<<
>>

На что нацелена новая система материального стимулирования?

До сих пор мы рассматривали новую систему материального стимулирования только с одной точки зрения: как средство изменения роли и сущности прибыли и обогащения буржуазных функционеров на отдельных предприятиях.
Но это — только одна сторона дела. В конце концов, материальные стимулы определяют не только оклады директоров заводов и других управленцев, но также и заработную плату простых рабочих и низших разрядов служащих. По сравнению с богатством, которое присваивают боссы, рабочие получают гроши. Но эти гроши составляют значительную часть дохода отдельного рабочего. «Правда» за 17 мая 1967 г. указывает, как типичное, предприятие, на котором большинство рабочих получает премии, составляющие от 40% до 100% от их оклада. Это означает, что оклад рабочих установлен настолько низко, что рабочие полностью зависят от получения премий. Материальные стимулы, таким образом, вовсе не роскошь, а потребность. «Особые работы», которые должны выполнять советские рабочие за свои премии, столь же обязательны, как сверхурочная работа и тому подобные «добровольные» дополнительные работы, которые должны выполнять рабочие в ФРГ. В таких условиях система материального стимулирования — это система принуждения рабочих к увеличению выработки. Ранее было подчеркнуто, что, несмотря на все тенденции к децентрализации, новый капитализм в Советском Союзе остается прежде всего государственно-монополистическим капитализмом. Главный источник обогащения новой буржуазии — не премии и прибыль на отдельных предприятиях, а центральный государственный бюджет. Поэтому Косыгин подчеркнул на XXIV съезде: «Мы рассматриваем прибыль и рентабельность как важные показатели эффективности производства. Вместе с тем прибыль — это основной источник не только хозрасчетных фондов предприятий и объединений, но и важнейший источник доходов государственного бюджета» (Материалы XXIV съезда КПСС.
— М., Политиздат, 1971. — c. 169). Верхушка новой буржуазии — это не директора и управленцы, извлекающие прибыль на отдельных предприятиях, а функционеры, политические деятели и технократы в партийном, государственном и хозяйственном аппарате, сидящие в Москве и других центрах и снимающие сливки с государственной казны. Роскошные дачи под Москвой или барские особняки в охраняемых жилых районах для знаменитостей, «официальные» автомобили с персональными шоферами, закрытые клубы, обслуживающие только верхушку магазины, санатории, курорты и роскошные поселки «академиков» и «ученых» — все эти привилегии, в дополнение к большому жалованью, финансируются из центрального бюджета. Но, чтобы поддерживать свою систему эксплуатации, эта бюрократическая монополистическая буржуазия нуждается в союзниках и помощниках. Миллионы людей, строивших социализм с энтузиазмом и духом самопожертвования, нельзя заставить так же работать в конечном итоге ради прибыли буржуазии. Новая буржуазия может сохранить свою систему, только если даст и своим лакеям долю прибыли, если сможет как-то привязать их к системе максимизации прибыли. Прежде всего были подкуплены директора и ведущие хозяйственные и технические специалисты на отдельных предприятиях, так как они — наиболее важное связующее звено между центральной бюрократией и предприятиями, где создаются стоимость и прибыль. Следовательно, они — самые важные союзники бюрократической монополистической буржуазии. Чтобы держать их в жестких тисках, ревизионистские правители переняли от социализма систему номенклатуры, прямого назначения наиболее важных директоров заводов партийным руководством. При социализме это инструмент партии пролетариата для контроля над экономикой. Сегодня, при новом капитализме, это средство, с помощью которого бюрократическая монополистическая буржуазия и их помощники удерживают хозяйство прочной хваткой. В то же время, жизненный уровень рядовых бюрократов и технократов приближен к уровню монополистической буржуазии; им позволено класть все большую долю прибыли, реализованной на «их» заводах в собственный карман.
Местные хозяйственные руководители — главные союзники новой монополистической буржуазии. И даже если они часто заходят слишком далеко и втайне присваивают суммы, предназначенные, собственно говоря, для высших боссов, в общем и в целом, они служат надежными сообщниками, в которых нуждается новая буржуазия, чтобы сохранить свое господство. Кого боится новая монополистическая буржуазия? Рабочего класса. Именно советские рабочие совершили великую Октябрьскую Революцию под знаменем Ленина и разбили фашистских агрессоров под знаменем Сталина. Чтобы поработить рабочий класс, новая монополистическая буржуазия использует все средства от обмана до открытого террора. В качестве наказания за нарушение трудовой дисциплины статья 56 КЗоТа от 15 июля 1970 г. предусматривает среди прочих следующие меры: перевод на нижеоплачиваемую работу, лишение премий и привилегий, лишение льгот в распределении квартир и размещении в домах отдыха и санаториях; дискриминация в отношении других выгод системы социального обеспечения; серьезные проступки наказываются увольнением и передачей дел в суд и милицию («Правда» за 17 июля 1970 г.). С другой стороны, новая буржуазия прибегает к вопиющей демагогии. Она пытается выдать свой капитализм нового типа за социализм и замаскироваться под коммунистов. Одновременно она проводит грязные клеветнические кампании против подлинно социалистических стран и коммунистов. Естественно, она также пытается связать рабочих с «новой системой», бросая им некоторые куски прибыли. Ревизионисты пытаются подкупить и расколоть рабочих, кидая им кусок пирога. Таким образом небольшая часть рабочих развращается и становится трудовой аристократией. Вот один пример, приведенный в «Sowjetunion heute» за 16 января 1971 г. В статье «Resultate neuer Methoden» («Результаты новых методов») квалифицированному рабочему была предоставлена возможность рассказать следующее: «Я получаю довольно хороший доход», — говорит токарь Юрий Карасев из валоподшипникового цеха. — «К моему обычному окладу добавляются разные премии.
