ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Шри Ауробиндо Гхош Предложенный Шри Ауробиндо процесс совершенствования сознания представляется мне неполным, если его оторвать от понятия духовности, если не придать этому ПОНЯТИЮ, с одной стороны, четкого определения, а с другой - не трансформировать явление истинной духовности в нашей повседневной жизни.
Для этой цели я неминуемо должен прибегнуть к гению Шри Ауробиндо, который всей своей ЖИЗНЬЮ утверждал в людях духовность и дал в своих трудах исчерпывающий ответ на этот животрепещущий вопрос. Приведу отдельные его высказывания, взятые из различных работ, кропотливо собранных его учениками и опубликованных к столетию со дня рождения в 3 5 томах собрания сочинений по инициативе ЮНЕСКО. Я приведу их полностью, рискуя быть обвиненным во всех грехах, но у меня есть два оправдания: во-первых, я убежден, что у основной массы читателей нет этого материала, да и ссылка на книгу мало поможет; во- вторых, я воспринимаю мысли Шри Ауробиндо как духовную песню, из которой слова не выкинешь."В животном ум не вполне отделен от живой телесной формы, и его движения так тесно связаны с движениями всего организма, что ум не может отделиться от него и наблюдать его на расстоянии. Напротив, в человеке ум отделился и осознает свои умственные процессы в отличие от других процессов. Наши МЫСЛИ и воля способны отделиться от ощущений, импульсов, желаний, эмоций и сделаться независимыми от них, наблюдая и контролируя их, санкционируя или отменяя их действие.
Вначале душа человека не является также чем-то совсем отдельным от ума и умственной жизни: ее действия уже включены в умственные процессы, и нам они представляются как умственные и эмоциональные движения. Умственный человек не сознает, что его душа находится позади ума и жизненных и телесных процессов и что в действительности она отделяется от них и может наблюдать и контролировать их действие и развитие.
На самом деле это как раз то, что может и должно произойти по мере развития внутренней ЭВОЛЮЦИИ.Это как раз и есть замедленный на долгое время, но неизбежный шаг в нашей эволюционной судьбе...
Возможен решительный выход, когда человек отделяет себя ОТ МЫСЛИ И ВИДИТ себя во внутренней тишине, как дух, или же отделяет себя от жизненных движений, желаний, сенсаций, импульсов - осознает себя как дух, воплощенный в материю. Таким образом, человек открывает себя как сознательное существо, как Пуруша - утонченное "Я", поддерживающее плоть. Многие принимают это как достаточное открытие настоящего "Я" и до известной степени они правы. Однако самооткрытие может идти дальше и может даже освободиться от всякой формы или действия Природы...
Когда внутри нас возникает полная тпшинл и полное спокойствие, уже больше не зависящее от поверхностных движений, тогда мы можем осознать нашу духовную сущность: наше существо превышает тогда даже индивидуальную душу, распространяется в Космос, превосходит все природные формы и действия И восходит в безграничную трансцендентальность. Такое освобождение нашей духовной части и составляет решающую стадию в духовной эволюции Природы.
Без сомнения, наше духовное сознание совершенно иное, чем умственное, и это показывает, что в нас скрывается духовное существо, совершенно отличное от нашей поверхностной умственной ЛИЧНОСТИ...
Мы настаиваем на следующем определении духовности: духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, - даже не смесь всех этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозной или этической формуле - не являются духовными достижениями и испытаниями. Все это представляет большую ценность для умственного сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции - но только как подготовительные действия ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ и очищения человеческой природы.
Зачатки духовной реализации испытания и перемены природы еще отсутствуют. Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души, - внутреннее устремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней, войти в контакт с высшей действительностью, имманентной в Космосе и вне Космоса, а также в нашем существе; быть с ней в сношении и соединиться с ней, и как следствие этого контакта и соединения - преобразить все наше существо, превращая его в новое существо, в новую личность, новую природу.В попытках открыть наше внутреннее существо (духовный мир) Природа следует четырем главным подходами: религии, оккультизму, духовной мысли и внутреннему духовному испытанию и реализации.
Первые три - только подходы, последний - окончательная дорога к выходу. Эти четыре силы проявляют себя одновременными действиями, более или менее связанными: иногда временной коллаборацией, иногда противодействием друг другу, иногда отдельным, независимым действием...
Каждый из этих подходов соответствует чему-то в нашем собственном существе и, следовательно, чему-то необходимому для общей цели эволюции... Прежде всего человеку нужно будет познать самого себя, открыть и воспользоваться всеми своими скрытыми возможностями. Для полного познания самого себя и мира человек должен проникнуть в глубь своей умственной поверхности и физической природы. Достичь этого он сможет только посредством познания своего собственного умственного, чувственного, физического и психического существа, а также оккультных законов и процессов ума и жизни, которые стоят позади физического фасада Вселенной.
