<<
>>

Глава IV FAKE-СТРУКТУРЫ сектантской И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ

В главе «Fake-оппозиция» читатель мог ознакомиться с тем, как политические по своим целям организации используют общественные организации и третий сектор в качестве прикрытия для своей деятельности.

Аналогичным приемом пользуются религиозные секты.

Например, таким образом поступает известная секта Муна, называющая себя Церковью унификации и использующая в России более двух десятков fake-структур. Наиболее известны из них Федерация «Семьи за единство и мир во всем мире» (ФСЕММ), Федерация молодежи за мир во всем мире (ФМММ) и Международный фонд образования (МФО). Прежде всего они пытаются получить доступ к молодежи в школах, колледжах и институтах. Сектанты активно ведут вербовку в свои ряды под видом пропаганды здорового образа жизни, целомудрия и верности в браке, борьбы с наркоманией и ее профилактики.

Например, под прикрытием этих лозунгов и организаций секте Муна удалось установить отношения с целым рядом районных управ города Москвы, директорами школ. Интересно от-

метить, что официальные представители этих fake-структур всячески отрицают свою связь с сектой. Аналогичным образом поступает Церковь сайентологии Рона Хаббарда, для чего она использует Общероссийский союз общественных объединений «Россия без наркотиков» и общественную организацию «Нар- конон». Последняя масштабно вела свою рекламу, проводя такие мероприятия, как фестиваль «Рок против наркотиков».


По мнению представителя православного экспертного сообщества К. Фролова, другим вариантом работы fake-структур сектантской тематики является «мимикрия под православие» или «конфессиональная анонимность». Адвентисты седьмого дня при проведении мероприятий стараются использовать названия, максимально похожие на православные институты.

Например, в Свердловской области «Восточно-Сибирская конференция церкви христиан адвентистов седьмого дня» проводила лекции в домах культуры под названием «Иркутский филиал Заокской Духовной академии», а в объявлениях использовалась стилизация под церковно-славянские буквы.

Между тем в городе Заокском Тульской области расположена не православная академия, а всероссийский центр американской секты адвентистов седьмого дня. Интересно отметить, что для привлечения последователей секта даже разработала свой вариант техники йогов - «специальная программа “Дышите свободно”, которая поможет Вам освободиться от табачной зависимости».

Другим примером fake-структуры является Движение против нелегальной иммиграции. Возможно, по замыслу создателей, эта организация должна была стать аналогом западных партий Г. Хайдера или Ле Пэна. Учитывая то, что ДПНИ вместе с Конгрессом русских общин участвует в создании партии «Великая Россия», можно предположить, что ее основная задача состояла в том, чтобы стать площадкой для возвращения в политику Д. Рогозина. ДПНИ является классическим примером fake-структуры - название одно, выступают от имени других, подразумевают под этим третье, действуют исходя из интересов четвертых.

С содержательной точки зрения их название, цели и задачи представляют собой совершенный сумбур. Против незаконной иммиграции? Интересно, кто в России выступает за «незаконную» иммиграцию? Точно так же как за «незаконное лишение свободы» (статья 127 УК РФ), «незаконное производство аборта» (статья 123 УК РФ), не говоря уже о «незаконном экспорте или передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной

техники» (статья 189 УК РФ). А борьба с наркотиками и в общероссийском масштабе, и в конкретных населенных пунктах пользуется не меньшей популярностью у населения. Может быть, стоило создать «Движение против незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств и психотропных веществ», как указано в статье 228 Уголовного кодекса РФ? Да и население с удовольствием разгромит притоны и точки продажи наркотиков.

Очевидно, однако, что ДПНИ явно претендует на нечто большее, чем просто борьба за соблюдение одной из статей УК РФ, - т.

е. название не соответствует тому, что она под этим подразумевает. Согласно многозначительным высказываниям лидеров этой организации и ее «добровольных помощников» в лице депутатов Д. Рогозина, Н. Курьяновича и А. Савельева, ДПНИ, вероятно, пытается выступать от имени всех русских. Тогда было бы логичным называться «Движение за русский народ» (ДЗРН) или «Движение за возрождение русского народа» (ДЗВРН). Интересно, что в официальных целях и задачах ДПНИ, размещенных на их сайте, - ни одного слова о русских. Снова принцип fake-структуры: называться и выступать от имени одних, подразумевать под этим другое, а действовать исходя из интересов третьих. Попробуем все же разобраться.

