Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с.
§ 6.
Две модели состояния влюбленности
Чувство любви рождается при наличии особого душевного состояния, которое называют влюбленностью. В чем же особенность такого состояния?

Можно вести речь, по меньшей мере, о двух "моделях" поведения влюбленного. Первую условно назовем "вдохновение": человек испытывает прилив интеллектуальных и творческих сил, активно реализует свои потенциалы, превосходя самого себя. Другая "модель" поведения влюбленного — "заторможенность". Для нее характерны спад сил, ограничение потребностей и интересов личности в плоскости "я и любимый человек", некоторое притупление интеллекта и эмоций.

Ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и воображение — все познавательные психические процессы протекают почти у каждого влюбленного не так, как обычно, нередко дают даже искаженную информацию о внешней среде и внутреннем мире человека. Эти процессы проявляются как бы в новом диапазоне, что, по-видимому, связано с подключением таких пластов психики, которые обычно не функционируют или функционируют крайне редко.

Если поведение влюбленного соответствует типу "вдохновение", все виды ощущений активизированы и посылают в мозг более мощные, чем обычно, нервные импульсы. Прежде всего они связаны с любимым человеком, однако общее состояние накладывает отпечаток на все реакции влюбленного: многое он чувствует обостренно, повышаются его реактивность, впечатлительность.

Восприятие формирует яркие образы действительности, поэтому часто образ любимого человека идеализируется, влюбленные люди очень впечатлительны и легко ранимы. Память действует активно, влюбленный охотно заучивает или припоминает стихи, рассказывает истории из своей жизни. Внимание хорошо контролирует все его поступки, речь, поэтому такие влюбленные часто предупредительны, галантны, наблюдательны. Воображение становится ярким, образным, влюбленный блещет остроумием и находчивостью.

Иначе проявляются познавательные психические процессы, если имеем дело с "моделью заторможенности". Они также действуют в нетипичном диапазоне, но находятся в подавленном пассивном состоянии. Мышление сосредоточено на информации, преимущественно относящейся к любимому человеку и взаимодействию с ним, потому влюбленный мыслит, как правило, некритически, игнорирует доводы разума, советы со стороны (старинная поговорка гласит: "Невозможно любить и быть умным"). Состояние влюбленности для рассматриваемого типа человека — наиболее благоприятная почва для самообмана. Память фиксирует самые незначительные явления, относящиеся к объекту любви и к переживаемым личностью состояниям, в то же время плохо воспроизводятся многие события прошлого.

Вот почему такой влюбленный живет лишь настоящим, нередко пренебрегает личным опытом, усвоенными нормами, собственными принципами.

Внимание из системы контроля всех психических операций превращается в механизм, обслуживающий возникшую в сознании личности доминанту: оно

21

г

Валеология любви

нацелено преимущественно на то, что имеет отношение к любимому человеку. Все остальное, как правило, проходит мимо внимания, поэтому влюбленный рассеян, "витает в облаках". Любовь означает слишком узкий взгляд на вещи (Ф. Бэкон). Воображение "заторможенного" влюбленного проявляется активно, но оно посвящено одной теме — достижению союза с любимой (-ым).

Возникшее состояние пониженной или повышенной реактивности способствует тому, что человек как бы ставит себя в центр своего же психического отражения, он становится исключительно значимым для самого себя.

В этот момент возникает сильное эмоциональное состояние, побудительная сила которого рождается за счет того, что человек обнаружил свою собственную значимость для самого себя. Но эта значимость парадоксальна: любящий человек принимает самого себя лишь при условии, если его принимает любимый, то есть питает к нему ответное чувство, по крайней мере, не отвергает, хотя бы находится рядом. С одной стороны, отмечает Аристотель, приятно любить, а с другой — приятно также и быть любимым, потому что и в этом случае у человека появляется мысль, что он хорош, а этого жаждут все способные чувствовать люди; а быть любимым — значит быть ценимым ради самого себя.

Примерно ту же мысль высказывает английский философ Ф. Бэкон (1561-1626): "Разве ты не видишь, что каждый ищет себя? И только тот, кто любит, находит".

Но если нет приятия человека тем, кого он любит, то личная значимость самого себя способна утратить всякий смысл. Вплоть до того, что иные, почувствовав ненадобность в себе, парализуют свою волю и добровольно уходят из жизни. В этом случае торжествует эгоизм, порожденный неприятием своей значимости любимым человеком.

Чувственные данные о внутреннем и внешнем мире, обусловленные нетипичным состоянием всей системы познавательных психических процессов, постоянно анализируются и обобщаются. Образ любимого сопоставляется с теми представлениями, ценностными ориентациями, взглядами, которые существуют в сознании. При совпадении впечатлений о данном лице с имеющимися у человека Ценностями он переживает соответствующие эмоции. Если объект созерцания отвечает влечению и душевной настроенности субъекта, неизбежно возникают определенные чувства. Образ, который начинает завоевывать симпатии, становится предметным содержанием психического наслаждения.

