголизм, курение, наркомания тоже имеют генетическую компоненту. Проблемы предрасположенности к болезням и характер их протекания тоже конституционно детерминированы (уже на уровне системы гистосовместимости). Много правды в словах итальянского патолога Дж. Танделоо, сказавшего, что "конституция человека — наш соматический фатум, наша судьба". Вопреки догмам мичуринской биологии, конституция как генетический потенциал дается человеку раз и на всю жизнь. Генотипический астеник никогда не станет гиперстеником и наоборот. Среда лишь "модифицирует" наш генетический потенциал в рамках "нормы реакции". Лао Цзы говорил: " колесо вращается потому, что ось его неподвижна" и что "насилие над природой (Дао) и сущностью (Логосом) человека — противоестественны и аморальны". Нам представляется, что основным законом ва-леологии является зафиксированный многовековой опыт врачей, педагогов, психологов: образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

Живите в соответствии со своей конституцией и своей природой, своими разумными принципами, потребностями тела и духа.

Человек! Все, что сделано в прошлом, все, что делается сейчас, все, что будет делаться завтра — дело его рук и его ума.

Каждая эпоха создавала человеку свой гимн и свой реквием.

Античный герой Софокла в трагедии "Антигона" восклицает: "Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней!" В эпоху средневековья человек предстал ареной борьбы двух противоположных начал — бога и дьявола, битвой божественной души и грешного тела.
В XIX веке Ф. Ницше нарисует нам образ человека в виде "белокурой бестии", а в XX веке человека назовут "зверем в шляпе" (3. Фрейд) и даже "голой обезьяной" (Д. Моррис). Но таков ли уж этот "зверь в шляпе"? Конечно, гуманистическая тенденция всегда преобладала у врачей и философов Индии, Китая, Тибета, в трудах Вл. Соловьева и Н. Бердяева, М. Булгакова и Ф. Достоевского, В. Вернадского и К. Циолковского, В. Короленко и И. Бунина, М. Горького и И. Павлова.

Человек и его физические показатели сегодня отодвинуты на второй план. А ведь существовала давняя русская традиция, которую К.Э. Циолковский выражал следующим образом: "... Не признаю я и технического прогресса, если он превосходит прогресс нравственный, если физика и химия не служат, а подчиняют себе медицину, как не признаю многого другого. Для человечества нужна не техника, а моральный прогресс и здоровье". В наши же дни, по мнению многих авторитетов, нравственный прогресс сильно отстает от научно-технического.

Чтобы жить здоровой жизнью — надо жить по законам своей биологической конституции. В этом смысл сформулированного нами основного закона валеологии.

427

Валеология и софотерапия

Каждый тип конституции имеет свой биологический потенциал потребностей, способностей и "запас" здоровья. Здоровье мы рассматриваем как нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных (витальных), духовных (идеальных, информационных) и социальных (индивидуальных и коллективных) потребностей. Сегодня нами разработана " Оптимальная шкала потребностей" и диагностическая "Роза жизни", "Шкала жизни" (шкала "приобретений" и шкала "потерь" здоровья), биологический "Камертон настройки на долголетие", концепция "Эндогенного года" человека.

Давно известно, что человека как психосоматическую систему могут искушать потребности телесные ("искушение плоти") и потребности душевные ("искушение духа"). Жить — значит удовлетворять потребности человека в веществе, энергии, информации. У человека эти потребности выливаются в систему материальных, духовных и социальных потребностей. Здесь четкая причинно-следственная связь: потребность — доминанта потребности — установка — реализация установки (поведение) — удовлетворение потребности. Всякая потребность тела и духа может стать искушением. Поскольку в разное время у человека господствуют разные потребности, разные доминанты этих потребностей, разные психические установки, то жизнь человека может быть представлена как "смена искушений", смена "полюсов притяжения": в молодом возрасте искушается "плоть" (сигаретами, рюмкой, мальчиком или девочкой, "колесами" или "иглой"). С годами эти "плотские" искушения сменяются сами, растет шкала духовных ценностей, "духовных" искушений, которые с возрастом становятся доминирующими. Объектом духовного искушения всегда была истина. Можно предложить систему "духовных искушений":

• наука — это искушение истины Разумом;

• искусство — это искушение истины Чувствами;

• религия — это искушение истины Верой;

• философия — это искушение истины Мудростью.

