Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с.
§ 9.
Биологическая или социальная обусловленность любовного обаяния?
После таких заранее сделанных уточнений можно повторно задать вопрос: чем же объясняется наличие у человека обаяния, способного вызвать любовь? Разумеется, всей совокупностью его индивидуальных особенностей, комплексным его воздействием на окружающих. Такой ответ, однако, ставит другой, не менее трудный вопрос: почему одни люди обладают, а другие не обладают столь ценным качеством? Очевидно, потому что у одних оно есть, а у других нет. Но что это за качество? Является ли оно врожденным, или же появляется в результате воспитания и образования? На эти вопросы можно дать определенный, хотя и неоднозначный ответ.

Бесспорно, наличие или отсутствие у человека обаяния зависит от унаследованных психических и физических данных и предрасположеностей.

Прежде всего, это внешний вид и эмоционально-интеллектуальные способности человека. Болгарский писатель Йордан Йовков в "Боряне" убедительно показал неотразимое и непреодолимое воздействие физической красоты женщины, которая способна "околдовать" мужчину.

Бальзак утверждает: "Красивой женщине свет не отказывает в доверии, прощает какую-нибудь глупость или неловкость, и она сколько ей угодно может быть сама собою, — тогда как одного взгляда достаточно, чтобы согнать прелестное выражение с уст некрасивой женщины, придать робость ее глазам, подчеркнуть неловкость ее жестов, внести смущение в ее манеру держать себя".

В то же время всего тремя страницами ниже он так же решительно заявляет, что "...красота должна считаться несчастьем для женщины, ибо это преходящее цветение чрезмерно воздействует на внушаемое ею чувство: не похожа ли такая любовь на брак по расчету?" В подтверждение этой мысли он ссылается на то, что счастье многих мужчин составили женщины, у которых были и недостатки, и даже недуги, в то время как любовь к красавицам зачастую оказывалась несчастной.

Великий писатель объясняет это преходящим характером красоты, тем, что обаяние красавицы, всецело телесное, имеет границы, тогда как духовное в своей основе обаяние женщины посредственно красивой "бесконечно". Вряд ли такое утверждение вызовет возражение. Недолговечность физической красоты человека продолжает оставаться источником душевных переживаний, иногда даже становится причиной драматических конфликтов. Относительная ограниченность чисто физического, чувственного совершенства и неограниченная мощь совершенства духовного, в свою очередь, на протяжении тысячелетий занимали умы исследователей, породили множество доказательств и афоризмов; этим вопросом занимались сотни философов, специалистов в об-

104

Психология любви: тайны очарованной интимности

ласти эстетики, этики, искусствоведения, социологии, ряд ученых как материалистической, так и идеалистической ориентации. Красота, по словам Ф. Шиллера, может считаться "гражданкой двух миров, к одному из которых она принадлежит по рождению, а к другому — по усыновлению; она получает бытие в чувственной природе, а права гражданства — в мире разума".

К упомянутым факторам, обусловливающим ограниченность воздействия чисто физической красоты, можно прибавить не менее важные факторы преимущественно психологического характера.

Абсолютизация физической красоты иногда оказывается подлинным "нес-частьем", так как может помешать человеку оценить другие достоинства.

Кра-сивый мужчина или красивая женщина часто склонны заботиться более о сво-ем обаянии, выразительности взгляда, улыбки, мимики, о грациозности движений, не думая ни о чем другом.
Тем самым они невольно, сами того не сознавая, перестают заботиться о воспитании чувств, культуре желаний, развитии интеллекта, остроумия и находчивости, не вырабатывают умения понимать подтекст, намеки, мыслить ассоциативно и смело.

Понимание того, что даже самая совершенная красота не способна обеспечить прочное счастье в любви и успех в обществе, еще в глубокой древности заставляло людей заботиться о гармоническом сочетании духовного и физического совершенства.

Обаяние, в основе которого лежат биологическая жизненность и правиль-ное функционирование организма, является прежде всего социальным продуктом. Оно формируется и обогащается в процессе общественного развития. Основное его содержание определяется психической жизнью личности. Разнообразие, богатство нюансов и интенсивность психических процессов расширяют диапазон и значимость его воздействия. Поэтому можно сказать, что углубление и совершенствование любовных переживаний ведет к их более разнообразным и совершенным физическим и психическим проявлениям, усиливает их привлекательность.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
  2. § 9. Биологическая или социальная обусловленность любовного обаяния? - Валеология
  3. § 3. Норма, Гармония, Красота -элементы любви - Валеология
  4. § 10. Психические компоненты обаяния - Валеология
  5. § 3. Эмоции и депрессии: эмоциональный фон жизни - Валеология
  6. § 3. Любовь: на путях познания - Валеология
  7. § 8. Как рождается любовь? - Валеология
  8. § 13. Аромат тела и запах любви - Валеология
  9. § 11. Эмоциональная палитра обаяния - Валеология
  10. § 13. Преданность и самопожертвование - Валеология
  11. 1.8. Воздействие общественного производства на окружающую среду - Экология и природопользование
  12. 3.3. Основные признаки естественных ресурсов, их классификация, как экономической категории - Экология и природопользование
  13. 14.2. Сущность воспитания и его особенности - Педагогика
  14. 21.2. Вопросы теории управления школой - Педагогика
  15. Макс Вебер. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ* - Социология
  16. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  17. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии* - Социология
  18. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  19. Роберт Парк ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА* - Социология
  20. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА - Валеология

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998