Валеология
В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. |
§ 1. Жизнь человека как форма существования одухотворенной материи |
В библейской мифологии есть сказание о том, что Творец, создав Адама, посмотрел на него и сказал: "Адам, кто ты? Зачем ты? Куда ты?" И мы ставим вопрос: что важнее для нас — основной вопрос философии или основной вопрос жизни — цель жизни? В чем смысл и стратегия человекознания? В чем смысл человеческого здоровья? Наша философия стала бедной и даже нищей, когда в ее сумке оказался лишь "черствый сухарь" основного вопроса: "первичность", " вторичность", "познаваемость". Может быть с нами не все согласятся, но сегодня нужно смотреть на мир глазами, открытыми не только марксизмом, но и мудростью других мыслителей, иных философских течений и направлений. Больше того, та альтернатива материализма и идеализма, диалектики и метафизики, которая традиционно излагается в учебниках марксистской философии — сегодня не выдерживает никакой критики. Ведь мы вправе поставить вопрос и в другой плоскости, — что такое Материализм? Материализм — учение, анализирующее материальные силы Духа (материальная детерминация духовных сил Общества и Человека). Что такое Идеализм? Идеализм — учение, анализирующее духовные силы Материи (идеальная детерминация сил Общества и Человека). С этих позиций мы анализируем и природу человека как единства организма и личности. Человеческий организм есть материальная сила нашей духовности. Человеческая личность есть духовная сила нашего тела — духовная сила организма. Следовательно, Человек — это высший продукт одухотворенной материи — новое психосоматическое образование.Закон Возрастания Идеальной Детерминации Общества и Человека есть основной и исходный закон социологии, он имеет не меньше прав на признание в философии, чем весьма сомнительное и примитивное в своей научной строгости положение о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Исторический идеализм имеет больше оснований на теоретическое бытие, чем исторический материализм. Дух определяется только духом: материя лишь его субстанция, его носитель. Еще Зенон и Парменид показали, что "движение" можно увидеть глазами, а для понимания "покоя" нужен разум. Это мы относим к диалектике и ме- 288 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни тафизике. Однако не будем без конца умножать сложности. Отметим только, что настоящий антропологизм будет "туловищным" и "бездуховным" без религиозной антропологии и теософии человека (В.П. Петленко, 1994, В.П. Пет-ленко, С.В. Петленко, 1995). Обидно, что мы срослись и свыклись с нашей философской упрощенной ущербностью и даже кичились ею, объявляя многое из сказанного — "вершиной философской мысли". И сегодня еще "мертвые держат живых". Несомненно назрел вопрос снять ряд "идеологем" в философской антропологии в виде "социокультурной сущности человека", которая сегодня вне и без биологической составляющей представляется нам пустой и бессодержательной. Человека можно и нужно рассматривать с позиций идеализма и материализма, теософии и атеизма, диалектики и метафизики. И эти новые грани дают нам удивительный мир человекознания. Естественно, что эти положения найдут хороший отклик в преподавании философской антропологии и валеологии как специальной научной дисциплины во всех вузах, и особенно в медицинских и биологических. Только сегодня мы можем сказать миру и самим себе правду о ситуации в бывшем СССР, о том финале, печальное начало которого было положено в октябре 1917 года. Политический беспредел, экономически ничейные (так называемые "общественные") природные богатства, догмы духовного мономыслия, растворение человека в "системе общественных отношений" — все это привело страну не только к политическому краху, но и к политическому геноциду, экоциду, психофизическому валеоциду. Зловещая диалектически взаимосвязанная цепь: геноцид нации, экоцид природы, валеоцид человека. Сто десять миллионов судеб — такова "человеческая цена" большевистского социального эксперимента 1917 года. Геноцид — это депортация лучших умов национального генофонда, насильственное переселение народов, политические репрессии и физическое уничтожение интеллигентов, рабочих, крестьян, духовенства. Россия сегодня — самая грязная часть планеты: на ее территории скопилось 53 миллиарда тонн загрязнений. По нашим данным, это 471 кг ксенобиотиков на 1 кг веса живой массы россиянина, а в итоге — чудовищная иммунная перегрузка, истощение иммунной системы и болезни людей (B.C. Смирнов, С.