Врач встречается с людьми, каждый из которых "чем-то искушен". И здесь важно различать нормальное удовлетворение человеческой потребности в рамках меры и искушение потребностью, когда это стремление становится самоцелью. Так "искушение" становится инквизитором, сжигающим человеческую жизнь на костре дурных привычек. "Вначале мы любим за что-то... Потом — несмотря ни на что!" (А. Блок).

"Легко не грешить, не имея тела.„", — размышлял когда-то раннехристианский писатель Лактанций, решая свои проблемы. И, наверное, легко быть разумным, не имея тела. Но как быть разумным, имея сверхсложную, чреватую внутренней катастрофой, психосоматическую организацию? Как вообще прорваться сквозь немыслимые джунгли эволюционной сложности тела и мозга, если их избыточность, судя по всему, "ведет себя" как самостоятельный филогенетический синдром, и в значительной степени недоступна рациональному управлению. Если мозг и тело человека, как говорит Д. Хьюбел, "сложнее всего, что нам известно во Вселенной", то как научиться управлять этой сложнос-

428

Валеология и софотерапия

тью? Д. Хьюбел высказывает твердую уверенность в том, что стремление человека познать свой мозг и свое тело отнюдь не безнадежно. В противном случае, как нам кажется, вместо блистательных гносеологических побед самонадеянному человеческому существу грозит участь быть "раздавленным" собственной сложностью. Это требует по-новому взглянуть и на медицину.

Традиционно медицина определяется как наука о причинах болезней, их диагностике и лечении. Однако медицина должна быть и Медициной Здоровья, разрабатывать "маршруты здоровья", а профилактика — мерой не только предупредительной, но и путем возрастания здоровья. Валеология — наука об индивидуальном здоровье человека. Санология — наука об общественном здоровье населения. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. В XX веке медицина болезней должна быть дополнена медициной здоровья, а нозологическая подготовка врача общей практики продолжена и усовершенствована валеологической подготовкой.

Особо актуальными являются проблемы валеологии детства и юности: человек начинается с зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). Но чтобы получить "нормальную" зиготу, надо иметь исходно нормальных поставщиков хороших зигот: мать и отца. Все должно начинаться с установки (осознанной и желательной) на рождение ребенка. Плод — не физиология, а психофизиологическая система. И это заставляет нас пересмотреть многие проблемы акушерства. Ребенок должен быть желанным — это залог его физического и психического здоровья в будущем. Нам пора серьезно заговорить об эмбриональной педагогике и психологии, эмбриональной валеологии.

Здоровье — это мудрость и мера жизни. Великий Гиппократ говорил: "Никто не должен преступать меры: мудрость жизни — знать во всем меру". Воспитание чувства меры во всем. Это простая, на первый взгляд, задача есть одновременно и самая сложная проблема валеологической педагогики. Человека губят любые излишества- обжорство, переутомление, половая невоздержанность, применение в больших дозах возбуждающих веществ. Считают, что чрезмерное употребление кофеина (15 000 чашек крепчайшего кофе) привело к преждевременной кончине О. Бальзака. Нельзя бурно расточать себя и пресыщаться — нужно беречь желания и не забывать, что "всякое обладание делает человека инертным" (А. Маслоу).

Смысл человеческой жизни — в творчестве, в непрерывном труде. Не случайно почти все долгожители — это люди напряженного труда. Об этом свидетельствуют биографии великих людей. Но поскольку творчество — это норма жизни, поскольку оно пронизывает все жизненные процессы и, будучи нормой жизни, определяет норму здоровья, то через "пирамиду биологической организации" возможно его благотворное влияние на здоровье. Возвращая человеку состояние творческого поиска как фундаментальной нормы, следует ожидать, что организм как целостная система начнет сам гармонировать психосоматику, избавляясь от патологии либо компенсируя ее. И действительно, развивающаяся "терапия творчеством" (креативная терапия) является подтверждением высказанного положения. Творчество как атрибутивное свойство нормальной жизни — это единственное, что всегда противостоит смерти.