Ключевым понятием, используемым ДПНИ, выступают «коренные народы». Один из лидеров организации - А. Пот- кин (Белов) в радиопередаче «Эхо Москвы» на вопрос о «коренных народах» говорит: «Это народы, которые исторически проживают на территории современного государства РФ, это первое. Второе - которые не имеют своей национальной территориальной государственности за пределами России» и, кроме того, предлагает в число коренных включить украинцев и белорусов. В передаче на канале О2-ТВ от 1 сентября 2006 года этот тезис разворачивается следующим образом:

«Ведущий: Вот вы с кем боретесь? Вы, как я понимаю, - профсоюз русских. Или профсоюз россиян?

А. Поткин: Скорее всего, профсоюз коренных граждан, и сейчас ДПНИ становится фактически международной организацией. Уже созданы отделения в Белоруссии, на Украине, в других странах.

Ведущий: Права кого вы защищаете?

А. Поткин: Коренных народов.

Ведущий: Коренных народов? То есть вы туркменов защищаете от русских, русских от туркменов. Киргизов от русских, русских от киргизов. Швейцарцев от французов, французов от швейцарцев?

А. Поткин: Не совсем так. Мы в любом случае защищаем всех коренных граждан от любой опасности. От моноэтнической экспансии или полиэтнической - не имеет значения. Не случайно многие страны, которые хотят сохранить свою национальную идентичность, которые видят опасность в современных миграционных процессах, они вынесли в ООН предложение вообще сделать декларацию прав коренных народов».

Однако вдумчивый читатель найдет в этом сразу несколько проявлений fake-принципов. Активное участие ДПНИ в организации массовых беспорядков в Кондопоге хорошо известно - читатель подробно может ознакомиться с этим в книге «Кондопога: что это было?». Большинство выходцев с Кавказа, например чеченцев, в таком определении, безусловно, являются «коренными» для России. В случае Кондопоги, с помощью которой получило известность ДПНИ, именно против них, во многом заслуженно, было настроено население. Но большинство вызвавших озлобление не были иммигрантами, более того, были гражданами России. При

этом, например, язык не повернется назвать русских в Чечне коренным населением.

Согласно декларируемой логике, в Чечне ДПНИ должно помогать навязывать местные - чеченские - традиции русскому населению. Точно так же созданные отделения ДПНИ в Белоруссии и на Украине, согласно логике А. Поткина, должны защищать украинцев и белорусов от русских.

Кроме того, в силу общепринятого понимания термина «коренные народы» именно ДПНИ должно выступать против его использования применительно к русским, права которых они якобы защищают. В международной практике, документах ООН активно используется понятие indigenous population - «коренное население». Практически повсеместно оно используется в виде выражения «коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни», как, например, в конвенции № 169 Международной организации труда. В Российской Федерации официально к числу коренных народов относятся 44 коренных, малочисленных народа Севера, Сибири и Дальнего Востока - от саамов Кольского полуострова до чукчей и эскимосов Чукотки. Если ДПНИ, позиционирующееся для своих сторонников как классическая националистическая организация, делает акцент на особых правах и исключительности русских, тогда почему оно ставит их в один ряд с народами, ведущими племенной образ жизни, или малочисленными народами - чукчами и эскимосами? Налицо проявление fake-логики.

Для сведения: официальная власть достаточно четко разделяет «коренное население» и «людей, которые уже проживают в своих родных местах»: «Это стратегический выбор России - привлечение на постоянное жительство в Российскую Федерацию тех людей, которые выбирают Россию в качестве своей родины.

Мы будем это делать настойчиво и аккуратно, с тем чтобы не создавать никаких проблем для корен

ного населения и тех людей, которые уже проживают в своих родных местах»[5].