Специфичность состояния влюбленности проявляется еще и в том, что познавательные психические процессы, действуя нетипично, почти не контролируют протекание эмоций. В свою очередь, любовные эмоции, проявляясь относительно свободно, способствуют тому, что познавательные психические процессы продолжают действовать в нетипичном "режиме".

Ведь в психике все взаимосвязано. Так возникает неповторимое в своей сложности психофизиологическое переживание, которое с большим трудом поддается описанию.

Указанные состояния характерны прежде всего для молодости, когда сочетаются между собой присущие именно этому возрастному периоду факторы: пробуждение полового влечения (половое созревание), отсутствие эротичес-

22

Любовь вчера, сегодня и всегда

кого опыта, первое "вхождение" в состояние неадекватного реагирования. Многие хотели бы повторить первое чувство любви, но чаще всего оно неповторимо. Следующая встреча с любовью нередко оставляет иные впечатления, а некоторые люди так никогда больше и не могут полюбить вновь. В одной из своих статей В.Г. Белинский писал: "Всякое чувство действительно в отношении к самому себе как выражение моментального состояния духа: и первая любовь едва проснувшейся для жизни души отрока имеет свою поэзию и свою истину; но, будучи действительна по своей сущности, она совершенно призрачна по форме, и в сравнении с любовью возмужалого человека есть то же, что первое бессвязное лепетание младенца в сравнении с разумною речью мужа".

От чего же зависит то, какое состояние влюбленности переживет юноша или девушка? Какой тип поведения продемонстрирует человек, встретившись с любовью? Ощутит ли радость бытия, прилив энергии, посвятит ли стих любимому человеку, сделает ли в его честь доброе дело? Или нахлынувшее чувство подавит, заставит замкнуться в себе, усилятся подозрительность, эгоистические притязания и обиды?

Существенную роль, конечно, играют индивидуально-личностные особенности человека — темперамент, характер, привычки, установки, ценностные ориентации, культурные запросы. Но ведь личностные свойства воспитаны в семье, образовались под влиянием общества, следовательно, "вдохновленных" и "заторможенных" и прочие типы влюбленных в большой степени воспроизводит окружающая среда. Каждое общество задает свои образцы проявления влюбленности, при этом различаются мужские и женские формы поведения.

Д.В.

Колесов выделяет у девочек три поведенческие реакции, связанные с половым влечением: 1) кокетство, конечная цель которого обратить на себя внимание; 2) застенчивость, заключающаяся в том, что девочка, стараясь привлечь к себе внимание мужчины, стремится не проявить свойственной ей активности, настойчивости, что выглядело бы непривлекательным; 3) стыдливость, то есть стремление не демонстрировать определенные участки обнаженного тела.

Современная девушка-подросток ловит на себе внимание окружающих, ей нравится, что на нее смотрят, как на женщину. Появляется жажда поклонников, ухаживания. Это время мечтаний о славе, большой роли в жизни, время стремлений к проявлению нежности, изящества, кокетства. В эту пору у девочек обостряется потребность во взаимопонимании, психологической близости. Они чаще, чем мальчики, ведут дневники, пишут стихи. Девочки ориентируются на доверительное общение друг с другом; раньше и в два раза чаще, чем мальчиков, их интересует собственная внешность. Но нередко появляется чувство одиночества и подавленное настроение (И.С. Кон, 1973).

Особенно трудно переживают период полового созревания девочки, которые чем-то отличаются от своих сверстниц. Более начитанные и излишне романтичные, значительно выше ростом или маленькие по сравнению со своими

23

Валеология любви

подружками, очень красивые и не очень привлекательные — все эти "нетипичные" девочки склонны к повышенной чувствительности и ранимости.

Случается, красивая и умная девушка не может встретить молодого человека, отвечающего ее запросам.

Или юноши обходят ее стороной, считая недоступной. Бывает и так, что девушки этой поры утрированно проявляют свою самостоятельность, болезненно реагируют на замечания родителей, многое воспринимают как посягательство на их личность.

Современный юноша-подросток жаждет проявить свою силу, ум, подчеркнуть собственную оригинальность.

Он любыми средствами привлекает к себе внимание. Порой это приобретает форму заносчивости, развязности, противоборства с авторитетами.

Как правило, стремление привлечь к себе внимание не связано с половым влечением. Скорее, это проба своих сил, оценка своих достоинств на фоне окружающих. Одновременно это и попытка подогнать себя под стандарт "взрослости", который сложился в обществе и который является одним из элементов избирательной сексуальности.