429

Валеология и софотерапия

Здоровье — это творчество, горение, поиск, стремление идти, а не стоять. Возвращать здоровье — это творить жизнь: креативная медицина — это лечение творчеством. Творческое долголетие есть всегда долголетие физическое. Отказ от творческой жизни — переход человека во власть стихийных сил. Его как щепку в половодье несет поток неведомо куда. Человек перестает быть активной личностью, перестает быть мудрым, здоровым, сильным.

Удивительный мир новых идей открывает перед нами креативная философия жизни и вытекающее из нее врачевание мудростью — софотерапия. О том, что наряду с психотерапией нужна терапия мудростью, говорит и Виктор Франкл, назвавший ее логотерапией.

В нашей стране софотерапия в какой-то степени растворена в личностно ориентированной психотерапии В. Мясищева-Б. Карвасарского; наступил час привлечь внимание к этой проблеме, хотя бы пока лишь первичной теоретической постановкой проблемы.

Учитывая русскую философскую традицию и практику церкви, мы считаем более адекватным понятие "софотерапия". Мы не склонны, как это делают некоторые философы, сводить софотерапию к "лечению мудростью Философии". Софотерапевтическая функция философии несомненна. Но не только философия, но и литература, искусство, религия и популярная медицина, весь цикл гуманитарных наук в той или иной степени софотерапевтичны.

Во все времена и у всех народов красивому человеческому телу поклонялись как величайшей эстетической ценности. При этом человеческое представление о прекрасном всегда было тесно увязано с соображениями практической пользы. В начале XX века выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье выдвинул принцип: функциональное прекрасно! То есть прекрасно то, что отвечает своему предназначению. Гармонически развитые тела свидетельствуют о крепком здоровье, крепкое здоровье выражается во внешней красоте.

Хорошая осанка способствует правильному расположению внутренних органов, надежность функции внутренних органов способствует выработке правильной, красивой осанки. Все взаимосвязано и оказывает взаимное влияние.

"У женщины, так опыт учит нас, здоровье с красотой неразделимы", — писал великий испанец Лопе де Вега. Взаимосвязь между внешним обликом человека и состоянием его здоровья, издавна подмеченную людьми, некоторые ученые даже предлагали подвергнуть математико-статистическому анализу. По мнению профессора А.И. Китайгородского, красота вполне может быть предметом точного исследования: в архивах медицинских учреждений всего мира хранится информация о состоянии здоровья и соматические показатели огромного количества людей. Однако до сих пор никто так и не взялся выяснить, сумма каких соматических показателей равняется красоте.

Прекрасны статуи Афродиты, Венеры Милосской, Аполлона, Геракла. Но были бы они прекрасны, сойдя со своих пьедесталов и начав двигаться? Внешняя привлекательность — это ведь и быстрота, ловкость движений, гибкость и пластика. Красота движений и здоровье — неразделимые понятия. Каждый, наверное, по себе знает, как отличается походка больного человека от походки здорового. Здоровье — залог красоты движений, с другой стороны, правиль-

430

Валеология и софотерапия

ные рациональные движения — путь к сохранению здоровья, совершенству, долголетию.

Быть красивым — это значит быть здоровым. Сохранять здоровье, а значит, и красоту, нужно начинать задолго до того, как появятся первые тревожные признаки. Большая часть причин, от которых страдает наше здоровье, зависит от нас самих. Это гиподинамия (недостаточное применение силы) и гипокинезия (недостаток движения), вредные привычки (употребление алкоголя, курение табака), пренебрежение биологическими ритмами, неумение владеть собой, своими эмоциями, производственное и бытовое утомление, неправильное применение витаминов, лекарственных препаратов (излишнее увлечение или, напротив, полный отказ), нерациональное питание.

В наше время быть культурным человеком означает быть не только образованным и просвещенным, но и хорошо развитым физически. Ведь отсутствие знаний в области физического совершенствования вредит человеку гораздо больше, чем отсутствие каких-либо других знаний (речь идет не о профессиональной грамотности, а о попутных знаниях). Потому что каким бы видом трудовой деятельности ни занимался человек, каких бы творческих вершин он ни достиг, он не получит полного удовлетворения и не будет счастлив, если он не будет здоров.