Наряду с понятием коренных народов важнейшей частью идеологии ДПНИ является понятие крови, что ставит его в ряд других достаточно специфических организаций времен нацистской Германии. Вновь воспользуемся стенограммой передачи О2-ТВ.

«Ведущий: Вопрос к вам. Идентичность русского и россиянина. Как вы ее определяете?

А. Поткин: Идентичность россиянина определить невозможно. Это юридический термин, он подтверждается наличием российского гражданства.

Ведущий: Хорошо, здесь все четко. А русского?

А. Поткин: Русский - это национальность. В определенном смысле это в первую очередь кровь. В первую очередь, потому что если нет крови - нет русского. Русский - это нация, которая развивалась примерно из "тысячи родов".

Ведущий: То есть для вас важность представляет генофонд, а не культурный момент, способность ассимилироваться?

А. Поткин: Если нет генофонда - то нет ничего вообще. Если мы берем на себя право называться русскими.

Ведущий: Простите, но это уже какая-то околофашистская идеология.

А. Поткин: Все просто. Если кто-то считает себя русским, это не значит, что он должен обязательно ненавидеть всех остальных. Это очевидное явление. Это первое. Второе.

Если вообще народы существуют, а они существуют, и нации существуют, и существует такое понятие, как "кровь",

и большинство населения земного шара живет именно по этому принципу. Что является законом? Нации, созданные по этническому принципу, ну как семья, которая разрослась и стала очень большая.

Ведущий: Это точно модель не для России.

А. Поткин: Это как раз для России.

Ведущий: Я все-таки считаю, что у вас есть право претендовать на то, чтобы стать профсоюзом русских, но претендовать на то, чтобы ваша идеология стала всероссийской - это будет самоубийство.

А. Поткин: Я хочу сказать, что эта идеология в большинстве стран земного шарика является главной.

И мы хотим, чтобы она стала главной и в России».

Из этого отрывка ясно видно ту идеологию, которую пропагандирует ДПНИ: приоритет «крови» в правах граждан и государство, созданное по этническому принципу. Этот подход неизбежно приводит сразу к нескольким антироссийским и уж точно антирусским идеологическим тезисам.

Выступая за этническое государство в России, необходимо признать правомерность этого принципа и для других государств. Это означает, что нам необходимо признать политику прибалтийских государств, основанную на приоритете «крови». Общеизвестно, что следование этому принципу, например, в Эстонии привело к тому, что более 30% населения, не являющиеся этническими эстонцами, были вытеснены из политической или государственной сферы, лишены избирательных прав и поставлены в худшие условия на рынке труда, социального обеспечения, образования и культурной жизни. Абсолютное большинство из них составляли русские. На данный момент для Эстонии характерна достаточно специфическая форма политического режима, укладывающегося в модель так называемой этнической

демократии[6]. Система этнической демократии обеспечивает ситуацию, при которой наиболее важные стороны жизни в государстве (в особенности политическая сфера и государственное управление) контролируются какой-либо одной этнической группой, в данном случае - эстонцами. Только в отношении них политическая система носит демократический характер. Чем не концепция «крови» по Поткину? Между тем один из важнейших приоритетов для России - защита прав русских за рубежом. Следуя же заветам ДПНИ, Россия должна от этого отказаться - fake-логика и fake-принципы торжествуют.

Как известно, ДПНИ и А. Поткин приняли активное участие в подготовке неудавшегося создания партии «Великая Россия» - проекта Д. Рогозина. Учитывая практику этих организаций и персоналий, не вызывает удивления то, что заявления А. Поткина напрямую противоречат программе этой партии: «Мы противники теорий расовой и национальной исключительности, любых проявлений шовинизма» (из программы политической партии «Великая Россия»). Однако логично предположить, что хотя бы ее название должно отражать ее идеологию. Процитируем ее программу: «Создание нашей партии - итог многолетней политической борьбы за укрепление российской государственности, за построение общества, в котором чтят традиции, гордятся историей.»

О какой же Великой России и уважении истории может идти речь с принципом «крови» наперевес?

