ИСПОВЕДИМЫЙ ПУТЬ
Ф. Энгельс Я принимаюсь за наиболее трудную часть своего повествования.
Еще раз хочу повторить, что в ситуации духовного голода я понимаю тех людей, которые ищут истину,, где возможно.
Признавая определенную пользу описанных путей духовного восхождения, я тем не менее утверждаю, что у каждого человека свой, неповторимый путь.Искать его нужно внутри себя, и если и принимать чье-либо руководство, так только своего Гида, чье регулятивное начало всегда с вами в виде голоса интуиции. "Так подобает действовать свободному мужчине и свободной женщине, ибо истина делает нас свободными. Все другие остаются в путях, ибо истина не находит доступа к ним: она приходит лишь туда, где ее встречают. Там, где истине закрывают вход, не может пройти богатое благословение, которое она несет собой; напротив, она посылает посланника, который приносит захирение, болезнь и смерть, - телесную и духовную смерть.
Больше, чем воров и разбойников, следует опасаться человека, который хочет запретить другому свободный и нестесненный ПОИСК ИСТИНЫ и который хочет сделать себя единым и постоянным толкователем ЭТОЙ истины, вместо того чтобы ПОМОЧЬ ему ДОЙТИ до свободного понимания. Такой человек действует хуже вора и разбойника, ибо он калечит жизнь своей жертвы. Где тот человек - кто бы он ни был, - призванный быть хранителем и раздавателем неограниченной истины Бога?.. Есть многие, кто ощущает потребность быть учителем истины и имеют к тому призвание. Однако настоящий учитель не будет только толкователем правды для другого: он будет стремиться к тому, чтобы подвести ученика к истинному самопознанию и тем самым к познанию собственных внутренних сил, чтобы ученик стал своим собственным толкователем.
Все учителя, которые поступают не так, - действуют из личных соображений, ради чести и выгоды.
И тот, кто претендует на обладание всей конечной истиной, тот либо фанатик, либо дурак, либо негодяй" [71].Выход на свой путь возможен, если вы, освободившись от всего наносного, проявите, выражаясь словами Вл. Соловьева, свое богочеловеческое начало.
Если не ортодоксально, а интегрально рассмотреть философские системы Востока и Запада, то начинаешь подниматься над их различиями и видеть их единый эзотерический корень. На этот уровень выходили такие великие умы современности, как Рамакришна и наш Николай Рерих.
Признавая действенность и энергетичность приемов и упражнений, мантр и молитв, я хочу сказать, что нет такой практики, которая была бы приемлема для всех. Те из "Гуру", которые выплескивают на всех йогические знания и практику, творят откровенно черное дело, ибо человек в лучшем случае, идя мимо полосы жизненного пути, нарастит себе карму, в худшем же - превышение грани дозволенности карается по законам высшей этики смертью. Основная задача человека - отрабатывая предыдущую карму, не нажить себе новую, а это удается, если вместо зигзагообразного движения вы пойдете прямо к великой цели - духовной свободе.
Мне могут возразить: какая может быть свобода в условиях той или иной социальности, того или иного строя? Безусловно, духовная свобода не избавляет человека от обязанностей перед семьей, работой, страной, обществом. Я бы сказал больше: человек, освобождаясь от своей кармы, не привязываясь, не соотнося себя с окружением, должен максимально отрабатывать карму своего народа: в этом его духовный подвиг. Непривязка же означает не равнодушное созерцание окружающего мира, а его страстное сопереживание как объекта приложения всех ваших творческих сил.
Именно такой алгоритм помогает жить радостно в любых социальных условиях. А если учесть, что в светлом секторе бытия отсутствует зло как таковое, то исчезают и заусеницы, мешающие прямому восхождению.
"Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, необходимо в творческом подъеме выйти из имманентного круга действительности, необходимо вызвать образ, вообразить иной мир, новый по сравнению с этой мировой действительностью (новое небо и новую землю).
Творчество связано с воображением.
Творческий акт всегда был для меня трансцендентным выходом за границу имманентной действительности, прорывом свободы через необходимость. В творчестве есть эсхатологический момент. Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира" [52].Н. Бердяев, по словам В. В. Налимова, "бунтарь, но бунт у него не политический, а мировоззренческий: это бунт против незнания, которое властвует над космосом, это восстание против культуры, против самой природы власти, как противной духовной природе человека" [43].
