Валеология

В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с.
§ 13.
Этюды восточной медицины и сексологии
О здоровье человека написано много. Но вот что бросается в глаза: европейские авторы вам подробно и обстоятельно расскажут о работе наших внутренних органов, диете, болезнях и их причинах (как правило, внешних), а если перед вами книга восточного врача или мыслителя, то на вас повеет отголосками древних легенд, и начинается она с того, что вас учат правильно дышать, разумно питаться, снимать нервное напряжение, неприятные эмоции, подробно расскажут о том, как следует поддерживать свою внутреннюю жизнеспособность, устойчивость к болезням, как продлить молодость, каким должен быть образ жизни в зависимости от возраста. И все начинается с таинственных слов, в различных вариантах повторяющих емкое понятие "йога". В Индии считается, что йогу передал людям Великий Йогин (Махайога) — Шива и что доктрина йоги так же стара, как и учение о Брахме, составляющее основу буддизма.

Восточная медицина — это предписание праведного поведения, главными элементами которого являются нравственные советы: быть правдивым, искренним, верным и обязательно целомудренным до брака, сдержанным (воздержанным) во всем, сердечным и доброжелательным. Хочешь быть здоровым — обуздай свои страсти, откажись от вредных привычек, довольствуйся малым.

Дхарма — разумный и справедливый образ жизни. Правильное действие выражает добро, неправильное — зло.

Действие, противоречащее порядку добродетели, повлечет за собой страдание. Добродетельная жизнь способствует долголетию и требует от человека благочестия, правдивости во всем, уважения к старшим, почтения к родителям, боготворения женщин, великой любви к детям.

28 і

Сексуальное здоровье человека

Сила восточной медицины не только в том, чтобы праведно жить (Дхар-ма), но и в системе запретов, часто мудрых, иногда наивных, но всегда исполненных смысла.

Так, например, по индийским традициям нельзя есть левой рукой (даже касаться ею приготовленной пищи), нельзя принимать пищу перед утренней и дневной молитвой, осквернять нечистыми предметами огонь. Вдове запрещается носить цветную одежду (в Индии цвет траура — белый), надевать украшения. Нельзя общаться с женщиной в дни ее месячных. Не стоит совершать свадебную церемонию днем, а погребальную — ночью.

Согласно восточной медицине, наше тело — орудие духа. Дух управляет всеми нашими органами. Тело находится под контролем души (разума). Йоги говорят, что безусловно покоряться уму и волевым актам может только правильно воспитанное, правильно питаемое и правильно управляемое тело. Вот почему йоги так много внимания уделяют физической культуре и физическому воспитанию человека, которое входит составной частью (Хатха-йога) в их учение о здоровье. Укрепляя и развивая тело, йогин знает: оно — орудие высших духовных сил. Хатха-йога — это учение о том, как собственное тело сделать красивым, здоровым и совершенным. Дозировка упражнений должна быть индивидуальной, природной (свойственной всему живому — кошке, тигру, змее, слону, лотосу, собаке) и не изнурительной: "Делай упражнения, пока тебе приятно".

Естественное состояние организма — быть здоровым, и человек, согласующий свою жизнь с законами природы, не должен и не может болеть. Здоровье — это наша жизненная сила, поддерживающая в нас вечный огонь жизни.

Развяжите этой силе руки, и она будет держать ваш организм в полном порядке. Беда наша в том, что мы и едим неправильно, и пьем неправильно, и спим неправильно, и вообще делаем все не так, как надо. Хатха-йога стремится придать телу утраченную гармонию, расчистить путь жизненной силе, дать ей свободу проявить себя. И начать надо с очищения (Нияма) — очистить тело от шлаков, табачных и спиртных паров, стать душевно уравновешенным, перейти к умеренному питанию, правильной диете, к дисциплине и управлению своими чувствами, к собранности, спокойствию. Огорчения — один из сильнейших ядов, сокращающий жизнь. Больше радости, ближе к природе — удаляясь от нее, мы становимся духовно холодными и физически немощными.

Восточная медицина разработала и целую систему учения об эротике (Кама сутра). Вопросы половой жизни решаются в ней очень многогранно. Любовные наслаждения объявляются вершиной и целью любви, когда в наслаждениях происходит обоюдное супружеское слияние и объединение души и тела.

Мир, учит один из основоположников восточной медицины Аванга Ранга, создан для двоих. Он держится на любви: в двоих — созидание, в одном — разрушение. Не надо искусственно будить страсти, йога — это умеренность, гармония, равновесие; йоги учат, что жар и энергия мужского семени — это великая воспроизводительная сила человека (Теджас), которую можно сохранять и употреблять на развитие как тела, так и творческого духа (Тапас).

282

Сексуальная культура: знания и педагогика чувств

Об этом же четыреста лет назад говорил Мишель Монтень. Он счел необходимым задать своим соотечественникам вопрос: "Чем повинен перед людьми половой акт — столь естественный, столь насущный и столь оправданный, — что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в серьезной и благопристойной беседе? Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, но это слово у нас считается запретным. Не напрашивается ли отсюда вывод, что чем меньше мы упоминаем его в наших речах, тем больше останавливаем на нем наши мысли?".

Не кажется ли вам, читатель, что Мишель Монтень требует слишком многого? Что на этой теме навсегда останется отпечаток запрета, оттенок скабрезности? Если вы отвечаете утвердительно, может быть, вам лучше пока не читать эту книгу? Вы не готовы к восприятию информации, которая в ней дана, и новое знание не принесет вам пользы.