Дед великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина был сыном Христины Матвеевны Шеберг и Осипа Абрамовича Ганнибала, который, в свою очередь, был сыном Абрама Петровича Ганнибала - арапа Петра Великого, по происхо

ждению эфиопа. Мать великого русского полководца Александра Васильевича Суворова - Авдотья (Евдокия) Федосеевна Суворова, в девичестве Манукова, - происходила из обрусевшего армянского рода. Великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский родился в семье польского дворянина Эдуарда Игнатьевича Циолковского и Марии Ивановны Юмашевой, имевшей татарские корни.

Отец русского актера, поэта и певца Владимира Высоцкого, Семен Высоцкий, был евреем. Мать русского философа Николая Александровича Бердяева происходила из рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери). Мать великого русского философа Павла Александровича Флоренского происходила из старого армянского рода.

Русская императрица Екатерина II (Екатерина Великая) родилась в семье прусского генерала Христиана Августа и Иоганны Елизаветы из Гольштейн-Готторпского семейства, и звали ее София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. В свою очередь, русская императрица Екатерина I, урожденная Екатерина Марта Самуиловна Скавронская, родилась в семье прибалтийского крестьянина. Русский император Александр III (Миротворец) считался «самым русским царем» и обладал исключительной силой - пальцами мог гнуть монеты и ломать подковы. Его мать императрица Мария Александровна - урожденная принцесса Мария Гессен-Дармштадтская. Мать русского императора Александра II, императрица Александра Федоровна, была урожденной принцессой Фридерикой Шарлоттой Вильгельминой, известной также как Шарлотта Прусская. Мать русского императора Петра II Алексеевича (последнего представителя прямой мужской линии дома Романовых) была урожденной принцессой Софией Шарлоттой Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

Великий русский мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен при рождении звался Fabian Gottlieb Thaddeus

von Bellingshausen, а адмирал Иван Федорович Крузенштерн - Иоганн Антон Крузенштерн. Будущий фельдмаршал русской армии Михаил Богданович (Михаил Андреас) Барклай-де- Толли родился 13 декабря 1761 года в поместье Памушисе в Лифляндии. Отец его, Вейнгольд Готтард Барклай-де-Толли, происходил из древнего шотландского рода Барклаев (Беркли), представители которого в XVII веке эмигрировали в Ригу. Отец П.И. Пестеля, одного из руководителей декабристского движения, И.Б. Пестель (генерал-губернатор Сибири в 1806-1821 гг.), был сыном уроженца Саксонии, переселившимся в Россию. Великий русский художник Федор Антонович Бруни родился в Италии в семье швейцарского итальянца художника и реставратора Антонио Бруни и при рождении имел имя Фиделио.

Нерусские по крови и национальности, но русские по духу люди стали неотъемлемой частью российского государства, укрепили и обогатили его. Такие fake-структуры, как ДПНИ, призывающие к этническому уединению русских, прежде всего выступают против многовековой истории русского народа и в конечном итоге - против Великой России. ДПНИ и незарегистрированная партия «Великая Россия» представляют собой яркий пример выполнения fake-принципа: название имеют одно, выступают от имени других, подразумевают под этим третье, действуют исходя из интересов четвертых, нередко лишь самих себя.

Что же предлагает ДПНИ в качестве программы своих действий? Чтобы понять это, опять воспользуемся описанием целей и задач ДПНИ, которые размещены на их официальном сайте. Например, «создать в каждом регионе. мобильные добровольные отряды. по борьбе с нелегальной иммиграцией. В местных бюджетах предусмотреть необходимую сумму для обеспечения деятельности этих структур».

Желание создавать разветвленные структуры, да еще и получать государственное финансирование понятно. Остальное не только сомнительно, но даже просто непонятно. «Отряды по борьбе» - какой борьбе, какими методами? Члены ДПНИ хотят стать добровольными помощниками милиции, которые идут к участковому при виде работающих на стройках таджиков? Так этому никто и не препятствует, правда, и действенность этого метода «борьбы» сомнительна. «Эскадронами смерти», как в латиноамериканских странах для борьбы с левым движением? Тогда что они будут делать? Насильно везти, например, молдаван в Молдавию? Призывать их к сознательности? Убивать? Любой разумный человек скажет - абсурд или криминал.