Мне близок этот бердяевский бунт. Фактически таким бунтом является и эта книга - "Путь к Богу через творчество". Здесь, как и в других местах, под Богом я понимаю все высшее, всевышнее. И здесь я подхожу может быть к самому главному выводу: чем выше поднимаешься по ступеням духовного роста, тем яснее становится кристальная чистота истин. Начинаешь понимать всеобъемлющую простоту жизненной философии Иисуса. И внезапно открывается истина: все в мире является частью бесконечной гармонии мира. Весь умопомрачительный эзотеризм есть лишь учение о гармоническом единстве мира: пребывание в гармонии с бесконечным и есть реализация в себе богочеловечности.
Пока человек не отделил себя от бесконечного - он был бессмертен. Сама идея первородного греха кроется в этом факте отделения человека от бесконечного, в выпадении из гармонического единства мира.
"Бог есть дух бесконечного мира, и в тот миг, когда мы вступаем в гармонию с ним, в нас входит поток мира, ибо мир есть гармония. Глубокая внутренняя правда в основе слов: "Быть духовно настроенным, значит жить в мире". Это значит - познать истину, что мы суть дух, и жить с этой мыслью; это значит - жить в гармонии и мире. Ах, как много тысяч мужчин и женщин живут вокруг нас: уставшие телесно и духовно, они "дут в чужие страны, они совершают кругосветные путешествия, они возвращаются, так и не найдя мира.
Совершенно ясно, почему они его не нашли: они ищут его там, где его нет.
Они ищут его во вне, а им следовало бы искать его внутри. Мир нужно искать внутри (в себе): тот, кто не найдет его там, тот не найдет его никогда. Вне нас нет мира, он в нашей собственной душе.Мы можем идти разными путями, чтобы найти его, мы можем искать его в телесных наслаждениях и страстях - он всегда будет ускользать от нас, ибо мы ищем его вне нас, где его нет. В той мере, как мы будем согласовывать наши телесные наслаждения и страсти с
заповедями нашего духа, высшие формы счастья и мира будут наполнять нашу жизнь; если мы не будем этого делать, нашим уделом будет болезнь, страдание и неудовлетворенность.
Кто пришел к пониманию своего истинного "Я", тот имеет в себе силу и излучает ее всюду. Он нашел свой центр. В большой Вселенной есть только один центр: бесконечная сила, действующая во всех нас и через нас. Следовательно, тот, кто нашел свой центр, пришел к единству с этой бесконечной силой, признает себя духовным существом, ибо Бог есть Дух" [71].
Слова эти, изреченные Трине еще в конце прошлого века, но так современно читаемые, заключают в себя величайшую мудрость; они истинны, а истина - вечна.
Исповедимым может быть лишь личностный путь, ибо только через пережитый духовный опыт можно прийти к постижению ВЫСШИХ ИСТИН.
Научить кого-нибудь этому, я считаю, никто не вправе. Рабиндранат Тагор говорил: "Истинное воспитание это не то, что накачивается нам в голову, вдалбливается в нее из внешних источников. Цель подлинного воспитания - вывести на поверхность вашего существа бесконечные источники внутренней мудрости".
Поэтому, чтобы путь ваш стал исповедимым, выводите на поверхность свое высшее "Я", - а книги, как и другие знания, должны приходить к вам сами, когда вы окажетесь к ним готовы. Не нужно их искать: регулятивное начало - ваш Гид - всегда о вас позаботится, но чтобы его присутствие ощутить, надо стать достойным его внимания.
Это достигается лишь внутренней духовной работой, а проще - праведной жизнью. Тогда вы неминуемо станете творцом, и пусть объектом вашего творчества будете вы сами, это не останется незамеченным в мире, ибо суммарная аура Земли и ее карма зависят от каждого из нас, Иисус сказал: "Спасись сам, - вокруг тебя спасутся тысячи".
Еще по теме ИСПОВЕДИМЫЙ ПУТЬ:
- А.В. Мартынов. "Исповедимый путь", Издательство: Прометей, 1989 г. Мягкая обложка, 168 стр., 1989
- ИСПОВЕДИМЫЙ ПУТЬ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- МОЛИТВА О НЕДУЖНЫХ № 6 • (к Богородице в любых болезнях)
- Эллинское язычество и византийское православие
- ВСТРЕЧА ДАО-ЛОГОСА (Заключение)
- §1.1. Идентичность концептов религиозных систем «язычества» праславян, тенгрианства тюрков и монголов