Здоровое отношение к сексу как к естественной функции организма, как к условию сохранения человеческого вида, как к радостному и светлому переживанию было характерно для многих народов древности.

Но ни одна из цивилизаций не может сравниться в этом смысле по уровню своего развития с Древней Индией и Древним Китаем. Сохранившиеся памятники древней культуры Востока, в том числе и сексуальной, являются бесценным достоянием человечества.

В одном из старинных китайских трактатов сказано: "Искусство спальни образует вершину человеческих чувств, оно указывает на высший путь — Дао. Мудрые правители древности выработали детальные правила половых сношений, чтобы регулировать внешние наслаждения человека и тем самым умерять его внутренние страсти... Тот, кто управляет своими сексуальными наслаждениями, будет жить в мире и достигнет старости. Если же он отдастся во власть этих наслаждений, пренебрегая изложенными правилами, он заболеет и нанесет вред собственной жизни".

Таков был взгляд на проблему взаимоотношения полов в то время, когда родилось удивительное искусство, о котором рассказывает книга "Дао любви" Иолана Чжана.

Почему было возможно такое чистое отношение к сексу? Человек того времени воспринимал мир пребывающим в вечной гармонии, а не в противоборстве противоположностей.

В своей популярной книге "Страх полета" феминистка Эрика Ионг размышляет: "Большая проблема в том, как совместить наш феминизм с неприемлемой жаждой мужского тела.

Это нелегко. С другой стороны, чем старше вы становитесь, тем яснее видите, что мужчины страшатся женщин, иногда тайно, иногда открыто. Что может быть более мучительным, чем освобожденная женщина рядом с мягким половым членом? Все величайшие исторические события затемнены этим сравнением двух квинтэссенциальных вещей: вечная женщина и вечно мягкий половой член".

Она продолжает. "Это основное неравенство, которое никогда не может быть разрешено, хотя мужчина и имеет чудесную дополнительную привлекательность под названием пенис, женщина имеет чудесный клинышек на лю-

283

Сексуальное здоровье человека

бую погоду.

Ему не помешает ни буря, ни дождь со снегом, ни ночная тьма. Он всегда здесь, всегда наготове. Совершенно ужасно, если только вдуматься. Неудивительно, что мужчины ненавидят женщин. Неудивительно, что они создали свой миф о женском неравенстве".

И далее: "Все величайшие исторические события затемнены этим сравнением... которое никогда не может быть разрешено". Но даосы древности нашли путь тысячи лет назад. Теперь этим пользуются многие даосы и некоторые удачливые недаосы во всем мире. К сожалению, это знание еще никогда широко не распространялось.

Даос обычно имеет безграничную любовь ко Вселенной и ко всему, живущему в ней. Всякая форма загрязнения и разрушения для даоса враждебна и должна быть предотвращена. На этом основании понятно, почему стали искать пути сокращения насилия и разрушения, которые так широко распространялись в наше время и по которым многие, очевидно, имевшие успех люди покончили с собой: Эрнест Хемингуэй, Джордж Сандерс, Марк Ротко... Список бесконечен. И почему тысячи здоровых мужчин и женщин, даже детей, медленно разрушают себя курением, наркотиками, алкоголем, к тому же еще неправильным питанием и нездоровыми привычками. Почему еще многие тысячи людей так ненавидят всех и вся на своем пути, что хотят — или даже пытаются — уничтожить их всех. Наконец, история человечества — это история бесконечных войн. Ради славы завоевателя или ради бездонной алчности? Убивать, чтобы не Жить, а наживаться! Чудовищно, но реально.

Наоборот, даосизм советует нам развивать лучший вкус, вести здоровый образ жизни и более полно наслаждаться земными и небесными радостями. Для даоса нет границ между земными и небесными радостями: они едины в экстазе, ибо в наслаждении естественными или искусственными вещами даос находится в контакте со Вселенной. Потому что он ни от кого не требует оставить земные или небесные радости, такие, как музыка или красота, подобно древней китайской философии моахизма (альтруистическая философия времен конфуцианства, не путать с маоизмом). Не требует он и отказа от всех желаний, таких, как стремление к красоте формы, звука, запаха, вкуса, осязания и плотской любви, как это делают почти все школы буддизма.

вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
  2. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  3. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  4. ЛИТЕРАТУРА - Религоведение
  5. Глава 22.РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. - Исторические науки
  6. § 5. Новое отношение к эротике - Валеология
  7. § 13. Этюды восточной медицины и сексологии - Валеология
  8. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая. 1998.- 433 с. - Валеология
  9. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА - Валеология
  10. § 3. Валеология и конституция человека - Валеология
  11. § 7. Восточная медицина и ее основы - Валеология
  12. § 3. Ритмы Солнца и энергетика организма - Валеология
  13. § 12. Витаминная азбука - Валеология
  14. ЛИТЕРАТУРА - Валеология
  15. Аекиия 3 РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ - Религоведение
  16. Лекиия 6 РЕЛИГИЯ КИТАЯ - Религоведение
  17. Лекция 8 РЕЛИГИЯ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ - Религоведение
  18. Лекция 14 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - Религоведение
  19. К. Лукьяненко1 ПО СЛЕДАМ КЕАЬТСКИХ БОГОВ - Религоведение
  20. Глава 13. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XVII вв. - Исторические науки

Другие научные источники направления Валеология:

    1. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга первая.. 1998

    2. В.П. Петленко.. Основы валеологии. Книга вторая. 1998