В. Петленко, 1994). Истощение ресурсов, уничтожение лесов, грязная вода и нечистый воздух, эрозия почв, обеднение биоценозов — об этом кричат все регионы Севера, Востока и Юга страны. Грязь окружающей среды разрушает самые тонкие структуры — нейроны головного мозга. Родилась в России... экологическая психиатрия: если в мире 4,5-5 % психических больных, то в экологически неблагоприятных районах России их число доходит до 10-12 %. Экоцид — следствие безумной политики "покорения природы". В этом плане гибель Аральского моря стала "микромоделью" эко-гено-валеоцида одновременно (С. Петленко, 1994). Сегодня в России трудно найти здорового человека: 98 из 100 имеют патологические отклонения. Многие болезни начинаются с утробы матери. Алкоголизм, токсикомании, наркотики губят россиян. 78 % мужчин и 52 % женщин сегодня ведут нездоровый образ жизни. Валеоцид — это лишение здоровья нации.>»«,, 289 Валеология образа жизни Апостол Павел сказал: "Мы нищи, но многих обогащаем, если преобразуемся обновлением ума своего". Надо прежде всего преобразовать наш ум, и главное — понимание соотношения экономики и политики. Догма ленинизма: политика есть концентрированное выражение экономики, политика "первенствует" над экономикой. Этой догме надо противопоставить единственно научную позицию современного гуманизма: человек есть концентрированное выражение экономики: экономика должна быть антропоцентричной, валеоло-гичной, экологичной. Политика — всегда только средство (а не цель) сбора налогов и их социально справедливого распределения во имя Человека, его физического и духовного здоровья.Нуждаются в пересмотре многие проблемы биологии, генетики и психологии человека. Мы попытаемся сделать обзор основных проблем медицинской биоантропологии, лежащих в основе его здоровья (биовалеологии). В 1926 году были опубликованы конспективные фрагменты Ф. Энгельса "Диалектика природы", где жизнь была определена как способ существования белковых тел, немаловажным моментом которого является обмен веществ, с прекращением которого прекращается и жизнь. По крайней мере три обстоятельства заставляют нас сегодня внести в это определение существенные уточнения: • субстанциональное — субстратом жизни является не только белок, но и нуклеиновый комплекс (ДНК: РНК); • процессуальное — жизнь есть обмен не только веществ, но еще энергии и информации; • стационарное — состояние жизни по интенсивности процессов обмена может быть в разной степени биотичности: активным, замедленным и абиотичным. Все это нормальное развитие взглядов на биохимию жизни. Ф. Энгельс дал свое определение в 1872 году. Порок, на наш взгляд, состоял в том, что биохимия жизни была распространена на биологию жизни ("белковое тело" еще не есть жизнь, а лишь часть субстратного элемента жизни). Недопустимо этот "белковый взгляд" на жизнь поднимать на уровень "философской дефиниции жизни" (А. Опарин). Достаточно научное, корректное, с точки зрения биохимического уровня, это определение сегодня становится неполным для универсально-биологического определения жизни. Но и это еще не самое главное.В XX веке накоплен большой материал, связанный с такими явлениями, как биологическое и хрональное поле живого, концентрируемое в понятии биологических часов. Установлено, что распространение информации с помощью хрональных полей — типичное явление связи между клетками, тканями, органами. Информационно-хрональные связи характерны для кортико-висцеральных, внутривидовых и даже межвидовых взаимодействий. Буквально новый мир открыт в области дистанционного переноса информации между людьми, животными, растениями (К. Бакстер, 1991). Хронально-метрические свойства жизни раскрывают удивительные явления нового понимания метаболизма в живой природе: узнавание "своего" и "чужого", реакции "сближения" 290 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни и "отторжения", " ускорения" и "замедления" процессов, "нормализации" и "оптимизации" систем. Интересно, что хронально-метрические процессы ускорены у ребенка и у лиц после 60 лет. Темпы биопроцессов (они названы "хроналом") ныне интересуют теоретиков дальних космических полетов, так как для этого желательно замедлять жизненные процессы, как это делают животные и растения во время "зимней спячки". По теории йогов, все определяется тем, "для чего Ты живешь" и "как Ты живешь" и главная проблема здесь — "проблема духовности, добролюбия и самоограничения" (А. Вейник, 1991). По мнению восточных врачей, мысль материальна и имеет особое хро-нальное свойство — свойство излучения, которое окрашивает все наши ощущения, желания, эмоции, мысли, деяния, творения, движения. И вот здесь мы подошли к главному, что не всегда учитывали, определяя сущность жизни. Жизнь есть форма существования одухотворенной материи. То, что живет, не может быть только формой существования белковых тел. То, что существует, не может быть живым, не будучи одухотворенным. Просто живой материи без информационного одухотворения не существует. Живая система остается живой лишь осуществляя метаболизм Вещественный, метаболизм Энергетический, метаболизм Информационный. Живая структура — это пространственно-временное согласование этих трех типов метаболизма.Болезни всегда приводят к рассогласованию метаболизма. Например, грипп "опустошает" клеточную энергетику и снижает иммунную защиту организма, создавая "благоприятную почву" для развития различных осложнений. Спустя неделю энергетика клетки восстанавливается. Клеточная энергетика — это приблизительно 10 % общей энергетики организма. Эмпирически замечено, что энергетическая система зависит от характера общения людей, настроения, эмоций, интересов. Злость, гнев, зависть, ненависть буквально энергетически опустошают тело и душу, примерно так же, как и алкоголь. Установлено, что розы, сирень, ландыши, пионы, тюльпаны, цвет яблони и вишни положительно "заряжают" живую материю, а гвоздики, хризантемы, китайские розы, кактусы, алоэ дают отрицательную энергетическую разрядку. То же наблюдается с энергетикой организма и информацией, которую получает человек от музыки, песен, живописи. Все это поднимает настроение, вызывает радость, смех, энергетически оптимизирует организм, а все "гремящее", "оглушающее", "раздражающее" — дисбалансирует систему, разрушает и опустошает нас вещественно, энергетически, информационно. Юмористические передачи, КВН, смехопанорама, красивые и мелодичные песни, музыка, оптимистические кинокартины — это здоровье, радость. Очень хорошо восстанавливают энергетику и тонус жизни молитва, покаяние, исповедь, 291 19*
Валеология образа жизни храмовая музыка. Установлено резкое энергетическое концентрирование силы удара у боксера, каратиста, штангиста перед решающим боем, поединком, рывком. Мир прекрасен, если человек улыбается: радость и улыбка — самые верные показатели здоровья. Если человек утром зол — он или болен или на грани болезни. В состоянии влюбленности энергетика человека возрастает в сотни раз: он готов "горы сдвинуть" для любимой — "... для тебя, для тебя, для тебя". Общаются два человека — начальник и подчиненный. Один выходит радостный и заряженный на хорошую работу, другой — опустошенный (начальник для него — "энергетический вампир"). Многократные опыты психологов подтверждают факты "психологического" и "энергетического" вампиризма. Когда в коллективе появляется такой "вампир" — горе великое для организации. С возрастом у человека растет число скорбей, стрессов, потерь, сбоев, неудач: в состоянии возбуждения, стресса резко возрастает хрональное интенсивное энергоопустошение. Смерть дорогого человека "разряжает" всех родных и близких. Замечено, в доме, где умер человек, — останавливаются иногда даже часы. Стрессы энергетически обезглавливают мозг, сексуально опустошают человека — ему надо снять сексуальные тревоги. Разрядка каждого органа у человека весьма специфична. Внешне стрессы приводят к росту количества ошибочных решений, ошибкам в поведении, появлению комплексов неполноценности, немотивированной злобы, зависти, жадности, ревности, развязности поведения, измены, страха, хитрости, желчности. И что не менее удивительно — за всем этим стоят "разбалансированные органы" (и обратное воздействие отрицательной информации на органы): сердце — образ жизни; мозг — жизненные цели, идеи, идеалы; кишечник — страх; пищевод, желчный пузырь — зависть; желудок — хитрость; почки — ревность; щитовидная железа — любовные стрессы; поджелудочная железа — половая неудовлетворенность; надпочечники — избыточное честолюбие. Все это — болезни эгоистов. Любящий болеет тем, чем болеет любимая ("любимый пребывает в любимом" — К. Галлен). Дети в болезнях копируют родителей (дочь — отца; сын — мать) до возраста примерно 7 лет.