Возьмите, например, прошлый год. Я перевыполнял план каждый месяц, что приносит мне 25% от ежемесячного оклада в качестве премии. Также, за целый год я не допустил брака, что принесло мне еще 15%. За шесть рационализаторских предложений я получил 60 рублей, плюс 15 рублей за применение этих предложений. За производство новых моделей с новыми габаритами мне была выплачена дополнительная премия в размере 50 рублей. Когда нашей продукции был присужден государственный знак качества, все получили премию в размере 25 рублей. В 1970 г. завод дал мне квартиру в новом доме. Отпуск я провел с женой и сыном в заводском доме отдыха. Мне пришлось заплатить только 40 рублей за путевку, стоящую, как правило, 120 рублей; профсоюз доплатил остальное. Всего, в прошлом году я получил около 1 000 рублей в виде премий, денежных и товарных пособий в дополнение к моему обычному окладу». «Это один пример, стоящий многих», продолжает статья. Нужно принять во внимание, что средняя ежемесячная плата в следующей пятилетке достигнет 150 рублей. Создание трудовой аристократии в СССР нацелено на одно: расколоть рабочий класс. Та же цель преследуется сложной системой заработной платы с 24 разрядами (см. табл. 2). Согласно этой статистике, самый низкий оклад — около 48 рублей в месяц. Минимальная зарплата, включая премии, составляла 60 рублей в месяц вплоть до XXIV съезда, который решил поднять ее до 70 рублей. Табл. 2. Оплата по разрядам Почасовой оклад в копейках при 7-часовом рабочем дне I II III IV V VI Отношение надбавки 1.0 1.13 1.29 1.48 1.72 2.0 Повременщики на «холодных» предприятиях 27.5 31.1 35.5 40.7 47.3 55.0 Сдельщики на «холодных» и повременщики на «горячих» предприятиях или рабочие, выполняющие напряженную работу во вредных условиях 32.0 36.2 41.3 47.4 55.0 64.0 Сдельщики на «горячих» предприятиях или рабочие, работающие в особо трудных и неблагоприятных условиях, и повременщики, работающие в особо трудных и неблагоприятных условиях 36.7 41.5 47.3 54.3 63.1 73.4 Сдельщики, работающие в особо трудных и неблагоприятных условиях 39.0 44.1 50.3 57.7 67.0 78.0 A.
Omarov: Organisation of Industry and Construction in the USSR. — Moscow, 1971 — с. 101. Однако, это должно было произойти не сразу, а, как объявил на XXIV съезде Косыгин, постепенно: * в 1971 г. для рабочих и служащих железнодорожного транспорта, * в 1972 г. для рабочих и служащих на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Восточной и Западной Сибири, и на Урале; * в 1973 г. — в Казахстане, Средней Азии, Поволжье, Волго-Вятском районе и Донбассе; * в 1974 г. — во всех других областях. * «В 1975 г. полностью завершится введение нового минимума заработной платы и повышение ставок и окладов среднеоплачиваемых рабочих и служащих» (Косыгин; Материалы XXIV съезда КПСС. — М., Политиздат, 1971. — с. 177). В течение пятилетки 1971-1975 гг., согласно докладу Брежнева XXIV съезду, «средняя месячная заработная плата рабочих и служащих… возрастет до 146-149 рублей, а оплата труда колхозников — до 98 рублей» (Материалы XXIV съезда КПСС. — М., Политиздат, 1971. — c. 42). Хотя сравнивать с заработной платой на капиталистическом Западе напрямую невозможно (если не преобразовать в реальную заработную плату, основанную на покупательной способности в различных странах), заработная плата рабочих и жалование низших «беловоротничковых» служащих настолько малы, что способствуют материальному стимулированию — особенно вследствие акцента на материальном стимуле как единственном. Для более гладкой реставрации капитализма материальные стимулы совмещались со стремлением к прибыли. Чем выше прибыль, тем больше денег для фонда материального стимулирования. А. Омаров подтверждает это в своей вышеупомянутой книге: «За каждый процент увеличения прибыли (продажи) в течение предыдущего года, и за каждый процент увеличения дохода сверх плана, некоторая часть прибыли, установленная в ежегодном финансовом плане предприятия, перечисляется в «фонд стимулирования»… Если запланированные прибыль и объем продаж не достигнуты, выплаты в «фонд стимулирования» уменьшаются на определенный процент». Система с 24-мя ставками окладов (см. табл. 2) не в интересах рабочих. Рабочее движение в капиталистических странах всегда боролось против большого количества разрядов. Чем больше разрядов, тем сложнее и запутанней система заработной платы и тем легче натравить одного рабочего на другого, назначить неугодным рабочим низкий разряд. Короче говоря, чем больше разрядов, тем легче осуществлять эксплуатацию.
<< | >>
Источник: Дикхут В.. Реставрация капитализма в Советском Союзе. 1988

Еще по теме На что нацелена новая система материального стимулирования?:

  1. 3.Положение о Государственном архивном фонде от 29.03.1941. Новая система архивов в СССР
  2. 27. Что представляет собой система законодательства?
  3. 29. Что такое правовая система?
  4. 89. Что такое политическая система общества?
  5. 1. Что такое воспитательная система?
  6. Подтверждение материальных производных
  7. Применение ТВП в лоббировании интересов компании
  8. 2.3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ
  9. Новая система образования
  10. Фамилистер Гиза.
  11. Что же нового в эффективности?