Выдающийся русский критик B.F. Белинский в середине XIX века высказался категорически: "Без здоровья невозможно и счастье".

Физическая культура дает возможность сохранять здоровье, стать красивым, подчинить свое тело собственной воле, стать хозяином положения в любой стрессовой обстановке, расширить диапазон приспособительных механизмов организма, сделать его менее восприимчивым к неблагоприятным условиям внешней среды.

Очень многое зависит от того, как человек воспитан, что ему привито с детских, младенческих лет, какое физкультурное образование он получил дома, в детском саду, в школе.

Великий грек Аристотель считал, что воспитание человека должно предполагать тесную взаимосвязь физического и эстетического. Если в процессе воспитания обращать внимание только на первую сторону, то такое воспитание можно сравнить "с развитием дикого животного". Нужно формировать в человеке чувство прекрасного. Лишь такое воспитание позволит иметь не только хорошее физическое развитие, крепкое здоровье, но и умственную и эстетическую образованность.

Древнеримский врач Гален писал: "Здоровье — вид гармонии". Гармоническое развитие — девиз валеологии. Морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что "красота человеческого тела — это стройность сложения, безукоризненность линий, легкость и согласованность движения, физическая сила, гармоническое развитие и соразмерность его частей", что "это своего рода дарование, талант, с зачатками которого человек рождается и который, как и всякий талант, для созревания и наиболее полного расцвета нуждается в развитии и совершенствовании".

431

Валеология и софотерапия

Природа не всех одаривает красотой. Однако эту скупость природы часто можно поправить, преодолеть: потенциально каждый красив своей индивидуальностью, а потому некрасивых у нас нет.

Мыслители уже находили рецепты созидания красоты в самом себе. Вот как писал английский искусствовед XIX века Джон Рескин: "Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало своей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием". Замечательный литовский художник М.-К. Чюрленис, чье творчество содержит философский охват земного человеческого бытия, завещал "жить, широко раскрыв глаза на все, что прекрасно..., забывать, откуда и куда идешь, как тебя зовут, и смотреть глазами ребенка...".

Педагог-мыслитель В.А. Сухомлинский пришел к таким выводам: "Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты чувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем — счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее... Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения".

В настоящее время разработка теории целостности человека как существа социально-биологического затруднена не только неразработанностью теории целостности в медико-биологическом плане, но и в социальном. В литературе справедливо отмечается, что немалые трудности порождает неразработанность проблемы целостности личности, проблемы здоровья и красоты человека.

Человек — существо не только биологическое, но и одновременно продукт социальной среды и социальных отношений. В человеке слиты воедино два начала — организменное (биологическое) и личностное (социальное). Все социальное человек реализует с помощью его телесной организации. Поэтому врач не может и не должен замкнуться в рамках только биологических закономерностей. На больничной койке лежит не тело, а живой человек, имеющий не только собственное организменное (биологическое, физиологическое) начало, но и обладающий особыми личностными характеристиками, своим неповторимым духовным миром. Настоящий врач лишь тот, кто врачует не только человеческое тело, но и душу. Еще античный философ Платон приписывал своему учителю Сократу слова: "Нельзя врачевать тело, не врачуя душу, ибо все это едино в облике человеческом". Истинно так!

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. § 13. Креативная валеология* и софотерапия - Валеология
  2. § 14. Гармония, красота и здоровье - Валеология
  3. § 8. Конституция, образ жизни, здоровье - Валеология
  4. ВАЛЕОЛОГИЯ И СОФОТЕРАПИЯ - Валеология
  5. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  6. Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  7. Исторические науки Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  8. Технические науки Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  9. Экология и природопользование Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  10. Педагогика Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  11. Социология Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  12. Культурология Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  13. Валеология Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  14. География Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  15. Деловой язык Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  16. Религоведение Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  17. Философия Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  18. Контрольные работы по праву Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  19. Курсовые работы по праву Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
  20. Шпаргалки по праву Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998