Валеология
В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. |
§ 7. Любовь: мужественное и женственное |
Принимая величественную осанку, мужчина торжественно выходит на историческую арену. Он рассчитывает на свою атлетическую мощь, хитрость, на захваченную власть. Мужчина пользуется огромной славой как бегун, дискобол, завоеватель, жрец, законодатель, как пророк. Искусство возвеличивает его подвиги и открытия. Эстетическим воплощением образа мужчины являются египетские колоссы, мраморные статуи Фидия и Праксителя, он изображен в поэмах Гомера, в трагедиях Софокла, на римских мозаиках. Возвеличивание мужского пода находит отражение в одежде, в украшающих его почетных знаках, в различных символических отличиях. Его внешность должна внушать уважение. Мужчина — покоритель природы, животных, других людей, гордо украшает себя трофеями: когтями убитого медведя, рогами сраженного буйвола, перьями подстреленного в небе орла, накидывает на плечи шкуру льва или леопарда. В Древней Греции мужчина первенствует и на Олимпийских играх. Он прилагает все силы для апологетизации этой его чисто атлетической "мускульной" славы. Статуи атлетов, трижды одержавших победу, устанавливаются в храме. Олимпийским победителям вручаются пальмовые ветви, они облачаются в роскошные одежды. Поэты воспевают их подвиги. Ваятели превращают их в мраморные полубожества, которым воздаются ритуальные почести. Мужчина сплетает лавровые венки и увенчивает ими самого себя в знак вечной и непреходящей славы. Лавры украшают головы Цезаря и Наполеона, Вергилия и Гёте, Вольтера и Байрона. Скипетр силы находится в руках мужчины. Пурпурная мантия ниспадает с его плеч. Корона, иногда венчающая женщину, также создана для мужской головы. Все призвано подчеркивать силу и блеск вечного господина. Мужчина — солнце в истории общества. Женщина может светить лишь его отраженным светом. К тому же, мужчины живут по солнечному календарю, женщины по лунному. Мужчина — воин и рыцарь, вооружен мечом, символом его власти и извечной физической силы.Поляризация нашла великолепное эстетическое воплощение в мраморных статуях Древней Греции. Достаточно вспомнить изящные очертания Венеры Милосской и мощную фигуру Геракла скульптора Гликона. Это вечные образы классического типа мужчины и классического типа женщины. Венера Ми-лосская полна светлой гармонии и волшебной женственной прелести. Могучая 55 Валеология любви фигура Геракла — воплощение силы, суровой красоты. Гигантское тело слегка изогнуто, мускулы выпуклы, словно узлы из железа; это грозная концентрация жизненной энергии, способной перевернуть землю. Типологические особенности женской и мужской фигуры эстетизируют и художники эпохи Ренессанса. Вспомним хотя бы два образа: Мону Лизу Леонардо да Винчи и Давида Микеланджело. Возникающая словно чудо на фоне окружающей природы, Мона Лиза — сама нежность, мягкость, изящество, ее загадочная улыбка полна очарования. И мужественная нагота стройного тела Давида, его спокойная уверенность в своей физической и нравственной силе.Половая дифференциация затрагивает и голосовые связки человека. Этот аспект различий достаточно ярко выражен, чтобы не остаться незамеченным. У мужчин обычно более звучный и гортанный голос, более резкая и грубая модуляция. Их звуковая стихия — бас и баритон. Женщины обладают более мягким, нежным, бархатным голосом с изящными модуляциями при пении. Их звуковые атрибуты — чаще всего контральто и сопрано.Наибольшая разноголосица мнений существует в вопросе о духовных, психических (эмоциональных, интеллектуальных, эстетических, моральных) различиях между мужчиной и женщиной. В этом отношении наука должна способствовать преодолению традиционной недооценки "слабого" пола, выяснению объективной истины. Однако в стремлении избавиться от консерватизма мышления не следует полностью отрицать различий духовной жизни мужчины и женщины. Догматизм приводит к игнорированию нюансов и живого колорита действительности. Прежде всего, известная половая дифференциация существует в сфере темперамента. Эта наследственная специфика психических реакций строго индивидуальна. В известной степени темпераменты соответствуют физиологической и психической доминанте отдельных возрастов человека. Давно замечено, что ребенок обычно реагирует, как флегматик, юноша — как сангвиник, зрелый человек — как холерик, старик — как меланхолик. В этой характеристике есть известная доля истины. У конкретных людей никогда не бывает "чистых" типов темперамента. Они всегда присутствуют в определенной пропорции. С полным основанием можно утверждать, что каждый человек, в конечном счете, обладает характерными чертами и холерика, и сангвиника, и флегматика, и меланхолика. Вопрос лишь в том, какие из них доминируют. Индивидуальное сочетание компонента отдельных основных типов темперамента предопределено наследственным кодом, а их известные вариации связаны с полом и возрастом. К сожалению, этот вопрос недостаточно изучен современной физиологией человека и генетикой. Во всяком случае, наблюдения свидетельствуют, что у мужчин чаще преобладает холерический темперамент. Для них характерно бурное проявление реакций, воля, напористость, мощный заряд чувств, воинственная энергия. Именно поэтому холерический темперамент можно рассматривать как "мужской темперамент". Другими словами, рассматриваемый как статистическая совокупность, мужчина обычно проявляет больше фронтальной силы, внешней агрессивности, но и большую настойчивость, способность противостоять грубому напору. Он работает, образно го-56 Природные силы любви: могучие истоки жизни воря, "на длинных волнах". Конечно, не следует абсолютизировать эту формулировку. Есть немало мужчин, у которых отсутствует преобладающие черты холерического темперамента. Напротив, у многих женщин в очень сильной степени проявляется именно эта форма психической реакции. Но речь идет о типичной и закономерной тенденции. Женской природе чаще всего соответствует сангвинический темперамент. Как мы уже отмечали, для него характерна подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения. В противовес мужчине с его напористой активностью, самой типичной тенденцией в поведении женщины является духовное и физическое изящество, быстрота реакций, гибкость и деликатность поведения. Ее эмоции, даже когда они безудержны, полны внутреннего огня, обычно обладают меньшей взрывной силой. Она более тонка, хрупка, нежна, хотя иногда и очень упорна. Тенденции художественного творчества и восприятия произведений искусства также имеют известную половую дифференцированность в области творческих способностей. Обладая утонченным и богатым эстетическим чувством, женщина здесь до сих пор уступала пальму первенства мужчине. Творческий талант мужчины во всех областях искусства, несомненно, сильнее. Однако как исполнитель женщина превосходит мужчину в ряде областей искусства. В глубине сценических перевоплощений ей следует отдать предпочтение. Благодаря своей врожденной грации, изяществу и пластичности женщина превосходит мужчину и в балетном искусстве. Больших высот она достигает как музыкант-исполнитель, особенно в вокальном мастерстве. Меньшая развитость творческих способностей женщины прежде всего является результатом ее многовекового рабского положения в системе социальной жизни. Несомен-но, она достигла бы больших высот, если бы располагала объективной возможностью трудиться как мужчина в области создания эстетических ценностей. Некоторые авторы обращали внимание на тот факт, что женщина уступает мужчине даже в областях, которые скорее выглядят ее призванием. В качестве примера обычно приводят музыку. Женщине свойственна особая приверженность к этому искусству. Тысячелетиями она убаюкивала детей колыбельными песнями. Но лучшие колыбельные песни и мелодии создали композиторы-мужчины. Иммануил Кант одним из первых с философской глубиной выразил это несравненное созвучие бытия полов."Тот, кто первый назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, — пишет он, — сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее, чем сам предполагал. Мы не будем уже говорить о том, что облик женщины вообще тоньше, черты нежнее и мягче, что дружелюбие, шутка и приветливость выражены на ее лице сильнее и привлекательнее, чем у мужчины... Помимо этого, в самом душевном строе прекрасного пола прежде всего заложены своеобразные черты, явственно отличающие его от нашего пола и отмеченные главным образом печатью прекрасного. Мы же могли бы притязать на звание благородного пола, если бы от благородной души не требовалось, чтобы она отклоняла почетные звания и охотнее наделяла ими других, чем получала сама. Все сказанное не следует, однако, понимать в том смысле, 57 Валеология любви будто женщина лишена благородных свойств или что мужской пол лишен красоты; напротив, можно полагать, что каждый пол сочетает в себе и то и другое, однако у женщины все другие достоинства соединяются лишь для усиления в ней характера прекрасного, тогда как среди мужских свойств возвышенное отчетливо выделяется как отличительный признак пола... У женщины более сильная прирожденная склонность ко всему красивому, изящному и нарядному. Уже в детстве женщины с большой охотой наряжаются и находят удовольствие в украшениях. Они чистоплотны и очень чувствительны ко всему, что вызывает отвращение. Они любят шутку, и, если только у них хорошее настроение, их можно забавлять безделушками. Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному... Они чрезвычайно чувствительны к самому пустячному оскорблению и очень тонко подмечают малейшее невнимание и неуважение к себе. Одним словом, благодаря женщинам можно отличить в человеческой природе прекрасные свойства от благородных; женщины даже мужской пол делают более утонченным...У прекрасного пола столько же ума, сколько и у мужского пола, с той лишь разницей, что это прекрасный ум, наш же, мужской, — глубокий ум, а это лишь другое выражение для возвышенного. У мужчины большая физическая масса, у женщины больше грации. Мужчина сильнее, у женщины больше нежности. Мужчина более рационален, женщина более чувствительна. Мужчина "тверже", женщина более "гибка". Мужчина более логичен, женщина же полагается на интуицию. Мужчина суров, женщина более отзывчива. Мужчина склонен к обобщению, женщина — к анализу. Мужчина воинствен, женщина сострадательна. Мужчина скорее живет абстрактными понятиями, женщину интересуют конкретные вещи. Мужчина более постоянен, женщина склонна к переменам. Мужчина чаще впадает в состояние аффекта, женщина вся во власти настроений. Чувства мужчины более драматичны, чувства женщины оптимистичны. Мужчина более решителен, женщина осторожна. У мужчины больше "властности", у женщины изящества. Мужчина "дерзновеннее", женщина более старательна. Словом, все это означает, что мужчина более мужествен, женщина более женственна".