Совокупный годовой доход 25 млн. черных американцев составляет около 114 млрд. долларов, что, согласно Эндрю Бриммеру, превышает совокупный годовой доход не только всего остального негритянского населения Земли, но и 14 крупнейших стран мира, в том числе Китайской Народной Республики6. Темнокожие американцы богаче и лучше образованы, чем другие темнокожие, где бы то ни было и в сравнении с большинством других народов. Тем не менее хотя по некоторым показателям они не уступают белым американцам, по многим другим — их дела обстоят не так блестяще, как у последних. Рассматривая проблемы негритянского населения США, социал- демократы в первую очередь обращают внимание на характер распределения доходов и зависимое положение негров. Так, левое крыло Демократической партии настаивает на реализации государственных программ по преодолению страшной нищеты среди темнокожего населения. Когда разговор заходит о профессии или образовании, эти политики редко обращают внимание на то, что эти вещи нельзя принимать как данность, ведь они зависят от частной инициативы индивида. Как показал Томас Соуэлл, впрочем это нетрудно заметить и обычному наблюдателю, большинство чернокожих американцев на самом деле являются дисциплинированными, амбициозными, трудолюбивыми и реалистичными в оценке своих возможностей7. Культуру протестантизма всегда отличал акцент, который она делает на дисциплине ума, освобождении его от власти чувств и эмоций. Последствием распространения этой культуры стало возникновение и успех демократического капитализма. Интересно, что некоторые версии протестантизма среди темнокожих американцев совершенно отличаются от его классических форм. Среди некоторых чернокожих американцев-протестантов основное значение придается свободе самовыражения и эмоций. Здесь сила слова намного больше. Смысл снов и пробуждение воспринимаются острее. Добрую Весть понимают как то, что обещает избавление от ежедневных страданий, а не как то, что помогает составлять план на завтрашний день. Возможно, это целиком согласуется с историей негритянской культуры и религии. Тем не менее эта форма кальвинизма отличается от других его ветвей, и ее принятие может иметь, безусловно, отличные экономические и политические последствия для общества. Между представителями различных негритянских культур, которые можно найти в Соединенных Штатах, существуют явные разли чия в общественном положении. Томас Соуэлл в работе «Раса и экономика» отмечает, что темнокожие американцы родом из Вест-Ин- дии, американские негры, рано получившие свободу («свободнорожденные цветные»), и потомки рабов при проведении статистических исследований попадают в совершенно разные социальные категории. С его точки зрения важнейшее отличие между ними заключается в том, что те из них, чья культура учит полагаться лишь на собственные силы и стремиться к независимости, чаще достигают высоких результатов. Именно в этом пункте социал-демократический подход к проблемам чернокожих граждан Америки — грандиозные программы социальной помощи — напоминает патернализм, широко распространенный во времена рабства. Он лишь укрепляет привычку к зависимости. Соуэлл также изучил общие характеристики других этнических групп в Соединенных Штатах. Он доказывает, что те из них, которые исторически зависели от общественных работ и от различного рода муниципальной помощи, обычно добиваются меньшего успеха, да и приходит он к ним слишком медленно в сравнении с представителями тех групп, которые предпочитали работать в частном секторе экономики. Более того, те, кто пришел в бизнес по собственной воле, в результате неудовлетворенности собой, имели самый большой успех8. Марксистский шаблон, приложенный к проблемам бедности, строится на предположении, что бедность одних является результатом богатства других. Противоположная теория предполагает, что культуры отличаются между собой дисциплиной, которую они навязывают разуму и чувствам своих адептов в их экономическом поведении и других формах деятельности, имеющих значение для экономической и политической конкуренции между индивидами. Большинство исследователей, изучающих положение американских негров, упорно не обращает внимания на материалы, касающиеся культурных различий, которые, как показал Соуэлл и некоторые другие авторы, имеют