В разные эпохи стандарт "взрослости" имеет своеобразное содержание, отражая общественную мораль, нормы и традиции. В первобытном обществе возник ряд обычаев, сопровождавших переход юношей в группу взрослых мужчин. Над ними совершали посвятительные обряды, им сообщали племенные предания и подвергали их различным физическим испытаниям — голод, надрезы кожи, обрезание, выбивание и выпиливание зубов. В австралийских племенах ритуал инициации заканчивался тем, что девушкам выбивали зубы. В Полинезии, которую часто называют "островами любви", признаком половой зрелости у мужчин и женщин была татуировка.

Взрослость Наташи Ростовой признали тем, что ей разрешили появиться на балу. Сегодняшним девочкам, переступающим порог детства, позволяют надеть туфли на высоком каблуке, употреблять косметику или ходить на танцы, где часто представляется случай оценить себя на фоне других. Взрослость юношей подчеркивается тем, что родители признают их право на самостоятельность, выдают им карманные деньги, разрешают позже обычного возвращаться домой.

Однако следует заметить, что стандарт "взрослости" в наши дни весьма неопределенный. Существует официально установленный срок социальной зрелости — вручение паспорта. Но фактическое взросление проявляется раньше или позже 16 лет, ярко или вовсе невыразительно, как у большинства или очень индивидуально.

Стремление подогнать себя под стандарт "взрослости" — это одновременно и познание своих возможностей, поиск ответа на вопросы: "каков (а) я?", "на что (на кого) могу претендовать?" В эту пору человек часто сталкивается с явлением "самоограниченности"; во-первых, в распоряжении большинства юношей и девушек имеются ограниченные средства самоутверждения по сравнению с тем, что предлагает современная культура, мода; во-вторых, человек окончательно осознает, что внешность (лицо, фигура, походка) дана ему однозначно и изменить ее в большинстве случаев невозможно.

24

Любовь вчера, сегодня и всегда

Отношения молодых людей в этот момент часто сводятся к обмену информацией друг о друге. Пока человек не оценил себя, не идентифицировал себя с кем-либо из окружающих, не применил к себе известные нормативы, ему, как правило, трудно установить интимную связь с другим человеком, выбрать партнера, который соответствовал бы его вкусам.

Избирательное отношение к сексуальному партнеру формируется в общении, характер этого общения, его объем непременно скажутся на результатах самопознания и выборе спутника жизни. Это период так называемой романтической любви, которая, по утверждению исследователей, есть сугубо европейский феномен. Такая любовь возникает на основе родительского примера.

Огромно значение этой поры в развитии личности для всей ее последующей жизни. Ведь недооценка или переоценка своих возможностей как объекта любви окажет влияние на весь душевный настрой личности и определит дальнейшую линию поведения. Недооценка себя способна вызвать подавленное состояние, боязнь знакомиться с достойными претендентами на брак, ограничение круга знакомых, среди которых можно встретить спутника жизни. Занижение личностных притязаний человека может привести к тому, что будущий брачный партнер еще на стадии ухаживания сознательно или неосознанно начнет доминировать над ним, игнорировать его мнение, злоупотреблять доверием. Переоценка же своих возможностей как объекта любви нередко приводит к тому, что личность живет в мире иллюзий относительно своих качеств и достоинств предпочитаемых поклонников.

Но вот первый пробный шар окружающим брошен. К 17-19 годам психическая половая зрелость завершается. Собственное "Я" познано, обрисовался в основных контурах образ человека, которого можно было бы предпочесть среди других.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. § 6. Две модели состояния влюбленности - Валеология
  2. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
  3. Введение - Технические науки
  4. 3.3. Основные признаки естественных ресурсов, их классификация, как экономической категории - Экология и природопользование
  5. 1.2. Задачи педагогической науки - Педагогика
  6. 2.3. Логика педагогического исследования - Педагогика
  7. Лекиия 4 РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ИРАНА - Религоведение
  8. Лекция 10. РЕЛИГИИ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА - Религоведение
  9. Лекиия 18. «Новые религии» XX столетия и будущее религии - Религоведение
  10. Ф. Капра´ НОВОЕ ВИДЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ - Религоведение
  11. Б. Оля БОГ И БОГИ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКЕ - Религоведение
  12. К. Бреле-Руэф1 САКРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА - Религоведение
  13. Фукуяма Ф. КОНЕЦ ИСТОРИИ? - Философия
  14. Тоффлер Э. ТРЕТЬЯ ВОЛНА - Философия
  15. Глава 40.ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1965-1984 гг. - Исторические науки
  16. 12. УКРАИНА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИЙ - Исторические науки
  17. 14. ИМПЕРСКИЕ РЕФОРМЫ - Исторические науки
  18. 19. УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - Исторические науки
  19. Образование как система и процесс - Педагогика
  20. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Педагогика

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998