Еще один элемент программы ДПНИ: «Ввести обязательные экзамены по государственному языку, истории и традициям России для лиц, въехавших на территорию страны с января 1991 года на постоянное проживание, постоянную или временную работу». У кого проверять - у всех въехавших? В том числе у русских? Для сведения: только за 1990-2000 годы в Россию из стран СНГ въехало более трех миллионов русских. Существенная часть из них родились не на территории РФ, но являются русскими не только по культуре и языку, но и с этнической точки зрения. У них проверять знание традиций? Или у всех более чем восьми миллионов въехавших? Кто будет проверять знание российских традиций и за чей счет? Сотрудники линейных отделов милиции? Их результативность в проверке документов и регистрации хорошо известна. Добровольные отряды ДПНИ? Достаточно посмотреть на участников их мероприятий, чтобы усомниться в их знании и истории, и традиций России. Какое знание истории России может быть у таджикского дворника, приехавшего «подкалымить» на пару лет в Москву? Кем его заменить? Членами ДПНИ? Так ведь не пойдут.

Процитируем еще несколько программ ДПНИ: «Запретить назначение на ответственные должности (государственная, муниципальная администрация и структурные подразделения силовых ведомств) лиц, проживающих в России менее 15 лет». А высококвалифицированные управленцы, военные, всю жизнь прослужившие по разным республикам и приехавшие после 1991 года? А получившие гражданство РФ? Таким образом, надо ограничить и права русских, приехавших после 1991 года? Применить эстонский вариант, в котором больше сотни тысяч приехавших после 1940 года, в большинстве своем русских, лишены элементарных прав? Применить его в самой России и для русских же людей? Абсурд.

Другое предложение ДПНИ: «Организовать жесткую систему контроля за лицами, еще не получившими гражданства. В случае совершения ими преступления или правонарушения немедленно, в течение 3 суток, депортировать».

Зачем депортировать? За тяжкие преступления? Так за них сажать надо. За переход улицы в неположенном месте? Опять абсурд.

В программу ДПНИ также входит: «Смягчить наказания для граждан России, слишком активно выступивших против преступлений нелегальных иммигрантов и неволей нарушивших нынешнее российское законодательство».

Что значит «слишком активно» выступивших? В прессе? На кухне? На площади? Если «смягчить наказание», то имело место нарушение закона. «Неволей нарушивших» какие именно статьи российского законодательства? Организация массовых беспорядков? Убийство? Грабеж? Опять криминал или абсурд. К тому же при чем тогда здесь «.мы (ДПНИ) провозглашаем лозунг “За Закон и Порядок!”»?

Еще один элемент программы ДПНИ: «Проверить обстоятельства приобретения квартир, собственности в России гражданами - выходцами из стран бывшего СССР». У более чем восьми миллионов человек - выходцев из стран бывшего СССР, в том числе этнических русских, которые потенциально могли приобрести квартиры? Сколько это может стоить? Какие обстоятельства проверять? Что потом с этим делать? Отнять? По какому закону? Заставить без законного обоснования продать? Опять абсурд или криминал.

Как легко может увидеть читатель, применительно к ДПНИ fake-принцип также выполняется в полном объеме: носят одно название, выступают от имени других, подразумевают под этим третье, а действуют исходя из интересов четвертых.

Интересно отметить, что в последнее время наблюдается явная согласованность и даже «братская помощь» друг другу со стороны, казалось бы, противоположных сил: тех, кто критикует власть за отсутствие ограничений деятельности выходцев с Кавказа и иммигрантов; тех, кто критикует власть за «поддержку ксенофобии» с помощью недостаточной борьбы с упомянутыми в первом пункте.

При этом вторые начинают помогать первым, критикуя власть под лозунгом ее «неправомерного антиэкстремизма» и «противозаконной политической цензуры» за ее активность по блокированию первых сил. В какой-то степени было бы понятно, если бы «неправомерный антиэкстремизм» использовался для критики «особого усердия» властей по отношению к либеральным и ориентированным на западные ценности СПС, «Яблоку», даже ОГФ и НДС.