большое значение. Многие также пренебрегают такими важными переменными, как возраст, место проживания, семейное положение. Группа населения, средний возраст которой равняется 24 годам, при прочих равных, имеет в среднем более низкие доходы, чем группа, средний возраст которой 30 лет, поскольку молодые рабочие, как правило, зарабатывают меньше. Население, сосредоточенное в районах с самым низким средним доходом, вроде сельскохозяйственного Юга, будут иметь доход ниже дохода населения районов с более высоким средним доходом (например, американцы ирландского происхождения в северных штатах имеют в среднем более высокие доходы, чем их соотечественники, проживающие на Юге). Этнические группы с боль шим средним количеством детей на семью или с большей долей жен- щин-домохозяек, будут иметь в среднем более низкие доходы, чем представители этнических групп, где в семье обычно небольшое количество детей и где работают оба супруга. Это вопрос статистической честности — сравнивать подобное с подобным, используя при этом в качестве критериев одни и те же переменные. И, наконец, уровень интеллектуального развития и образования связан с уровнем доходов, и для всех этнических групп эти показатели изменяются с течением времени. Если оставить в стороне переменные, то Бюро статистики США опубликовало следующие данные о доходах 6 млн. 894 тыс. негритянских семей в Соединенных Штатах за 1978 г. Они также были статистически разбиты на пять приблизительно равных групп, причем самое низкое положение занимает группа, где среднегодовой доход равняется 4879 долларов на одного члена семьи. Доходы второй, третьей и четвертой групп составляют соответственно не более $9081, $14665 и $22195. В группу с самыми высокими доходами входят семьи с годовым доходом на одного члена семьи, превышающим последнюю цифру. Пять процентов негритянских семей с самыми высокими доходами имеют в среднем $35416 в год на человека9. В 1978 г. средний возраст белых американцев равнялся 30 годам, в то же время для чернокожих американцев этот показатель не превышал 24 лет10. По крайней мере одна из пяти негритянских семей получала пособие на детей-иждивенцев, — в то время как для семей белых американцев этот показатель составлял только 3%]1. В масштабах всей страны более половины негритянских детей в возрасте до 18 лет воспитывалось без отца. Что касается образования, то в 1978 г. процент негритянских подростков в возрасте 18-19 лет, посещавших школу, был выше, чем у белых американцев; но негры в возрасте 25 лет и старше имели более низкий уровень образования по сравнению с белыми американцами того же возраста12. В 1977 г. половина всего негритянского населения страны имела доход $9485 и выше, а половина всех белых американцев — $16782, т.е. доход американских негров составлял около 57% от дохода белых13. Эта разница почти полностью объясняется более высокой долей домохозяек в негритянских семьях по сравнению с семьями белых американцев. Семьи чернокожих американцев, где работали оба супруга, имели средний доход, превышающий три четверти дохода таких же семей белых американцев14, хотя в полных семьях чернокожих американцев жена работает чаще (60%), чем в полных семьях белых американцев (49%)15. Полная негритянская семья, где средний возраст супругов равен 35 годам, живущая на севере страны, жила лучше, чем такая же семья белых американцев16. Следовательно, можно говорить о достижениях чернокожих американцев, учитывая, что после векового рабства, длительного периода сегрегации и дискриминации, серьезной зависимости от выплат социальной помощи 2,1 млн. семей чернокожих американцев имело в 1978 г. доход, превышающий $15000 в год на одного члена семьи, и еще 520 тыс. семей, где годовой доход на каждого члена семьи превышал $2500017. В 1900 г. 90% процентов чернокожих американцев жило на Юге в условиях сегрегации и было занято главным образом в сельском хозяйстве самых бедных районов страны18. В 1965 г. половина всего черного населения Америки жила за пределами Юга. Между тем и Юг пережил расцвет. В 1970 г. подавляющее большинство темнокожего населения США проживало в городах (66%), и только 21% американских негров было занято в сельском хозяйстве (для сравнения — в сельском хозяйстве было занято 27% белых)19. Проблеме нищеты в центральных кварталах крупных городов сегодня уделяется самое пристальное внимание, хотя в сельских районах бедность приобретает значительно более драматичные формы. Большинство — 9,2 млн. человек20 — чернокожих американцев являются членами профсоюзов; это наиболее высокий показатель их участия в деятельности общественной организации, если не считать баптистской церкви и Демократической партии. 