Сегодня, когда медицинская наука все основательнее входит в круг проблем самоорганизации, самодвижения, самодетерминации, а движение за счет "внутренних сил" делает человека ответственным за собственную жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье людей и цивилизации в целом. Чтобы быть здоровым и радостным, надо бояться не микробов, не вирусов и канцерогенов, а самого себя, своих ошибочных мыслей, действий, питания, нездорового образа жизни. Наивно думать, что нас исцелят по телевидению, радио, телефону, таблетки или экстрасенсы. Мир человека устроен не так, как мы его видим сквозь 292 Образ жизни человека: здоровье и качество жизни призму догм, стереотипов учебной литературы совсем недалекого прошлого 50-60-х годов. Воистину: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Хочешь исцелиться — Исцеляйся САМ! Но для исцеления нужно внутренне перестроить себя, перестроить работу своего тела и своего духа. Надо обновиться умом и сердцем, чтобы преобразить свою жизнь. А мы часто выбираем легкий путь — таблетку под язык или очередную сенсацию — телемага. Это все равно, что искать кошелек под фонарным столбом только потому, что там светло, хотя он был потерян совсем в другом месте. Стадионы, дома культуры и концертные залы ломятся от жаждущих исцелиться зрителей, где далекие от медицины, но жадные до кошельков "артисты врачебного жанра" дают "советы" за очередную имитацию исцеления за довольно таки солидное вознаграждение. Мы все же думаем, что "пациенты" начинают прозревать. Люди возвращаются к подлинным духовным ценностям самоисцеления. Человечество еще со времен античности указало пути исцеления: духовность, доброта, любовь, самоограничение, воздержание (С. Роуз, 1984; В. Соловьев, 1925; Е. Трубецкой, 1916; П. Флоренский, 1914). Доброта духовная, милосердие к людям — избавление от бездумного потребительства. Плохая мысль, адресованная определенному человеку, создает ему плохое самочувствие, — говорил Л.А. Орбели, рассказывая о своей встрече с протоиереем А.И. Введенским, и добавил, — "вот бы доказать эту мысль экспериментально...". Молитва и покаяние "растворяют" вредную информацию, если они искренни, откровенны, исповедальны (Н. Моисеева). На этом же стоит и психоанализ 3. Фрейда: достаточно вскрыть корни комплекса неполноценности, как он "истощается" и "лизиру-ется" психическими силами самой личности. Так же действует и церковная исповедь. Мы думаем, что наблюдаемый сегодня, например в России, чрезвычайно высокий рост заболеваемости связан со снижением иммунологической реактивности и катастрофическим падением в обществе духовности, нравственности, идей Добра, Истины, Красоты. В свое время Павел Флоренский указывал на "особую стойкость вещественных систем организма, проработанных духом". Звуки и краски — это энергетические Факторы " " и "-" подзарядок человека" (А. Вейник); современные картины — модерн, действуют столь же отрицательно, как и "железный" рок. Еще великий Конфуций утверждал, что мелодии полезны цветам, они ускоряют их рост и цветение, а от гремящего шума цветы сохнут и погибают. Звуки и ритмы рок-музыки по механизму действуют так же, как наркотические вещества, яды, алкоголь — необратимо разрушая мозговые структуры. (А. Попов, Е. Саволей, Л. Новицкая). По утверждению П. Флоренского, "пневматосфера человека" пропускает через себя далеко не безболезненно и "Наше Слово", и "Наши Звуки", и "Наши Краски", и "Наши Чувства". Надо избирательно относиться и отфильтровывать то, что "идет в человека". Давно замечено, что есть комфортные зоны (пневмосферы и экосферы) и экопатогенные