Все эти усилия на религиозном, оккультном и философском поприще должны осуществляться в конце концов открытием духовного сознания и испытания, которые непременно расширяют, углубляют активную жизнь, отражающую духовную истину; это - работа духовной реализации и испытания.
Последняя, высшая стадия эволюции - это появление освобожденного человека, который реализовал свое "Я" и дух внутри себя, вошел в космическое сознание, соединился с вечным; и хотя он еще признает жизнь и действие, - действует согласно свету и силе внутри себя, при посредстве человеческих инструментов природы.
Высшим выражением этой духовной перемены и достижения является полное освобождение души, ума, сердца и действий и преобразование их в космическую и божественную действительность.
Духовная эволюция таким образом находит свой путь и воздвигает гималайские вершины человеческой природы. Выше этих вершин открываются сверхумственные сферы и непередаваемая трансцендентальность.Цель человека духовного не заключается в разрешении человеческих проблем на основании прошлых или настоящих умственных принципов, а в создании новых основ нашего существа, жизни и знания... Тем не менее, духовный человек, не держится в стороне от жизни человечества. Напротив, главной задачей для него является развитие чувства единства со всей тварью, сознание универсальной любви и сострадания и развитие энергии для блага все,х. Таким образом, его усилия направлены на творческую помощь и руководство, как это делали древние Риши и пророки. Когда человек действует таким образом, с непосредственной помощью духа, получаются громадные результаты. Все же духовная проблема не может быть разрешена внешними средствами, хотя они тоже играют роль. Они могут быть разрешены только внутренним перерождением, трансформацией сознания и человеческой природы.
Если до сих пор результаты были только вспомогательные, но "е решающие, и если ко всеобщему сознанию были прибавлены только некоторые хорошие качества, без настоящей трансформации, то это произошло потому, что массы человечества всегда отклоняли духовные импульсы или отрекались от духовного идеала, принимая лишь его форму, но не внутреннюю суть.
Духовное начало может влиять на жизнь только духовным способом: недуги человечества не могут быть вылечены панацеями - политическими, социальными или какими бы то ни было другими механическими способами, постоянно применяемыми
человеческим умом и никогда ничего не разрешающими. Самые радикальные политические и социальные перемены ничего никогда не изменяют, так как старые недуги появляются в новых формах: окружающая обстановка меняется, но человек остается тем, чем он был: он остается все тем же невежественным умствующим существом, неправильно применяющим свои знания, движимый своим ЭГО, всецело зависящим от своих желаний, страстей и требований своего физического существа.
Благодаря своей ограниченной и поверхностной точке зрения человек не сознаат ни своей собственной души, ни сил, которые управляют им... Первая обязанность духовного человека это открытие духовного существа в самом себе. Помощь другим на пути этой эволюции является настоящей услугой человечеству. До этого поверхностная помощь может только утешить, но ничего не изменить... Духовная эволюция в природе еще не закончена, - можно сказать, что она еще только начинается и что ее главная задача заключается в том, чтобы установить и развить духовное состояние и создать основу для восприятия вечной истины духа.В духовной эволюции неизбежен многосторонний подход к единой истине. Эта многосторонность и указывает на подход души к живой действительности, а не к сооруженной абстракции, которая преобразуется в окаменелую формулу. Личное и интеллектуальное представление истины как одной идеи, которую все должны принять, или же одной системы идей, которая должна покорить все другие идеи и Системы, или же одного ограниченного факта или формулы, которую все должны принять - явление незаконного привнесения физической природы в гораздо более сложный и гибкий мир духа. Это привнесение - из одного мира в другой - принесло много вреда: узость и ограниченность мысли, нетерпимость к вариациям и многосторонним точкам зрения, неизбежным в поисках истины, вызвало много заблуждений, философия, например, сводится к бесконечным бесплодным диспутам, а религия заражена догматами, фанатизмом и нетерпимостью.
Истина духа есть истина бытия и сознания, а не истина мысли...
Еще по теме ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:
- Теория литературной эволюции
- ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
- ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
- Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
- 2. Человек и его общественный мир
- 1.1. Серебряный век и идеал человека (человек как образ и подобие Бога)
- § 1. Понятие и генезис прав человека
- Слава 11. Человек. Эмоциональный
- КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА-ОБЩЕСТВО» Зайковская Т.В.
- Н. Е. Захарова ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ И НАУЧНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ социоприродной ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ЕДИНСТВО АКСИОЛОГИИ
- М. Т. Авсиевич К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ДУХОВНОСТИ
- Экологические аспекты эволюции человека
- Философско-психологические основания эмпирических исследований духовности
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК КРИТЕРИЙ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
- Внутренние ресурсы человека в его взаимодействии с внешним миром
- Т. М. Хлусов соискатель ' В. В. Лысенко доктор юридических наук, профессор ДУХОВНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА
- ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