17 млн. негров в возрасте старше 16 лет составляет 11% американских граждан данного возраста и 9% всех граждан, занятых на работах, требующих квалификации. Но чернокожие рабочие составляют 18% от общего числа рабочих, не имеющих квалификации21. Особенно пристального внимания заслуживают чернокожие юноши и девушки, которых в 1978 г. в Соединенных Штатах насчитывалось 2,3 млн. человек. Большинство из них посещают школу. Очень небольшое число служат в американской армии. Из оставшихся, около 669 тыс. работает, и в среднем в месяц около 381 тыс. (среднегодовой показатель 1978 г.) безуспешно искало работу22. В газетах об этом часто пишут как «о безработице среди молодых негров, достигающей 40%» и т.п. Но реальное число нуждающихся в работе — 381 тыс. человек — составляет намного меньше этого числа. Даже при минимальной оплате труда, равняющейся приблизительно $130 в неделю, или около $6500 в год, общая заработная плата всех молодых чернокожих американцев должна была бы в сумме равняться 2,6 млрд. долларов в год. Выплаты социальной помощи в определенной мере оказывают влияние на брачное поведение негров-мужчин. В то время как в 1960 г. только 22% негритянских детей родилось вне брака, в 1978 г. этот показатель повысился и достиг уровня 53,2%. В таких городах, как Чикаго, он равнялся 67%. Количество внебрачных детей увеличилось, даже несмотря на то, что из 1,3 млн. абортов, сделанных в 1977 г., 444 тыс. пришлось на чернокожих американок. В увеличении числа внебрачных детей и частом уходе чернокожих мужчин из семьи просматривается определенная зависимость данных явлений от расширения социальных программ, особенно в городах, расположенных на севере страны23. Давно тянется дискуссия по поводу того, следует ли рассматривать проблему бедности одной трети, самой бедной части, негритянского населения США как расовую или как классовую проблему. Преимущество классового подхода состоит в том, что он рассматривает бедняков, независимо от их расовой принадлежности, исходя из общей для них нужды и общей для них стратегии поведения. С другой стороны, расовый подход учитывает, бесспорно, весьма важный психологический момент, вытекающий из принадлежности человека к той или иной расе. Для тех, кто не принадлежит к черной расе, довольно трудно понять то чувство второсортности, едва осознаваемое, которое испытывают чернокожие американцы. Эти чувства часто приобретают некий иррациональный характер, в результате их очень трудно заметить и точно определить их природу. Разумные люди, принадлежащие ко всем расам, стремятся восстановить доверие между расами, разрушенное их предшественниками. Но для многих чернокожих американцев, даже добившихся значительного успеха, характерно то, что удары, которые наносит их самооценке реальность, могут привести к почти мгновенному ее снижению. Те же, у кого нет особого таланта или возможностей его реализации, могут быть, пережив несправедливость и поражение, страшно уязвимы. Эту уязвимость нельзя преодолеть с помощью программ профессионального роста и тренировкой необходимых навыков. Профилактика должна осуществляться не экономическими или политическими методами, а в сфере ценностей. Впрочем, очевидно, что именно экономические возможности и политическое влияние позволяют сделать систематический рост уделом многих. Если методы, развивающие зависимость, не помогают, настоятельной становится потребность введение стратегий, которые бы способствовали росту независимости. Так как это соответствует действительным интересам демократического капитализма — экономическим, политическим и моральным, — следует стремиться к улучшению судьбы всех бедняков, в том числе и чернокожих. Важнейшей задачей здесь становится разрушение привычки к зависимости. Это означает, что эпицентром действия должен стать частный сектор экономики: ведь около 90% новых рабочих мест создается малым и средним бизнесом. Если государство и должно оказывать