зоны (квартиры, дома, районы, учреждения, города, страны). Мы только приступаем к их изучению. Кто из нас не знает по собственному 293 Валеология образа жизни опыту, что в одной семье мы чувствуем себя спокойно, доброжелательно, комфортно, а в другой — напряженно, дискомфортно, беспокойно. Так же и в учреждениях — в одних господствует атмосфера творчества, спокойствия, благожелательности, в других — давящая, нервная, тупая, жестокая, страхоносная обстановка. Образуется своеобразная психоаурная сфера (положительно или отрицательно действующая на человека). Рост актов терроризма, жестокости, насилия, диких убийств женщин, детей, стариков, больных и раненых, расползание самоистребительных межнациональных войн и конфликтов, рост алкоголизма, наркомании, проституции, падение духовности и нравственных ограничителей — следствие дикого национализма, бескультурья, слепого стремления к отделению, близорукого политического карьеризма, погони не за богатством духа, а за телесными усладами. "Экология души", как и "экология культуры" (Д. Лихачев) зависит от степени господства в обществе веры в Истину, Добро и Красоту. Экология страны — это прежде всего нравственность души, культура человека, совесть правительства. Чернобыльская трагедия, экологическая катастрофа Аральского моря, политическое "слабоумие" в решении межнациональных отношений (Таджикистан, Афганистан, Чечня, Приднестровье) — показатели низкой нравственности, малой культуры, примитивизма совести, ума и чести народа, а в еще большей степени его правителей. Мы сегодня переживаем не столько экологический, сколько духовный апокалипсис, потенциально ведущий к духовному самораспаду страны. Вывод резкий, но не лишенный основания для принятия строгих и неотложных мер. Никакой научно-технический прогресс нас не спасет, если мы духовно не преобразимся — умом и сердцем, наукой и верой. Очевидно, прав был А. Печчен (1985), говоря о необходимости "внутреннего перерождения" — ибо это "наш последний шанс" для "последнего поколения". В 1990 году группа ученых-медиков, инженеров, биофизиков, психологов Санкт-Петербурга собралась на корабле "Виссарион Белинский" для обсуждения проблем и введения новых форм оздоровительной деятельности в Северо-Западном регионе (по маршрутам: Санкт-Петербург — Приозерск; Ладога-Онега; Соловки-Валаам). Воспользовавшись этим, мы попросили наших коллег-биофизиков исследовать хроносферу старых монастырей и храмов (Ки-жи, Соловки, Валаам). И они были поражены фактом удивительной "незасоренности" и "чистотой хроносферы" этих мест. Причем хроносфера Кижей и Валаама была более чистой, чем на Соловках. В 30-е годы КГБ превратило многие храмы в тюрьмы ("Власть Соловецкая"). Но монастырей и храмов в сегодняшней России явно недостаточно, чтобы очистить хроносферу страны. |
Релевантная научная информация:
- § 8. Конституция, образ жизни, здоровье - Валеология
- Глава 5. МИФОЛОГИЯ - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
- Техника как социокулыурное явление - Культурология
- Культура и цивилизация - Культурология
- § 2. Физиология и психология: психосоматический детерминизм - Валеология
- § 1. Жизнь человека как форма существования одухотворенной материи - Валеология
- В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. 1999.- 433 с. - Валеология
- 6.1 Киевская Русь (IX - ХИ вв.) - Исторические науки
- 14.2. Сущность воспитания и его особенности - Педагогика
- Фердинанд Теннис. ОБЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВО* - Социология
- Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
- Общение. Пример чистой, или формальной, социологии* - Социология
- Макс Шелер Социология знания* - Социология
- Лекиия 1. РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ - Религоведение
- Лекиия 15 БУДДИЗМ - Религоведение
- Б. Оля БОГ И БОГИ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКЕ - Религоведение
- Ницше Ф. ВОЛЯ К ВЛАСТИ - Философия
- Хайдеггер М. ПИСЬМО О ГУМАНИЗМЕ - Философия
- Бердяев Н. А. «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА» И ПЕРЕЖИВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЭКСТАЗА - Философия
- Кант И. КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА - Философия