Вот это истинно философское размышление! В этих двойственных характеристиках указания типа "более" и "чаще" имеют не абсолютное, а относительное значение. Так, "чаще впадает в состояние аффекта" у мужчины означает, что чаще только по сравнению с женщиной. Не следует понимать это так, что аффекты доминируют в мужской'психике. Или "более логичен" совсем не означает, что эта способность мужчины к творческому мышлению не развита у женщины. То же относится и к интуиции. Все дело в нюансах, пропорциях. Мужчина и женщина созданы природой из одинаковой биологической материи, состоят из одних и тех же психических компонентов. Разница между ними в сочетаниях, в степени проявления той или иной тенденции, в степени одухотворенности. У мужчины прежде всего ценится мужественность, у женщины — женственность. Аккумулированные качества противоположного пола в их индиви- 58 Природные силы любви: могучие истоки жизни дуальном проявлении, когда они не чрезмерны, естественно обогащают и в определенной степени уравновешивают родовую сущность, взаимно дополнительны. Истинная сила мужчины состоит в его мужественности с примесью нескольких капель женственности. Исключительная концентрация качеств "сильного" пола в одном лице потрясает своей крайней односторонностью. Мужчина рождается и конкретно существует в самых различных "пропорциях". Это делает его богаче, интереснее, колоритнее, "царственнее". С другой стороны, у женщины также тысяча лиц. Ее прелесть и обаяние отражены во многих древних легендах. Художники всех времен не жалели фантазии и красок, чтобы во всех деталях передать разнообразие женского великолепия, многоцветье ума. Необходимо всегда разграничивать мужественность и женственность как статистические характеристики, рассматриваемые в абстрактной форме, и их конкретную реализацию в определенной социальной среде. Это означает, что следует различать два основных аспекта характера: наследственность и воспитание, врожденные предпосылки личности и ее приобретенную культуру. Оба пола как бы стремятся преодолеть существующие половые различия. Иногда даже трудно с первого взгляда сегодня отличить юношу от девушки. Волосы, одежда, жестикуляция, походка, манера говорить — почти одинаковы. Однако при этом женщина в большей степени "имитирует" мужчину. Это объяснимо, если иметь в виду некоторые обстоятельства. Во-первых, на протяжении всей истории женщина стремится освободиться от векового гнета "мужского права". В настоящее время она чувствует себя равноправным членом общества. Граница между женскими и мужскими профессиями, существовавшая в прошлом, постепенно исчезает, в некоторых отраслях труда она фактически ликвидирована. Во-вторых, сказывается определенное влияние изменений в семье, ее специфике и социальной функции. Закономерно усиливающиеся тенденции дуа-лизации управления этим микроинститутом, повышение роли и активности женщины в семье создают условия, при которых "слабый" (в силу уже скомпрометированных традиций) пол хочет подражать "сильному" полу, ничем не отличаться от мужчины, добиться равных прав и обязанностей. В-третьих, женщины принимали массовое участие во второй мировой войне и в антифашистском движении Сопротивления в качестве санитарок, связисток, подпольщиц и даже как*непосредственная боевая сила. Наравне с мужчинами они пережили огромные трудности, испытали небывалые страдания. После войны непрерывно возрастает число женщин-спортсменок. Все это, согласно наблюдениям, ведет к известной утрате женщиной женственности. В-четвертых, усилившаяся маскулинизация соответствует темпераменту, индивидуальности некоторого, хотя и небольшого, числа женщин. Они очень "тверды", необычно для своего пола напористы, в них много резкости, "неженственной мужественности". |
Релевантная научная информация:
- § 3. Норма, Гармония, Красота -элементы любви - Валеология
- § 5. Новое отношение к эротике - Валеология
- § 7. Любовь: мужественное и женственное - Валеология
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
- § 6. Адаптивный потенциал конституции: физиология и психология здоровья - Валеология
- § 10. Эмоции страха и успокоения - Валеология
- § 2. ПРАВОПИС ПРЕФІКСІВ - Деловой язык
- РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ - Педагогика
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ - Педагогика
- Глава 10. СТАНОВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
- § 11. Законы красоты - Валеология
- § 2. Обаяние красоты: природное и приобретенное - Валеология
- § 7. В чувствах отражается время - Валеология
- § 4. Любовь: Великий инстинкт Жизни и Природная Сила - Валеология
- § 14. Трагедии любви: так много всего на ниве нашей жизни - Валеология
- § 5. Секс - романтическая психофизиология - Валеология
- ЛИТЕРАТУРА - Валеология
- ТЕМА 3. Античная философия - Философия
- Валеология Портал Изба-Читальня - электронные книги и бесплатные учебники по всем научным направлениям!
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга вторая. 1998.- 360 с. - Валеология