помощь, то только косвенно и скорее в виде помощи для преодоления определенных трудностей, а не чрезмерной опеки. Негритянские общины следует рассматривать как центры формирования небольших предприятий самого разнообразного типа. Но на этом пути сразу же встают серьезные экономические проблемы. Уровень риска в негритянских общинах значительно выше, чем где-либо в другом месте. Здесь ощущается недостаток подготовленных менеджеров, и их труднее удержать здесь — хорошие работники требуют более высокой оплаты за специфические неудобства. Серьезной проблемой становятся поломки оборудования и воровство среди персонала. Нередким явлением здесь являются и угрозы физической расправы24. В этих условиях косвенные действия правительства приобретает огромное практическое значение. Государственная политика задумана так, чтобы снизить издержки при ведении бизнеса в негритянских общинах, но она не всегда способствует привлечению сюда капиталов и их защите. Эта политика может выражаться в страховании риска, обеспечении минимального уровня налогообложения, предоставлении гарантий по закладным и капитальным вложениям и использовании иных средств, в которых теологи разбираются значительно хуже экономистов. Ключевой задачей является преодоление проблем, с которыми сегодня сталкивается бизнес, организованный негритянскими общинами25. Но это только одна сторона дела. Необходимо стремиться к изменению системы ценностей некоторых замкнутых групп внутри негритянской общины. Многие бизнесмены нанимают чернокожих юношей только для того, чтобы быть разочарованными их необязательностью и привычками, способствующими разрушению личности. Для того чтобы человек мог трудиться в экономической или политической сфере, у него должно быть все в порядке с определенными ценностями. Многие вполне здоровые физически люди относятся к когорте «вечных безработных» — не потому, что им недостает профессиональных навыков (для выполнения многих работ какие-то особые навыки вообще не требуются), а потому, что им не хватает личной дисциплины. Некоторые просто не приучены к пунктуальности. Многим не нравится ежедневно «тянуть лямку». У них весьма туманные представления о достоинстве, и некоторые просто уклоняются от выполнения работ, связанных с обслуживанием, характер которых напоминает им о работе, выполнявшейся их предками. Некоторых пугают люди, воспитанные в иной традиции, непохожей на их собственную. Одним ело вом, некоторая часть темнокожих американцев переживает, по-види- мому, серьезный кризис ценностей, причем не только по своей вине. Возможность некого руководства (если оно вообще здесь возможно) в его преодолении довольно призрачна. Но соблазн избавить их от отчаяния и отчуждения, или, по крайней мере, обеспечить возможность выхода отрицательных эмоций, весьма велик, ведь эти страдания нередко принимают очень острые формы26. Рынок предоставляет удивительные возможности для нововведений. Внимательный взгляд помогает обнаружить потребности, которые никто и не думал удовлетворять. Производство различного рода приспособлений и экспериментов, требующее минимальной оплаты труда подростков, могут открыть новые возможности для тех, кто не обладает высокими профессиональными навыками. Там, где проживают безработные, а здания нуждаются в ремонте, бизнес нередко заинтересован в проведении строительных работ. Никогда не бывает так, чтобы не было работы. Есть и рабочие для ее выполнения. Однако чтобы занять их трудом, который в конечном итоге принесет доход, необходимо разрешить интеллектуальную проблему. Сегодня не приходится говорить о том, что эти общины испытывают недостаток капитала. Многие начинания и с наименьшим капиталом приводили к заметному успеху. Необходим катализатор. Социал-демократичес- кий дух с его надеждами на простое и неизменное решение проблемы, кажется, создан специально для того, чтобы помешать появлению такого катализатора. Вокруг идеалов независимости и надежды на собственные силы — как внутри страны, так и в отношениях между странами — всегда бушевали страсти. Большинство споров касалось роли транснациональных корпораций в экономике. Демократический капитализм мог бы существовать и без них, но в действительности он создал тепличные условия для их роста. Отвечает ли их природа тем идеалам, которые мы открыли?