Однако в последнее время это «идеологическое прикрытие» осуществляется именно по отношению к ДПНИ. Эта fake-структура в сознании псевдоправозащитников и псевдолибералов из фашистов перешла в разряд «инакомыслящих групп». Эта парадоксальная активность по «прикрытию» ДПНИ получила идеологическое оформление в виде термина «неправомерный антиэкстремизм», что в определении fake-структуры правозащитной направленности, например центра «Сова», означает «действия государства и общественных групп, предпринимаемые в рамках противодействия агрессивному национализму, но фактически направленные преимущественно на неправомерное ограничение гражданских свобод или даже прямо попирающие гражданские свободы».

Процитируем пару новостей от этой fake-структуры: «“Мемориал” распространил заявление о “множественных нарушениях закона” работниками милиции и прокуратуры в ходе пресечения действий представителей Союза национального возрождения во время “Русского марша” в Сыктывкаре. Сотрудниками правоохранительных органов было произведено изъятие листовок, которые участники акции планировали раздавать прохожим. Методы, которые использовали власти Республики Коми, ведут к отказу от культуры диалога с представителями инакомыслящих групп»./>

Или еще: «Отменены политические дебаты между членом Общественной палаты РФ политологом Сергеем Марковым и лидером ДПНИ Александром Беловым. Дебаты не состоялись из-за административного вмешательства со стороны власти. Организаторы дебатов расценивают такие действия власти как противозаконную политическую цензуру».

Пример поведения известной воинствующей журналистки Е. Альбац, активно участвующей в деятельности целого ряда fake-структур, также показывает готовность российских fake- структур взаимодействовать с любыми аналогичными структурами вне зависимости от своих предыдущих или нынешних взглядов.

В передаче радио «Свобода» от 23 ноября 2005 года на вопрос ведущего: «А по каким признакам вы считали марш 4 ноября. фашистским?» - она отвечает: «Собственно, ключевым участником этого марша была организация, которая против нелегальной иммиграции. На этом шествии 4 ноября большая группа людей поднимала правую руку в фашистском приветствии. Более того, один из организаторов, господин Белов... предложил собравшимся. поднять правую руку, вскинуть правую руку». Разве из этого не следует, что журналистка считает ДПНИ фашистской организацией?

В передаче «Эха Москвы» в ноябре 2005 года на вопрос: «Почему не пригласили в эфир этих фашистов?» - журналистка отвечает: «Мы не пригласили фашистов, потому что на “Эхе Москвы” пропаганда фашизма запрещена». Однако в передаче на «Эхе Москвы» от 5 ноября 2006 года участвует лидер ДПНИ, персонально приглашенный борцом с фашизмом Е. Альбац. Этот же человек ранее публично назван ею фашистом.

В рамки fake-логики хорошо укладывается и интервью Е. Альбац в газете Christian Science Monitor (США) 23 января 2006 года: «Все больше и больше мы видим, что идеи русского

шовинизма и антисемитизма выражаются открыто, даже в крупных газетах, и это является общепринятым». Внутри страны Е. Альбац помогает «раскручиваться» лидерам ДПНИ, проповедующим принцип «крови», а вне страны всячески критикует средства массовой информации, занимающиеся их рекламой.

Совсем недавно Е. Альбац была подвергнута критике в журналистском сообществе за некорректное поведение в эфире по отношению к молодой журналистке А. Арутюнян. По сравнению с ней лидер ДПНИ получает более чем радушный прием. Однако только по законам fake-логики можно одновременно:

а)              считать ДПНИ фашистской организацией; б) считать, что «Эхо Москвы» не ведет пропаганду фашизма, в частности не приглашает ДПНИ в эфир; в) предоставлять ДПНИ трибуну на «Эхе Москвы».

<< | >>
Источник: Максим Григорьев. Fake-структуры: призраки российской политики. 2007

Еще по теме Глава IV FAKE-СТРУКТУРЫ сектантской И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ:

  1. Глава IV FAKE-СТРУКТУРЫ сектантской И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